Методика изучения орфографии в школе. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методика изучения орфографии в школе.

2017-11-16 341
Методика изучения орфографии в школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика орфографии - это раздел методики препода­вания русского языка, в котором описывается процесс формиро­вания у учащихся орфографических умений и навыков. Методика орфографии начала складываться еще в XVIII в. В на­стоящее время она является разветвленной научно-методической дисциплиной, обладающей своими целями, содержанием, предпо­сылками, принципами и методами обучения и контроля. В ее ста­новлении принимали участие кроме видных ученых-методистов и учителей русского языка известные русские лингвисты И.А.Бо- дуэн де Куртенэ, В.А.Богородицкий, А.И.Томсон, Я.К.Грот, Р.Ф.Брандт, С.П.Обнорский, Д.Н.Ушаков, А.Б.Шапиро, А.И.Гвоздев, Л.В.Щерба и другие.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ И ЕЕ МЕСТО В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА Следует различать основную и частные цели обучения орфо­графии в школе. Основная цель обучения школьников - формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с при­нятыми правилами правописания. Существует два уровня овладения орфографической грамотно­стью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Аб­солютная орфографическая грамотность - это уме­ние пользоваться всеми действующими в настоящее время прави­лами, а также умение безошибочно писать все слова с непрове­ряемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность - это умение писать слова в соответст­вии с изученными в школе орфографическими правилами, вклю­чая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по оп­ределенному списку. В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографи­ческую грамотность выпускников, во-первых, потому, что уча­щиеся усваивают лишь часть всех орфографических правил, во- вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание кото­рых не регулируется правилами.

Для достижения относительной орфографической грамотности необходимо реализовать сле­дующие частные учебные цели: - познакомить школьников с основными орфографическими понятиями; - сформировать у учащихся орфографические умения на осно­ве этих понятий; - научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; -сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем; - создать необходимые условия (предпосылки) обучения школь­ников орфографии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ. В содержание работы по орфографии в школе входят орфо­графические знания, орфографические правила, орфографические умения и навыки. Орфографические знания. Орфографические знания складыва­ются из понятий и фактов. Понятия отражают множество одно­ родных фактов правописания. Например, понятие дефис - это графический знак в виде коротенькой горизонтальной черточки, используемой для передачи полуслитных написаний в словах ме­жду морфемами или между словами. Орфографические понятия описывают систему пра­вописания. В школе они делятся на две группы: на понятия, усваиваемые школьниками, и на понятия, на которые учитель опи­рается, организуя учебный процесс. В первую группу входят: написание, орфограмма, неорфограм­ма, ошибка, буквенная орфограмма (или орфограмма-буква), небу­ квенная орфограмма, дефис (или орфограмма-дефис), слитное на­ писание, раздельное написание (или орфограмма-пробел), черточка при переносе (или орфограмма-черточка), вид орфограммы, прове­ряемая орфограмма, непроверяемая орфограмма, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм, орфографи­ ческое правило, орфографический словарь. Центральными среди них являются: орфограмма, ошибка, орфографическое правило, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфо­грамм. Ведущая роль этих понятий определяется тем, что в них за­ключена как суть самой орфографии (орфограмма и орфографиче­ское правило), так и основа методического подхода к обучению школьников орфографии (условия выбора орфограмм и опознава­тельные признаки орфограмм).

В программу для V класса включены два понятия: орфограмма и орфографический словарь. В учебниках (в материалах для наблюдений, в заданиях к упражнени­ям) используются следующие понятия: орфограмма-буква, орфо­грамма-пробел, слитное написание, раздельное написание, де­фис, вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма (или непроверяемое написание), условия выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм. Остальные понятия: написание, неорфограмма, орфографическая ошибка, буквенная орфограмма, небуквенная орфограмма, черточка при переносе - используются учителем в учебном процессе главным образом в работе по выяснению сущности орфографического пра­ вила. Одни орфографические понятия, используемые в школе, явля­ются лингвистическими (орфограмма, неорфограмма, орфогра­фическое правило), другие - психологическими (актуальная и не­ актуальная орфограмма) и методическими (условия выбора орфограмм, опознавательные признаки орфограмм и др.).

Орфографический факт - это отдельное языковое явление, правописание которого запоминается учеником «в лицо», а также языковое явление, с помощью которого обосновывается то или иное написание в слове. Орфографическими фактами явля­ются и слова с непроверяемыми орфограммами. Орфографическими фактами являются также отдельные мор­ фемы, орфограммы, которые изучаются в школе, например при­ ставки на з и с, пре- и при-, не- и ни-; суффиксы -ек (-ик), -ок {-ек); корни -кос- (-кас-), -гор- (-гар-) и др.; отдельные служебные слова, например союзы чтобы, также, частицы -ка, -то. Учащиеся должны помнить эти орфографические факты «в лицо». Орфографические факты этого типа включаются в программу. Они являются частью содержания обучения школьников орфо­графии. Орфографические правила. Орфограммы - реальные явления письменной формы языка - имеют свои названия, в которых от­ражается правописная норма и ее место в слове. Например, в сло­вах шёпот и шорох буквы ё и о в корнях есть орфограммы. Назы­вается эта орфограмма так: «Буквы ё и о в корне слова после ши­пящих». Названия видов орфограмм выполняют в учебном процессе две функции: помимо своего прямого назначения они одновременно являются и заглавиями орфографических правил. В школьную программу по русскому языку в качестве содержания обучения включаются названия видов орфограмм; в учебниках для учащихся они представлены в виде заголовков орфографических пара­графов и в формулировках заданий к упражнениям.

По структуре орфографические правила состоят из одной или из двух частей. Связано это с наличием в орфографической норме вариантов орфограммы, исключений или и того и другого вместе. Примеры таких правил: «Не пишется с глаголами раздельно. Ис­ключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не»; «Не с существительными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражени­ем»; «Не с существительными пишется раздельно, если в предло­жении есть противопоставление с союзом а». Орфографические умения и навыки. Умения и навыки - это ин­теллектуально-моторные действия учащихся. В работе по орфо­графии они проявляются в выборе детьми орфограмм и в фикса­ции их в письменном слове.

В школе формируются следующие виды орфографических уме­ний и навыков: - нахождение в словах орфограмм; - написание слов с изученными видами орфограмм, в том чис­ле слов с непроверяемыми написаниями; - обоснование орфограмм; - нахождение и исправление орфографических ошибок.

 

 

Морфемика. Словообразование.

(Шанский Н.М., Лекант)


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.