Формирование юрфака Моск. Унив. Во второй половине 18 века. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Формирование юрфака Моск. Унив. Во второй половине 18 века.

2017-11-15 479
Формирование юрфака Моск. Унив. Во второй половине 18 века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вторая половина 18 века - переходный период в развитии русской юриспруденции. Во все предыдущие эпохи она была исключительно прикладной: знание законов, умение их толковать - все это приобреталось непосредственно в процессе осуществления правосудия и при составлении различных бумаг. Носители этих знания, умений- приказные люди-докладчики, рассказчики (стряпчие), казначеи, дьяки, подьячие. Положение изменилось только во второй половине 18 века благодаря созданию Императорского Университета.

24 янв 1755 г - Именной указ Елизаветы Петровны. “Об учреждении Московского Университета и двух гимназий”, к нему приложен “Проект об учреждении Московского Университета”. Татьянин день – Татьяна – покровительница студентов – 25 января. Указ начинался с мотивов открытия Унив-та: чтобы возрастало полезное знание, ибо добро происходит от просвещенного знания.

В проекте предусматривалось создание МУ в составе трёх факультетов – философского, медицинского и юридического, однако философский был младшим (подготовительным).

На юрфаке предполагалось преподавание по трём направлениям:

· Право естественное, римское (имелась в виду история права).

· Российское право

· Праворегулирующие отношения между государством и государями.

 

С 1767 обучение 6 лет, 3 года на философском, 3 – право.

Указанная структура и учебная программа - в письме Ломоносова к Шувалову.

- по субботам д.б. общие собрания в присутствии директора Ун-та.

- профессора д. преподавать свою науку в соответствии с предписанной собранием программой

- лекции либо на русском, либо на латинском, в зав-ти от профессора.

- большие ваканции (каникулы) – с 18 дек -6 янв, 10 июня- 1 июля

- обучение 3 года

- зачисление по рез-там экзамена

Большую роль в создании МУ сыграли М.В.Ломоносов и П.И.Шувалов. Последний занимался учебными программами, у него дворянское происхождение. А у Мих. Васа – крестьянское. Они играли одинаковую роль, но название, видимо, было обусловлено происхождением Ломоносова.

Университет создан; нет ни преподавателей, ни студентов.

Здание У.- Аптекарский дом, располагавшийся у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Здание на Моховой – здание 18 века.

Официальное открытие У - 26 апреля 1755. У. мыслился как просветительский центр, кот. д.б. готовить национальных достойных людей. Подготовленные и обученные молодые люди д. стать пригодными для государственной службы и умножения славы отечества. Гл. роль д.б. играть Юрфак. На философский возлагалась вспомогательная функция. Сначала обучались на нем 3 года - логике, красноречию, метафизике, нравоучению, а потом приступали к изучению высших наук на Юрфаке или Медфаке.

Первые студенты - май 1755. Это учащиеся Заиконопасской академии (Славяно- греко-латинской). Петр Вениаминов и Семен Зыбелин, переведенные в ун-т по распоряжению Синода. Занятия начались 1 июня со вступительной лекции Поповского, ученика Ломоносова, о необходимости изучать философию. В сентябре-октябре численность студентов 30 чел-к, первый набор завершен. Однако Юрфак и Медфак не выделялись в качестве самостоятельных подразделений Ун-та.

Преподавание на юрфаке начинается с 1758 года. Ф.Г.Дильтей, по приглашению получает пост профессора. Читал лекции по естественному праву и истории, преподавал курсы естественного и народного права. Студентов мало (непонятно, что за образование; лекции были на немецком, профессор не знает ни русского языка, ни русского права). Со временем к нему перестали ходить студенты, поговаривают – запил. Его уволили. Он подал жалобу, и его восстановили, ибо за три месяца до увольнения он не был предупреждён (как надо). Заработал сразу как часы. Читал прекрасные лекции по российскому вексельному праву, испытывал трудности с добычей нормативно-правовых актов.

Профессор К.Г.Лангер – второй профессор, тоже немец. Он не имел научной степени. Преподавал курс всеобщей юриспруденции. Несмотря на малое кол-во студентов, Конференция немедленно отчисляла тех, кто не успевает. Например, в 1765 г. было 5 студентов, позднее, двое их них были отчислены. В июне 1767 г. в Москву возвратились из Шотландии посланные в Глазговский университет на учебу в 1761 г. Семен Ефимович Десницкий и Иван Андреевич Третьяков: слушали лекционный курс Адама Смита по нравственной философии, лекции по цивильному (римскому) праву, а также по публичному и частному шотландскому праву профессора Джона Миллара, получили в Глазговском университете степени магистра свободных наук и доктора права. После того как Десницкий и Третьяков подтвердили свои докторские степени, было принято решение о допуске их к преподаванию на юридическом факультете Московского университета. Появление в числе преподавателей У. выпускником Ун-та означало завершение формирование Ун-та.Темой лекционного курса Десницкого стало римское право по Институциям Юстиниана. Чтение лекций на русском языке в Московском университете началось 15 января 1768. В 1770 году примечательное событие: полный курс обучения прошли двое студентов: Артемьев и Борзов. Все, кто учился до них, не заканчивали полный курс обучения по разным причинам. Они держали экзамен перед Дильтеем, Лангером, Десницким и Третьяковым. Успешно.

 

15. МГУ. Юридический факультет по Уставу 1804 г.

5 ноября 1804 г. император Александр I подписал утвердительные грамоты и Уставы для императорских университетов в Москве, Харькове и Казани. Юридический факультет включен в отделение нравственных и политических наук. В преамбуле к Уставу Московского университета – самого старого из трёх – шла речь о даровании этому университету «новых прав и преимуществ, более сообразных с просвещением текущего времени». Университет, по Уставу, - это «сословия учёных мужей, находящихся под опекой императора или же «высшее учебное сословие, для преподавания наук учреждённое для приготовления юношества для вступления в различные звания государственной службы». Преподаваемые науки разделялись на «общие» и «особенные» (для конкретных профессий). Университет находился под начальством Министра народного просвещения. МИУ имел собственное правление и в отношении к присутственным местам приравнивалась к коллегиям. Определялись и учёные степени, которые можно было приобрести в Университете: кандидат, магистр или доктор. Университет имел собственную расправу над сотрудниками и членами их семей, студентами. Тяжбы разбирались в Правлении университета, аппеляционной инстанцией для которого стал сам Правительствующий Сенат. В МИУ гарантировалась свобода научного и художественного творчества, т.е. в университете создавалась собственный орган цензуры.

Ординарный профессор Университета получал чин, соответствующий седьмому классу в Табеле о рангах; экстраординарный профессор, адъюнкт и доктор наук – в 8 класс, магистры – в 9. Ректору сразу же присваивался чин 5 класса. Профессора, проработавшие 25 лет в Университете, получали звание «заслуженного» и получали пенсию в размере своего доклада.

Устав придавал Университету характер самоуправленческой организации. Профессора МИУ составляли Совет или Общее собрание, действовавшие под председательством ректора, в качестве высшей инстанции по делам учебным и судебным. Предусматривалось создание собственного Правления: председатель – ректор, а члены – деканы факультетов и «непременного заседателя», выбиравшийся из ординарных профессоров – фактический омбудсмен.

При разборе споров надзор за законностью осуществляло должностное лицо – «синдик» (им мог быть только преподаватель юридических наук).

Ректор Университета избирался ежегодно Общим собранием из ординарных профессоров и представляется «Главным училищ правления чрез Министра народного просвещения». Ректор мог давать распоряжения и выносить решения без права апелляции по: 1) по искам с суммой менее 15 руб.; 2) по поступкам с санкцией не более 3 дней ограничения свободы. Апелляционной инстанцией считалось Правление (иск – до 50 рублей, 14 дней заключения под стражу), а для него – Университетский Совет (500 руб.; пени – не больше 100 руб.; преступления под юрисдикцией Университета.

Преподавались уголовный и гражданский процессы, отрасли права (уголовное, гражданское и т.д.), иностранное право (право Древнего Рима, других ведущих стран), история дипломатии, международное право, богословские и философские науки, всеобщая история, естественное право. Допускалось установление факультативных занятий.

Перечень учебных дисциплин утверждал Сенат. По Уставу вводились «казённые студенты» (бюджетники), успешно сдавшие экзамены студенты, обучение которых оплачивало государство.

 

16. МГУ. Развитие юридического факультета Московского императорского университета во второй трети XIX в. «Общий устав императорских российских университетов» 1835 г.

Восстановление факультета по Уставу 1835г., 7 кафедр.

26 июля 1835 г. Николай 1 утвердил Общий устав императорских российских университетов. Руководство ими осуществлял министр народного просвещения через попечителей соответствующих учебных округов. Внутри университета управляющие функции принадлежали совету (ректор и все профессора) и правлению (ректор, деканы факультетов и синдик - начальник канцелярии).

Согласно уставу 1835 г. в университетах полагалось три факультета: философский, юридический и медицинский. Однако допускались и изменения в составе факультетов в зависимости от местных условий. Например, в Петербургском университете отсутствовал медицинский факультет, а в Дерптском университете был богословский факультет. На философских факультетах предусматривались два отделения.

Большой популярностью у студентов пользовался юридический факультет. Статья 12 г.представляла основные контуры учебной программы на юр.факультете:

За 4 года студенты должны были изучить:

1. энциклопедию или общее обозрение законоведения, российские государственные законы, т. е. законы основные, законы о состояниях и государственных учреждениях:

2. римское законодательство и историю оного;

3. гражданские законы, общие, особенные и местные;

4. законы благоустройства и благочиния;

5. законы о государственных повинностях и финансах;

6. законы полицейские и уголовные;

7. начала общенародного правоведения

8. факультатив по Богословию.

Теперь министр народного просвещения имел право корректировать учебные планы – государство старалось усилить своё влияние на вузы. Этот Устав не содержал определении цели деятельности Университета, но главной задачей всё же оставалась подготовка специалистов для работы в гос. органах. Поэтому весь курс для студентов-юристов делился на две части:

· отрасли права, составляющие основу внутригосударственного распорядка

· предметы, воспитывающие государственное сознание.

Преподавание естественного права как самостоятельной дисциплины прекращалось, оно вошло в курс «начала народного правоведения». Утверждался исторический метод изучения права в юридическом образовании и в научной юриспруденции России. Начало ему положил Фишер статьей «О новейшем естественном праве», в которой доказывал, что главный инструмент изучения права – история права.

Появился новый предмет: «энциклопедия, или общее обозрение системы законоведения». Неволин понимал это как: совокупность основных знаний по теории закона, истории философии законодательства, истории положительных законодательств и истории законоведения.

Повышение роли фундаментальных наук в университетском образовании (в первую очередь – истории и теории права) были направлены на подготовку будущих законодателей и систематизаторов законодательства (эти процессы достаточно быстро развивались при Николае I).

Университет составлялся из определённого числа факультетов (полагались философский, юридический, медицинский), Совета (ординарные и экстраординарные профессора под председательством ректора) и Правления. Судебные полномочия у университетов были изъяты. Ректор избирался из ординарных профессоров на 4 года. Профессоры и адъюнкты назначались Советом. Синдик назначался Попечителем и утверждался министром. В передвижении по Табели о рангах теперь произошли изменения: ректор – 5 класс, ординарные профессора – 7, экстраординарные и доктора наук – 8, магистр – 9, кандидат – 10 класс, окончившие университет получали 12 классный чин.

Юрфак несамостоятелен, орг. и тех. вопросы - на уровне У.

Профессорско-преподавательский состав университетов представляли ординарные и экстраординарные профессора, адъюнкты, лектора иностранных языков, учителя музыки, танцев, фехтования и верховой езды. Штаты профессорско-преподавательского состава определялись в зависимости от числа студентов и периодически пересматривались. Удельный вес ординарных профессоров составлял около половины всего штатного состава преподавателей.

Во главе совета университета стоял ректор, который избирался тайным голосованием. Избирались также и деканы факультетов сроком на 4 годы. Решения совета университета считались правомочными, если на заседаниях присутствовало не менее двух третей его состава. Все вопросы повестки дня заседания совета принимались большинством голосов присутствовавших членов. Высокие требования предъявлялись к профессорско-преподавательскому составу российских университетов. По уставу 1835 г. на должность ординарного или экстраординарного профессора мог претендовать только доктор наук по профилю соответствующего факультета. Чтобы стать адъюнктом кафедры, претендент должен был обладать как минимум ученой степенью магистра по профильной отрасли знаний. От учителя университета требовалось наличие высшего образования.

Если ученый желал участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности профессора, он обязан был прочитать три пробные лекции в присутствии ректора университета и декана соответствующего факультета. После успешного прохождения конкурса профессора, адъюнкты и почетные члены университета утверждались в этих званиях министром народного просвещения. Кроме того министр имел право своим решением назначать известных ученых и специалистов на вакантные должности профессоров и адъюнктов без проведения конкурса.

Профессор мог заведовать в университете только одной кафедрой и по разрешению министра народного просвещения ему разрешалось совмещать работу на-второй. Основной обязанностью профессора было чтение лекций студентам в объеме не менее восьми часов в неделю. За пропуски плановых занятий без законных оснований из окладов профессоров, адъюнктов и учителей удерживались соответствующие денежные средства, которые передавались на нужды университета.

Устав 1835 г. установил четкие правила поступления в университеты России.

 

Программа преподавания юрид наук по Университетским уставам 1863 и 1884 годов.

Система подготовки научно-педагогических кадров российских университетов сформировалась окончательно во второй половине ХIХ века.

1863

Окончательное формирование структуры факультета по уставу 1863г., 13 кафедр, 11 ординарных и 4 экстраординарных профессора.

По Уставу 1863 года количество лекций, читаемых профессорами, не регламентировалось, в отличие от Устава 1835 года. В соответствии с последним каждый профессор должен был преподавать не менее восьми часов в неделю. Штатные профессора читали столько часов лекций в неделю, сколько назначит им факультет на основании представленных ими соображений. В результате университеты получили возможность увеличивать штат преподавателей на 67 процентов.

Университеты в соответствии с Уставом 1863 года имели собственные типографии и книжные лавки, могли издавать периодические труды, иметь собственную цензуру для тезисов и других научных изданий. Кроме того, университетам с разрешения министра народного просвещения предоставлялось право учреждать ученые общества для усовершенствования какой-либо определенной части наук.

Новые тенденции в развитии юридического образования и юриспруденции в России отразил новый Общий устав императорских российских университетов, утвержденный 18 июня 1863 г. именным указом императора Александра II (далее — Общий университетский устав 1863 г.). Общий университетский устав был введен в действие в университетах: Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Казанском и Св. Владимира в Киеве.

Параграф 1 Общего университетского устава 1863 г. определял, что «каждый университет состоит из факультетов как составных частей одного целого».

Параграф 2 устанавливал, что «факультеты, входящие в состав университетов, суть: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский» (в Санкт-Петербургском университете полагался факультет восточных языков, но не предусматривался медицинский факультет).

Согласно § 15 Общего университетского устава 1863 г. на юридических факультетах учреждались следующие кафедры при тринадцати профессорах и шести доцентах:

1) Энциклопедия права:а) Энциклопедия юридических и политических наук.б) История философии права.

2) История важнейших иностранных законодательств древних и новых. 3) История Русского права. 4) История Славянских законодательств.

5) Римское право: а) История Римского права.б) Догматика римского гражданского права. в) Византийское право.

6) Государственное право:

а) Теория государственного права.

б) Государственное право важнейших иностранных государств.

в) Русское Государственное право.

7) Гражданское право и гражданское судоустройство и судопроизводство.

8) Уголовное право и уголовное судоустройство и судопроизводство.

9) Полицейское право:

а) Учение о безопасности (законы благочиния).

б) Учение о благосостоянии (законы благоустройства).

10) Финансовое право:

а) Теория Финансов.

б) Русское Финансовое право.

11) Международное право.

12) Политическая экономия и статистика.

13) Церковное законоведение»

18 апреля 1868 г. Совет юридического факультета, обсудив «современные требования от преподавания юридических наук», признал, что для преподавания собственно юридических наук не хватает кафедр. В связи с этим было принято решение обратиться к Совету университета с ходатайством об открытии «на первый раз особой кафедры, хоть для гражданского судопроизводства».

18 июня того же года Министерство народного просвещения удовлетворило ходатайство Совета Московского университета о разделении кафедры гражданского права и гражданского судоустройства и судопроизводства на две отдельные кафедры. Таким же образом была разделена и кафедра уголовного права и уголовного судоустройства и судопроизводства.

Помимо предметов, указанных § 15 Общего университетского устава 1863 г., на юридическом факультете Московского университета в период с 60-х до начала 80-х годов XIX в. преподавались: древняя римская история, римские древности, новая европейская история, всеобщая история, русская история, логика, богословие, судебная медицина, языки латинский и немецкий (или французский).

1884

Новый этап в истории юридического факультета Московского университета и в развитии российского юридического образования в целом начался после введения в действие в Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Казанском, Св. Владимира (в Киеве) и в Новороссийском (в Одессе) университетах нового Общего устава императорских российских университетов, утвержденного 23 августа 1884 г. императором Александром III.

Параграф 57 Общего университетского устава 1884 г. предписывал иметь на юридическом факультете следующие кафедры:

1) римского права;

2) гражданского права и гражданского судопроизводства;

3) торгового права и торгового судопроизводства;

4) уголовного права и уголовного судопроизводства;

5) истории русского права;

6) государственного права;

7) международного права;

8) полицейского права;

9) финансового права;

10) церковного права;

11) политической экономии и статистики;

12) энциклопедии права и истории философии права».

Согласно § 60 Общего университетского устава 1884 г. на юридическом факультете должны было преподавать 11 ординарных и 4 экстраординарных профессора.

Сравнение приведенного перечня кафедр со списком кафедр юридического факультета по Общему университетскому уставу 1863 г. показывает, что новый устав внес в программу преподавания юридических наук некоторые изменения. Так, в Общем университетском уставе 1884 г. не были предусмотрены указанные в прежнем уставе кафедры «истории важнейших иностранных законодательств древних и новых» и «истории славянских законодательств». Зато появилась кафедра «торгового права и торгового судопроизводства». Следует, правда, учесть, что кафедра истории славянских законодательств после принятия Общего университетского устава 1863 г. в Московском университете никем замещалась, и соответственно данный предмет не преподавался.

Что же касается кафедры «истории важнейших иностранных законодательств древних и новых», то, хотя по новому уставу (в отличие от прежнего) она не предусматривалась, предмет под таким названием продолжал преподаваться на юридическом факультете Московского университета. Об этом свидетельствуют расписания лекций. Так, в 1885/1886 учебном году данный курс вел ординарный профессор М. М. Ковалевский. Он же читал лекции по истории государственного права (государственное устройство и управление, история местного управления во Франции, Англии и Германии), а также вел практические занятия по этому предмету, которые, правда, не считались обязательными для студентов. Кроме того, экстраординарный профессор Г. Е. Колоколов преподавал студентам в рамках курса уголовного судоустройства «историю уголовно-судебного права у важнейших европейских народов». Приват-доцент А. К. Вульферт сообщал студентам в курсе русского уголовного процесса сведения об аналогичных нормах и процедурах в западноевропейском уголовно-процессуальном законодательстве. Наконец, в рамках кафедры римского права студентам читались в течение первого года обучения лекции по истории римского права.

Помимо юридических наук будущим юристам после принятия Общего университетского устава 1884 г. преподавались, как и прежде, древняя римская история, римские древности, новая европейская история, всеобщая история, русская история, логика, богословие, судебная медицина, древние и современные иностранные языки.

Количество учащихся на юридическом факультете постоянно росло. Так, если в 1884 г. здесь обучалось на всех четырех курсах 844 студента, то в 1891 г. их было уже 1288, в 1893-м — 1569, в 1895-м — 1578, в 1898-м — 1741, в 1907-м — 3369 (во всем Московском университете в 1907 г. числился 8301 студент). В 1909 г. юридический факультет имел 3634 студента, в 1910-м — 3906. И только в годы Первой мировой войны численность учащихся на юридическом факультете по вполне понятным причинам снизилась. В 1917 г. в Московском университете было 6888 студентов, 2126 человек из них обучались на юридическом факультете.

Расписание занятий на юридическом факультете в 1885/1886 академическом году показывает следующее:

Историю римского права преподавал ординарный профессор Н. П. Боголепов, занимавший одновременно пост ректора университета.

 

18. Юридический факультет МГУ в советский период

Сразу после 17 окт коренных изменений не было. В 1919 г большевики осознали, что юрфак-идеологический фак-т, было принято решение его закрыть (почти все профессора были кадетами-массонами). Вместо юрид фак-та – фак-т общественных наук. 1922 – «Философский пароход».

1925 НЭП.Ленин понимал,что социал.экономика не выдержит и пошёл на ряд уступок. Факультет советского права открывается в Моск.ун-те. При ВЦИКт1931-Инст советского строительства. Конституционное право называлось государственным.

В 1935 г.создан Московский юридический институт при Норкомюст РСФСР.

Долгое время, до 1942 юрфака не было. Война стала катилизатором. Сталин многое осознаёт (например в 1944 встреча со священниками) Восстановлен университет в эвакуации, в ужасных условиях. В 1942 г. он окончательно восстановлен в эвакуации. (. 1954 - слияние юрфака МГУ с юрид инст.

В ужасных условиях, голоде выросла плеяда юридических звёзд-Лейст,Чистяков,Тункин.

Появилась кафедра финан.права – Хоминушко; преприним.права – Губин; коммерческое право – Пугинский.

 

19. Юридическое образование в современной РФ

МГУ. Сегодня юридический факультет, один из трех старейших факультетов Московского университета, — это ведущее учебное и научное юридическое заведение России.

Преподавание ведут 61 профессор, доктор юридических наук, 108 доцентов, кандидатов юридических наук. Для чтения отдельных курсов привлекаются известные ученые и практические работники научных и государственных учреждений.

Декан факультета — доктор юридических наук, профессор Александр Константинович Голиченков.

В составе факультета работают 16 кафедр:

· административного права

· гражданского права

· гражданского процесса

· иностранных языков

· истории государства и права

· коммерческого права и основ правоведения

· конституционного права

· криминалистики международного права предпринимательского права

· теории государства и права и политологии

· трудового права

· уголовного права уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора

· финансового права

· экологического и земельного права (зав. кафедрой профессор А. К. Голиченков).

На юридическом факультете работают три лаборатории:

· лаборатория политологии;

· лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения;

· лаборатория правовой информатики и кибернетики.

В процессе обучения студенты изучают: теорию государства и права; историю политических и правовых учений; историю отечественного государства и права; историю государства и права зарубежных стран; конституционное право; административное право; муниципальное право; финансовое право; гражданское право; гражданский процесс; уголовное право; уголовный процесс; криминалистику; экологическое право; земельное право; трудовое право; международное право; государственное право; государственное право зарубежных стран; криминологию; прокурорский надзор; правовую кибернетику; предпринимательское право; коммерческое право; семейное право; другие правовые дисциплины. Также в программу входят латинский язык, иностранный язык, логика, социально-гуманитарные дисциплины.

В рамках специальности «юриспруденция» студенты проходят подготовку по трем специализациям: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой. Специализация начинается с 4 курса.

Срок обучения на факультете — 5 лет.

Выпускники юридического факультета работают в органах государственной власти и государственного управления, в судах, прокуратуре, адвокатуре, на государственных предприятиях, учреждениях и организациях, в коммерческих организациях, в учебных заведениях, продолжают учебу в аспирантуре.

Всего в РФ 1511 юрид вузов (как госуд, так и коммерческие).


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.