Классовая борьба - движущая сила развития общества — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Классовая борьба - движущая сила развития общества

2017-11-16 595
Классовая борьба - движущая сила развития общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Один из ключевых выводов марксизма-ленинизма гласит, что вся история человечества со времени разложения первобытнообщинного строя была историей борьбы классов. К.Маркс и Ф.Энгельс. В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия,- целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века - феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов - еще особые градации. Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат» (53). Из приведенного отрывка видно, что классовая борьба не является чьей-то субъективной прихотью или недоразумением. Источник ее составляет объективная противоположность положения различных классов в антагонистическом обществе и порожденная этой противоположностью несовместимость их коренных интересов, стремлений. Эксплуататорские классы желают увековечить свое господство над эксплуатируемыми, последние хотят освободиться от него, улучшить свою жизнь. В результате и возникает борьба. Причем история свидетельствует, что эксплуататорские классы добровольно от своих привилегий в пользу эксплуатируемых не откажутся никогда. Их нужно к этому принудить.

Отсюда, как отметил В.И.Ленин, из антагонистического общества нет и не может быть иного выхода, кроме классовой борьбы. В антагонистическом обществе классовая борьба заложена в его основе. Думать иначе могут только «социальные» попы и оппортунисты. Марксист же стоит на почве классовой борьбы, а не социального мира. Отрицание или прикрытие классовой борьбы есть худший вид лицемерия в политике, есть спекуляция на темноте неразвитых слоев народа (54). Борьба классов происходит постоянно, независимо от того, ведутся или нет открытые военные действия. Она не всегда нуждается в таких действиях и может иметь различные формы - мирные и немирные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Марксизм-ленинизм видит в классовой борьбе движущую силу исторического процесса, общественного развития (55). Это следует понимать в том смысле, что она вызывает в обществе изменения, освобождающие его от устаревшего, реакционного и способствующие утверждению прогрессивных форм жизни. Узловым пунктом и высшей точкой классовой борьбы является социальная революция - глубокий, качественный скачок в общественном развитии, знаменующий собой переход от одной общественно-экономической формации к другой. Так в свое время происходило движение человечества от первобытнообщинного строя к рабовладению, от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. К.Маркс назвал революции локомотивами истории (56). Они, резко двигая человечество вперед, открывали новые эпохи, выводили его на новые исторические горизонты. Особую роль в историческом прогрессе объективно призвана сыграть такая разновидность социальной революции, как социалистическая революция. Все иные революции, будучи для своего времени прогрессивными, к освобождению трудящихся от эксплуатации и угнетения не приводили. Они лишь заменяли одну форму эксплуатации другой. Задачу ликвидации всякой эксплуатации и всякого угнетения впервые решает социалистическая революция. Она поэтому составляет высший тип социальной революции. Ее цель в том, чтобы осуществить переход человечества от капитализма к социализму, кладущему начало становления коммунистической общественно-экономической формации. Социализм представляет собой уже неантагонистический, социально однородный общественный строй, где в перспективе классы должны исчезнуть. А значит, должна исчезнуть и классовая борьба. В нем, по словам К.Маркса, «...социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (57). Но до тех пор антагонистические, противостоящие друг другу классы неизбежно будут вести между собой борьбу, которая по-прежнему будет выступать могучим двигателям общественно-исторического развития.

67) Понятие «формы Классовая борьба» употребляется также в более узком смысле слова, совпадающем в понятии средств, методов Классовая борьба (стачки, демонстрации, бойкот выборов, парламентская борьба, вооруженное восстание и т. д.). Марксизм-ленинизм отвергает абсолютизацию тех или иных форм Классовая борьба В. И. Ленин подчеркивал, что партия пролетариата должна уметь владеть всеми формами Классовая борьба, применять те или иные формы в зависимости от исторической обстановки. «Успех борьбы рабочего класса за победу революции будет зависеть от того, насколько он и его партия овладеют всеми формами борьбы - мирными и немирными, парламентскими или непарламентскими - и будут готовы к самой быстрой и неожиданной смене одной формы борьбы другой. Экономическая борьба — это исторически наиболее ранняя форма борьбы рабочего класса против капиталистической эксплуатации. Цель экономической борьбы — добиться повышения заработной платы, лучших условий труда, сокращения рабочего дня, введения социального обеспечения, отпусков и т. д. Эти требования непосредственно не угрожают основам капиталистического строя, и в этом их ограниченность. Но было бы большой ошибкой на этом основании отвергать или недооценивать экономическую борьбу. Она доступна для понимания даже политически и идейно незрелых рабочих, которые нередко через нее втягиваются в общее русло классовой борьбы пролетариата.экономической борьбе рабочие приобретают опыт, растет их профессиональная солидарность; успех в этой борьбе способствует утверждению веры в свои силы.

Политическая борьба — главная форма борьбы рабочего класса. Любой класс может удовлетворить свои коренные экономические интересы, лишь овладев государственной властью, опираясь на ее силу. Пролетариат не составляет исключения. Он может ликвидировать частную собственность и преобразовать общество на социалистических началах лишь при условии завоевания политической власти. Именно поэтому враги марксизма всегда пытались отвлечь рабочий класс от борьбы за государственную власть. Буржуазные либералы, реформисты и ревизионисты, признавая на словах классовую борьбу, отрицают под разными предлогами главное в марксизме — идею социалистической революции и диктатуры пролетариата. В. И. Ленин называл эту идею душой марксизма, тем пробным камнем, на котором проверяется верность этому учению. Марксизм считает классовую борьбу вполне развитой тогда, когда она охватывает область политики и в политике берет самое существенное— устройство государственной власти.

Идеологическая борьба ведется за внесение научной, марксистско-ленинской идеологии в сознание рабочих, трудящихся масс, за преодоление влияния буржуазной идеологии. Социалистическое сознание придает рабочему движению осмысленный, целенаправленный характер. Рабочее движение стихийно не поднимается до социалистического сознания, Последнее возникает на почве научного обобщения и теоретического выражения основных противоречий капиталистического общества. Его вырабатывают представители интеллигенции, ставшие на позиции пролетариата, а вносит социалистическое сознание в рабочее движение марксистско-ленинская партия, которая и осуществляет соединение рабочего движения с социализмом.

68) СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ (от лат. stratum — слой и facio — делаю), социологическое понятие, обозначающее структуру об-ва и отдельных его слоев. Различают «одномерную стратификацию», когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и «многоизмеримую стратификацию», определяемую совокупностью признаков. Стратификация об-ва предполагает иерархию страт («высших», «средних», «низших» слоев). Концепция социальной стратификации тесно связана с концепцией «социальной мобильности», т. е. перемещения индивида внутри определенной страты или из одной страты в другую. Одним из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности является П. А. Сороки.

В западной социологии в отличие от материалистической социальной философии особое место занимает теория социальной стратификации, обозначающей систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества со своих особых позиций. Основным ключевым понятием теории социальной стратификации является понятие страта (от лат. - слой, пласт) как главного и конечного элемента социальной структуры. Измеряются и выделяются страты по различным критериям и признакам (занятость, доходы, бытовые условия, образование, религиозные убеждения и т.д.).

69) Профессионально-образовательная структура. Она характеризует общество с точки зрения профессиональных и образовательных параметров. Профессионально-образовательная структура общества образовалась позднее этнической структуры Общество приобретает профессионально-образовательную структуру лишь с окончательным утверждением трех великих общественных разделений труда, когда произошло отделение скотоводства от земледелия; ремесла, торговли от сельского хозяйства; труда умственного от труда физического.В том факте, что профессионально-образовательная структура рассматривается последней среди подструктур общества, есть своя внутренняя логика.
Во-первых, профессии и образование в строгом смысле слова появились позднее рода, племени, семьи, классов, в условиях уже послепервобытного общества. Разумеется, появились не из ничего, а их тех предпосылок, которые были уже наработаны нашими

первобытными предками: профессии - из выделения ремесел (гончарного, кузнечного и т.д.), торговли, обособления труда по управлению общинными делами и по осуществлению культурных функций; образование - из тех зачатков трудового обучения, которые обязательно присутствовали в воспитании первобытной молодежи. Общество приобретает профессионально-образовательную структуру лишь с окончательным утверждением трех великих общественных разделений труда - отделением скотоводства от земледелия, ремесла и торговли от сельского хозяйства, труда умственного от труда физического.
Во-вторых, в философской и социологической литературе нет однозначного решения вопроса о статусе интеллигенции - чрезвычайно важном компоненте в профессионально-образовательной структуре общества. В одних работах интеллигенция определяется как класс [1], в других - как слой или прослойка. В связи с этим попытки уточнения понятия "интеллигенция" могут быть плодотворными только в том случае, если само это понятие соотносится с уже известным читателю понятиями "класс" и "слой".
1 Было в истории российского революционного движения такое течение "махаевщина" (по имени его лидера В. К. Махайского), которое пыталось объявить интеллигенцию не просто классом, но даже классом паразитическим, живущим зa счет труда рабочих и готовящим "грядущее мировое господство интеллигенции"

Образование выступает как необходимый компонент воспроизводства общественного человека, его социализации. В связи с этим целесообразно сделать три замечания.
1. Процесс воспроизводства общественного человека носит комплексный и системный характер, включая в себя воспроизводство индивида как участника производства (собственника, производителя, потребителя), как гражданина, как семьянина, как природо-пользователя, как художника, то есть личность, способную воспринимать мир и воздействовать на него по законам красоты. Следовательно, образование, дабы эффективно реализовывать свою воспроизводственную функцию, тоже должно с необходимостью принимать комплексный и системный характер. И любой сбой в этом отношении, любой перекос в практике образования ведет к нарушению нормального процесса воспроизводства. Достаточно вспомнить многолетние дискуссионные виражи вокруг проблемы "физики или лирики?", завершившиеся такой махровой технизацией нашего среднего и в особенности высшего образования, которые сегодня требуют почти чрезвычайных мер для восстановления его гуманитарного компонента.
2. Процесс воспроизводства общественного человека усложняется от эпохи к эпохе. Речь идет не только об увеличении количества воспроизводственных сфер, но и о принципиальных изменениях механизма воспроизводства, который становится все более опосредованным. В результате - исторически менялось соотношение между школой повседневной жизни и школой как учебным заведением. Пока образование было менее значимо по сравнению с непосредственным наблюдением за практикой родителей, сверстников, соседей и возможностью, по сути дела, без особой предварительной подготовки включаться в эту практику, оно - образование оставалось на задворках общественной жизни. Но исподволь (а на некоторых этапах - и очень динамично) нарастал разрыв между поколениями не только в плане моральном и политическом, но и в плане производственно-профессиональном: научно-технический прогресс в корне меняет многие традиционные технологические процессы да плюс к тому порождает новые профессии, которые даже вчера еще обществу не могли присниться. От вступающих в самостоятельную жизнь в связи с этим начинает требоваться не только специальная профессиональная подготовка, но и грамотность и необходимый общекультурный уровень. Образование выходит на авансцену, видоизменяются цели образования и идеал образованности. XX век в этом отношении оказался переломным: еще в прошлом веке преобладала неграмотность (всеобщее начальное образование стало вводиться лишь в 80-х годах XIX века и только в развитых странах), сейчас же в мире грамотность составляет более 80 процентов.
3. По отношению к образованию в обществе, как правило, всегда существуют два "лагеря". С одной стороны, прогрессивная часть общества редко когда бывает удовлетворена существующей системой образования, с другой же стороны, не прекращают раздаваться голоса, если не о ненужности образования ("собрать все книги бы, да сжечь"), то, по крайней мере, о его избыточности. Между тем исторический опыт свидетельствует, что избыточного образования не бывает, ибо обществу каждый раз для очередного социально-экономического и научно-технического взлета требуется солидный "запас" образованности. После запуска Советским Союзом первого в мире искусственного спутника Земли (1957) президент США создал специальную комиссию, и она пришла к выводу, что основа советского приоритета в освоении космоса заложена в оптимальной системе образования, прежде всего в его всеобщности, позволяющей легче находить Ньютонов и Ломоносовых. На основе этого была задумана и осуществлена самая крупная в истории США реформа образования*. Специалисты, изучав шие истоки послевоенного "японского чуда", также высоко оценили предваряющую роль образованности населения в его свершении. Не может быть избыточным для общества и высшее образование. Хотя, как справедливо заметил ТорстейнВеблен, "высшее образование в стадии его зарождения является занятием праздного класса" [1], но даже в тех случаях оно не являлось избыточным, а реализовывало прогрессивную функцию формирования такой социальной группы, которая в силу своей образованности может двигать вперед все стороны общественной жизни. Речь, разумеется, идет об интеллигенции.

70) Государство - ядро полит системы, самый древний и развитый полит институт => во всех крупных фил системах, начиная с античности, присутствует учение о государстве (теория идеального государства Платона, "Политика" Аристотеля, идеи Т.Гоббса и Дж.Локка об общественном договоре, диалектика гражданского общества и государства Гегеля, классовая концепция государства Маркса). Происхождение государства.1)Античная философия (Платон и Аристотель) рассм возникновение гос-ва как проявление естественных потребностей, присущих человеку.2)Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения гос-ва (Гоббс, Руссо, Радищев): государство - результат общественного договора3)Теория насилия (Дюринг и Гумплович), появление государства в результате войн и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и эксплуатации.4)Психологичтеор: у одних сущ потребность подчинять, а у других подчиняться (Шопенгауэр).5)Классовая теория (По Марксу и Энгельсу гос-во возникает в результате раскола общ-ва на классы).В настоящее время государство понимается как институт, при помощи которого экономически господствующий класс становится господствующим и политически. Подчеркивается всеобщность ряда функций государства как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека.Государство - система орг политической власти, направленной на регулир социально политических отношений. Форма общественного сосуществования всех членов общества. Выражает и охраняет права, обязанности и свободу каждого.Государство - соц институт, осущ всю полноту полит власти и управл-я на опр. территории.

Функции государства: 1)Внутренние: конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной защиты населения и т.д. - направлены на управл общ отнош-ми в рамках данного государства. 2)Внешние: внешнеэкономич, военно-оборонная, дипломатич и политико-идеологичПризнаки государства: 1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.; 2) наличие территории; 3) налоги, необходимые для содержания государственного аппарата и обеспечивающие финансовую основу государственной деятельности.

71) Гражданское общество - термин, которым начиная с XVIII в. обозначали общественные, а в узком смысле - имущественные отношения Недостаток теории гражданского общества у английских и французских материалистов проявлялся в непонимании его зависимости от развития способов производства. Они объясняли его формирование естественными свойствами человека, политическими задачами, формами правления и законодательства, нравственностью и т. д. Гражданское общество, т. е. совокупность общественных связей, рассматривалось ими как среда, в которой развертывается деятельность индивидов. Г. В.Ф. Гегель понимал под гражданским обществом систему потребностей, основанную на частной собственности, имущественные и сословные отношения, систему правовых отношений, а также догадывался о некоторых законах развития общества. Его идеализм проявился здесь в признании зависимости гражданского общества от государства, которое он в отличие от гражданского общества считал истинной формой объективного духа. Г. В.Ф. Гегель четко ставил вопрос о взаимосвязи социально-экономической и правовой сторон гражданского общества. Он различает Гражданское общество и Политическое государство. Гражданское общество, в его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Г. В.Ф. Гегель выделяет Три основных момента гражданского общества. Среди них: 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация. Для гражданского общества необходимо не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Гражданское общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Формирование гражданского общества Г. В.Ф. Гегель связывает с развитием буржуазного строя. К. Маркс, критикуя его, использовал термин «гражданское общество». Он понимал под гражданским обществом организацию семьи, сословий и классов, отношения собственности и распределения, вообще формы, способы существования и функционирования общества, действительной жизни и деятельности человека (этот термин используется для обозначения буржуазного общества). К. Маркс подчеркивает их объективный характер и экономическое основание. В дальнейшем этот термин он заменяет системой научных понятий (экономическая структура общества, экономический базис, способ производства и т. п.). Он исходил из того, что в гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса. Это неслучайно, ибо по логике марксизма основополагающей является социально-экономическая сфера жизни общества. Эта сфера и присутствующие в ней отношения собственности характеризуются как основное звено развития гражданского общества. Обобщая разработанные концепции, можно сказать, что в подлинно гражданском обществе каждый человек имеет возможность свободно проявлять себя, удовлетворить свои потребности. При этом он будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной защиты государства.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.