Религиозное мировоззрение, его особенности и роль в историческом становлении человека. Происхождение добра и зла, природа Бога. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Религиозное мировоззрение, его особенности и роль в историческом становлении человека. Происхождение добра и зла, природа Бога.

2017-11-16 221
Религиозное мировоззрение, его особенности и роль в историческом становлении человека. Происхождение добра и зла, природа Бога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него стало религиозное мировоззрение. Слово religio означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу religare–связывать. Как и мифология религия аппелирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Религия есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы могучи, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если не абсолютна, то огромна. Отличие религии от мифа еще в том, что у религии существуют свои книги и организующий орган. Религия ближе к Ф, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия–сознание массовое. Ф–сознание теоретическое. Религия не требует док-ва, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Ф–всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Вера–это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. По существу, религия являет собой выражение признания абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу волю с волей абсолюта. В каждой религии можно найти две стороны–теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта, и практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека. Существенной функцией религии является нрав.-соц. служение–сеять мир, любовь и согласие в душах народа. В атмосфере религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями, в связи с этим мыслители обращают внимание на различные стороны религии. Так, Кант ставил религию в теснейшую связь с нравственностью, религия–это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Если не соединять религию с моралью, она обращается в снискание милости. Гегель характеризует религию как объективацию Абсолютного духа, как самооткровение его в человеке в форме идем, она выражается в чувствах и поступках, рождает и питает высокий образ мыслей. В целом в религ. сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания. Принципы, лежащие в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы: супернатуралистические и рационалистические. Первые говорят о врожденности религ. сознания и указывают на откровение как на его источник. Вторые–или сознательное намерение и рефлексия человека при образовании религии, или чисто прагматические стремления определенных лиц ради удержания власти, или олицетворение известных сил природы, или объективирование известных душевных качеств, или почитание предков.

Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов. В развитых монотеистических религиях существуют два типа богословия: катафатическое и апофатическое. Катафатическое позволяет говорить о Боге и давать ему на человеческом языке характеристики в превосходных степенях: Бог вездесущ, всемогущ и т.п. Апофатическое – Бога можно познать только сердцем, только в откровении, и человеческий язык не в силах выразить божественных качеств, потому что они сильно отличаются от человеческих.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, но в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. В политических представлениях главный Бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе также как и люди – ему отмерян свой век, хотя он и дольше, чем человеческий, Зевс не создает мир и Космос. Не создает мир и Космос и Будда в буддизме, он лишь наставляет богов, которых в буддизме огромное множество, но в отличие от Зевса он рождается и умирает по собственному желанию или может пребывать в состоянии нирваны – запредельное высшее блаженство между бытием и небытием. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог. Это очень сложная для понимания фигура. Это безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое отец, в то же время – это личность, Иисус Христос, Сын, интимное духовное Ты, навстречу которому открывается душа. Третьим проявлением Бога является Святой Дух. Все три лица неслиянны и неразделимы. Хр. Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: ни один волос не упадет с человеческой головы без божьей воли. В то же время Бог, создавая людей, наделяет их свободой выбора, и они сами вольны решать, следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Этот одно из противоречий христианских религиозных представлений: человек свободен и предопределен. Богу в хр-ве противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом: он первым извратил дарованную Богом свободу и создал сферу зла. Но Дьявол не является созидательным началом, он может только переманивать на свою сторону заблудшие души. Таким образом, в хр. картине мира отношение добра и зла несимметрично: Бог всегда сильнее, он заведомый победитель. Он вечен и ему все подвластно. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Зло – это отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы тормоза и разрушения.

Каково же место человека в религиозных картинах мира? В древнегреческих представлениях человек должен идти по жизни как героический фаталист, принимающий все, что посылает ему неумолимый рок. Когда приходит его час, он превращается в тень в царстве мертвых, где подземные власти решают, должен ли он расплачиваться за свои грехи, либо может отправиться на блаженные острова. Для греков жизнь человека не проблема – это просто жизнь, которую нужно прожить как положено.Буддизм видит судьбу человека как расплату за совершенные прежде грехи, земная жизнь это сплошное страдание, поэтому задача человека остановить цепь перерождений и перейти в состояние нирваны. Потеря личности, индивидуальности, обладающей желаниями – важнейшая цель человека.

7) Мировоззрение - система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире. Данное определение принимается как исходное. В нем представлен основной, универсальный Вопрос мировоззрения - вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек», две так называемые субстратные подсистемы и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними: 1) генетическая подсистема;2) гносеологическая, теоретико-познавательная подсистема;3) аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема;4) духовно-практическая подсистема.

Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует лишь всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение имеет уровни. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мироразмышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного освоения мира, по уровням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире и т. п.

В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие Формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Главные истоки проблем мировоззрения: 1) индивидуально-экзистенциальные; 2) социально-классовые;3) внутринаучные;4) художественно-этические.

Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются его многообразной деятельностью. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования.

Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность.

Следующим компонентом структуры мировоззрения являются знания. В системе субъектно-объектного отношения выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это идея - звено, связующее объект и субъект.

8) Понятие метода в философии. Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны. 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир. С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе бщефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б)идеализм; в) дуализм. Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму.Вариации Материализма и Идеализма. (Формы материализма и идеализма) 1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.) 2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий. 3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь. Разновидности Идеализма: 1. Объективный - не зависящий от человеческого сознания.Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея. 2.Субъективный идеализм (Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений. Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм - учение о всеединстве действительности, в основе которой - одно начало, одна субстанция (Божественная - пантеизм; сознание - психологизм, феноменализм; материя - материализм; наивный монизм: первовещество - вода (Фалес)).Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина - материя), или идеалистическим (единая основа - дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм - мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору, современным экзистенциалистам. Его можно обнаружить у Платона, Г. В.Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях - протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций - духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами - мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение - модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом.

Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п.

Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница, Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

9) Общая характеристика античной философии. Античная ф-ия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Др. Греции и Др. Риме. В 1ой пол. VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады - в Ионии, в г. Милете сложилась 1вая древне-гр-ая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.2ой - зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древне-греческой ф-ии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.3ий - закат греч-ой ф-ии в эпоху эллинизма и лат-ой ф-ии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой ф-ии (IV - III вв. до н.э). В этот период наиболее известными течениями эллинистической ф-ии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Гл. проблемы — мораль и свобода чел-ка, познание и т.п.Античная ф-ияхар-ся обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов др. Востока. Для данного конкретно-исторического типа ф-кого мир-ияхарактеренкосмоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Чел-к - своеобразное повторение окружающего мира -микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все чел-ие проявления - судьба.Плодотворное развитие в этот период математических и естественно-научных знаний привело к уникальному сочетанию зачатков научного знания с мифологическим и эстетическим сознанием.Поиск первоначала (основы) мира – хар-ая черта античной, в особенности ранней античной ф-ии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее гл. элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами.Стихийный материализм и диалектика получили развитие в тв-вемыс-лителей эфесской школы, ярким представителем к-ой являлся Гераклит. Гераклитовская ф-ия резко критиковалась представителями школы элеатов - мыслителями из города Элей. Основателем школы считают Ксенофана.Формирование античной ф-ии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблму множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий), к-ые и до сих пор вызывают у ф-ов, математиков и физиков неоднозначное отношение и выводы.Большую роль в развитии античной ф-ии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита.Философское направление - стоицизм просуществовал с III века до н.э. до III в. н.э. Гл. представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп. Позднее: Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями школы Стой (Афины). Эпикуреизм, существовавший параллельно стоицизму, связан с творчеством Эпикура.

10) Общая характеристика средневековой философии. В отличие от греческой философии, которая была связана с языческим многобожием политеизмом философская мысль средних веков основывается на вере в единого бога монотеизм В основе христианского монотеизма лежат два важных принципа: идея божественного творения и идея божественного откровения. Обе эти идеи тесно взаимосвязаны и предусматривают единого бога, выраженного в человеческой личности. Идея создания составляет основу средневековой антологии, а идея откровения сосновой теории познания через бога. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви. Средневековое мышление по сути является теоцентрическим: реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а бог. Мировоззрение в средневековой философии называется креационизмом что значит творить.Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (V-XV вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами «откровения» и «единобожия», монотеизма и теоцентризма, т. е. религией.

Большинство ученых из духовенства; очаги культуры, науки и образования - монастыри.

Основные проблемы средневековой философии:

1. Мир сотворен Богом или существует от века.

2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.

3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.

4. Как сочетаются свобода воли человека и Божественная необходимость.

5. Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.

6. Если Бог - истина, добро и красота, откуда зло и почему Бог его терпит.

7. Соотношение истин Откровения в Библии и истин человеческого разума.

Специфика средневекового философствования.

1. Библейский традиционализм и ретроспективность.

Библия - книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет - объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея - единый уникальный Бог в трансцендентном, запредельном мире – исключала любое многобожие и утверждала единую сущность мира.

2. Экзегетика - искусство толкования Завета: Библия - полный свод законов бытия - критерий истинности. Текст Писания - начало и конец любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (как основа для размышлений).

3. Дидактизм - назидательность, учительство: общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма - трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. Главное качество - энциклопедичность, прекрасное знание Святого писания и владение в совершенстве формальной логикой Аристотеля.

«Исповедь» Августина Блаженного (IV-V вв.); «История моих бедствий» Пьера Абеляра (XII в.).

Общий дух - оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения и жизни вечной, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз двух истин - мирской и Божественной. «Истинная философия» пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.

Этапы средневековой философии.

1. Патристика (I-VI вв.). Вершина - Августин Блаженный (354-430) «О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь». Его идеи определили развитие европейской философии - точка зрения ортодоксального (православного) христианина - креационизм: мир создан Богом из ничего; провиденциализм - история - Божественный план спасения человека.

2. Схоластика (XI-XV вв.). Пик - Фома Аквинский (1223-1274) «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Пять доказательств бытия Бога как первопричины и конечной реальности. Естественное бытие и человеческий разум относительно самостоятельны. Природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и теология - в сверхъестественном откровении.

На 1-м этапе - осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.

На 2-м этапе - окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля.

11) Специфика философии эпохи возрождения. Философия Возрождения была пронизана отказом от авторитетов, свойственного схоластике, обращение к опытным данным, высоким доверием к человеку и его собственному разуму, отрицанием всяческих фантазий (схоласты писали даже о природе чертей) и заменой их свидетельствами естествознания, представлением о единой природе и идеей о посюсторонности человеческой культуры. Если для средневековых схоластов все уже было сказано в Священном писании, то мыслители новой эпохи убежденно искали ответы в самой жизни на те "истины", которые казались несомненным и вечными. Они считали, что изучать природу следует не схоластическим рассуждениями, не ссылками на авторитеты, не магическими заключениями, а реальным опытом. Для них Вселенная существует вечно, а не сотворена, как утверждали средневековые теологи; она является храмом извечного божества, перводвигателем всего сущего, создателем изначального разума, откуда происходит душа, оживляющая все светила и людские тела, животных и растений. Также философию Возрождения отличает ярко выраженныйантропоценризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. С точки зрения это философии истинно не то, что считалось истиной в течение столетий, не то, что сказано Аристотелем или Фомой Аквинским, а лишь то, что представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть роль "служанки" богословия.

философия эпохи Возрождения. Направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук. Н.Кузанский. Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Аналогии с чувственными предметами не могут быть надежными, поскольку само чувственное достаточно шатко. Самыми надежными и несомненными являются сущности более абстрактные (здесь явно видно влияние платоновской традиции), но абстрактные аналогии не должны быть лишены материальной опоры, иначе их нельзя себе представить. Такими сущностями являются математические предметы, поэтому лучше всего приступить к познанию Бога через математические символы (т.е. знаки). Поскольку Бог есть Единство, Равенство и Связь, то лучше всего представить себе Бога в виде треугольника, а поскольку Бог есть максимум, то Бог есть бесконечный абсолютный треугольник. Бесконечный треугольник — это треугольник, стороны которого стремятся к бесконечности, т.е. это треугольник о трех прямых углах. Кроме того, Бог есть и бесконечная прямая линия, бесконечная окружность, и все это, собственно говоря, совпадает, ибо окружность, стремясь к бесконечности, становится все менее и менее кривой. Кривизна ее приближается к нулю, и бесконечная окружность совпадает с прямой. Поскольку окружность бесконечна, центр ее не может находиться в одном месте. Центр такой окружности находится везде, а граница — нигде. Поскольку Бог есть бесконечная окружность, центр которой везде, то Бог есть везде, в каждой части мира Он присутствует весь целиком. Будучи бесконечностью, Бог превышает все противоположности и включает их в Себя. Но кроме абсолютного максимума есть относительный максимум — это мир. Будучи бесконечным, Бог бесконечно содержится в каждой конкретной вещи, поэтому и мир является бесконечным. Мир, как и Бог, есть окружность, центр которой везде, а граница нигде. Человек — существо божественное, поэтому он может познавать. Однако Кузанский не считает, что все познание для человека осуществляется на путях его разума. Он пытается объединить платоновскую и аристотелевскую позиции, соединяя чувственный, рациональный и интеллектуальный элементы познания. Понимая, с одной стороны, что истина нематериальна и познание истины не есть познание материальных предметов, а есть познание Бога (и в конце концов познание истины есть познание того, что мы ничего не знаем), Николай, с другой стороны, утверждает, что познание конкретной, ограниченной, а не абсолютной истины возможно и начинается с процесса чувственного восприятия. Именно оно является тем толчком, который побуждает наши органы познания к началу действия. Дж.Бруно. Поскольку Бог бесконечен, постольку и мир бесконечен; поскольку Бог, будучи максимум, является и минимумом, постольку Он содержится и в каждой точке этого мира. Каждая часть, каждый атом мира есть одновременно и Бог. А поскольку движущим механизмом мира (тем началом, которое приводит мир в движение и одушевляет его) является Бог, постольку же в силу совпадения минимума и максимума каждая часть мира является Богом и потому каждая часть мира, каждый его атом имеют источник движения сами в себе. Мир и Бог тождественны, поэтому мир развивается сам..

12) Философия эпохи нового времени. Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века. Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых "врождённых идей", присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления - Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этичекие вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно. Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов). «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» («призрак площади») — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).

13) Немецкая классическая философия (нач. 18 века - середина 19 века).

Основные представители - Кант, Гегель, Фейербах.

Кант - первый этап творчества - докритический. На этом этапе он выступал

как учёный, астроном и географ. Но основу немецкой классической философии

заложила Кантовская философия критического периода после опубликования:

"Критики чистого разума", "Критики практического разума", "Критики способности

суждения". Он заинтересовался проблемой субъекта, что позволяет человеку

познавать мир. Эти работы представляют собой обоснование системы

трансцендентального идеализма. Кант пересмотрел центральную проблему

гносеологии - взаимодействие субъекта и объекта, сделав предметом философии

специфику познающего субъекта. Кант поставил задачу установить различия между

субъективными и объективными элементами знания о самом субъекте и впервые

ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает 2 уровня:

¨ эмпирический (опытный);

¨ трансцендентальный (нах -ся по ту сторону опыта).

Познание имеет 2 источника: эмпирический и априорный (доопытный). Подлинно

научные знания обеспечивают априорные формы сознания (пространство, время,

формы рассудка - понятия и категории). Кант - агностик. Философия по Канту не

должна изучать природу, мир, человека, но и открывать законы разума и

познавательной деятельности. Теория познания по Канту: существуют вещи сами

по себе (материалистический подход). Эти вещи воздействуют на органы чувств

человека, порождая ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами

чувственности - пространством и временем. На этой основе возникают

восприятия, которые носят субъективный характер. Рассудок при помощи понятий

и категорий придаёт им всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь

сама по себе является субъектом и человек может знать только явления, т. е.

вещь остаётся "вещью- в - себе" (непознанной и нераскрытой вещью). Рассудок

совмещает апостериорные и априорные знания. Кант одновременно выступает как

материалист и идеалист. Категорический императив Канта - человек должен вести

себя так, чтобы его поведение стало законом для других людей.

Гегель - объективный идеалист - отверг учение Канта о непознаваемости

мира; впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде

процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь движения и развития - заложил

основы диалектической системы. Гегель как объективный идеалист исходит из того,

что в основе мира лежит духовное начало (абсолютная идея) или мышление.

Мышление есть не только субъективная, но и объективная сущность, первооснова

всего существующего. Мышление отчуждает своё бытие в виде материи, оставаясь в

ней внутренним содержанием- принцип тождества бытия и мышления. Абсолютная идея

- не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса и результат

его существования. Высшая ступень абсолютной идеи - абсолютный дух человечества

и человеческой истории. Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все

определения общественных, духовных и природных явлений. В процессе саморазвития

абсолютная идея проходит стадии:

¨ логика - через неё раскрывается абсолютная идея в виде системы категорий;

¨ природа - из природы возникает человек, вместе с ним - человеческий

дух, который развивается сначала как субъективный дух, а затем как объективный

дух.;

¨ высшая форма самореализации абсолютной идеи - абсолютный дух.

Фейербах - "Человек вышел из природы как бабочка из кокона" - метафизик -

человек рождается с чётким сознанием и нет никакого развития.

Бог, по Фейербаху, - это объективированная абстракция, существующая лишь в

головах людей. Подлинный творец Бога - человек - ставится в зависимость от

последнего. При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах

отказывается использовать понятие "материя". Вместо этого понятия он

использует понятие "природа", т. е. его мировоззрение называется

натурализмом. Природа существует вечно, она независима от Бога. В центре

философии должен находиться человек как высшее существо природы. Именно

человек является субъектом в системе Фейербаха. В решении конкретных проблем

теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит

взгляды французских материалистов. Исходным пунктом познания является

ощущение. Источник же ощущений заключается в самом мире, природе.

 

14) общая характеристика марксистской философии. Марксизм с объективной стороны возник в 40-е годы 19века как теоретическое отражение коренных изменений в экономике, социальной структуре и политической жизни современного ему общества, равно как и крупнейших достижений науки. Теоретическими источниками марксизма явились классическая немецкая философия, английская классическая политическая экономия в лица Адама Смита и Давида Риккардо, утопический социализм Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна, труды прогрессивных буржуазных историков начала 19в. Создавая новое мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались и на выдающиеся достижения естественных наук, наиболее значительными среди которых они считали открытие закона сохранения и превращения энергии Майером, открытие клеточной структуры живых организмов Шванном и Шлейденом, создание эволюционной теории Дарвином.
Маркс и Энгельс высоко ценили философское наследие античности и посвятили его анализу многие страницы, они творчески использовали плодотворные идеи Локка, французских материалистов, опирались в своей философской картине мира на открытия Коперника,Ньютона, Кеплера, Лавуазье, Линнея. Обобщением достижений естествознания они занимались на протяжении всей своей деятельности. Философия марксизма может быть определена как заключительный аккорд и вершина развития классической европейской философии.
Важнейшие философские произведения марксизма: Экономическо-философские рукописи 1844г, Нищета философии (маркс), (энгельс) «Анти-Дюринг», «диалектика природы», «Происхождения семьи, частной собственности и государства».
Главный т


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.