Функциональные задачи и основные принципы связей с общественностью. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Функциональные задачи и основные принципы связей с общественностью.

2017-11-16 313
Функциональные задачи и основные принципы связей с общественностью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью.

PR – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта.

Классификация PR может осуществляться на основании нескольких подходов:

1. По интересам заказчика:

- Для формирования собственного положительного имиджа;

- В борьбе с конкурентом для атаки на его имидж («черный PR»).

2. По целевым группам общественности:

- Внутрикорпоративные PR-акции, обращенные на свой персонал;

- PR-акции, направленные на внешнюю по отношению к компании среду.

3. По сферам приложения:

- Экономика;

- Политика;

- Идеология;

- Социальный аспект.

Рынок услуг PR – это совокупность фирм, компаний, агентств, групп, производящих и реализующих многообразные услуги в области управленческого консультирования маркетинга, экономического консалтинга, социальной психологии, антикризисного управления и др. Организуя многочисленные коммуникации в обществе, рынок услуг представляет сложную систему множества элементов, уровней, секторов, функционирующих как целостное единство между элементами и субъектами рынка. Эта активная система функционально зависит от существования эффективных коммуникаций в обществе, цель которых создание имиджа, репутации на основе тщательной оценки и учета факторов внутренней и внешней рыночной среды.

Направления услуг PR:

- Отношения с правительственными органами.

- Муниципальная жизнь.

- Промышленные отношения.

- Финансовые отношения.

- Международные отношения.

- Потребительские отношения.

- Исследования и статистика.

- Средства массовой информации.

Услуги PR:

1. Управленческое консультирование: корпоративный имидж; управление репутацией; медиа-планирование; подбор и оценка персонала; управление конфликтами (антикризисное управление).

2. ОрганизационныйPR: планирование и проведение PR-кампаний, социальных акций; абонентское PR-обслуживание; организация шоу-программ, концертов, массовых акций, пресс-конференций, клубных вечеров, презентаций, рекламных кампаний и акций для СМИ; организационное взаимодействие с федеральными, местными законодательными и исполнительными органами власти.

3. Экономический консалтинг: аналитические обзоры ситуаций реального сектора экономики, финансово-кредитной системы; мониторинг СМИ; позиционирование и продвижение инвестиционных производственных и хозяйственных проектов, прогнозирование развития рыночных ситуаций.

4. Социально-психологические исследования: исследование и оценка общественного мнения; тренинги; консультации; правовое разрешение спорных ситуаций; создание информационно-психологической безопасности; рейтинги общественного мнения; бизнес этикет; ораторское искусство.

5. PR – Интернет: комплексная работа в сфере развития общественных связей с использованием Интернет – PR-акций, онлайновые конференции, дискуссии, спонсорство.

Основные направления развития рынка услуг PR:

1.Дальнейшее формирование рыночного пространства PR-бизнеса с последовательным расширением сферы практического использования.

2.Обострение конкуренции на рынке услуг PR.

3.Рост доли услуги PR не только на региональном, местном, федеральном уровнях, но и на международном.

4.Внедрение в сферу бизнеса новых PR-технологий с использованием: глобальных сетей Интернет и мобильной связи.

5.Разработка стандартов качества услуг PR.

6.Стабилизация ценообразования на услуги PR.

7.Совершенствование творческого подхода, профессионализма и компетентности исполнителей услуг PR с помощью вузовской подготовки и переподготовки кадров.

8.Гибкость государственного регулирования элементами системы по связям с общественностью, сохранение позитивного и привлекательного образа России для инвестиций и мирового сотрудничества.

 


Таким образом, вполне логично особое внимание к построению отношений со СМИ, потому что именно они играют ключевую роль в формировании фона отношений с другими Ц.А.

В заключении своего ответа хочу ещё раз сказать о том, что паблисити –это новость, в которой заинтересованы СМИ. Главной целевой функцией паблисити является привлечение внимания к фирме и её продукции, не расходуя средства на рекламу. И программа паблисити состоит из 4 этапов: подготовительный, обоснование сметы затрат, этап реализации программ, контроль программы паблисити и корректировка некоторых мест в процессе её реализации.


Пресс-релиз

Основным PR-документом во взаимодействии со СМИ является пресс-релиз. Его даже образно называют "рабочей лошадкой" PublicRelations. Ежедневно СМИ получают сотни пресс-релизов, но только небольшая их часть действительно используется. Тем не менее пресс-релизы остаются важнейшим PR-документом, который позволяет организации информировать СМИ о важных для нее событиях, достигая большей известности (паблисити). Подготовка эффективного пресс-релиза начинается тогда, когда в распоряжении PR-специалиста есть интересная новость, информация о том, какие СМИ предпочитает целевая аудитория, а также технические возможности по верстке пресс-релиза.

Один из главных вопросов состоит в том, что же является новостью и как можно простую информацию сделать новостью. Если нет новости, то работа над пресс-релизом становится бессмысленной с самого начала. Непонимание природы новости служит причиной того, что журналисты получают большое количество неинформативных пресс-релизов, которые они не используют в своей работе. Простая информация становится новостью, когда она отвечает некоторым из следующих характеристик:

· Информация должна быть интересна читателям тех изданий, в которые направляется пресс-релиз.

· В информации должен быть элемент чего-то нового, интересного, необычного, чтобы стать новостью.

· Новость должна быть актуальной. Является ли информация "горячей" или новым взглядом на старую проблему? Нет ничего более скучного, чем вчерашние новости.

· Новость должна быть общественно значимой. Близка ли новость читателям изданий? Можно ли информацию связать с общественно важной проблемой?

· Информацию создают люди. Новостью, как правило, становится информация, исходящая от лидеров мнений.

Если информация отвечает некоторым из этих характеристик, то она станет новостью и будет использована в СМИ. В практике PublicRelations сложилась ситуация, когда отсутствие новостей в пресс-релизе вызывает предубеждение и к другим материалам, исходящим от того же источника.

Пресс-релиз, включающий в себя всю необходимую информацию, соответствует правилу 5 "W" и "H" и отвечает на следующие вопросы.
Who? - Кто?
What? - Что?
When? - Когда?
Where? - Где?
Why? - Почему?
How? - Как?

Пресс-кит

Пресс-кит является одним из главных документов по PR, так как он аккумулирует в себе несколько видов PR-материалов и широко используется во время пресс-конференций, презентаций, выставок, годовых собраний акционеров, специальных мероприятий.

Основная задача пресс-кита - предоставить СМИ исчерпывающую информацию о происходящем событии и его основных действующих лицах.

Минимальный набор документов для пресс-кита включает:

· пресс-релиз;

· информационное письмо или фактическую справку;

· один или несколько из следующих материалов:

1. брошюра,

2. корпоративное издание,

3. годовой отчет,

4. биография с фотографиями.

Наиболее подробный пресс-кит помимо перечисленных материалов может также включать:

· программу мероприятия,

· список почетных гостей,

· заявление для прессы,

· вырезки из газет,

· интервью с основными действующими лицами,

· занимательную статью (feature),

· историю из жизни (casestory).

Содержание пресс-кита во многом зависит от того мероприятия, для которого он готовится. Если речь идет о выставке, акции или другом специальном событии, то для журналистов обязательно готовится программа мероприятия и карта-схема основных объектов. В том случае если пресс-кит распространяется на годовом собрании акционеров, одним из включенных документов становится годовой отчет.

Если пресс-кит предназначен для распространения во время пресс-конференции, он включает в себя:

· оглавление;

· пресс-релиз;

· информационное письмо о теме пресс-конференции, истории ее развития, современном состоянии и прогнозах на будущее;

· фактические справки о предмете пресс-конференции, включающие необходимую числовую и графическую информацию;

· заявления для прессы (тексты выступлений основных действующих лиц пресс-конференции);

· фотографии и другие визуальные материалы по теме пресс-конференции;

· биографии основных участников с их фотографиями.

Заявление для прессы

· Этот информационный документ предназначен для случаев, когда руководство организаций, публичные политики или общественные деятели хотят публично высказать свою позицию по той или иной теме. Принятие решения об официальном заявлении для прессы связано с такими ситуациями, когда происходящие события могут оказать влияние на репутацию организации, партии или человека.

· Заявление для прессы может носить наступательный, оборонительный характер или служить для предупреждения нежелательных событий. В последнее время одной из наиболее распространенных форм заявлений для прессы стала форма открытого письма видных представителей бизнеса и культуры по самым животрепещущим проблемам современного российского общества. Открытое письмо может быть как коллективным, так и индивидуальным. В качестве примера можно привести открытое письмо коллектива журналистов НТВ и открытое письмо Леонида Парфенова, размещенные на сайте http://www.ntv.ru.

· Уважаемый Владимир Владимирович!

· Обращаемся к Вам как к главе государства, гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

· Как Вам наверняка известно, 3 апреля сего года состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО "Телекомпания НТВ", сформировавшее новый состав совета директоров, а также сместившее Евгения Киселева с должности генерального директора НТВ…

· …В подобной ситуации, мы полагаем, на Вас, в соответствии с Конституцией России, лежит прямая обязанность вмешаться и обеспечить правовое разрешение возникшего конфликта. 7 лет журналисты НТВ работают единой сплоченной командой и, без ложной скромности, внесли немалый вклад в утверждение свободы слова и массовой информации в стране. Сейчас наша независимость под угрозой…

· Журналисты телекомпании НТВ

· (Всего 129 подписей.)

· Женя, мне лучше обратиться письменно, к тому же я сорвал голос, споря с Максимовской еще 3 апреля…

· …На нашем 8 этаже, из окна которого развевается флаг НТВ, нет уже ни свободы, ни слова. Я не в силах больше слушать твои богослужения в корреспондентской комнате - эти десятиминутки ненависти, - а не ходить на них, пока не уволюсь, я не могу. Считай это заявлением об уходе, формальную бумагу пришлю по факсу. На телевидении мне уходить некуда: ухожу в никуда. Комментарии по поводу этого обращения я готов дать только в эфире родного канала НТВ.

Биография

· Биография - это основная фактическая информация о конкретном человеке. В процессе работы со СМИ PRспециалисты заранее подготавливают биографии руководителей. Это предотвращает возможные неточности и ошибки журналистов, вызванные отсутствием биографических данных о первых лицах организации. Биографии обязательно используются журналистами в случае возникновения информационного повода вокруг руководителей той или иной организации или государственного органа. К биографиям обычно прикладываются несколько фотографий в разной обстановке (на работе, на деловых переговорах, в домашней обстановке и др.). Так, например, выглядит биография В.В. Путина.

Годовой отчет

Важнейшим документом, представляющим основные данные о деятельности компании за прошедший год, является годовой отчет. Он состоит из двух основных частей:

· сведения о финансовой деятельности;

· общая информация о компании, ее успехах на рынке, социальной роли, благотворительной деятельности и др.

Если за первую часть отвечают руководители департаментов финансов, то подготовка общих сведений о компании целиком ложится на плечи специалиста по PR. Так как годовой отчет формирует корпоративный образ организации и представляет ее индивидуальность и исключительность, работа по его подготовке проводится самым тщательным образом.

Основными целевыми аудиториями, на которые направлено издание годового отчета, являются:

· акционеры,

· партнеры и клиенты,

· инвесторы,

· сотрудники компании,

· СМИ.

Содержание грамотного годового отчета удовлетворяет запросам каждой из перечисленных аудиторий. Работа над годовым отчетом объединяет усилия большого количества людей. Но именно специалист по PR осуществляет необходимую координационную деятельность между всеми участниками этого процесса. Как правило, в работу по подготовке годового отчета включаются следующие лица:

· генеральный директор компании (президент),

· руководитель департамента финансов (главный бухгалтер),

· аудиторы,

· специалисты PR-департамета, департамента по управлению персоналом, отдела продаж и др.,

· фотографы,

· художники,

· дизайнеры.

Подготовка годового отчета начинается сразу после того, как был представлен годовой отчет за прошлый год, и занимает 12 недель:

· 1-3-я недели - разработка целей, основных разделов, структуры и дизайна, основанная на анализе последнего годового отчета. Контакты со всеми заинтересованными сторонами с целью поиска новых идей.

· 4-7-я недели - подготовка фотографий, иллюстраций, набор основной текстовой информации.

· 8-10-я недели - работа над финансовой отчетностью, составление графиков, схем, таблиц, подготовка оригинал-макета.

· 11-я неделя - печать годового отчета.

· 12-я неделя - получение готовых материалов, целевая рассылка.

Содержание годового отчета крупной компании состоит из следующих разделов:

· общая часть годового отчета;

· письмо (заявление) директора компании;

· подробное описание компании, включающее сведения о сфере деятельности, предприятиях, представительствах, месте на рынке;

· письмо акционерам, рассказывающее о достижениях компании и перспективах на будущее;

· информация о социальной роли компании (условия труда, экология, благотворительная деятельность);

· финансовая информация.

Практика использования годовых отчетов характерна не только для коммерческих организаций. Многие благотворительные фонды, ассоциации, общественные организации также используют годовой отчет в качестве основного документа, представляющего информацию об их деятельности. Например, в годовом отчете Фонда Сороса представлена исчерпывающая информация о проведенной за прошлый год деятельности, о реализованных проектах и их бюджетах. Многие западные компании используют годовые отчеты в качестве прекрасной возможности подробно рассказать о своей благотворительной деятельности и социальных программах. Особое место в последнее время стали занимать программы по защите окружающей среды.

16 вопрос. Пресс-конференция. Планирование. Организация. Проведение. В настоящее время существует множество определений пресс-конференции. Разные специалисты выделяют свои этапы подготовки и проведения пресс-конференций. В своем ответе я приведу наиболее общепринятые.

Пресс-конференция – это встреча журналистов с представителями государственных учреждений, общественно-политических организаций, коммерческих структур, имеющая целью предоставление СМИ фактографической, проблемной и комментирующей информации. Пресс-конференция предполагает авторитетность источника новостей, получение новостей из первых рук, возможность проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов.

Этапы подготовки и проведения пресс-конференции:

1. Планирование и оповещение (Доти Дороти, Сэм Блэк):

· Время проведения: вторник-четверг, 11.00-11.30 или 14.30-16.00. Но если новость «горячая» проводить пресс-конференцию, можно в любой день и в любое время.

· Оповещение: первый анонс стоит дать за неделю, дубль – за два дня, не позднее, чем за сутки – контрольный обзвон СМИ (получено ли приглашение, планируется ли явка, не нужна ли какая-то дополнительная информация).

2. Организационный этап или «за час до пресс-конференции»:

· Необходимо изготовить указатели (объявление на входе в здание, стрелки с текстом «Пресс-конференция», табличка на двери, указатель «Регистрация» и «Гардероб»).

· Все организаторы должны иметь бейджи с названием структуры, фамилией, именем и отчеством.

· На столах, за которыми будут сидеть участники пресс-конференции, ставятся таблички с их данными (Ф.И.О. с двух сторон).

· За спинами участников располагается логотип организации.

· У каждого участника пресс-конференции должен быть персональный набор (микрофон, бутылка минеральной воды, стакан, бумага, ручка).

· Каждому представителю СМИ выдается специальная папка (бумага, ручка, фирменную полиграфию (если есть), список с полными именами и названиями организаций выступающих, краткое содержание ключевых выступлений, при необходимости какие-либо документы, данныедр).

· При появлении ньюсмейкеров возникает целый ряд условий, которые необходимо соблюдать: встречать их необходимо сразу после входа в здание; необходимо предусмотреть помещение, где они могут остановиться перед пресс-конференцией, побеседовать с организатором (продолжительность вступительной речи, последовательность выступлений и др.); перед пресс-конференцией ньюсмейкеры и журналисты не должны общаться.

· Чем меньше человек в «президиуме», тем лучше.

· На пресс-конференции предполагается три основных роли: ньюсмейкер, ведущий, эксперт.

3. Проведение пресс-конференции или «пресс-конференция началась» (Сэм Блэк):

· Допустимо и даже желательно задержать пресс-конференцию на 5-10 минут.

· Продолжительность пресс-конференции – 30-60 минут.

· Продолжительность вступительной речи 10-15 минут.

· До начала пресс-конференции необходимо обозначить, сколько вопросов может задавать один журналист. Если последуют попытки нарушить регламент, можно нейтрализовать их фразой «Господа, мы договорились задавать по одному вопросу».

· Если вместо вопроса следует самовыражение журналиста, можно объяснить ему, что форма пресс-конференции не предполагает дискуссий или попросить сформулировать вопрос.

· Порядок вопросов регулируется очередностью поднятых рук или поступивших записок.

· Если вопросов нет совсем, можно сказать, что пред пресс-конференцией вы получили несколько записок или попросить сотрудников своей организации задать вопросы.

· Выступление ньюсмейкера должно быть информативным, но без лишних цифр, фамилий и названий организации (если это необходимо можно отдать сведения в письменном виде).

· Ньюсмейкер должен вести себя естественно, если произошла ошибка, надо сразу же ее признать. Если задали вопрос, на который сейчас нет возможности ответить, можно сказать «У меня сейчас нет этих данных» и др.

4. Подведение итогов или «После пресс-конференции» (Доти Дороти):

· После пресс-конференции, даже в условиях отсутствия времени, необходимо найти возможность пообщаться с журналистами. Чем больше встреч и вопросов, тем больше выходных материалов. Параллельно можно решать дополнительные задачи – налаживание контактов с журналистами, сбор информации для включения в медиакарту и т.д. Можно провести фуршет.

· Для более точной выходной информации, после пресс-конференции можно отправить уточняющий пресс-релиз (имена выступающих, какие-либо данные и др.).

· Цикл мероприятий вокруг пресс-конференции завершает пресс-клиппинг – контроль и анализ вышедших в СМИ материалов.

Важно учитывать при проведении пресс-конференции:

1. Место. Критериями выбора места являются:

-Статус - подчеркивает значимость мероприятия.

-Техническое оснащение - возможность показа слайдов, видеороликов, проведения фуршета.

-Удобство расположения - журналисты, участники, гости не должны тратить много времени на дорогу, поиск зала, парковку.

2. Содержание. Следует приглашать тех, кому профессионально близко содержание события.

3. Время. Время не должно совпадать с другими событиями этого дня, а также необходимо учитывать будущий выход газеты.

Легкий фуршет по окончании официальной части конференции, является удобным для установления позитивных контактов с журналистами, а те в свою очередь могут получить дополнительную информацию в ходе неформального общения с организаторами и участниками.

Медиа-кит может включать в себя: пресс-релиз, описывающий происходящее; биографии официальных лиц, которые будут выступать; копии речей; буклет компании или спонсоров события; слайды, схемы и статистические таблицы; фотографии.

 

Среды.

Б.А.Парахонский, например, считает: «Коммуникация – это такой же процесс субъект-субъектного взаимодействия, как и общение, тогда как само общение в конечном итоге сводится к элементарным актам коммуникации. Оба они могут быть включены в одно общее понятие коммуникативных процессов, происходящих в обществе и культуре, суть которых состоит в порождении, переработке, трансформации, передаче, трансляции, хранении и уничтожении информации, организованной в виде значений, сообщений, текстов, литератур, искусств». В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. Вступив в информационный век, мы по-иному теперь смотрим на неё. Работа с информацией/знаниями стала одной из производительных сил общества. Все это в значительной степени связано с тем, что современное общество вышло на более сложный этап своей организации, требующий для успешного функционирования более совершенных процессов координации, в более серьезной степени опирающихся на информационные процессы. Большую часть информации, необходимой для своей жизнедеятельности, человек получает из информационной среды, а не реальности.

Целью PR является формирование эффективной системы коммуникаций социального субъекта с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию социальных взаимодействий со значимыми для него сегментами среды. Область PR выделяется как сфера некоммерческих внешних и внутренних связей, направленных на создание благоприятного общественного мнения. Объектами организационной среды выступает общественность, в тои или иной компании её можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя общественность:

- персонал компании (основные и вспомогательные рабочие, специалисты, обслуживающий персонал и т. д.);

- руководители структурных подразделений компании (управлений, отделов, служб, лабораторий, бюро и т. п.);

-акционеры непосредственно и постоянно участвующие в управлении компанией и решении наиболее важных вопросов ее функционирования.

Внешняя общественность может быть, в свою очередь, условно разделена на близкую и отдаленную. Основные объекты близкой внешней общественности, оказывают существенное и постоянное влияние на работу фирмы:

-поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, деталей, запчастей и других исходных компонентов выпускаемой продукции (работ, услуг);

-предприятия и организации инфраструктуры, обеспечивающие нормальное функционирование фирмы (энергетические, транспортные, снабженческие, торговые, посреднические, консалтинговые, юридические, финансово-кредитные, страховые, коммунальные и т. п.);

-акционеры, не участвующие непосредственно в управлении фирмой, но обладающие значительным количеством акций;

-потребители продукции (работ, услуг), выпускаемой фирмой;

-органы государственного контроля и регулирования, полномочные осуществлять различные проверки, выдавать предписания, налагать штрафы и т. п.

- спонсоры.

Отдаленная внешняя общественность: партии и политические институты, СМИ.

Средства PR-коммуникаций: специально разработанные комплекты информационных документов для прессы; выступления перед различными аудиториями; семинары; корпоративная реклама (видеофильмы о деятельности компании, специальные издания и т.п.); ежегодные отчеты; благотворительные дотации; спонсорская деятельность; публикации в периодической печати.

Коммуникативная среда – включает в себя комплексную деятельность участников рыночного оборота, включающую всю совокупность операций, связанных с подготовкой, сбором и перераспределением информации, а так же установлением межличностных контактов непосредственно между субъектами рынка.

Эффект аккумуляции -

3) эффект зрителя-наблюдателя -наблюдатель склонен соотносить причины поведения других людей с внутренними факторами (например, с некоторыми аспектами их характера или темперамента), в то время как сами они соотносят причины своего поведения с факторами, которые находятся вне их контроля

4) эффект запоздалой реакции –

5) эффект ложного консенсуса (или Эффект ложного согласия) — люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами.

 

Соотношение взаимодействия в МК – с разными людьми нужно разговаривать по разному.

Социально-психологические феномены восприятия коммуникатора:

1)Идентификация - о тождествление себя с другим человеком

2) Эмпатия -способность понимать мир переживаний другого человека

3) Аттракция – «притяжение» - установка на другого человека. Обуславливает интерес людей друг к другу.

 

25 вопрос. Маркетинг и интегрированные маркетинговые коммуникации.

Ма́рке́тинг [1] (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом.

Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний индивидов и групп посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и свободного обмена ими». (Филипп Котлер)[3]

Этапы развития маркетинга

Этапы развития маркетинга как науки тесно связаны с этапами развития рынка и рыночной ориентацией деятельности фирмы.

Первый этап связан с ориентацией на производство (длился примерно до 1930-х гг.), т.е. деятельность фирмы направлена на использование производственных возможностей. Так, в это время спрос намного превышает предложение и поэтому любой производитель может продать свой товар (важную роль играет количество товара, а не его качество). Существует конкуренция между покупателями.

Другой характерной особенностью данного периода времени является монопольный рынок. В определенный момент монополия конкретного товара становится тормозом развития своего рынка, поэтому либо вмешивается государство (антимонопольная политика), либо фирма вынуждена переориентировать свою деятельность, препятствуя падению покупательского спроса. В результате появляется маркетинговая концепция совершенствования производства, где основной недостаток - узость товарного ассортимента. Данное направление применяется при производстве товаров массового спроса. В конечном итоге предложение начинает превышать спрос, возникает ситуация изобилия товаров. В 1929-1931 гг. наличие перепроизводства показывает, что недостаточно произвести товар, надо уметь его реализовать.

Второй этап связан с ориентацией на сбыт (1930-1959 гг.). Главной идеей этой концепции являлось то, что необходимо прилагать значительные усилия по сбыту, чтобы товар пользовался спросом. Фирмы стали применять различные методы реализации своей продукции - от агрессивных (принуждения к разовой покупки) до ориентации потребителя на долговременные покупки. Хорошо организованное производство и разветвленная сеть сбыта дает приоритет более дорогим или менее качественным товарам. Задачей производителя было произвести как можно больше товара и как можно изощреннее его продать. Все это привело к тому, что рынок перенасытился узким товарным ассортиментом, а усиление конкуренции заставило компании применять концепцию «совершенствование товара». Суть - товар будет пользоваться спросом, если он хорошего качества, а следовательно, ключ к успеху - постоянное совершенствование качества выпускаемого продукта. Недостатками являются: высокая цена, «увлеченность» фирмы своим товаром и многие другие.

В последующем появляется «потребительская концепция» (конец 1970-х гг.), основанная на желаниях и предпочтениях потребителя. И сбыт будет успешен, если производству предшествует изучение конъюнктуры и потребностей рынка. Ориентация фирмы на сиюминутные потребности индивидуума часто противоречили долгосрочному благосостоянию всего общества, что привело к необходимости ориентации на социально-этический маркетинг (1980-е гг.) данная концепция характерна тем, что если производство товара вызывает негативные процессы в природе или каким-то образом вредит обществу, то такое производство должно быть ликвидировано или модифицировано. Все это возможно лишь в обществе с развитым рынком, прошедшим многолетний этап массовой ориентации на маркетинг.

Каждая из вышеперечисленных концепций имеет свои плюсы и минусы. Соединить конструктивные элементы попыталась концепция маркетинга, предложенная Дж. Маккарти. Эта система включает в себяпять направлений рыночной деятельности фирм:

1) продавцы и покупатели (people);

2) товар (product);

3) цена (price);

4) стимулирование сбыта (promotion);

5) позиционирование товара на рынке (place).

Концепция возникла в 1960-х гг. как реакция на принятие однозначного маркетингового решения.

Принципы маркетинга

Одной из основ деятельности любого предприятия, работающего на принципах маркетинга, является девиз: «производить только то, что нужно рынку, что будет востребовано покупателем». Главной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей, что является сущностью данной науки. Отсюда вытекают основные принципы, которые включают:

1) достижение конечного оправданного результата деятельности фирмы;

2) завладение в долговременном периоде определенной долей рынка;

3) эффективная реализация товара;

4) выбор эффективной маркетинговой стратегии и политики ценообразования;

5) создание товаров рыночной новизны, позволяющих фирме быть рентабельной;

6) постоянно проводить исследования рынка с целью изучения спроса для дальнейшего активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей;

7) использовать комплексный подход к увязке поставленных целей с имеющимися ресурсами и возможностями фирмы;

8) поиск новых путей фирмы для повышения эффективности производственной линии, творческой инициативности персонала по внедрению нововведений;

9) повышение качества продукции;

10) сокращение издержек;

11) организовать поставку продукции фирмы в таком объеме, в такое место и время, которое более всего устраивало бы конечного потребителя;

12) отслеживать научно-технический прогресс общества;

13) добиваться преимуществ в борьбе с конкурентами.

Опыт и практика маркетинга четко обозначили, что применение только каких-то составляющих (изучение товара или изучение потребителей) не дает нужного результата. Лишь комплексный подход дает результат предприятию - позволяет выйти на рынок со своим товаром и быть прибыльным.

Цели и задачи маркетинга

Маркетинг - это общественная наука, поэтому затрагивает великое множество людей. В силу ряда причин (образование, социальное положение, религиозные убеждения и многое другое) отношение к данной дисциплине неоднозначно, порождая противоречия. С одной стороны, маркетинг - неотъемлемая часть жизни товара, с другой стороны - несет негативное восприятие: создание ненужных потребностей, развивает в человеке алчность, «атакует» рекламой со всех сторон.

Каковы же истинные цели маркетинга?

Многие считают, что главной целью этой науки является сбыт и его стимулирование.

П. Друккер (теоретик по проблемам управления) пишет так: «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

Из этого вовсе не следует, что усилия по сбыту и стимулированию теряют свое значение. Скорее всего они становятся частью маркетинговой деятельности предприятия по достижению главной цели - максимизации продаж и прибыли. Из вышесказанного можно сделать вывод, что маркетинг - это такой вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение человеческих нужд и потребностей с помощью обмена.

Итак, основными целями маркетинга являются следующие.

1. Максимизациявозможно высокого уровня потребления - фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).

2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т.е. цель маркетинга - выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.

3. Максимизация выбора. Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора. Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.

4. Максимизация качества жизни. Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т.е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни - цель благородная, но в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.

Задачи маркетинга:

1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;

2) помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);

3) обеспечение сервисного обслуживания;

4) маркетинговые коммуникации;

5) исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;

6) исследование деятельности конкурентов;

7) сбыт товара (услуги);

8) формирование ассортиментной политики;

9) формирование и реализация ценовой политики фирмы;

10) формирование стратегии поведения фирмы.

Функции маркетинга

Общими функциями маркетинга является управление, организация, планирование, прогнозирование, анализ, оценка, учет, контроль. Конкретными функциями являются: изучение рынка, потребителей и спроса, исследование окружающей среды, реализация товарной политики фирмы, организация сервисного обслуживания, ведение ценовой политики, товародвижения, под<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.