Наука, вера, знание в условиях Средневековья — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наука, вера, знание в условиях Средневековья

2017-11-16 150
Наука, вера, знание в условиях Средневековья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В отличие от античности средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она не ограничилась только пассивным усвоением достижений античной науки.

В средневековую эпоху основным доминирующим мировоззрением было теологическое мировоззрение. Наука становилась средством решения чисто практических задач.

Наиболее представительными текстами, освященными божественным авторитетом, были тексты Священного Писания, истолкование текстов выступало основным в научной деятельности. Но христианское мировоззрение тем не менее посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и перейти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.

В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной, опытной науки.

Развитие астрономии, математики, физики требовало точных измерений – именно в лоне данных наук появляется экспериментирование. Рационализировалось и теологическое знание, пытавшееся в отличие от раннесредневековых представлений о Боге как непознаваемом феномене логически доказать существование Бога, понять совершенную красоту его творений.

В развитии рациональности большое значение имели университеты, прививавшие логико-дискурсивное мышление и искусство аргументации. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие интеллектуальных средств научного познания.

Ф. Бэкон выступил с идеей математического естествознания. В представлении Ф. Бэкона математика – «врата и ключ всех наук» – объединяет в себе комплекс теоретических и практических дисциплин.

У. Оккам выдвинул идею радикального эмпиризма

9. Сущность и особенности научного познания; его структура.

родиной науки считается Древняя Греция. Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, суждения, откровения, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого, тем самым предавая ему систематичность, упорядоченность и согласованность. Античная культура за очень короткий срок создала замечательные математические теории (Евклид), космологические модели, сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук Но самое важное – был апробирован первый образец подлинно научного знания, интуитивно понятны основные его особенности, резко отличающие его от донаучного и вненаучного знания. Особенности:

1. Научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других.

2. Объектами научного познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги.

3. Важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания.

4. Научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий.

5. Научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин.

6. Наука изучает только те явления, которые повторяются, и поэтому ее главная задача – искать законы их существования.

Основными элементами научного знания являются:

1) Твердо установленные факты (фундамент науки);

2) закономерности, обобщающие группы фактов;

3) теории, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;

4) научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

10. Основные научные методы Метод — система мыслительных и практических правил и приемов, позволяющихдостичь желаемого результата, которым может быть как знание одействительности, так и изменение по­ложения дел в ней. Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение —совокупность преднамеренных действий че­ловека, предпринимаемых с цельювыявления существенных свойств и отношений объекта. Эксперимент — это метод исследования, с помощью которо­го заранее запланированным образом производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и необходи­мых свойств. Эксперимент в отличие от наблюде­ния предполагает более активную роль человека, осуществляет­ся в точно заданных условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью проверки полученных результа­тов. Эксперимент в отличие от наблюденияпозволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественныхусловиях остаются скрытыми.В результате наблюдения и эксперимента получаютсядан­ные, подвергающиеся затем описанию. Описание — дополни­тельный методэмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверными полным. На основе описаний эмпирических данных осуществляется дальнейшаясистематизация знания.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.