Вопрос 14. Ситуационный подход — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Вопрос 14. Ситуационный подход

2017-11-16 241
Вопрос 14. Ситуационный подход 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наличие субъективных факторов не предполагает, что взаимодействие людей будет развиваться по какой-то единой схеме.

Человек принимает решение относительно той или иной стратегической линии поведения в конфликте, которая определяет ход взаимодействия его участников.

Наиболее часто выделяются следующие стратегии поведения конфликтного поведения: соперничество, компромисс, приспособление, сотрудничество, избегание (по Томасу).

Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами ситуации. Важнейшей детерминантой такого рода является ориентированность участников конфликта на свои или чужие интересы. От того, заинтересованы ли участники лишь в собственной выгоде, либо они учитывают и интересы другой стороны зависит тип предпочитаемой стратегии. В результате их поведение может быть описано с помощью двух независимых переменных:

1. Настойчивости (направленность на удовлетворение своих интересов)

2. Кооперативности (учет интересов другой стороны).

Важным фактором, влияющих на выбор стратегии является оценка участниками конфликта успешности применения стратегии для достижения собственных целей и ее «цены».

Некоторые исследователи (диспозиционного подхода) считают, что выбираемая стратегия – это относительно стабильный аспект личности, т.е. существуют личности, демонстрирующие в конфликте только кооперативную или соперничающую стратегию. Данные, полученные в ходе исследований, застаставляют усомниться в этом.

Таким образом, ситуационный подход делает упор на анализ отдельных стратегий, прямо не связанных с личность. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и, в большей степени, акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной тактики и стратегии.

 

Одна из ярких теорий данного подхода «теория поля» К.Левина. стр. 57 монографии – подробно.

ВОПРОС 15. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (подробно в тетради).

ВОПРОС 16. ПРОБЛЕМА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КРИЗИСА (отредактировать)

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность».

Любой кризис предполагает два выхода: либо человек может восстановить прерванную кризисом жизнь, возродить ее, либо жизнь перерождается и человек перерождается, становится совершенно иным, и в этой иной жизни он ставит перед собой иные цели и ищет новые способы их достижения. В данном случае кризис выводит человека на новый уровень личностного развития.

Ф.Е. Василюк («Психология переживаний») под кризисом понимает критический момент и поворотный пункт на жизненном пути. Несмотря на то что человеческий мир весьма многообразен и существует множество самых различных кризисов — кризис развития, личностный кризис, кризис утраты, травматический кризис, посттравматическое военное расстройство и так далее, — можно любой кризис описать по следующей схеме:

· источники кризиса: противоречия, проблемы, возникшие у человека;

· симптомы, т. е. особенности отражения переживаний, которые проявляются в поведении человека;

· возможные обстоятельства, углубляющие протекание кризиса;

· обстоятельства, облегчающие выход из кризиса;

· пути выхода из кризиса;

· влияние кризиса на успешность деятельности человека;

· формы «расплаты» за невыход из кризиса;

· особенности психологической помощи, в которой нуждается человек, оказавшийся в кризисной ситуации.

Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемое внешними обстоятельствами.

По содержанию выделяют три основных вида кризисов: кризисы невротические, кризисы развития и травматические кризисы. Также обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные.

В психологии развития существует специальное понятие возрастных нормативных кризисов, которое подчеркивает, что какой бы болезненной не казалось эта перестройка, для данной фазы развития она закономерна.

Типология кризисов

Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастной кризис - кризис, связанный с переходом человека на новую ступень развития - в возрасте 3, 7 лет, в подростковый период.

Экзистенциальный кризис - переживание проблемы смысла жизни и индивидуального существования.

Духовный кризис - обращение к высшим ценностям.

Личностный кризис - переживание той или иной трудной ситуации.

Семейный кризис - переходом семьи на новую ступень ее жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами.

Кризис идентичности - кризис, переживаемый человеком в период юности.

Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы.

 

+++ Профессиональные кризисы по ЗЕЕРУ Е.Ф. (в книге

Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины:

- отрыв от семьи;

- уход на пенсию;

- резкая смена профессии;

- изменения (понижения или резкого повышения) социального статуса;

- возрастные кризисы;

- болезни;

- социально-статусные (или ролевые);

- кризисы внутреннего роста;

- насилие.

 

Кризисы возрастной психологии (любая типология в пример, можно по Эриксону):

1 года: связаный с недостаточностью эмоционального общения для овладение действиями

3 лет: негативизм, упрямство, самоуправство.

7 лет: потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка.

11-12 лет: тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды.

17-18 лет: встреча с взрослостью — переживания связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых.

25 лет: сексуально-гормональный кризис юношеского возраста у мужчин. Становление мужчины в сексуальном плане, подготавливающий его к следующему кризису взрослости.

30 лет: кризис 30-ти лет. Малозаметен, основной целью данного кризиса является оценка собственных достижений. Человек задумывается насколько он реализовал себя в соответствии с социальными установками общества, по большей части это касается карьерных достижений.

35 лет: сексуально-гормональный кризис у женщин. Примерно тот же эффект, что и у мужчин в 25 лет.

40 лет: кризис среднего возраста. Переоценка жизненного опыта и выбранного пути.

В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.