Вопрос 1. Психоаналитическая парадигма — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Вопрос 1. Психоаналитическая парадигма

2017-11-16 380
Вопрос 1. Психоаналитическая парадигма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Психоаналитическая парадигма (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни)

2. Экзистенциальная парадигма (В.Франкл). Социометрическая парадигма (Дж.Морено).

3. Необихевиористкая (Н.Миллер, Дж.Доллард)

4. Динамическая парадигма (К.Левин)

5. Символический интеракционизм (Дж.Мид)

6. Ролевые теории

7. Социальная драматургия Гоффмана

8. Вклад различных в развитие психологии конфликта (вклад В.С. Мерлина, Мясищева, Анцупова, Гришиной, Н.И. Леонова)

9. Вклад педагогики (Афонькина, Сулейманова)

10. Вклад социологии (Никовская)

11. Вклад политологии (Глухова, Фельдман)

12. Вклад истории (международные конфликты)

13. Диспозиционный подход

14. Ситуационный подход

15. Онтологический подход (подробно в тетради)

16. Проблема, понятие и виды кризиса (отредактировать)

17. Принцип междисциплинарности

18. Общенаучные принципы. Принципы конфликтологии

 

Истинные и квазипотребности

Под потребностью К. Левин понимал динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия. Так, например, студент слушает лекцию. Причины, заставившие его прийти на лекцию, могут быть различны. Одни пришли, чтобы изучать данный предмет, другие потому, что хотят послушать данного лектора, третьи, чтобы записать конспект для экзамена. Но сам тот факт, что субъект сейчас слушает лекцию, означает собой совершение намеренного действия, свидетельствующее о наличии квазипотребности. Обозначение потребности как квазипотребности означало для Левина подчеркивание ее социальной обусловленности, т. е. того, что по своей природе она не врожденная и не биологическая, подчеркивание ее динамической характеристики. Иными словами, совершение какой-нибудь деятельности означает порождение динамической заряженной системы, возникающей в данной ситуации в данный момент; она не носит ни врожденного, ни биологического характера; она социальна по своему происхождению.

Однако социальное означало лишь, что потребность возникала в данный конкретный момент. При этом К. Левин подчеркивал отличие квазипотребности, возникшей в данный момент, от устойчивых, по его выражению, «истинных» потребностей, как потребность к труду (в терминологии К. Левина профессиональная потребность, потребность к самоутверждению). При этом К. Левин подчеркивал, что по своему строению и механизмам квазипотребность не отличается от истинных потребностей. Закономерности протекания и действия истинных и квазипотребностей одни и те же; больше того, Левин предпочитал говорить о действиях и поступках, побуждаемых квазипотребностями, так как именно они и являются механизмами нашей повседневной деятельности и потому, что они иерархически связаны с истинными [потребностями] (по терминологии Левина, между обоими видами потребностей существует коммуникация).

… [Например], эксперимент приобретает [для испытуемого] реальный смысл именно потому, что возникает подобная напряженная система. Она может реализоваться по разным причинам, например, один человек приходит в качестве испытуемого, потому что он хочет оказать услугу экспериментатору, другой потому, что ему самому интересно проверить себя. Но само намерение «быть испытуемым» является механизмом, порождающим квазипотребность.

Содержанию потребности К. Левин не придавал значения. Определяющим для него был лишь ее динамический аспект: ее сильная или слабая напряженность, коммуникация с другими потребностями. Содержание же совершенно выпадало из поля его зрения.

Как всякая потребность, квазипотребность стремится к удовлетворению. Удовлетворение же квазипотребности состоит в разрядке ее динамического напряжения.

 

 

ВОПРОС 5. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (Дж.Мид)

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (Дж. Мид; интепрерпретируют и популяризируют идеи Дж. Мида: Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Спросе, Т. Шибутани и др.)

Предмет – процесс взаимодействия

Основателем считается Дж. Мид. На протяжении 40 лет работал в университете. Придерживался устной традиции, рассказывал всё на лекциях. Наиболее значимым трудом в области СИ является работа Дж.Мида «Сознание, личность и общество», 1934 г. Она была опубликована через три года после его смерти в 1931 г. В ней изложены основные социально-психологические концепции.

Несмотря на стремительное развитие других теорий (необихевиоризм Уотсона, структурного функционализма в социологии Парсонса), его ученик Блумер всячески пропагандировал и подчеркивал значимость идей Дж.Мида.

В 1937 г. именно Блумер ввел понятие «символического интеракционизма». Наконец, в 60-е годы имеди Мида в рамках СИ стали одной из модных теорий.

По мнению Блумера интеракционизм базируется на трех основных предпосылках:

1. Люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают «вещи» (вещи – все, что человек воспринимает в окружающем мире; физические предметы, категории друзей и врагов, социальные институты – школу, правительство и т.д.).

2. Значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением.

3. Эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей.

Дж. Мид и его последователи исходят из того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человека могут выражать это состояние. Эти действия, способные передать определенные значения. Мид называет «значимыми жестами» или «символами». Жесты становятся значимыми символами, — писал он, — когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые сплицитно они вызывают или должны вызывать у других инди-видов» [Mead, 1934, р. 47]. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован. Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению.

Основной тезис символического интеракционизма заключается в утверждении, что индивид, личность всегда соци­альны, т.е. личность не может формировать вне общества.

Поведение индивида определяется тремя переменными:

1. Структурой личности;

2. Ролью;

3. Референтной группой.

 

Структура личности с позиции символического интеракционизма:

I, me, self. Четких определений ни у Мида, ни у его последователей не дается. Однако общий ход рассуждения интеракционистов позволяет интерпретировать их следующим образом:

1. I (Я) – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности.

2. Me (Меня, т.е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное Нормативное-Я, внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий-требований значимых других людей. Функция: контролировать и направлять импульсивное Я в соответствии с усвоенными нормами поведения.

3. Self («самость» человека, личность, Личностное Я) – совокупность импульсивного и рефлексивного Я, их активное взаимодействие. Личность у интеракционистов понимается как активное творческое существо, которое способно оценивать и конструировать собственные действия.

 

ВОПРОС 6. РОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ

 

Выделяются два подхода в понимании «социальной роли». Социологический аспект отражает безличную и нормативную стороны; данный аспект связан с содержанием деятельности личности с выполняемой ею определенных социальных функций. Социально-психологический аспект социальной роли связан прежде всего с исследованием субъективных факторов социальной роли, т.е. с раскрытием опре­деленных социально-психологических механизмов и закономер­ностей восприятия и исполнения социальных ролей.

 

Р. Линтон.: «Роль – это динамический аспект статуса». Он предложил так называемую статусно-ролевую концепцию.

Роль пред­ставляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того что­бы оправдать занимаемый им статус. Люди играют множество ролей, но конкретная роль – это только отдельно взятый аспект поведения.

Линтов дал социологическую интерпретацию роли, выделив в структуре социальных отношений – статусы, т.е. определенные позиции и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.

 

И. Гоффман: социальная роль как «осуществление прав и обязанностей, свя­занных с данным статусом»

 

М.Дойч и Р. Краус обобщили и указали те аспекты социального поведения, которые имеются в виду большинством авторов:

1. Роль как существующая в обществе система ожиданий отно­сительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.

2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведе­ния во взаимодействии с другими индивидами.

3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, за­нимающего определенное положение.

Иначе говоря, в первом случае речь идет о представлениях дру­гих людей о том, как должен себя вести индивид, занимающий определенное положение, во втором — о его собственном пред­ставлении, как он должен себя вести в том или ином положении и в третьем — о наблюдаемом поведении индивида, занимающего определенное положение, во взаимодействии с другими людьми.

 

 

ВОПРОС 7. СОЦИАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ И. Гоффмана

Он проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной термино­логией, очень подробно исследует «технологию» повседневного ролевого поведения, обращая особенно большое внимание на сим­волические формы ролевого поведения. Для подтверждения своих положений он в основном исполь­зует метод наблюдения. Кроме того, он широко пользуется приме­рами, взятыми из художественной литературы, мемуаров, автоби­ографий, газет и журналов и даже из личных бесед.

Наиболее полно идеи И. Гоффмана изложены в его моногра­фии «Представление себя другим в повседневной жизни» [Goffman, 1959], Абстрагируясь от целостных личностных характеристик ин­дивида, Гоффман рассматривает его лишь как носителя самых раз­личных ролей.

При описании ролевого поведения Гоффман пользуется в основном понятиями, взятыми из театрального обихода. В отличие от других представителей ролевых теорий И. Гоффман предпочитает говорить не о ролевых ожиданиях и требованиях, а о ролевой «партии».

Он вводит понятие «фасад» («front») исполнения роли, под кото­рым понимает стандартные выразительные средства, намеренно или непроизвольно используемые индивидом во время исполнения роли [Goffman, 1959]. Элементами фасада являются окружение, внешность индивида и манера поведения. На многочисленных примерах И. Гофф­ман пытается доказать, что партнеры по взаимодействию ожидают друг от друга согласованности между окружением, внешностью и манерой поведения. Весьма существенным Гоффман считает место ролевого взаимодействия индивидов, выделяя «авансцену», где не­посредственно осуществляется это взаимодействие, и «кулисы», где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнителю роли, но недоступная для глаз аудитории. Такая характеристика места ро­левого поведения необходима Гоффману для того, чтобы подчерк­нуть более строгое следование требованиям роли на авансцене (на­пример, в поведении врача, когда он общается со своим пациен­том) и необязательное их соблюдение «за кулисами» (например, поведение врача вне поля зрения пациента).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Ролевые ожидания и требования = ролевая партия.

Выразительные средства для исполнения роли (окружение, внешность и т.д.) = фасад

Место ролевого взаимодействия = авансцена

Место, где происходит деятельность, недоступная для глаз аудитории = кулисы

! Главное для исполнителя роли заключается в том, чтобы создать у других, у «аудитории», впечатление, что он правильно выполняет данную роль.

ВОПРОС 8. ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КОНФЛИКТА (вклад В.С. Мерлина, Мясищева, Анцупова, Гришиной, Леонова)

В отечественной психологии наиболее полное и последовательное описание явлений психологического конфликта принадлежит В.С.Мерлину. Автор дает определение внутриличностного конфликта: «… состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, ывражающееся в обострении существовавших ранее или возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности. Им же разработана проблема психологического конфликта, проанализирована мотивация личности в конфликтной ситуации, описаны социально-типичные отношения личности в конфликтах и влияние конфликтной ситуации на формирование характера.

Проблему внутриличностного конфликта активно разрабатывал М.Н.Мясищев, считая, что конфликтная ситуация является «психической презентацией» назревшего противоречия как внутри личности, так и между людьми. Конфликт перерастает в невроз, если переживания данного конфликта начинают занимать центральное место в системе отношений личности.

Несомненный интерес представляют социально-психологические исследования конфликтов Н.В. Гришиной. На основе исследований, проведенных ею в объединении «светлана», ею была предложена типология конфликтов, основанная на взаимосвязях людей в реальных трудовых коллективах. Автор признает необходимость целостного анализа совокупности факторов, детерминирующих возникновение межличностных конфликтов, и считает методологической несостоятельностью попытки их сведения к закономерностям одного объективного или субъективного рода.

Н.И. Леонов защитил докторскую диссертацию на тему: «Психология конфликтного поведения» (2002 г.). В ней он всесторонне исследовал психологические особенности поведения оппонентов в конфликте, разработал содержание такого важного понятия как «конфликтологическая компетентность», предложил способы и приемы оптимизации конфликтного взаимодействия. Н.И. Леонов является вторым психологом, защитившим по проблеме конфликта не только докторскую, но и кандидатскую диссертацию (1996 г.). Является основателем научной школы «Онтология социального поведения субъекта». Является основателем кафедры «Социальной психологии и конфликтологии», УДГУ.

Подробно: http://socont.school.udsu.ru/collective

Анцупов, Шипилов разработали функции, типологию и тп. конфликта (всё по тетради), подробно, в содержании учебника «Конфликтология»)).

ВОПРОС 9. ВКЛАД ПЕДАГОГИКИ

Ключевые понятия: Конфликт в детском коллективе, Педагогический конфликт.

Интерес к противоречиям в процессе воспитания детей, отклоняющемуся поведению в дошкольном возрасте начал формироваться в отечественной педагогике в 20–30-е гг. ХХ в. Он нашел проявление в исследованиях Л. С. Выготского, А. С. Залужного и др. В педагогических трудах того времени рассматривались общие вопросы трудного детства без акцентирования внимания на проблеме конфликта.

В 1964 г. появляется статья Б. Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе», где автор анализирует причины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним. В журнале «Воспитание школьников» в этот период обсуждались причины конфликтов в школьных коллективах.

Можно выделить некоторые этапы:

1) Первая публикация была в 1964, статья Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе».

2) К середине 70-х годов интерес педагогов к конфликтам растет, но в последующие годы эта тенденция не получает развития.

3) Для второй половины 80-х годов характерно увеличение ежегодного количества работ по данной тематике.

В настоящее время основное внимание в педагогике направлено на изучение следующих конфликтных проявлений (или – вопросов):

1. Конфликты в коллективах школьников, пути их предупреждения и разрешения. Ряд авторов рассматривают конфликт как средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка ( В. М. Афонькова, 1975;Е. А. Тимоховец, 1990;А. Б. Белинская, 1997;Н. Б. Назарова, 2000).

2. Педагогические условия успешной работы с конфликтными учениками ( В. И. Митюк, 1998;И. С. Пилипец, 1998;А. В. Дорохова, 1999;Т. В. Соколова, 1999).

3. Педагогические основы использования конфликта в образовательном процессе (Н. В. Самсонова, 1995; Е. Е. Акимова, 1999; Г. С. Харханова, 1999).

4. Сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах — как между учителями, так и между директором учебного заведения и его подчиненными (Б. С. Алишев, 1986; Т. А. Чистякова, 1988; А. Ф. Пеленев, 1988). Разработаны и апробированы варианты создания в школах конфликтологической службы (С. В. Баныкина, 1997).

5. Анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене «учитель—родитель» (Ш. М. Дундуа, 1990).

6. Исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова, 1990; А. Я. Клементьева, 1999; З. З. Дринка, 2000).

7. Разработка основ педагогического управления организационными конфликтами (Е. Е. Тонков, 2000).

Конфликты также изучаются в военной педагогике (С. А. Мищенко, 1995, А. К. Кротов, 1996; В. В. Попов, 1998; В. Н. Миронченко, 1999), педагогике семейного воспитания. Выполнен ряд работ, посвященных конфликтному взаимодействию в спорте (В. С. Келлер, 1974; Ю. Б. Калашников, 1998; Я. А. Воробьев, 1999; И. Е. Устинов, 2000; О. Г. Эпов, 2000 и др.). Разработаны основы спортивной конфликтологии (И. И. Сулейманов, 2002).

 

ВОПРОС 10. ВКЛАД СОЦИОЛОГИИ

Ключевые термины, понятия: Социология конфликта. Конфликты: На производстве, в трудовых коллективах; Этнические; Поколений; Международные; В семейно-брачных отношениях; Конфликт и преступность в обществе.

 

В 1992 г. в России социологами защищаются первые диссертационные исследования по проблеме социального конфликта - Маликовой Н.Р., Александровой Е.В.

Анализ диссертационных исследований отечественных социологов по проблеме социального конфликта, представленных к защите с 1992 г. по 2017 г. включительно позволяет сделать ряд выводов. За эти 25 лет социологами защищена181 диссертация, из них 17 диссертаций представлено на соискание степени доктора социологических наук.

Ведущей темой исследовательского интереса социологов стала проблема межнациональных, этнических конфликтов, способов и мер их предупреждения и регулирования на территории Российской Федерации и Содружества Независимых государств. 17 % (31) диссертация, из них 3 диссертации докторов социологических наук – Маликова Н.Р., 1992, «Межнациональное общение: взаимодействие в согласии и конфликте (этносоциологический анализ на материалах Азербайджана)», Галиев Г.Т., 1997, «Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений», Рубан Л.С., 1997, «Развитие конфликта – консенсуса в полиэтнических регионах» посвящены этой проблеме.

 

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ВКЛАД РАЗЛИЧНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ, РАССМОТРИМ НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ:

1. Проблемымежнациональных и этнополитических конфликтов, их источники, динамические характеристики, управленческие аспекты межэтнических коллизий исследуют Тагиров А.Р. (1995), Хамзина Г.Р. (1996), Рязанов В.Г. (1997), Нагдалиев С. (1998), Хасанов Р. (1998), Соин Д.Ю.(1999), Федорова Н.А. (2000), Брагин А.А. (2001), Харлампьев М.Р. (2001), Фролова Т.Н. (2003), Федосова Е.В. (2004), Миняжев Т.Р. (2005), Бутуев О.К. (2006), Васильева И.А., (2007), Дибирова Х.М. (2008), Гончаров Р.И. (2009), Ахмадиева Л.А. (2011), Стадник В.Ю. (2014) и др.

2. На изучение производственных, трудовых, экономических конфликтов направлены 24 диссертации (13,3 % от общего числа), из них одна диссертация доктора наук - Шаленко В.Н., 2001 г. «Управление трудовыми конфликтами на российских предприятиях в условиях становления социального партнерства». Трудовым (производственным) конфликтам, их предупреждению и урегулированию посвящены диссертации Антиповой Н.Ф. (1994), Османова Ю.М. (1994), Антошиной М.В., Богаевской А.Н. (1995), Гиндулиной Г.Ф., Лаптева А.В. (1999), Чаплыгин А.А. (2001), Баргоякова И.И. (2004), Наумов В.И. (2006), Таскаев Г.С. (2008), Едигарева Ю.Г. (2010), Ситникова О.В. (2011) и др.

3. Особое место занимают конфликты, происходящие в педагогическом процессе, в сфере образования, конфликты в молодежной, студенческой, среде. Конфликтами современной российской молодежи - 20 (11%) диссертантов - занимаются Черкасова Т.В. - 1997 - кандидатская диссертация, 2004 – диссертация доктора социологических наук - «Управление конфликтами молодежи как социальная проблема», Звягинцев В.В. (2000), Большакова Т.Ю. (2003); социальными конфликтами в сфере образования, в процессе воспитания и социальной работе – Куконков П.И. (1996), Качалов Л.К. (1997), Матвеева В.В. (1988), Смоленцева А.Ю (1998), Титкова Л.С. (2004), Морозова Е.А. (2005), Гржебина М.В. (2006), Захарчук Л.А. (2006), Колтунов А.Л. (2006), Грядунова Н.А. (2009), Тишин Ю.Н. (2009), Коростелева Л.Ю (2011) и другие. «Управлению конфликтами инновационного развития вузов» посвящена диссертация доктора социологических наук Тарабаевой В.Б. (2009).

4. Конфликты в современной российской семье исследовались Никитиной О.В. (2001), Лощаковой Н.П. (2004), Яковлевой В.Г (2007), Разовым П.В. (2007). В 2008 г. Вдовина М.В. защитила диссертацию доктора наук: «Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в российской семье».

5. Организационные конфликты в различных социальных структурах и социальных институтах исследуют 20 диссертантов (11% исследований) – Большаков А.Г. (1995), Радугин К.А. (1996), Калашников Д.В. (1998), Шило И.Н. (1998), Белов А.А. (1998), Гудакова Ж.И. (1999), Брежнева А.П. (2000), Шушанян Н.Р (2000), Галимуллин Р.Х (2003), Русанова Т.И. (2004), Калашников О.В. (2005), Джагацбанян В.Г. (2006), Хисматуллина З.Н. (2006), Котелков А.Л. (2008), Прибыловский В.М. (2008), Сурвилло Е.Ю (2009), Деккушева А.Д. (2010), Павленкова И.М (2014) и др.

6. Незначительным оказалось число исследователей, проявляющих интерес к политическим конфликтам современной России. Всего 6 (3% от общего числа) диссертационных исследований, из них одна диссертация доктора наук – «Конфликтное измерение политической трансформации в России» - Никовская Л.И. (2004) обращены к социологическим аспектам политического конфликта. Особенности политических конфликтов в условиях трансформации российской действительности изучают Белоусова А.А., Бекшенев В.Р. (1999), Динь Ты Хоа (2000), Бабейко Я.Ф. (2005), Каширина М.В. (2007) и другие.

7. Особый интерес проявляют исследователи к конфликтам, имеющим место в «силовых структурах» - как внутри этих организаций, так и к тем коллизиям, в урегулировании которых органы Министерства Обороны РФ, Министерства внутренних дел и других ведомств принимают непосредственное участие — Галимуллин Р.Х. (2003), Фролова Т.Н. (2003), Радченко В.А. (2006), Жидков М.А. (2008), Бычков А.В. (2009), Тишин Ю.Н. (2009), Каспаров А.Р.(2016). В 2010 г. Гридчин А.А. защитил диссертацию доктора наук: «Повышение готовности персонала миротворческих организаций к регулированию региональных конфликтов».

8. В последние десятилетие значительно возрос интерес исследователей к социальным конфликтам государственной и муниципальной службы. Регулированию конфликтов на государственной службе посвящены труды Брежневой А.П. (2000), Магомадова А.М. (2006), Поповой О.В. (2006), Лобанова П.А. (2009), Банхаева А.И. (2011), Гилязевой М.Р. (2014).

ВОПРОС 12. ВКЛАД ИСТОРИИ

Основные понятия: Международные конфликты, Региональные конфликты, Конфликты на Ближнем Востоке, Этнические конфликты, Межнациональные конфликты.

Исторические науки приступили к изучению проблемы конфликта вначале 70-х гг. В 1972 г. была опубликована монография А. И. Власова и коллектива авторов по проблеме международного конфликта.

Несомненен факт, что история изучала войны и конфликты между государствами многие столетия (например, работы Геродота, Ксенофонта, Тацита, Фукидида и других античных историков). Однако понятие «конфликт» вводится в научный оборот только в 70-е гг. ХХ в.

В исторической науке конфликт исследуется по нескольким направлениям.

1. Международные конфликты в целом. Работы носят аналитический, обобщающий характер. На основе значительного фактологического материала выявляются закономерности возникновения и развития различных международных конфликтов, возможные тенденции в развитии отношений между государствами.

2. Региональные конфликты, где основными субъектами противодействия выступают развивающиеся страны. Около одной трети всех публикаций приходится на это направление.

3. Конфликты на Ближнем Востоке выделяются в особое направление. Доля этих публикаций составляет более 20% общего количества работ по проблеме конфликта по истории. Издано четыре библиографических указателя книг и журнальных статей на русском и иностранных языках по проблеме ближневосточного конфликта (1976; 1982; 1989).

4. Развитые страны и конфликты в третьем мире. Это направление представлено работами, в которых анализируется политика США, Великобритании, Франции, Германии, а также блока НАТО по отношению к региональным конфликтам различной интенсивности.

5. Роль ООН и других международных организаций в урегулировании международных конфликтов рассматривается рядом авторов как важный фактор в обеспечении стабильности в международных отношениях.

6. Этнические конфликты в зарубежных странах и их влияние на политику государств также находятся в центре внимания историков.

7. Исторические аспекты конфликтных отношений царской России и СССР с соседними государствами. Это направление разрабатывается с середины 90-х гг. ХХ ст.

8. Межнациональные и этнические противоречия и конфликты на территории бывшего СССР. На основе исторических аналогий и анализа недавних событий специалисты пытаются определить пути урегулирования конфликтов, возникших в последнее время на территории России и стран ближнего зарубежья.

 

 

Типология кризисов

Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастной кризис - кризис, связанный с переходом человека на новую ступень развития - в возрасте 3, 7 лет, в подростковый период.

Экзистенциальный кризис - переживание проблемы смысла жизни и индивидуального существования.

Духовный кризис - обращение к высшим ценностям.

Личностный кризис - переживание той или иной трудной ситуации.

Семейный кризис - переходом семьи на новую ступень ее жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами.

Кризис идентичности - кризис, переживаемый человеком в период юности.

Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы.

 

+++ Профессиональные кризисы по ЗЕЕРУ Е.Ф. (в книге

Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины:

- отрыв от семьи;

- уход на пенсию;

- резкая смена профессии;

- изменения (понижения или резкого повышения) социального статуса;

- возрастные кризисы;

- болезни;

- социально-статусные (или ролевые);

- кризисы внутреннего роста;

- насилие.

 

Кризисы возрастной психологии (любая типология в пример, можно по Эриксону):

1 года: связаный с недостаточностью эмоционального общения для овладение действиями

3 лет: негативизм, упрямство, самоуправство.

7 лет: потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка.

11-12 лет: тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды.

17-18 лет: встреча с взрослостью — переживания связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых.

25 лет: сексуально-гормональный кризис юношеского возраста у мужчин. Становление мужчины в сексуальном плане, подготавливающий его к следующему кризису взрослости.

30 лет: кризис 30-ти лет. Малозаметен, основной целью данного кризиса является оценка собственных достижений. Человек задумывается насколько он реализовал себя в соответствии с социальными установками общества, по большей части это касается карьерных достижений.

35 лет: сексуально-гормональный кризис у женщин. Примерно тот же эффект, что и у мужчин в 25 лет.

40 лет: кризис среднего возраста. Переоценка жизненного опыта и выбранного пути.

В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства.

ВОПРОС 17. ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ (с презентации Леоновой И.Ю.)

Принцип междисциплинарности требует:

  1. понимать, что конфликт – явление в высшей степени междисциплинарное. Опираясь на знания только одной науки, глубоко изучить его, понять, а тем более регулировать невозможно;
  2. в достаточной степени знать историю развития основных отраслей конфликтологии, иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития всех ее отраслей.
  3. знать специфику предметов исследования отраслей конфликтологии, их методологию, методы, методики, сильные и слабые стороны каждой из наук, достижения и проблемы;
  4. изучая любые виды конфликтов, не ограничиваться рамками одной науки, обязательно использовать подходы, методики и результаты, имеющиеся по данной проблеме в нескольких отраслях конфликтологии.

 

Принцип всеобщей связи

Познавательный смысл этого принципа заключается в том, что изучая конфликт, необходимо не ограничиваться рассмотрением его отдельных элементов, а стремиться исследовать максимально большое количество существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами.

 

· Полностью исследовать все взаимосвязи конфликта со средой, в которой он развивается, и внутри него, естественно, невозможно, таких связей бесчисленное множество.

· Однако важно учесть характер хотя бы основных связей, поскольку их потеря может привести к существенным упрощениям в понимании явления.

 

ВАЖНО

· выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними,

· взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

 

Принцип системного подхода

1. Ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта.

2. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появляются сходные положительные или отрицательные моменты, то причины этого следует искать, прежде всего, не в этих элементах, а в самой системе.

 

Системный подход

1) направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы.

2) ориентирует конфликтологана рассмотрение целостности конфликта как явления, на поиск в нем всех основных многообразных типов связей и сведения их в единую теоретическую картину максимально разносторонне и глубоко отражающую реальные конфликты.

Принцип системного подхода предполагает:

1. рассмотрение изучаемого явления как системы, как ограниченного множества взаимодействующих элементов;

2. определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение их ведущих взаимодействий;

3. выявление внешних связей системы, выделение из них главных;

4. определение функции системы, ее место и роли среди других систем;

обнаружение закономерностей и тенденций развития системы

 

А.Я.Анцупов, С.Л.Прошанов выделяют следующие методологические принципы самой конфликтологии.

К ним относят:

  1. Принцип междисциплинарности.
  2. Принцип преемственности.
  3. Принцип эволюционизма.
  4. Принцип личностного подхода.
  5. Принцип поиска скрытого содержания конфликтов.
  6. Принцип борьбы со Злом в его конфликтах с Добром.

 

ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

требует:

1. понимать, что конфликт – явление в высшей степени междисциплинарное. Опираясь на знания только одной науки, глубоко изучить его, понять, а тем более регулировать невозможно;

2. в достаточной степени знать историю развития основных отраслей конфликтологии, иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития всех ее отраслей.

3. знать специфику предметов исследования отраслей конфликтологии, их методологию, методы, методики, сильные и слабые стороны каждой из наук, достижения и проблемы;

4. изучая любые виды конфликтов, не ограничиваться рамками одной науки, обязательно использовать подходы, методики и результаты, имеющиеся по данной проблеме в нескольких отраслях конфликтологии.

 

2. ПРИНЦИП ПРИЕМСТВЕННОСТИ

требует:

1) хорошего знания истории отечественной конфликтологии;

2) овладение методологией, теорией и основными методами и методиками изучения конфликтов, знаниями наиболее существенных результатов, полученных отечественными учеными в ходе эмпирических исследований реальных конфликтов;

3) хорошего знания истории и всех важных результатов изучения отечественными конфликтологами того вида или типа конфликтов, который выступает объектом конкретного исследования;

4) знания основных достижений зарубежной конфликтологии;

5) прежде чем что-либо исследовать, писать, публиковать, необходимо детально изучить все основное, что уже сделано по интересующей проблеме отечественными учеными.

 

ПРИНЦИП ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

требует:

1) выявлять и учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании;

2) знания и учета основных макроэволюционных тенденций развития конфликтов при исследовании конфликтного взаимодействия вообще и анализа конкретных конфликтов в частности;

3) знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутриличностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества;

4) в ходе изучения конкретных конфликтов важно выявлять не только динамику, но и эволюционные предпосылки и тенденции их возникновения и развития.

 

ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА

требует:

1) понимания того, что индивидуальные особенности конкретных основных участников конфликта играют ключевую или, по крайней мере, важную роль в его возникновении, развитии и завершении;

2) умения определять персональный состав всех основных участников конфликта с обеих сторон и выявить их существенные индивидуально-психологические особенности, оказавшие влияние на динамику конфликта;

3) умения работать при регулировании конфликта с его участниками, учитывая их индивидуально-психологические особенности;

4) знания основ психологии личности и психологии конфликтов, поскольку возникновение и развитие любого конфликта определяющим образом зависит от особенностей людей, в нем участвующих.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.