Гамлет» Шекспира. Системаобразов, проблематика. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Гамлет» Шекспира. Системаобразов, проблематика.

2017-11-16 197
Гамлет» Шекспира. Системаобразов, проблематика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Гамлет» Шекспира. Система образов, проблематика.
Концепция трагического.
Магистральный сюжет – судьба человека в обществе, возможности человеческой личности при недостойном человека миропорядке. Герой идеализирует в начале действия свой мир и себя, исходя из высокого назначения человека, он проникнут верой в разумность системы жизни и в свою способность творить свою судьбу. Действие строится на том, что протагонист вступает на этой почве с миром в великий конфликт, который приводит героя через “трагическое заблуждение” к ошибкам и страданиям, к проступкам или преступлениям, совершенным в состоянии трагического аффекта.
В ходе действия герой осознает истинное лицо мира (природу общества) и реальные свои возможности в этом мире, в развязке погибает, своею гибелью, как говорят, искупает свою вину и вместе с тем утверждает во всем действии.

Система образов, мастерски выстроенная автором, разрешает как можно лучше раскрыть философские проблемы, заложенные в основу произведения. Важно понять, что каждый из образов, обрисованных в произведении, далеко не однозначен. Образ Офелии вызывает у разных читателей разные эмоции: от негодования через кротость девушки к искреннему сочувствию. Но и судьба неблагосклонна к Офелии: ее отец Полоний на стороне Клавдия, который виновен в смерти отца Гамлета и есть его отчаянным врагом. После смерти Гипноигия, которого убил Гамлет, в душе девушки происходит трагический излом и она болеет. В такую круговерть попадаются почти все герои: Лаерт, Клавдий. Образ Гамлета можно воспринимать как слабого человека, а можно - как человека чрезвычайного ума и жизненной мудрости. Невозможно дать однозначную оценку образам Шекспира. Даже в этом уже кроется успех произведения: персонажи неоднозначные, а - живые, поскольку однозначно положительные герои или насквозь отрицательные негодяи -типы, которые встречаются только в литературе, в жизни ничего определенного, очерченного, статического не существует, итак именно двойственность образов, их внутренние разногласия и делают их жизненными. Это отображает сущность человеческой души: зло и добро присутствующее в каждом. Каждый из героев мучается одной и той же проблемой.

Задача, которуюпоставилГамлетпослевстречисПризраком. Возможностиеёразрешения.

 

Сформальнойточкизрения «Гамлет» Шекспираможетбытьопределенкакжанр «трагедиимести». Однакодраматургдоводитсхемужанрадосовершенстваисоздаетпроизведениевысокогоинтеллектуальногоуровняибогатогоидейногосодержания. Следуетзаметить, чтообразПризракабылвведенвпьесуШекспиранедляразвлеченияилиустрашениязрителя, адлятого, чтобыкоснутьсяглубокихфилософскихпроблемчеловеческогобытия: жизниисмерти, добраизла, преступленияинаказания, мираивражды.

ПРИЗРАК -оннечеловек, авыходецстогосвета. Оннаходитсякакбудтовнедействияилинадним. Призрак - этонепроходнаяфигуравшекспировскойпьесе. БезгибелиотцаГамлетаипоявленияПризракастогосветанебылобывсейшекспировскойтрагедии. Отееначалаидоконцаэтотобразвитаетнадней.

ОПОЯВЛЕНИИПРИЗРАКАВТРАГЕДИИ

ВначаледействиятрагедиипринцГамлетнепоявляетсянасцене, ноегонеоднократноупоминаютвразговорестражники. ОнинесразудокладываютемуотаинственныхпосещенияхПризрака. Сначалакоролевскаягвардияговоритобэтомдругупринца - Горацио. Тот, всвоюочередь, убедившисьвтом, чтоПризракпохожнапокойногокороля, советуетрассказатьобэтомнеправящемукоролюКлавдию, аГамлету, неимеющемуникакойвластиинепровозглашенномунаследникомпрестола.

ВступаявобщениесПризраком, Гамлетхочетвыяснить, какуюизпотустороннихсилонвоплощает - благуюилидурную?

Призракначинаетсвойрассказсоследующеговступления:

Ятвоегоотцабессмертныйдух,

Вотьменочейскитатьсяосужденный,

Аднемвогнеобязанныйстрадать,

ПокамоиземныепрегрешеньяНевыгорятсредимоихстраданий.

КогдабмненебылозапрещеноОткрытьтебемоейтемницытайну.....

ЧТООТКРЫВАЕТПРИЗРАКГАМЛЕТУ: ужасныеоткровенияПризракапотрясаютГамлета. Первоеоткровение-этопризывПризракаотомститьзагнусноеиподлоеубийствоотца. Второеоткровение-эторассказобубийстве. Призракопровергаетслух, пущенныйКлавдием, будтопрежнийкороль, уснуввсаду, умеротукусаядовитойзмеи. Онназываетэтогозмея: нынешнийкороль. ЭтотретьеоткровеньеПризрака - указаниенаубийцу - Клавдия. «Да. Онзверь-кровосмеситель»,- произноситПризрак. Четвертоеоткровениесвязаносизменой «лжедобродетельнойГертруды» погибшемумужу. Однакооннехочетпричинятьзлажене, апроситГамлетаспастиматьотгреха. Каройдлянеедолжныпослужитьеесобственныедушевныетерзания. ВзаключениеПризраквзываетксынуотомститьКлавдию, напоминая, чтонельзяпосягатьнаГертруду. ЗатемПризракуходит. Гамлетпонимает, чтоПризракотцаГамлетанепопалнивАд, нивРай, авышелизЧистилища. Этоподтверждаетсяегословами:

Ятвоегоотцабессмертныйдух,

Вотьменочейскитатьсяосужденный,

Аднемвогнеобязанныйстрадать,

ПокамоиземныепрегрешеньяНевыгорятсредимоихстраданий.

!!!ПОТРЯСЕНИЯГАМЛЕТА ВоткровенияхПризракаотмеченыдвасобытия-потрясения, которыепережилГамлет, - смертьотцаипоспешныйвторойбракматери. Третьепотрясеньепроисходиттогда, когдаПризраксообщает, чтосмертьотцабыладеломрукегобратаКлавдия. ПередГамлетомстрашнаяистина, чтониодномучеловеку, дажесамомублизкому, нельзяверить.

ПризраквозложилнаГамлетазадачуличноймести. Однакопринцпонимаетееиначе. Длянегопознаниедействительностиначинаетсяспотрясенийогромнойсилы. СосмертьюотцаиизменойматеридляГамлетанаступилополноекрушениетогогармоничногомира, вкоторомондосихпоржил. Страшнаятайнаубийстваотца, раскрытаяемуПризраком, приводитГамлетакстрашнойистине, чтозло, вражда, изменавкралисьвотношениялюдей, близкихдругдругупокрови.

ПослесвиданиясПризракомГамлетговоритсвоимспутниками,

Векрасшатался - исквернейвсего, Чтоярожденвосстановитьего!Гамлетпринимаетрешениеотомститьзаотца.

ВэтомКОЛИЗИЯ! ДоэтогомоментауГамлетаужебылиподозренияотаинственнойсмертиотцаиобскоромзамужествематери. ЯвлениеПризракаукрепилоеговеру. Придалосилперейтиотраздумийкдействию.

Сначалаонверитегословам, т.к. онисоответствовалиинтуитивномучувствупринца, чтовсмертиотцаестьчто-тонеестественное. Затемвозникаютсомнения: благойлиэтодух, насколькоможноемуверить? Гамлетудалеконечуждыпредрассудкиотносительнодуховипризраков. Но, сдругойстороны, Гамлет, человекуженовоговремени, хочетподтвердитьобращениеизпотустороннегомирасовершеннореальнымземнымдоказательством. Гамлетнеполагаетсянинасвоюинтуицию, нинаголосизпотустороннегомира, емунеобходимыразумныедоказательствапреступленияКлавдия. ТаквозникаетзамыселГамлетапроверитьистинусловПризрака.

Послесцены «мышеловки» (- сценастеатром) ГамлетубеждаетсявправдивостиоткровенийПризрака.

Возможностиразрешениясцены - ПослесценыспризракомГамлет, каклюбойтрагическийгеройстоитпередвыбором - идтипротив, илиидтипотечению. Унегобыливсешансынесовершатьряддействий, которыепривеликпоследствиямтрагедии - гибелимногихгероев. НоГамлетпроявляетсвоюволю, основаннуюнавысокихидеалахиценностях. Словнопружинысжималиегодогадки, австречаспризракомвызвалаужереакцию. Гамлетнемогпоступитьпо-другому. Сценаспризракомдаетбольшеуверенностивсвоейправоте, даетсилыкдействию, кборьбе. АвсепоследующиедоказательствапревращаютмыслиГамлетавабсолютнуюубежденностьвсвоейправоте.

ЕслибыГамлетпоступилиначе, пошелнауступкиКороля, всяегожелчьзахлестнулабыего.онбынесмогжитьвэтой "мишуре". ЭтаисториямоглазакончитсятрагичнодляГамлета. Ноегосмертьбылабыпоражениемвбитвесэтимлицемерныммиром. Небылобытрагедии "Гамлет". Здесьнашгеройгибнет,ноэтотриумфальнаясмерть. Онотстаиваетсвоипринцыпы.

 

Классицизми «Сид» Корнеля.

ПьерКорнель (1606–1684 гг.) — создательклассицистическойтрагедиивоФранции. Вконцедвадцатыхгодовмолодойпровинциал, готовившийсястатьадвокатом, страстноувлексятеатромипоследовалзагастролировавшейвегородномРуанетруппойвПариж. Здесьонпознакомилсясдоктринойклассицизмаипонемногуперешелотраннихкомедийитрагикомедийктомужанру, которыйтеоретикиклассицизмаутвердиликаквысший. ВсенароднуюславуКорнелюпринеслаегоперваяоригинальнаяпьеса "Сид", поставленнаявянваре 1637 года. Упубликионаимелаоглушительныйуспех, стехпорвофранцузскийязыквошлапоговорка "Прекрасно, как "Сид"". Однакоможнолирассматривать "Сида" какобразцовуюклассицистическуютрагедию? Вернолиутверждение, чтос "Сида" начинаетсяисторияфранцузскойклассицистическойтрагедии? Ответынаэтивопросынемогутбытьоднозначными.

Натитульномлистепьесыстоитавторскоеобозначениежанра — "трагикомедия". Трагикомедия — жанрбарочный, смешанный, резкокритиковавшийсяклассицистами. Ставявподзаголовок "трагикомедия", Корнельуказываетнато, чтоуегопьесысчастливыйфинал, немыслимыйдлятрагедии, котораядолжназаканчиватьсясмертьюглавныхгероев. "Сид" неможетзакончитьсятрагически, потомучтоегосюжетныеисточникивосходятксредневековымиспанскимромансамоюностиСида. Сидвтрагедии — тотжереальносуществовавшийгеройРеконкистыРодригоДиас, которыйвыведенвиспанскомгероическомэпосе "ПесньомоемСиде". Тольковзятдругойэпизодизегожизни — историяегоженитьбынаХимене, дочериубитогоимнапоединкеграфаГормаса. НепосредственнымисточникомдляКорнеля, помимоиспанскихромансов, былапьеса "ЮностьСида" (1618 г.) испанскогодраматургаГильенадеКастро.

ПьесанаиспанскомматериалевызваланеудовольствиекардиналаРишелье. ГлавнымвнешнимпротивникомФранциивтотмоментбылаИспания, сИспаниейфранцузывелидлительныевойнызаположениегосподствующейевропейскойдержавы, ивэтойобстановкеКорнельставитпьесу, вкоторойиспанцыпоказаныдоблестнымииблагороднымилюдьми. Ктомужеглавныйгеройвыступаетспасителемсвоегокороля, внеместьнечтонепокорное, анархическое, безчегонеможетбытьистинногогероизма — всеэтозаставилоРишельеотнестиськ "Сиду" сопаскойиинспирировать "МнениеФранцузскойАкадемиипоповодутрагикомедии "Сид"" (1638 г.), вкоторомсодержалисьоченьсерьезныеупрекиотносительноидейногоиформальногопланапьесы.

Значит, сюжетКорнельзаимствуетнеизантичности, ноонимеетподсобойпрочнуюисторическуюилитературнуютрадицию; сюжетимеетблагополучнуюразвязку, невозможнуювтрагедии. Корнельотступаетоталександрийскогостиха, местамиобращаяськболеесложнымстрофическимформам, заимствованнымизиспанскойпоэзии. Чтожетогдав "Сиде" трагедийного?Этоперваявисториифранцузскойлитературыпьеса, воплотившаяглавнуюфилософско-моральнуюпроблемуклассицизма — конфликтдолгаичувства.

Родриго, страстновлюбленныйвХимену, вынужденвызватьнапоединокотцасвоейвозлюбленной, графаГормаса, которыйнанесоскорблениеегоотцудонуДиего. Родригоколеблетсямеждулюбовьюидолгомродовойчести, емубольнотерятьХимену, новконцеконцовонвыполняетсвойсыновнийдолг. ПослесмертиотцаХименанеможетводночасьеразлюбитьРодригоиоказываетсяточновтакойжеситуации: ейпредстоитсделатьстольжемучительныйвыбормеждулюбовьюидочернимдолгомместиубийцеотца, и, стольжеидеальнаягероиня, какеевозлюбленный, ХименатребуетукоролясмертиРодриго. ОднаконочьюРодриговозглавляетотряд, отражающийвнезапноенападениемавров. Егопатриотическийподвигивернаяслужбакоролюслужаттолчкомкблагополучнойразвязке. КорольпринимаетрешениеопоединкемеждуРодригоизащитникомХименыдономСанчо: ктоодержитверхвэтомпоединке, тотиполучитрукуХимены.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.