Государственное и муниципальное управление как общественное явление — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Государственное и муниципальное управление как общественное явление

2017-11-16 814
Государственное и муниципальное управление как общественное явление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специальность», «Специализация», «Квалификация», «Профессия»: семантика понятий

Профессия - это ограниченный вследствие разделения труда вид деятельности, общественно-полезной, требующей специальной подготовки (в развитом производстве – постоянной переподготовки), выполняемой за определенное вознаграждение (на современном этапе развития общества в основном – за деньги), дающей человеку определенный общественный статус и признание.

Профессия – это основа связи личности с др людьми, способ его социализации, а т.ж. средство самоутверждения в обществе.

Профессия является одним из факторов социализации.

Профессия – это род трудовой деятельности человека, обладающего определенным набором знаний, в результате определенной подготовки и опыта работы.

Знания по профессии, делу, специальности являются неотъемлемым компонентом профессионализма. Профессионализм проявляется в умении найти и применить методы, средства, приемы, которые соответствуют данной управленческой ситуации и позволяют решить данную управленческую задачу наиболее эффективно.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии (например, специальность врача – хирург, специальность учителя – физика и математика).

Специальность - по значению этот термин близок к понятию "профессия" и соответствует разновидностям областей труда в пределах одной профессии.

Например, если быть точным, то нет "учителя вообще". Это будет или учитель математики, или географии и т.д. Тоже самое можно сказать и о других профессиях: врач - педиатр, хирург, стоматолог; юрист - адвокат, прокурор, нотариус; слесарь - слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь механик и т.д. Специальности - профессии, утверждены Министерством Труда России (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Специализация - приобретение специальных знаний и навыков в определенной области

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

Квалификация - это 1) уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда, 2) профессия, специальность.

Квалификация по направлению или специальности высшего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности. Присваиваемые в рамках направлений и специальностей конкретные квалификации устанавливаются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Квалификация в дальнейшем определяет минимальную зарплату (если Вы собираетесь работать по специальности, да еще и в государственном учреждении).

Ориентация на наиболее квалифицированные кадры, но не более высокой квалификации, чем это требует рабочее место.

Основными критериями отбора считаются: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата, его потенциальные возможности.

По степени пригодности кандидатов делятся на три группы: непригодные, условно пригодные и относительно пригодные к дальнейшей деятельности (относительно - потому, что все необходимые качества нельзя точно определить).

Степень разновидности ключевых качеств оценивается следующим образом: абсолютно негативная, улучшаемая и позитивная. При негативной оценке хотя бы по одному из качеств кандидата на работу лучше не принимать.

При управлении персоналом, на стадии отбора происходит процесс, с помощью которого органы власти выбирают из ряда кандидатов одного или нескольких людей, наиболее подходящих по имеющимся критериям на вакантное место. При этом обеспечивается удовлетворённость самих работников и возможность полного раскрытия и использования их возможностей. Каждый приём работника на государственную и муниципальную службу влечёт за собой большие затраты, ошибки при приёме увеличиваются многократно.

Чтобы программа отбора была действенной, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии формируются так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: образование, опыт, медицинские и личные характеристики). “Эталонные” уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик уже работающих в органах власти сотрудников, хорошо справляющимися со своими обязанностями. Отбор может быть невозможным, если список требований к работнику будет слишком велик.

Рисунок 3.4. Схема функциональной организационной структуры управления

 

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

Функциональное управление существует наряду слинейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Как видно из рис. 3.4, вместо универсальных менеджеров (см. рис. 3.3), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (табл. 3.2).

Таблица 3.2.

 

Преимущества Недостатки
  1. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций
  2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов
  3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов
  4. исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций
  5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля
  1. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений
  2. трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами
  3. появление тенденций чрезмерной централизации
  4. длительная процедура принятия решения
  5. относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения

 

 

 

Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.

 

21. Функции государственного управления

Прежде чем говорить о функциях государственного управления, в том числе исполнительной власти и ее ведомствах - публичных службах, функциях должностных лиц (все это понятия однопорядковые, но не тождественные), остановимся на самом понятии функции.
Обществоведение заимствовало понятие из биологии и сейчас эта дефиниция широко используется при исследовании социальной действительности социологами, психологами, политологами, юристами.
Функция (лат. functio - отправление, деятельность) любого социального института (явления) есть способ адаптации в обществе, налаживание соответствия между ним и определенной потребностью общества. Это объективно необходимая деятельность, воздействие, наполненное конкретным содержанием в пространстве и времени.
Любое действие включает в себя следующие элементы:
1) личность, имеющую потребности и интересы как побудительные мотивы;
2) ситуацию, в которой оказывается личность и которая побуждает его действия и определяет (корректирует) возможности действия (ресурсы, способности и т.д.);
3) цель, которую намерен достичь актор посредством этого действия.
У понятия "функция" есть антоним - дисфункция, т.е. те наблюдаемые последствия, которые снижают адаптацию системы к потребностям и интересам общества. В любой момент явление (действие, воздействие) может иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Исходя из этого, оптимизация функционирования направлена на то, чтобы избежать или минимизировать дисфункцию и интенсифицировать исполнение необходимых функций.
Функция - производная, вторичная категория по отношению к целям и задачам. Каждый госорган выполняет определенную часть задач государства. Производными от этих задач являются функции органов госуправления, т.е. конкретные виды деятельности для решения этих задач. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция - на процесс достижения цели и решения задач.
Функции всегда характеризуются глаголами: осуществляет, разрабатывает, организует, участвует, обеспечивает и т.д.
Государственный аппарат, выполняющий управляющее воздействие на общество, - это сложный человекокомплекс (органы государства и лица должностные), осуществляющий публичную и внутриорганизационную деятельность.
Деятельность любой организации направлена как на внешние, так и на внутренние задачи. Крайности могут проявляться в том, что организаторы увлекаются внешними, представительскими функциями и уходят от систематической работы внутри самой организации, что грозит ей по меньшей мере нестабильностью. Замыкание же на внутренних функциях может привести к консервации достигнутого, лишить организацию стратегического обзора и перспективы. Нужно, оптимальное соотношение публичных и внутриорганизационных функций. Пропорции эти относительные и устанавливаются чаще всего эмпирическим путем.
Каждый госорган реализует не одну, а набор, или систему, функций, т.е. осуществляет несколько видов управляющего воздействия.
Каждый из этих видов относительно самостоятельный, специфический, но все они взаимосвязаны и только в целостной совокупности обеспечивают выполнение задач. Анализ распределения каждой функции по вертикали и по горизонтали, т.е. функциональная структура госадминистративного управления, дает представление о политическом режиме, форме госуправленческого устройства, уровне централизации и децентрализации, развитости местного самоуправления, характере и объеме самоуправляющихся систем. Анализ деятельности любой организации (госоргана) начинается с описания деятельности индивидов, групп, т.е. чем они занимаются, какие виды деятельности осуществляют - функциональный контекст. От этого исходного момента переходим к изучению организационного обеспечения функций, т.е. выделения отдельных структурных подразделений, должностных лиц - структурный контекст. Итак, цели (задачи) организации обусловливают функции, а функции определяют структуру органа.

22. На основе Теоретического анализа проблемы профессионального становления руководителя авторами выделены пять взаимосвязанных направлений, в рамках которых осуществляются исследования профессионального становления руководителя в современной психологии:

психология управленческой деятельности;

психология менеджмента;

акмеологический направление;

личностно-развивающий направление;

направление исследования управленческой карьеры.

Их содержание во всей полноте охватывает биполярный континуум, представленный такими полюсами: «личность профессионала-управленца, его потребности, интересы, способности, Я-концєпція - требования управленческой деятельности до профессионала». Содержание каждого направления кратко раскрыто на рис. 2.1.

Относительно раскрытия сущности профессионального становления менеджера и места в этом процессе профессионально-управленческого самоопределение авторы виділяюті) следующие положения:

• о творческую и интегративную сущность управленческой деятельности;

• о смысловую природу бытия человека в мире;

• діалогізм между человеком и профессиональной средой;

• целостность и активность личности.

Профессиональное становление руководителя организации ее таком контексте рассматривается как одна из форм развития личности, багатоаснсктпий, многоуровневый и сложно детерминированный процесс, в котором можно выделить разные стороны и уровни.

Внешняя, объективная сторона профессионального становления оказывается в объективных характеристиках управленческой деятельности, в социальной ситуации профессионализации, в производительности личности в управлении.

Внутренняя, субъективная сторона может быть рассмотрена в следующих аспектах:

змістовнО'Структурний (необходимые знания, умения, навыки, психические качества, профессиональные ценности, смыслы, позиции и т.д.);

биографический (динамика профессионального развития на протяжении жизни);

продуктивно-результативный (определенные уровни профессионализма, внутренние и внешние достояние).

Согласно стадий профессионального становления руководителя, каждая из которых характеризуется собственными задачами развития, выделяются состояния профессионального самоопределения специалиста.

Становление личности руководителя организации в процессе профессионализации может принимать различные формы:

• индивидной;

• индивид но-особистіспої;

• личностной.

Для индивидной формы профессионального становления руководителя образования характерно стремление к сохранению усвоенных норм и действий, поддержание баланса между собой и требованиями управленческой деятельности.

23. Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно -–распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

· Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

· Её территориальное устройство;

· Вертикальнаявыстроенность по направлению деятельности;

· Особый характер текучести рабочей силы;

· Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий – это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.

24. При использовании методов подготовки, профессиональной

переподготовки и повышении квалификации специалистов государственного и

муниципального управления, необходимо:

- учитывать прогрессивные долгосрочные перспективы развития

образовательных систем, в частности использование нетрадиционных методов

и форм интенсификации обучения, средств компьютерной техники и новейших

информационных технологий для контроля усвоения знаний и уровня развития

личностного потенциала, а также регулирования учебного процесса;

- иметь возможность выбора того или иного метода на основе

предварительной оценки и сопоставления ожидаемых результатов и затрат;

- ориентировать учебный процесс на мотивацию обучаемых, на

использование их опыта;

- не допускать отрыва обучения от реальной действительности;

позволяющей управлять пополнением знаний, коррекцией обучения в

соответствии с требованиями времени;

- сочетать индивидуальное и групповое обучение.

К принципам использования методов подготовки, профессиональной

переподготовки и повышения квалификации специалистов государственного и

муниципального управления следует отнести: объективность, надежность,

достоверность, доступность, а также принцип соответствия общей кадровой

политике.

Принцип объективности требует, чтобы методы использовались вне

зависимости от чьего-то мнения или отдельных суждений. Принцип

надежности предполагает работу вне зависимости от влияния ситуативных

факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач). Принцип

достоверности определяет, насколько успешно обучаемые на практике

применяют знания и навыки, полученные в процессе обучения. Принцип

доступности провозглашает, что процесс обучения и критерии оценки должны

быть доступны и понятны как обучающим, так и самим обучаемым. Кроме

этого, актуальна задача применения таких методов, которые позволили бы

решить проблему регулярного обучения специалистов государственного и

муниципального управления.

Рассмотрим основную направленность и содержание наиболее

используемых методов при подготовке, профессиональной переподготовке и

повышении квалификации специалистов государственного и муниципального

управления, как развитие критического мышления, учебнаядисскусия и

деловая игра.Сравнительная характеристика рассматриваемых методов представлена в

таблице.

Таблица - Сравнительная характеристика методов подготовки,

профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов

государственного и муниципального управления

 

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику,

а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить

обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление

предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый обучаемый, невзирая

на авторитеты, вырабатывает свое мнение.

25. Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности [7], [13]. Учет и формирование индивидуального стиля является важной задачей трудового обучения, так как оно теснейшим образом связано с развитием профессиональных способностей и профессиональной пригодности [4], [13]. Связь между индивидуальным стилем и профессиональной пригодностью необходимо учитывать уже при проведении профориентационной работы с молодежью [8]. Проектирование трудового пути учащихся предполагает выявление их индивидуальных особенностей и прогнозирование на этой основе индивидуально-своеобразных способов деятельности в зависимости от требований профессий.

Таким образом, проблемы индивидуального стиля имеют непосредственное отношение к решению важных практических задач. Это говорит об актуальности данных проблем и необходимости их дальнейшей разработки. Особое значение приобретает задача «выявления условий, обеспечивающих управление формированием индивидуального стиля. В контексте этой задачи мы и рассматриваем изучение структуры индивидуального стиля. Знания о его строении и внутренней организации являются существенной предпосылкой для индивидуализации подхода при обучении труду.

Состояние разработки проблемы структуры индивидуального стиля трудовой деятельности коротко можно охарактеризовать следующим образом. С одной стороны, в этой структуре выделены наиболее общие компоненты и связи. С другой — в ряде исследований получены данные, на основе которых можно составить более развернутую и детализированную характеристику структуры индивидуального стиля. В этих условиях возникает необходимость в использовании синтезирующего метода, который позволяет преодолевать границы «аспектного знания» и изучать явление как многогранное образование, выявлять в нем новые стороны и связи [12].

В настоящей статье предпринята попытка систематизировать и обобщить данные исследований (в том числе и исследований автора), имеющих отношение к проблеме структуры индивидуального стиля трудовой деятельности. При решении данной задачи мы исходили из того, что изучение структуры предмета или явления означает рассмотрение его как системы, т. е. предполагает выделение в нем элементов, механизмов их интеграции в целое, связей, зависимостей, иерархических уровней и т.д. [11], [12], [15], [16], [22]. В плане конкретизации поставленной задачи возникает необходимость в формулировке конкретных проблем исследования структуры индивидуального стиля, что требует предварительного анализа психологической литературы, отражающей опыт исследования индивидуального стиля деятельности.

Е.А. Климов [7] в структуре индивидуального стиля выделяет две группы особенностей: первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилий, базируется на свойствах нервной системы; вторая группа, образующая «пристройку» к ядру, включает в себя особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков. В ядро включаются две категории особенностей: одни благоприятствуют успеху, другие препятствуют ему. Последние «обрастают» компенсаторными механизмами. В «пристройку» к ядру стиля также входят две категории особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие имеют компенсаторное значение.

Государственное и муниципальное управление как общественное явление

Появление управления неразрывно связано с развитием общества и вызвано теми же причинами, которые вызвали образование государства и создание его органов. Наиболее общей причиной обособления функций управления является необходимость в регулировании отношений между людьми: выполнение «общих дел» и устранение конфликтов. На определенной стадии развития общества, существовавшие родоплеменные взаимоотношения перестали удовлетворять положению в обществе. Постепенно в обществе происходит выделение особого слоя людей, которые занимаются регулированием общественных отношений и процессов, происходящих в обществе, решением вопросов важных для всех.

В любом обществе управление носит разнообразный характер, как по своей форме и способу, так и по объекту управления. Это объясняется тем, что на общество кроме органов власти, воздействие оказывают экономические, социальные, идеологические факторы, в том числе и на саму систему управления, что вызывает необходимость управления этими факторами. Управление может быть государственным и негосударственным.

В основе каждого общества стоит человек. Точно также в любой системе управления первичным, «управляющим» компонентом выступает человек. Любая система управления создана человеком и действует по модели, заданной человеком, и призвана удовлетворять его потребности. В управлении все исходит от человека и ориентировано на человека, общество. Поэтому управление в буквальном смысле начинается, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствует сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действие человека. Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора.

Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты духовного творчества и т.п., но сторонами в управлении могут быть только люди.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо).

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят:

· прогнозирование (планирование);

· организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности);

· координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере);

· регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления);

· распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере);

· контроль (наблюдение за функционированием уп­равляемой сферы).

Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью:

= упорядочения системы;

= сохранения структуры системы;

= обеспечения функционирования системы.

Социальное управление (управление в обществе) подразделяется на два вида:

• государственное (управление делами государства);

• негосударственное (управление делами частных организаций, обще­ственных формирований и т. п.).

Социальное управление выполняет следующие функции:

a) Организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления;

b) Взаимодействие и координация, осуществляемые для достижения общих целей;

c) Планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения;

d) Сбор и обработка информации;

e) Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных;

f) Контроль и учет.

Наряду с социальной составляющей в обществе действуют политические институты, что вызывает необходимость политического управления. Такое управление осуществляется в результате деятельности политической системы общества, в которую входят политические институты, регулятивные нормы, имеющие политическое значение (прежде всего нормы права), политический режим и политическая идеология. Суть функционирования политической системы в упорядочении общественных процессов на законной основе и обеспечении легальных форм борьбы и сотрудничества.

Управление присуще только человеку, так как только он, обладая сознанием, способен ставить цели и подчинять свои действия и действия других людей достижению этой цели.

Ставя цели человек принимает на себя ответственность за их достижение и результат.

В структуре управления выделяют:

1. Субъект управления – тот кто управляет (1 человек или группа людей)

2. Объект управления – тот кем или чем управляют (отношениями, процессами, организациями..)

3. Управляющее воздействие, а точнее управленческое взаимодействие

«S»- субъект

(прямая и обратная связь)

«O» - объект

Менеджмент выступает как один и видов управления, который направлен на получение экономического результата (прибыли)

Управление - сознательное, циклическое воздействие субъекта на объект для достижения определенной цели.

И гос управление и муниципальное управление являются видами управления, которые различают между собой по:

· Субъектам

· Объектам

· Методам

· Финансовым основам

· Правовым основам

В составе РФ 83 субъекта. Территория субъектов разделена на муниципальные образования

Социализация – процесс формирования и развития личности.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.