Тестовые и экспертные методы в психодиагностике — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тестовые и экспертные методы в психодиагностике

2017-11-15 1291
Тестовые и экспертные методы в психодиагностике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психодиагностика -отрасль психологии, связ-я с колич.оценками и точным качест.анализом психических свойств и состояний чел.или группы.

Современные психодиагностические методы:

стандартизированные (измерительные или тестовые) и экспертные (клинические).

Тестовые

1.1 объективные: в кот.есть объективно правильн. и неправильн.ответы; это всегда тесты с выбором ответа. Пр.: интеллект.тесты (Тест структуры интеллекта Амтхауэр, Школьный тест умственного развития, Краткий ориентировочный тест, Аналитический тест интеллекта Мейли, RPM-прогрессивные матрицы Равена, Культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла, Шкала интеллектуального развития взрослых Векслер), тесты спец.способностей, тесты достижений-тесты успешности или функциональные;

1.2 стандартизирован.самоотчеты: опросники или личност.опросники, в кот.нет объективно правильн.и неправ.ответов (Стандартизированный метод исслед.личности-СМИЛ Собчик, MMPI-Миннесотский многофакт.опросник, 16-факторный опросник Кеттелла, опросник Айзенка, Опросник структуры темперамента Русалова).

Тест -набор стандартизирован.вопросов и задач, позволяющих измерить уровень развития у обследуемых опред-х психол.качеств, теор.знаний, практич.умений и навыков.

Классификация тестов:

1)по назначению: общедиагностические, проф.пригодности, специальные

2)по комплектности: изолированные, тестовая батарея (Пр.: тесты учебных достижений)

3)по форме процедуры обследования: групповые, индивид

4)по форме ответа: устные, письменные

5)по наличию временных ограничений в выполнении теста: скоростные, возможности-результативности, смешанные

6)по особенностям используемых тестовых задач: вербальные, невербальные

7)по характеру тестового материала: бланковые-«карандаш-бумага», аппаратурные (в т.ч. компьютерные)

8)по предмету диагностирования: интеллект., личности, соц.-психолог.–на конфликтность, лидерство, т.е. на межличност.отношения в малой группе; достижений.

Критерии качества (психометрические требования) теста:

1) валидность -показ., что тест измеряет и насколько хорошо он это делает, на сколько результаты, полученные по тесту, совпадают с независимо наблюдаемым поведением; оценка пригодности теста к измерению требуемого качества 2) надежность -характеристика методики, отражающая точность психодиагностич.измерений и устойчивость результатов теста к действию посторонних, случайных факторов (физич.состояние, окружение); показывает согласованность рез-ов теста, которые получаются при его повторном применении к тем же обследуемым ч/з время или в рез.применения эквивалентных наборов заданий. Коэф.надеж. д.б.=0,7-0,8 (Þ30-20%-влияние случайных факторов).

рез. Коэф.надеж.=0,7-0,8 (самый хороший) Кв£Кн, Кв=ÖКн

1-го

тест-я

рез. 2-го тест-я

3) репрезентативность -определяется возможность использования теста применительно к опред.категории обследуемых 4) достоверность -разновидность валидности применительно к тестовым самоотчетам; защищенность теста от мотивационных искажений.

Требования, кот.важно соблюдать при использ.теста:

1.Четко определить цели, задачи и область применения теста (ОПТ-характеристика методики, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест. Именно для этой гр. устанавливаются нормы, оптимальной трудность заданий, хар-ки валидности и надежности)

2.Использовать заданный алгоритм проведения тест-я и обработки рез-ов.

Преимущества тест.методик: 1)оперативность 2)«прицельность»-тест дает инф.об опред.индивид.-психол.особенностях 3)инф, полученная с помощ.теста, позволяет дать кач.и колич.сравнение тестируемого человека с другими людьми 4)экономичны при обследовании больших гр.

Недостатки 1)рез.тестов дают лишь актуальный срез уровня измеряемого качества, не учитывая, как этот уровень м.б.изменен при включении человека в конкрет.деят-ть 2)тест не позволяет определить, что в личности связано с природными (биологич.) предпосылками, а что социально (сформировано в процессе жизни) 3)влияние тестируемого чел.на рез.тест-я в соответствии с одобряемым обществом эталоном поведения (эффект «соц.желательности»).

Влияние психодиагност.ситуаций на рез.тест-я: 1.Добровольное или принудительное участие в обследовании (добровольное, бескорыстное; участие оплачиваемых обследуемых; запрос самого обследуемого на психодиаг-ку или администрации)

2.Кто и как б.использовать рез.тест-я - рез.испльзуются для постановки психологич.диагноза; для формулировки администрат.реш-я (Пр.:увольнение после аттестации; для предоставления инф.специалисту др. профиля; для консульт-я клиента).

Психодиаг.ситуации в практике кадр.мен-та:

1.Ситуация экспертизы клиента (заказчик и клиент - одно лицо)

2.Консульт-е клиента - психол.помощь (разные лица: заказчик – психодиагност (социолог, психолог)-клиент (оследуемое лицо или гр.лиц)).

Классификация личност.опросников:

1)по числу характеристик (одномерные и многомерные)

2)по способу конструирования опросников: (содержательные методики-стандартизир.интервью Пр.:Бланк личностных сведений Вудвордса; эмпирические Пр.:СМИЛ; факторные Пр.:16-факторн.опросник Кеттелла; опросники, основанные на теории личности Пр.:Опросник Эдвардса)

3)по диагностической направленности: типологические (на основе выделения типов личности, как целостных образований, не сводимых к набору черт Пр.:опрос.Айзенка), личностных черт (на основе выделения черт личности), интересов (Пр.:Опрос.Голанда, Климова), мотивов (Пр.:Список личных предпочтений Эдвардса), ценностей (Пр.:Опрос.ценностных ориентаций Рокича), установок (установка-готовность индивида действовать опред.образом Пр.:Уровень субъективного контроля Роттера).

Факторы, искажающие рез.опросников: 1. Разнообразн.установки испытуемых (на сознат.искажение ответов-фальсификация рез.; на опред.ответы-соц.желательность; на согласие и несогласие; на необычн.ответы; на крайние ответы) 2.Искажения, связан.с пониманием вопросов (связан.с когнетивным пониманием вопроса, связан.с личностью и прошл.опытом-собственно-психолог.сложности).

2.Экспертные:

2.1. проективные (методы завуалированного тестирования Пр.:«Чернильные пятна» Роршаха, тест руки, 8-ми цветник Люшера, 60 незаконч. предложений, рисунки-«Дом.Дерево.Человек» Дж.Бук),

2.2 диалоговые: вербальн.:1)опрос: 1.1анкета-заочн.опрос 1.2интервью-свободное, фокусированное, стандартизирован, полустандартиз., клиническое 1.3социометрия-цель выявить неформ.структуру малой группы, оценка СПК 2)наблюдение; неверб.:1)деловые и ролевые игры 2)соц.-психол.тренинги 3)наблюдение.

Классиф.проективных методов по хар-ру стимульного материала и задачам, кот.стоят перед обслудуемым: 1)конститутивные: требуется структурирование стимулов и придание им смысла (Свободный рисунок, «Чернильн.пятна» Роршаха)

2)конструктивные: требуется создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Торренса для диагностики творч.способностей подростков до 18 лет)

3)аддитивные: требуется закончить предложение, рассказ (Незаконченное предложение Дж.Сакса)

4)интерпретативные: требуется истолковать событие, ситуацию (ТАТ-тематический апперцептивный тест Мюррейя) 5)экспрессивные:рисовать на свобод.или задан.тему (Друкаревич «Несуществующее животное», Дж.Бук «Дом.Дерево.Человек», Вульф «Рисунок семьи», Гудинаф «Рисунок человека»)

6)импрессивные: предпочесть одни стимулы как наиболее желательные другим (тест цветового выбора Люшера) 7)катартические: катарсис-очищение, эмоц.освобождение, все виды игровой и изобразит.деят-ти, в кот.обследуемый реализует подавленные мотивы и отношения (нарисуй свой страх).

Преимущества проект.методов: 1.В отлич.от стандартизир-х позволяют проникнуть в трудно объективируемые особ-ти личности (субъективн.переживания, личностные смыслы, динамика целей) 2.Более надежны в случ.индивидуальной диагностики 3.Незаменимы везде, где неразработаны стандартиз.методы.

Недостатки: 1.Недостаточ.стандартизация (унификация) процедур подготовки, проведения, интерпритации данных 2.Неподдатливость традиционным методам определения надеж. и валид. 3.Зависимость успешности проведения и интерпритац.от квалификац.эксперта.

Наблюдение:

цели: 1.найм и отбор 2.аттестация 3.психологич.сопровождение.

Виды:

1)поисковое: сплошное (дневник, сплошн.протокол, видео/аудио фильм)/выборочное(запись в символах, в виде стандартизир.протокола-таблицы)

2)случайное/систематическ.

3)констатирующее/оценивающ.

4)стандартизирован./свободн.

5)открытое/скрытое

6)включенное/со стороны

Преимущества наблюд.: 1.естественность 2.возможность получит целостн.картину происходящего 3.низкие затраты на проведение (но зависит от вида наблюд.) 4.универсальность (наблюд.-обязат.компонент др.психодиагн.методов)

Недостатки: 1.субъективность, зависимость рез.от квалификац.эксперта 2.возможность фиксировать только внешние проявления 3.сложность или невозможность повторного наблюд. 4.возмож-ть соц.желательности 5.м.б.большие времен.затраты на проведение и обработку.

Интервью: 1)найма 2)в рамках программ развития перс. Качество интервью зависит от его содержания, техники проведения, уровня подготовки интервьюера. А.Файоль: 3 осн.момента, на кот.необходимо обратить внимание при интервью: 1.что говорит чел. 2.о чем он предпочитает не говорить 3.о чем он не может сказать.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.