Предпосылкиформированиячеловека — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Предпосылкиформированиячеловека

2017-11-16 127
Предпосылкиформированиячеловека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Природныепредпосылки:

• стаднаяформаобитанияантропоидов, какпредшественницучеловеческойобщины;

• определённаятелеснаяорганизацияпредковчеловека, позволившуюимпутёмпереходакпрямохождениюосвободитьоднупаруконечностейотфункциипередвиженияиприспособитьеёквыполнениютрудовыхфункций;

• развитаянервнаясистемапредлюдей, сложныйпоструктуреголовноймозг, развитиепервойсигнальнойсистемы;

• особыегеографическиеиклиматическиеусловия.

Когдаприспособительныевозможностиорганизмабылиисчерпаны, дальнейшееразвитиеспособоввзаимодействиясосредоймоглоосуществлятьсятолькопутемвнесенияизмененийвсреду. Ноэтовыходитзапределыбиологическойформыдвиженияматериии, следовательно, возможнотолькоподвоздействиемкачественноновыхфакторов — факторов социогенеза.

Социальныепредпосылки:. 1. Трудоваядеятельность. Благодаряейчеловеквыделилсяизприроды, трансформируяпостепеннодействиебиологическихфакторовэволюции. Появилисьнастолькоразвитыеживотные, чтоониоказалисьвсостояниидогадатьсяневыброситьпалку, каменьит. п., случайноприменённыевкачествесредствусилениясобственныхорганов, аиспользоватьэтипредметывтипичныхситуацияхивпредь.

2. Возникновениеязыкаиречи. Применениепростейшихорудийестественнымобразомпривелокнеобходимостиразработкиопределённыхформзакрепленияипередачинакопленногоопыта, тоестьквозникновению языкаиречи. Язык — этосоциальноесредствохраненияипередачиинформации. Речь — этоспецифическичеловеческийспособкоммуникации.

Нарядусэтимтакжеобъективноразвивалсяпроцессослаблениямеханизмовинстинктивнойрегуляцииповедения, чтоснижалонепосредственнуюприспособленностьксредеобитания. Этидвегруппыобстоятельствсоздалиобъективнуюпотребностьввозникновениитретьейпредпосылки.

3. Жизньвобществе. Всёбольшаястепеньсплочениястадаобеспечивалаповышениеэффективностиборьбыегочленовзасуществование. Возрастающаясплочённостьтребовалаисоздавалавозможностьразвитиясредствобщения, преждевсегочленораздельнойречи

Такимобразом, важнейшейчертойантропосоциогенезаявляетсяего комплексныйхарактер, тоестьединоеисистемноедействиебиологии, трудовойактивностиисоциальности.

Сущностьчеловека

Родовыечертычеловека:

Во-первых, человекестьпродуктматериальногомира.

Во-вторых, эточастьприроды, выделившаясяизнеёблагодарятрудовойдеятельности.

В-третьих, человек — этосуществообщественное.

В-четвёртых, онестьсуществосознательное, духовное.

Сущностьчеловека неестьабстракт, тоестьтеилииныепризнакисходстваилиразличия, асовокупность (ансамбль) всехобщественныхотношений.

Во-первыхчеловекнеможетбытьнезависимотпостоянноразвивающегосямира, вкоторомживёти, следовательно, онявляетсяпродуктомвзаимодействиясним.

Во-вторыхчеловекпротивоположенобъективномумируипоотношениюкнемуегосознаниеимеетотносительнуюсамостоятельность. Этообуславливаетто, чточеловекявляетсясубъектомдеятельногоотношениякокружающейдействительности, познаётипреобразуетеё. Однако, необходимоподчеркнуть, чтосубъектомипродуктомдеятельностичеловекможетстатьтольковсоставеобщества, иботрудпосамойсвоейсутиможетфункционироватьтольковвидеколлективнойсовместнойдеятельности, поддерживаемыйсистемойобщественныхотношений.

Человеккакличность

Индивид — этоотдельныйчеловек, единицачеловеческогорода, воплощающийхарактерныепризнакицелого. Каждыйиндивидобладает индивидуальностью, котораяозначаеттоособое, неповторимое, самобытное, чтоотличаетэтогочеловекаотдругих, включаякакунаследованное, такивыработанныевпроцессеонтогенезаегофизическиеипсихологическиеособенности.

Личность — этосовокупностьреальных, черезвещиосуществляемыхотношенийданногоиндивидакдругиминдивидам; эточеловек — носительсоциальнообусловленныхфизических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственныхиволевыхкачеств, определяющихегоположениеирольвобществеиявляющихсясредствомегосоциальнойориентации.

Развитиеличности:

Личностьнаходитсяневнутри «телаособи», авнутри «телачеловека», котороек «телуособи» несводится, авбираетвсебякрометого, культурноеизмерениечеловека. Поэтомувполнеочевидно, чтоличностьвозникаеттогда, когдаиндивидначинаетсамостоятельноосуществлятьвнешнююдеятельностьпонормамиэталонамзаданнымемуизвне — тойкультурой, влонекоторойон «просыпается» кчеловеческойжизни. Тоестьличностьнеданачеловекуотрождении, онаприобретаетсяиндивидомвобществевпроцессесоциализации.

Социализация — этоусвоениеидальнейшееразвитиечеловекомсоциально-культурногоопыта (трудовыхнавыков, знаний, норм, ценностей, традиций), включениечеловекавсистемуобщественныхотношенийиформированиеунегосоциальныхкачеств. Этоосуществляетсяпосредствомвоспитанияивоздействиявнешнейсредычерезязык, деятельностьиеёрезультаты. Непосредственнойсферой, вкоторойпроисходитсоциализациячеловека, являетсясемья, воспитательныеиучебныезаведения, первичныетрудовыеколлективы, общественныеинеформальныеорганизации, друзья, знакомые.

Диалектикаличностиисоциальнойсреды: когдаличностьформируется, топоотношениюкнейпервичнаобъективнаяреальность, акогдаличностьреализуется, тоонасамапервичнапоотношениюкобъективнойреальности. Тоесть, какобществосоздаетчеловека, такичеловексоздаетобщество.

Структураличности включаетвсебятри подсистемы:

Первая — мотивационная. Онасодержитширокийспектрпотребностей, интересов, целей, стремлений, желанийидаётпервичныйпобудительныймотивксамоопределениючеловека, утверждениювколлективе, формированиюегонаправленности.

Втора я — интеллектуально-мировоззренческая. Включаетосмыслениечеловекасвоейдеятельностииформированиеценностныхориентацийицелей.

Третья — деятельная. Внейпроисходитвыборсредствиформдостиженияцелей, атакжематериализация (опредмечивание) элементовдругихподсистем. Основныевидыдеятельностичеловека: игра, учение, трудиобщение.

Индивидуальностьличности несводитсякособенностямбиологическим, морфологическимилипсихологическим, хотявсеониучаствуютвеёформировании. Онапроявляетсявстепениразвитиятворческихсилчеловека, социальнойинициативыиактивности, втом, какчеловекобогащаетобществовцеломилитотколлектив, вкотомонживётидействует. Личностьнетолькопродукт, ноисубъектобщественныхотношений. Этопридаётейотносительнуюсамостоятельность. Так, принадлежностьиндивидакопределённомуклассунезависитотнего. Ноегоконкретнаярольвсегдазависитоттого, каконосознаётиоцениваетсвоёположение. Такимобразом, социальнаядеятельностьчеловекапроходитчерезфильтрсобственного «я», черезсамосознание, которое, всвоюочередь, всегдапроизводноотобщественныхсвязейиндивида, отегосоциальнойдеятельности, входекоторойформируетсявнутренниймирчеловека, егомировоззрение, принципыивконечномитоге, егопозиция.

Позицияличности являетсянаиболеецелостнойхарактеристикойчеловекакакличности. Своюпозициючеловекзадаётсебесамиставитеёвышеменяющихсяжеланийипотребностей, пристрастийиобстоятельств. В позиции проявляетсебяволевоеначалоличности, еёспособностьотстаиватьсвоипринципывлюбыхситуациях. Занимаяопределённуюпозициювмире, личностьнеможетбытьпассивной, онавыражаетэтупозициювопределённыхпрактическихактах.

Позицияявляетсяформой мненияличности, тоестьвзглядаличностиначто-либо.

Поступок — этонеобыденноеповедениечеловека, асознательное, свободноеволевоедействие, актнравственногосамоопределениячеловека, вкоторомонутверждаетсебякакличностьвсвоёмотношениикдругомучеловеку, ксебесамому, кобществуимирувцелом.

Свобода — этосостояниечеловека, этотаилиинаястепеньегонезависимости. Различают внутреннююсвободу и свободувнешнюю. Внешняясвобода — этосвободадействий; онаограниченавнешнимиобстоятельствами. Внутренняясвобода — этосвободавыбора, воли, оценки, моделиит. д.

Когдаречьидётопоступкекакосвободномличностномакте, этонеозначаетотсутствиепрепятствующихфакторов. Ониесть, нооказываютсяпреодоленнымичеловекомкакличностью: егосознанием, волей, нравственнойпривычкой. Следовательно, человек, действуякакличность, оказывается «выше» принуждающейсилыобстоятельствипроявлениясвоейсобственнойприроды. Ипоэтому внутренняясвобода являетсяглубинной, сущностнойхарактеристикойличности. Вмасштабахличностногобытиясвободавыступаетвформе самостоятельности, — тоестьспособностиличностидействоватьсопоройнасвоисобственныеинтеллектуальные, волевыеинравственныевозможностибезобращениязапомощьюкавторитету.

Внутренняясвобода личностидолжнабытьсоотнесенасобъективнымсодержаниемтехценностей (положительныхилиотрицательных), которыевыбираетчеловек, авконечномитоге, должнабытьсоотнесенасдругимважнымфактором — ответственностью.

2. Единство и борьба противоположностей — всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними.

Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна.

Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон единства и борьбы противоположностей снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей.

Относительно внешняя сторона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности, познаёт только эту, внешнюю сторону единства и борьбы противоположностей. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически — как вечные мировые абсолюты («свет» и «тьма», абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу. «Диалектика есть учение о том,… как бывают… тождественными противоположности…» [1]. С точки зрения разумного диалектического мышления действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. п.). Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс их развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий». Раздвоенность единого на полюсы — лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама «истина есть процесс»


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.