Техническая эксплуатация судна: основные положения, структура. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Техническая эксплуатация судна: основные положения, структура.

2017-11-16 819
Техническая эксплуатация судна: основные положения, структура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

28. Техническая эксплуатация рулевого устройства.

Правила технической эксплуатации рулевого устройства. Рулевое устройство должно обеспечивать исправное и бесперебойное управление судном и удовлетворять следующим основным требованиям:

а) перекладка руля от среднего положения на каждый борт не должна продолжаться более 15 сек, а перекладка руля с борта на борт – более 35 сек при полном переднем ходе судна;

б) угол перекладки руля от среднего положения на каждый борт должен быть не менее 35°; стопорные (ограничительные) устройства с обеих сторон рулевого сектора не должны допускать отклонения руля более чем на 2–3° против допускаемых углов перекладки;

в) для удержания руля на месте при штормовой погоде, когда осуществляется переход с одного рулевого привода на другой, должно быть предусмотрено надежное стопорное или тормозное устройство;

г) румпельное отделение должно быть освещено днем и ночью; иметь аварийное освещение; при наличии паровой или гидравлической рулевой машины отапливаться. Румпельное отделение должно быть постоянно заперто.

Перед выходом в рейс части рулевого устройства хорошо смазывают, осматривают, в период рейса проверяют при каждой смене вахт. Осмотр рулевой машины производит ежедневно вахтенный машинист или электрик.

29. Техническая эксплуатация якорного и швартовного устройства.

Правила технической эксплуатации якорного и швартовного устройств. Якорное устройство должно удовлетворять следующим основным требованиям:

- обеспечить при всех условиях плавания быструю, легкую, удобную отдачу и подъем якорей, а также надежную стоянку на них судна;

- число и вес якорей, калибр и длина якорных цепей должны соответствовать размерам, назначению и району плавания судна и отвечать требованиям Правил Регистра СССР;

- обеспечить одновременный подъем двух якорей с глубины не менее 45 м (без отрыва от грунта) со средней скоростью не менее 8 м/сек; скорость подъема каждого якоря в отдельности должна- быть не менее 12 м/сек;

- стопоры должны обеспечить быструю отдачу якорей, крепить якоря по-походному прочно и надежно. Перед каждым выходом в море якорное устройство должно быть проверено старшим помощником.

Швартовное устройство должно обеспечивать легкое и быстрое проведение работ по швартовке судна. Отдельные части его должны быть правильно расположены и обладать прочностью, обеспечивающей крепление судна у причальной линии, ручные швартовные механизмы (шпили, лебедки) должны иметь исправные и надежно действующие стопорные приспособления, не допускающие произвольного стравливания швартовов при их выбирании;

- при швартовке, а также при стоянке в свежую погоду должны применяться мягкие тросы. Количество, качество и минимальные раз- меры швартовных тросов должны удовлетворять нормам и требованиям Регистра СССР и Табелю снабжения судов морского флота.

30. Техническая эксплуатация буксирного устройства.

Буксирное устройство обеспечивает надежную и удобную буксировку других судов или плавучих сооружений и безопасную работу самих буксирных судов. Буксирное устройство должно содержаться в полной исправности и готовности к немедленному использованию. При выполнении буксировочных операций следует строго выполнять все указания Информации об остойчивости буксирного судна для капитана и требования Правил техники безопасности на судах морского флота. За техническое использование и техническое обслуживание буксирного устройства отвечают лица командного состава, назначенные судовладельцем.

- Буксирные гаки не должны иметь заусенцев, острых углов, трещин и других внешних дефектов. Нарушенная окраска гаков должна периодически возобновляться. Буферные пружины гаков надо смазывать не реже одного раза в два месяца. Дуги и ее подкрепляющие элементы не должны иметь трещин. Кнехты и битенги должны быть надежно закреплены, не иметь трещин и вмятин. Дистанционный привод отдачи буксировочного гака должен быть исправен.

- Техническое обслуживание стальных буксирных тросов в процессе эксплуатации производится по Инструкции. Разработку Инструкции обеспечивает судовладелец.

- В процессе эксплуатации буксирного устройства рекомендуется:

.1. При буксировке в море для предотвращения повреждения тросоукладчика буксирной лебедки из-за опасных боковых рывков, передаваемых на буксирную лебедку и/или буксирный трос, необходимо, чтобы буксирный трос, идущий от гака или буксирной лебедки, проходил через кормовой кип (откидная планка которого должна быть закрыта) или кормовой клюз.

.2. При работе в портах на коротком буксире, когда нельзя брать буксир на кормовой кип или клюз, следует брать буксир на автоматический буксирный гак и внимательно следить за его перемещением с тем, чтобы при крене, представляющем опасность для опрокидывания судна, буксирный трос был немедленно отдан.

.3. При буксировке тяжелого воза несколькими буксирами в кильватер следует особенно внимательно следить за гаком у первого к возу буксира, так как вероятность аварии здесь наибольшая

- Перед каждой буксировкой все части буксирного устройства (гаки, дуги, клюзы, тросы, буксирные лебедки и др.) должны быть тщательно осмотрены. Запрещается производить буксировку при наличии дефектов буксирного троса, указанных в ПТЭ швартовного устройства.

- Для удлинения срока службы следует не реже раза в месяц смазывать буксирные тросы машинным маслом. При хранении трос надо закрывать парусиновым чехлом, который в солнечную погоду необходимо снимать для проветривания. Чтобы при буксировке трос не перетирался в клюзе или других местах излома, его рекомендуется в этих местах клетневать.

31. Техническая эксплуатация движителей.

Техническое обслуживание (ТО) двигателей (включая водоводяной и водомасляный холодильники, реверс-редуктор, валопроводы и подводящие системы) и движителей, будучи профилактическим мероприятием, необходимо дляих поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и предупреждения отказов и неисправностей. Техническое обслуживание проводится, как правило, в сроки и в объеме, рекомендованном заводом - изготовителем, либо фирмой - гарантом и включает, в общем случае, контрольно - диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы. Обслуживание двигателей и движителей по периодичности, перечню и трудоемкости проводимых работ можно условно разделить, по общепринятой классификации, на ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (TQ-2) и сезонное (СТО).

Работы в объеме ЕО выполняются перед и после выхода судна на водоем. Рекомендуемый объем ЕО: внешний контроль комплектности (в т.ч. инструментария), проверка исправности действия приборов, механизмов и систем, наличия горючего, масла, охлаждающей жидкости, дозаправка, проведение уборочно-моечных работ.

Примерный объем работ при ТО-1: проверка крепления двигателя и реверс-редуктора, соединений фланцев промежуточных и гребных валов, проверка герметичности систем питания, смазки и охлаждения, крепления навесного оборудования, состояния и регулировки натяжения приводных ремней, присоединений к дроссельной и воздушной заслонкам, действиеих приводов (у дизелей - работу насоса, форсунок, останова двигателя), проверка крепления, надежности, чистоты контактов наконечников проводов с зажимами, уровня и плотности электролита в АБ, исправности электрических цепей зажигания, освещения, звуковой и световой сигнализации.

32. Техническая эксплуатация валопроводов.

Судовой валопровод - это энергетический комплекс, предназначенный для передачи крутящего момента от ГД к движителю. Основные элементы валопровода - это валы, главный упорный подшипник, промежуточные (опорные) подшипники, дейдвудное устройство.

Под технической эксплуатацией морских судов понимается деятельность экипажей судов, сотрудников береговых предприятий и организаций, обеспечивающая поддержание судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования по назначению с проектными или заданными (установленными) технико-эксплуатационными показателями при соблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации и международных договоров, ратифицированных правительством России (далее по тексту – национальные и международные нормативные акты).

1.1.3. Техническая эксплуатация морских судов включает:

1.1.3.1. Техническое использование – обеспечение работы судна, судовых технических средств, корпусных конструкций и систем (далее – СТСиК) по назначению в соответствии с установленными технико-экономическими показателями.

1.1.3.2. Техническое обслуживание – поддержание в эксплуатации судна, СТСиК в исправном техническом состоянии и соблюдение установленных технико-эксплуатационных показателей.

1.1.3.3. Ремонт – восстановление исправного технического состояния судна, СТСиК и установленных технико-эксплуатационных показателей.

1.1.4. Эффективность и качество технической эксплуатации определяется на основе анализа фактических данных по принятой судовладельцем и/или установленной федеральными органами управления системам показателей, а также анализа повреждений, отказов и остановок, имеющих место при эксплуатации судов. Фактически полученные величины показателей сопоставляются с установленными или отчетными за предшествующий период.

 

1.2. Основные требования

 

1.2.1. Настоящие Правила распространяются на предприятия и организации морского флота Российской Федерации независимо от форм собственности, на морские суда, которые плавают под Государственным флагом России и зарегистрированы в одном из реестров судов морских торговых портов Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания, а также на судовладельцев этих судов.

1.2.2. Судовладелец несет полную ответственность за техническую эксплуатацию судов с момента их приемки в эксплуатацию или постановки на баланс предприятия.

1.2.3. К эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы и класс российского Морского Регистра судоходства или другого классификационного общества, признанного правительством Российской Федерации (далее – Классификационное общество).

1.2.4. Суда, находящиеся в эксплуатации или вводимые в эксплуатацию после приобретения, постройки, ремонта, остоя и т.п., должны:

– быть в надлежащем, технически исправном состоянии;

– быть укомплектованы экипажем в соответствии с требованиями национальных и международных нормативных актов по его составу и подготовке;

– нести на борту отличительные обозначения – название судна, порт приписки и маркировки принадлежности и безопасности;

– иметь действующие судовые документы, подтверждающие их исправное техническое состояние и выполнение требований надзорных органов, национальных и международных нормативных актов;

– иметь необходимую документацию и пособия по технической части, радиосвязи и навигации;

– иметь необходимые запасы материально-технического снабжения, топливосмазочных материалов, включая штормовые, сменно-запасных частей, аварийно-спасательного и противопожарного имущества, инвентаря и инструментов в соответствии с назначением, категорией и районами их плавания (далее – снабжение).

1.2.5. Техническая эксплуатация морских судов должна обеспечивать:

– конструктивную, техническую, технологическую, санитарную, экологическую и эксплуатационную надежность и безопасность судна, СТСиК;

– безаварийное использование судна, СТСиК;

– безопасность пассажиров, судового экипажа, охрану человеческой жизни на море и предотвращение загрязнения окружающей среды;

– сохранность перевозимого груза;

– безопасные условия труда, социальные условия быта и отдыха судовых экипажей и пассажиров;

– безопасность мореплавания для иных судов, каналов, портовых сооружений, навигационных систем и т.п.;

– постоянную готовность СТСиК, спасательных средств и аварийного снабжения к действию в чрезвычайных ситуациях;

– постоянную готовность экипажа к действенной борьбе за живучесть судна и оказанию помощи судам и людям, терпящим бедствие на море;

– готовность к использованию судов, СТСиК по назначению с установленными технико-экономическими показателями;

– соответствие судов, СТСиК требованиям надзорных органов, национальных и международных нормативных актов.

1.2.6. При аварийном случае, произошедшем с судном, СТСиК и повлекшим утрату одного из мореходных качеств судна или появление эксплуатационных ограничений, капитан обязан предъявить судно Классификационному обществу в порту, где произошел аварийный случай, или в первом порту захода для подтверждения соответствия судна, СТСиК требованиям национальных и международных нормативных актов и срока действия соответствующих судовых документов.

 

2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВ

 

2.1. Основные положения

 

2.1.1. Техническая эксплуатация судов, осуществляемая судовладельцами, должна включать:

– управление и организацию технической эксплуатации на судах;

– назначение из состава администрации судовладельца лица, в ведение которого закрепляется ответственность за обеспечение технической эксплуатации конкретных судов;

– распределение в заведование лицам командного состава судов (членам экипажа судов) СТСиК, по которым данное лицо ведет документацию и несет ответственность за техническую эксплуатацию;

– установление структуры и численности экипажей судов и состава вахт на судах;

– контроль за выполнением на судах требований национальных и международных нормативных актов и сроками действия судовых документов;

– организацию освидетельствования судов;

– организацию службы, режимов труда и отдыха экипажей судов;

– организацию обеспечения судов снабжением, необходимым для безопасной эксплуатации судна;

– организацию связи между судовладельцем и судами, в том числе при аварийных ситуациях;

– обеспечение судов нормативной и конструкторско-технологической документацией, контроль за ее соблюдением;

– доведение до судов национальных и международных нормативных актов, а также региональных требований, необходимых для выполнения предстоящего рейса;

– контроль за качеством, сроками и стоимостью ремонта судов;

– установление и доведение до сведения экипажа режимов работы судна, СТСиК, сортности топлива, смазочных материалов, норм расхода топлива, масел, воды и др., контроль за их выполнением;

– учет и контроль состава и технического состояния судов, выполнения на судах требований настоящих Правил, национальных и международных нормативных актов. Порядок и периодичность контроля устанавливаются судовладельцем;

– расследование, анализ и учет аварийных случаев, выработка мероприятий по их предотвращению;

– планирование затрат средств на техническое обслуживание, ремонт и снабжение судов, времени на вывод судов из эксплуатации для ремонта. Основными плановыми документами являются: план ремонта флота, план технического обслуживания, план снабжения, план оснащения судов новым оборудованием, мероприятия по предотвращению аварийности на судах;

– установление сроков и порядка проведения инвентаризации на судах.

2.1.2. Техническая эксплуатация судов, СТСиК, осуществляемая экипажем судна, должна включать:

– составление расписания по вахтам, которое должно определять конкретный состав вахт и их местонахождение. Расписание по вахтам утверждается капитаном судна;

– поддержание судна, СТСиК в исправном техническом состоянии и опрятном виде;

– обеспечение безаварийного и эффективного их использования по назначению с установленными технико-экономическими показателями;

– соблюдение установленных судовладельцем режимов работы судна, СТСиК, расходов топлива, смазочных материалов, воды, сортности топлива и масел. Их учет ведется ежедневно и отражается в судовом и машинном вахтенных журналах соответственно;

– выполнение требований нормативной и конструкторско-технологической документации, национальных и международных нормативных актов;

– проведение технической учебы. План технической учебы, состав и руководители групп, порядок проведения занятий утверждаются приказом капитана судна;

– соблюдение норм и нормативов;

– ведение судовых учетно-отчетных документов;

– представление судовладельцу установленной отчетной документации;

– проведение инвентаризации.

2.1.3. Ответственность за техническую эксплуатацию судна несет капитан.

Ответственность за техническую эксплуатацию судовых технических средств, систем, приводов и механизмов палубных устройств несет старший/главный механик (далее – старший механик).

Ответственность за техническую эксплуатацию корпуса, судовых корпусных конструкций, закрытий, помещений и палубных устройств судна несет старший помощник капитана.

Ответственность за техническую эксплуатацию конкретных СТСиК несут лица командного состава (члены экипажей судов), в чьем заведовании они находятся.

Ответственность за техническое использование судна, СТСиК несет выполняющий свои обязанности вахтенный персонал.

Капитан может передать общее руководство организацией работ по технической эксплуатации судна старшему механику.

2.1.4. Лица командного состава (члены экипажей судов) обязаны в совершенстве знать принцип работы, технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные элементы и особенности своего заведования и должны обеспечить его исправное техническое состояние, постоянную готовность к действию, своевременное предъявление органам надзора к освидетельствованию и правильное ведение технической документации.

2.1.5. Все СТСиК должны использоваться по своему прямому назначению. Рядом с ними должны быть вывешены краткие инструкции по подготовке их к действию, пуску, контролю за режимами работы, остановке и выводу из действия, утвержденные старшим механиком или старшим помощником капитана. На судах заграничного плавания у СТСиК, таких, как системы пожаротушения, рулевая машина, аварийный дизель-генератор, спасательные устройства, двигатели спасательных шлюпок, аварийный пожарный насос, противопожарные и водонепроницаемые закрытия и др. (в соответствии с международными нормативными актами), инструкции и схемы вывешиваются на русском и английском языках.

2.1.6. При назначении на судно лица командного состава (члены экипажей судов) обязаны:

– осмотреть СТСиК своего заведования, опробовать их в работе, если в период приемки они могут быть приведены в действие;

– проверить комплектность, сроки действия судовых документов и ведение документации по своему заведованию;

– лично познакомиться с подчиненными;

– проверить наличие снабжения, документации, нормативных документов, национальных и международных нормативных актов;

– оформить приемку заведования актом и доложить рапортом старшему механику или старшему помощнику, последние докладывают рапортом соответственно капитану судна.

2.1.7. При смене капитана судна или старшего механика, или старшего помощника лица командного состава (члены экипажей судов) докладывают рапортами о техническом состоянии своего заведования соответственно сменяемому старшему механику или старшему помощнику капитана, последние докладывают рапортами о техническом состоянии судна капитану.

2.1.8. Суда должны быть обеспечены снабжением по нормам, установленным национальными и международными нормативными актами с учетом региона их эксплуатации. Ответственность за полноту и своевременность выделения средств на эти цели несет судовладелец.

Основанием для поставки на судно снабжения служит заявка капитана. Заявка составляется на основе норм и планов, а также фактического его наличия на судне.

2.1.9. Снабжение, а также оборудование, СЗЧ и материалы, применяемые при техническом обслуживании и ремонте, должны иметь сертификаты, подтверждающие их качество


 

Требования перед выходом в рейс для машинной команды.

Подготовка судна к плаванию заключается в приведении судна в такое состояние, которое обеспечивало бы безопасность плавания судна, сохранность грузов, культурно-бытовые условия для пассажиров, нормальные условия работы и отдыха экипажа.

 

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания СССР судно должно быть укомплектовано экипажем в составе, обеспечивающим безопасное плавание, т. е. как минимум должна быть обеспечена двухсменная вахта. Поэтому при подготовке судна к очередному рейсу комплектуют экипаж, подготавливают судовые роли и пассажирские списки, судовые и грузовые документы, навигационное оборудование, средства связи и сигнализации, судовые машины и механизмы, рулевое, якорное, грузовое и прочие устройства, спасательные и противопожарные средства, заготавливают запасы продовольствия, воды, снаряжения, оформляют отход, вызов лоцмана и буксиров.

 

Большое внимание уделяют бытовым и производственным условиям жизни и работы экипажа на судне, особенно на судах дальнего плавания.

 

Перед выходом в плавание старший помощник проверяет наличие команды на борту и докладывает об этом капитану, а судовой врач осматривает весь личный состав, удаляет инфекционных и тяжело больных, подписывает вместе с капитаном удостоверение о состоянии здоровья экипажа и пассажиров для представления в санитарный надзор порта.

 

Третий помощник составляет судовые роли, списки личного состава, собирает дипломы и свидетельства командного состава судна и оформляет отход судна в инспекции портового надзора. Перед выходом в рейс каждое судно должно иметь надлежа^ щим образом оформленные судовые документы.

 

Номенклатура и порядок выдачи судовых документов регламентируются: Правилами технической эксплуатации судов морского флота, Уставом службы на судах морского флота СССР, Кодексом торгового мореплавания и международными конвенциями. Выдачу и продление судовых документов осуществляют Регистр Союза ССР, инспекция портового надзора, портовые санитарно-карантинные власти, пожарная охрана и другие органы, на основании проверки технического состояния судна, отдельных его устройств и механизмов, что находит отражение в специальных актах освидетельствования.

 

Каждое судно подлежит регистрации в одном из портов СССР. В соответствии с Правилами о приписке морских судов к морским торговым портам СССР и о регистрации судов основные сведения о судне вносятся в судовой реестр.

 

Навигационная подготовка судна к рейсу должна начинаться с момента прихода судна в порт. Каждое лицо начальствующего состава обязано по своему заведованию предусмотреть проведение ремонта, исправление и налаживание навигационного оборудования, сигнальных средств в период стоянки судна в порту.

 

Третий помощник заблаговременно составляет список необходимых на следующий рейс карт и навигационных пособий и получает их в навигационной камере. Перед выходом в море проверяют состояние навигационных, электронавигационных и радионавигационных приборов, всего штурманского имущества, сигнальных огней, ракет и устройств для подачи звуковых, световых сигналов, телефонов, телеграфов, карт, лоций, пособий и т. п.

 

Как уже говорилось в §86, на переход должны быть подобраны: морские навигационные, вспомогательные, справочные и специальные карты; лоции и руководства для плавания; атласы; описания и правила плавания; общие, справочные и специальные пособия, включая «Сводное описание районов, в которых запрещено или ограничено плавание судов (по морям и океанам»); таблицы расстояний; комплект извещений мореплавателям.

 

Третий помощник проверяет и сличает судовые часы в машинном отделении, в каюте капитана, кают-компании с часами в штурманской рубке, которые сверяются по хронометру, сверяет показания магнитных компасов и проверяет их, подготавливает все необходимые пособия и инструмент для прокладки пути судна.

 

Перед выходом в море необходимо особое внимание уделять подготовке рулевого устройства, состояние которого должно обеспечивать бесперебойное и исправное управление судном.

 

Все части рулевого устройства должны быть осмотрены и в нужных местах смазаны. За исправным состоянием штуртросов и румпель-талей следят боцман и старший рулевой. Исправное действие электрического рулевого устройства проверяет электромеханик. Рулевое устройство в действии проверяет старший помощник. Перед выходом судна в море боцман смазывает и проверяет действие брашпиля, шпилей, швартовных лебедок. Третий механик и электромеханик соответственно проверяют механическую и электрическую части этих устройств. За 15–20 мин до отхода боцман начинает подготовку к отшвартовке.

 

Все спасательные средства и запасы снабжения перед выходом в море проверяются самым тщательным образом. Матросы первого класса проверяют закрепленные за ними спасательные шлюпки, их исправность, снабжение и оборудование. Боцман и вахтенный помощник проверяют крепление шлюпок по-походному, готовность дежурной шлюпки к немедленному спуску, наличие на своих местах спасательных кругов и светящихся буйков. Старший помощник проверяет техническое состояние спасательных и противопожарных средств, инвентаря и палубного груза.

 

После окончания грузовых операций боцман под руководством старшего помощника осматривает все палубы судна с носа до кормы, проверяет надежность крепления палубного груза, закрытий грузовых люков, воздушных и замерных трубок, вентиляционных труб, световых и прочих люков, наличие брезентовых чехлов и т. д. Все лица судового состава готовят судно по-походному.

 

Для того чтобы судно было в состоянии выполнить поставленную задачу по перевозке грузов, оно должно быть полностью обеспечено судовым снаряжением и снабжением, бункером, водой и продовольствием.

 

Еще до окончания предыдущего рейса начальствующий состав судна под руководством старшего помощника определяет предполагаемые остатки материалов, бункера, воды и составляет требования на все виды судового снабжения, исходя из намечаемых на судне работ и характера предстоящего рейса. Требования вручаются по приходе в порт морскому агенту или в соответствующие службы пароходства.

 

Продовольствие для экипажа заготовляет по указанию старшего помощника артельщик, назначаемый приказом по судну из числа команды. Питьевую и мытьевую воду заказывает старший помощник, котельную – старший механик. Требования на материал, инвентарь и инструмент по палубной части готовит боцман, который после доклада старшему помощнику обеспечивает получение и доставку заказанного со складов пароходства на судно.

 

Обеспечением машинного отделения соответствующими материалами и запасами ведают старший, второй и третий механики.

 

Старший механик согласовывает свои действия с капитаном, который контролирует обеспечение судна запасами, продовольствием и материалами.


 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.