Социальная работа как профессиональная деятельность. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Социальная работа как профессиональная деятельность.

2017-11-16 202
Социальная работа как профессиональная деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изменение и развитие социальной действительности осуществляется в процессе жизнедеятельности, т.е. активного отношения личности к окружающему миру, его познанию и преобразованию. Человеческая деятельность делиться на экономическую, социальную, культурную и др.; прогрессивную и реакционную; закономерную и незакономерную; моральную и аморальную; творческую и нетворческую и т.д.

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения.

Социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Профессиональная социальная деятельность включает: содержание, характер труда, профессионализацию, специализацию. Признаками профессиональной деятельности является совокупность знаний, навыков, умений, приобретенных в период обучения в вузе.

Социальная работа включает и компоненты непрофессиональной деятельности, например заботу, благотворительность, милосердие.

Профессия «социальный работник» официально в России существует с 1991 года, но исторические предпосылки ее существовали давно. Долгое время функции данной категории специалистов выполняли представители различных профессий. Они распределялись между учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, правоохранительных органов, как правило, слабо взаимодействующими в достижении главной цели - социальной помощи, поддержки человека.

Возникновение социальной работы, как профессиональной деятельности непосредственно связано с воплощением идеи Мэри Ричманд (США) (139). Она предложила индивидуальный метод социальной работы, в основу которого была положена медицинская модель.

Социальные мероприятия М. Ричманд (139) подразделяет на взаимодополняющие категории:

- Косвенный метод лечения (возможность посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении);

- Непосредственный метод (воздействие на самого клиента с помощью установленных с ним партнерских отношений и фасилитации).

В это же время и другое движение получило развитие в США. Это организация приютов для беженцев, иммигрантов, людей, работающих по контракту. В содержании деятельности ставился акцент на самопомощь и взаимную помощь. Джейн Адамс, одна из наиболее известных лидеров этого движения, основала сеттльмент в Чикаго (139). Работа, связанная с организацией приютов, была реакцией на давление индустриальной революции, приведшей в американские города многих эмигрантов.

В последние десятилетия социальная работа в США в своем развитии имеет три основных теоретических направления (172,195, 199), отличающиеся объектом предпринимаемых усилий; в первом случае это конкретный индивид, во втором - группа людей, оказавшихся в сложной ситуации, в третьем, - община.

Под индивидуальной социальной работой понимается (78) направление, система ценностей, вид практики, используемые социальным работником для помощи индивидам и семьям в решение психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом.

Групповая социальная работа понимается нами как форма или метод работы, который используется с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала. Формирования социального поведения.

Общинная социальная работа - метод, позволяющий расширить масштаб социальной помощи среди населения в городских кварталах, общинах. Чаще всего (78) под ней понимается интеграция всех других методов, когда перед социальным работником ставиться задача: добиться того, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем.

Структура:Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в социальной помощи (инвалиды, пенсионеры, дети, мигранты и др.).

Субъект социальной работы - социальные работники, занимающиеся этим видом деятельности профессионально или на общественных началах. К субъекту могут быть отнесены и организации, ведущие социальную работу и управляющие ею.

Содержание социальной работы включает в себя: цели, задачи; функции; средства.

Современная трактовка теории социальной работы позволяет выделить следующие ее цели и задачи:Основной целью социальной работы, на наш взгляд, является увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

Следовательно, в условиях перехода общества к социально ориентированной рыночной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:

- осуществление перехода от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;

- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявлять свои возможности и получать все, что им положено по закону;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв, или жизненный кризис, может жить, сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

- достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций:

1. Диагностическая - социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

2. Прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессов, происходящих в семье, группе, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

3. Правозащитная - использует законы, правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населению, его защиту;

4. Организационная - способствует организации социальных служб на предприятии и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи, социальных услуг населению;

5. Предупредительно - профилактическая- приводит в действие различные механизмы (педагогические, психологические, юридические, медицинские и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

6. Социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовки молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

7. Социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно - досуговая, спортивно-оздоровительная, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

8. Психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности. Оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

9. Социально-бытовая - способствует в оказанию необходимой помощи и поддержке различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.п.) в улучшении их быта, жилищных условий;

10. Коммуникативная - установление контакта с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Средствами социальной работы называют те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы.

Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решений, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. «Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся они к управленческим или практическим социальным работникам».

В настоящее время существует несколько подходов к деятельности социального работника:

1. Воспитательный - где социальный работник рассматривается как учитель, консультант, эксперт, который дает советы, обучает умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения и т.п.

2. Адвакативный - применяется, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента (группы или общности), а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени. Сюда входит и помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документальной обоснованности.

3. Фасилитативный - социальный работник тут играет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой. Деятельность специалиста по социальной работе при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждения альтернативных направлений деятельности и действий, объяснения ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов, помощь в самореализации личности.

По роду своей деятельности социальные работники постоянно сталкиваются с явлениями, которые в совокупности можно обозначить как «социальная патология». Официальное назначение социальной работы - искоренять эту патологию, оздоровлять общество. Само соотношение «норма» и отклонение от нее выступают как в высшей степени проблематичное. Живая реальность подталкивает социальных работников к пересмотру сложившихся стереотипов мышления, традиционных представлений и оценок. Необходимо помнить, что социальный работник имеет дело с конкретными людьми. Стремление помочь человеку порождает потребность как можно лучше понять его. Для этого необходимо поставить себя на место клиента, взглянуть на мир его глазами, попытаться ощутить его своеобразные переживания. Такая децентрация способствует расширению горизонта восприятия, освобождению от предрассудков, пересмотру привычных систем ценностей. Отсюда рождается особое мироощущение, в котором благоговение перед жизнью во всех ее проявлениях сочетается с пониманием хрупкости социальных связей, необходимости специальных усилий по их поддерживанию и восстановлению.

В настоящее время в социальной работе широкое распространение получает такой вид работы, как организация групп самопомощи (15, 83,121). Социальный работник выступает при этом в роли фасилитатора (145, с.,25), т.е. действует как можно менее директивно. Он также берет на себя роль посредника, помогая привлекать имеющийся в социуме материальные и человеческие ресурсы. Кроме того, он часто выполняет функцию защитника интересов клиентов, выступая от имени слабых и обездоленных, вызывая к гуманности и справедливости.

Наиболее важный результат групповой работы - преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований - переосмысление жизненных ценностей. «Хорошо организованная групповая работа дает возможность остановиться в повседневной гонке, - как пишет В.Н.Макаревич, - и задуматься. Может быть, впервые за долгое время над смыслом собственной жизни», (93, с.85). Содействие этому процессу со стороны специалиста получило название «аксикреция». Термин означает порождение, выращивание у человека или группы новых или регенерацию и переосмысление старых ценностей.

Структурой называется совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств.

Структура социальной работы представляет систему взаимосвязанных компонентов: субъект, содержание, цель, объект, средства, функции, управление.

Управление как структурный элемент социальной работы включает оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы.

Чтобы управление социальной работы было успешным, социальным работникам надо представлять социальную структуру общества, систему управления страной, права и обязанности клиентов, знать законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы.

Следует отметить, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей, остронуждающихся в постоянной помощи, внимании и понимании.

Следовательно, структуру социальной работы составляют – объект, содержание, средства, управление, субъект. Но структура это еще не система, деятельность становиться системой, когда её компоненты связываются в единое целое при помощи функций и целей.

Основными направлениями социальной работы являются: социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание, социальное посредничество, социальное попечительство и др.

В зависимости от масштабности социальная работа может проходить на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях.

Региональный уровень – производный от федерального, в основном это реализация законодательных и нормативных актов федерального значения. Местный уровень – деятельность социальных служб. Индивидуальный уровень – это работа с клиентом с применением конкретных методов индивидуальной работы.

Ученые предлагают следующую классификацию объектов социальной работы:

1. Состояние здоровья не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях (участники войны, вдовы и матери военнослужащих).

3. Пожилой, пенсионный возраст людей.

4. Девиантное поведение в его различных формах и видах (дети девиантного поведения; дети, испытывающие насилие взрослых; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; в семье употребляют наркотики или алкоголь).

5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (дети сироты; многодетные семьи; родители, не достигшие совершеннолетия; конфликтные семьи).

6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество, безнадзорные дети).

7. Бродяжничество, бездомность (без определенного места жительства).

8. Правовое положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

Структура социальной работы – это ее компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей людей: цели, субъекты, содержание, управление, объекты, средства, функции. Цели социальной работы. Объекты и субъекты социальной работы. Функции социальной работы, их характеристика. Уровни социальной работы: в зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях. Средства (методы социальной работы как практической деятельности): по направлениям и формам; индивидуальная социальная работа; социальная работа в группе; социальная работа с сообществом (общиной); индивидуальный менеджмент; создание сетей поддержки.

2.Социально-психологическая помощь в кризисных, экстремальных ситуациях.

Понятие, признаки кризисной и экстремальной ситуации. Динамика психологического состояния пострадавших в экстремальной ситуации людей. Психологический дебрифинг как метод социальной помощи. Самопомощь человека в трудных жизненных, экстремальных ситуациях.

Кризис – это реакция на опасные события, которая переживается как болезненное состояние.

Кризисная ситуация (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Оценка человеком этих изменений может быть как позитивной, так и негативной.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

ЧС – обстановка на определенной территории, которая сложилась в опасной ситуации, катастрофы, стихийного или другого бедствия, которые могут повлечь за собой ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация - не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

• по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

• по скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

• по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;

• по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

• по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на: – ЧС техногенного характера; – ЧС природного происхождения; – ЧС биолого-социального характера.

Типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.

Типы ЧС биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.

Динамика психологического состояния пострадавших в экстремальной ситуации людей.

Важное место занимает вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях. Ему посвящено достаточно много специальных исследований. В соответствии с работами Национального института психического здоровья (США), психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы: героизма, «медового месяца», разочарования и восстановления.

1. Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложные предположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе.

2. Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от недели до 3–6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых. В этой фазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все проблемы и трудности будут разрешены.

3. Фаза разочарования обычно длится от 2 месяцев до 1–2 лет. Сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствие крушения надежд.

4. Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им самим необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы, и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.

Другая классификация последовательных фаз или стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций предложена в работе Решетникова и др. (1989):

1. «Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием.

2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко – иррациональной направленности), понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни). Большинство опрошенных жалуются в этой фазе на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.

3. «Стадия разрешения» – 3–12 суток после стихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. Однако по результатам наблюдений у абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся некоторой ажитацией. Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух предшествующих фазах, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие впечатления трагических событий.

4. «Стадия восстановления». Начинается приблизительно с 12-го дня после катастрофы и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются нормальные сновидения. Учитывая зарубежный опыт, можно также предполагать у лиц, находившихся в очаге стихийного бедствия, развитие различных форм психосоматических расстройств, связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной систем.

Психологический дебрифинг как метод социальной помощи.

Дебри́финг; психологический дебри́финг — одноразовая слабоструктурированная психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму. В большинстве случаев, целью дебрифинга является уменьшение нанесенного жертве психологического ущерба путём объяснения человеку что с ним произошло и выслушивания его точки зрения.

Психологической дебрифинг представляет собой специальный групповой метод работы с психической травмой, позволяющий минимизировать последствия экстремальных ситуаций. Техника дебрифинга была разработана Дж. Мишеллом (США) и А. Дирегровым (Норвегия).

Для того чтобы иметь представление о сущности данного метода, необходимо знать следующее:

1. Основной психологический механизм дебрифинга – перераработка и закрытие прошлого, основной психотехнический прием – переструктурирование.

2. Техника переструктурирования дает возможность пострадавшему увидеть травмирующее ее событие и свое поведение с разных точек зрения.

3. Участниками дебрифинга являются участники и сви­детели экстремальной ситуации.

4. В группе дебрифинга может быть до 15 человек, причем критерием отбора является участие всех членов группы в общей экстремальной ситуации (к ним могут присоединится и «косвенные жертвы», т.е. члены семьи пострадавших).

5. Оптимальное время для проведения дебрифинга: не раньше, чем через сутки или двое суток после события. К этому времени завершится период острых реакций, и участники экстре­мальной ситуации, возможно, будут в состоянии осуществить реф­лексию, переработать, «упорядочить» свой травматический опыт. Если пройдет слишком много времени, воспоминания могут стать расплывчатыми, туманными.

6. Идеальным местом для проведения дебрифинга является неболь­шая уютная комната, где группа полностью изолирована от лю­бых вмешательств извне. Хорошо, если в центре комнаты находится круглый стол, вок­руг которого располагаются участники.

7. Проводят дебрифинг как минимум два специалиста (дебрифера) — ведущий и ассистирующий, психологи или спе­циально обученные волонтеры. Дебриферы должны быть психологически устойчивыми и уверенными людьми, которые умеют сохранять спокойствие в различных ситуациях.

8. Функция ведущего состоит в том, чтобы организовать процесс переструктурирования высказываний участников и добиться позитивного результата обсуждения,а ассистента – наблюдать за процессом встречи и записывать происходящее.

9. Дебрифинг строится по следующей схеме: · описание ситуации, предшествующей трагическому событию; · описание самого экстремального события (акцент на фактах, чувствах и реакциях); · предоставление необходимой информации о рассмотренных реакциях; · убеждение участников дебрифинга в естественности их реакций в экстремальной ситуации; · беседа о том, как жить после травмы, какая по­мощь нужна и где ее можно будет получить.

10. Основными правилами проведения дебрифинга являются следующие: · находиться в группе в течение всего времени работы; · высказываться только от себя и не отклоняться от темы; · не высказы­ваться в случае отсутствия желания в высказывании; · не перебивать, не оценивать и не обвинять друг друга; · не рассказывать об осуждаемом все рамок дебрифинга; · не сводить счеты с другими во время работы группы · пережить боль – единственный способ избавиться от нее.

В каждом конкретном случает практикума дебрифинга могут данные правила и рекомендации могут видоизменяться.

Самопомощь человека в трудных жизненных, экстремальных ситуациях. Страх это чувство, которое, с одной стороны, оберегает нас от рискованных, опасных поступков. С другой стороны, каждому знакомо мучительное состояние, когда страх лишает нас способности думать, действовать. Справиться с приступом страха можно попробовать самому при помощи следующих простых приемов:

• Попытаться сформулировать про себя, а потом проговорить вслух, что вызывает страх. Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми. Высказанный страх становится меньше.

• При приближении приступа страха дышать нужно неглубоко и медленно — вдыхать через рот, а выдыхать через нос. Можно попробовать такое упражнение: сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 1—2 секунды, выдохните. Повторите упражнение 2 раза. Потом сделайте 2 нормальных (неглубоких) медленных вдоха-выдоха. Чередуйте глубокое и нормальное дыхание до тех пор, пока не почувствуете себя лучше.

Тревога.

• Первый шаг - превратить тревогу в страх. Нужно постараться понять, что именно тревожит. Иногда этого достаточно, чтобы напряжение снизилось, а переживания стали не такими мучительными.

• Самое мучительное переживание при тревоге — это невозможность расслабиться. Напряжены мышцы, в голове крутятся одни и те же мысли; поэтому полезно бывает сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение.

• Сложные умственные операции тоже помогают снизить уровень тревоги. Попробуйте считать: Например, поочередно в уме отнимать от 100 то 6, то 7, перемножать двузначные числа, посчитать, на какое число приходился второй понедельник прошлого месяца. Можно вспоминать или сочинять стихи, придумывать рифмы и т.д.

Плач. Каждый человек хотя бы раз в жизни плакал и знает, что слезы, как правило, приносят значительное облегчение. Плач позволяет выразить переполняющие человека эмоции.

Однако если вы чувствуете, что слезы уже не приносят облегчения и нужно успокаиваться, то помогут следующие приемы:

• Выпить стакан воды. Это известное и широко используемое средство.

• Медленно, но не глубоко, а нормально дышать, концентрируясь на выдохе.

Истерика — это состояние, когда очень трудно чем-то помочь самому себе, потому что в этот момент человек находится в крайне взвинченном эмоциональном состоянии и плохо понимает, что происходите ним и вокруг него. Если у человека возникает мысль о том, что следует прекратить истерику, это уже первый шаг на пути ее прекращения. В этом случае можно предпринять следующие действия:

• Уйти от «зрителей», свидетелей происходящего, остаться одному.

• Умыться ледяной водой — это поможет прийти в себя.

• Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный вдох и т.д. — до того момента, пока не удастся успокоиться.

Апатия является реакцией, которая направлена на защиту психики человека. Как правило, она возникает после сильных физических или эмоциональных нагрузок. Поэтому, если вы чувствуете упадок сил, если вам трудно собраться и начать что-то делать и, особенно, если вы понимаете, что неспособны испытывать эмоции, дайте себе возможность отдохнуть. Снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться, Не злоупотребляйте напитками, содержащими кофеин (кофе, крепкий чай), это может только усугубить ваше состояние. Поместите в тепло ноги, следите за тем, чтобы тело не было напряжено. Отдохните столько, сколько потребуется.

• Если ситуация требует от вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь, хотя бы на 15-20 минут.

• Помассируйте мочки ушей и пальцы рук – это места, где находится огромное количество биологически активных точек. Эта процедура поможет нам немного взбодриться.

• Выпейте чашку некрепкого сладкого чая.

• Сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе.

• После этого приступайте к выполнению тех дел, которые необходимо сделать. Выполняйте работу в среднем темпе, старайтесь сохранять силы. Например, если вам нужно дойти до какого-то места, не бегите — передвигайтесь шагом.

• Не беритесь за несколько дел сразу, в таком состоянии внимание рассеяно и сконцентрироваться, а особенно на нескольких делах, трудно.

• Постарайтесь при первой же возможности дать себе полноценный отдых.

Чувство вины или стыда. Многие люди, пережившие насилие или потерявшие близких, испытывают чувство вины или стыда. Справиться с этими чувствами самостоятельно или без посторонней помощи очень трудно. Поэтому подумайте об обращении за помощью к специалисту, это поможет вам справиться с ситуацией.

• Говоря о своих чувствах, используйте вместо «мне стыдно» или «я виноват» словосочетание «я сожалею», «мне жаль». Слова имеют большое значение, и такая формулировка может помочь вам оценить свои переживания и справиться с ними,

• Напишите о своих чувствах письмо. Это может быть письмо себе или человеку, которого вы потеряли. Это часто помогает выразить свои чувства.

Двигательное возбуждение. Состояние, в каком-то смысле противоположное апатии, человек испытывает «переизбыток» энергии.

Если двигательное возбуждение возникает, то:

• попробуйте направить активность на какое-нибудь дело. Можно сделать зарядку, пробежаться, прогуляться на свежем воздухе. Вам помогут любые активные действия;

• попытайтесь снять лишнее напряжение. Для этого дышите ровно и медленно. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Представьте, как вместе с воздухом вы выдыхаете напряжение. Поместите в тепло ноги и руки, можно активно растереть их до появления ощущения тепла. Положите руку себе на запястье, почувствуйте свой пульс, попробуйте сосредоточиться на работе своего сердца, представить, как оно размеренно бьется.

Дрожь. Иногда после стрессового события человека начинает бить дрожь, часто дрожат только руки, а иногда дрожь охватывает все тело.. Итак, если вас бьет нервная дрожь (дрожат руки) и вы не можете успокоиться, не можете контролировать этот процесс, попробуйте:

• усилить дрожь; тело сбрасывает лишнее напряжение — помогите ему;

• не старайтесь прекратить это состояние, не пытайтесь силой удержать трясущиеся мышцы — так вы достигнете обратного результата:

• попробуйте не обращать на дрожь внимания, через некоторое время она прекратится сама собой.

Гнев, злость, агрессия. Гнев и злость — чувства, которые часто испытывают люди, переживающие несчастье. Попробуйте выразить свой гнев одним из следующих способов:

• Громко топните ногой (стукните рукой) и с чувством повторите: «Я злюсь», «Я взбешен» и т.д. Можно повторить несколько раз, пока не почувствуете облегчение.

• Постарайтесь высказать свои чувства другому человеку.

• Дайте себе физическую нагрузку, почувствуйте, сколько физической энергии вы затрачиваете, когда злитесь.

Билет 38


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.401 с.