Роль государства в социальной политике. Модернизация отрасли социальной сферы в современной России. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Роль государства в социальной политике. Модернизация отрасли социальной сферы в современной России.

2017-11-16 999
Роль государства в социальной политике. Модернизация отрасли социальной сферы в современной России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальные цели, возможности, риски, меры и особенности государственной социальной политики. Развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта и.т.д.

Государственная социальная политика — целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она ставит своей целью снижение степени дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и пре­дотвращение социальных конфликтов на экономической почве.ГСП должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты. Принципами государственной политики в социальной сфере являются: экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства "за игру" рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан. Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики.

Всегда актуальна для социальной политики проблема возникновения социальных рисков.
Социальные риски — это риски социального происхождения; вероятные опасности, угрозы нарушения нормального социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.

Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, революции, государственные перевороты, демографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и существуют не в чрезвычайных, а в обычных условиях развития общества, закономерно сопровождают нормальное функционирование общества, и более того, имеют своими при чинами именно базовые общественные отношения, нормальные общественные порядки.

Существуют следующие проблемы: неэффективное исполнение полномочий федеральными и региональными органами государственной власти (решение — оптимизация процесса разграничения полномочий); неэффективная координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленной на комплексное социально-экономическое развитие регионов; финансово-экономическая необеспеченность выполнения полномочий местного самоуправления; отсутствие целостной системы стратегического планирования развития общественной инфраструктуры; низкая эффективность инструментов бюджетного федерализма; отсутствие механизмов ответственности региональных и местных органов власти за эффективное использование средств финансовой помощи территориям — получателям трансфертов; низкая степень мотивации органов власти регионов и муниципалитетов к развитию собственного налогового потенциала.

Проблемы государственной социальной политики отражаются в ежегодных посланиях Президента о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с которыми Президент обращается к Федеральному Собранию РФ,

• в посланиях Президента Правительству;

• в концептуальных постановлениях и решениях Правительства;

• в постановлениях Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

• в федеральных законах РФ.

Особенность государственной социальной политики в современной России сегодня состоит в том, что нужна социальная политика, которая не противоречила бы интересам национальной безопасности, а обеспечивала и укрепляла бы национальную безопасность. В этом стратегическая суть необходимых перемен характера и содержания социальной политики.

Генеральное решение, необходимое и достаточное для обретения Россией такой социальной политики, состоит из двух взаимосвязанных принципиальных поворотов:

1) поворот от деятельности государства, создающей все новые социальные риски (социальные опасности и угрозы) для населения, к неукоснительному и в пол ном объеме выполнению государством его конституционных обязанностей по обеспечению законных социальных прав, свобод и интересов населения,

2) поворот от недемократических к демократическим механизмам осуществления социальной политики, соответствующим Конституции Российской Федерации.

Государство — тот единственный субъект, который в создавшихся условиях способен практически изменить сложившиеся опасные тенденции и губительную траекторию разрушения страны. Это касается всех сфер жизни общества, включая и сферу социальной политики.
Реальной многосубъектности (гражданского общества) в России пока нет. Поэтому действия властей продолжают оставаться не только бесконтрольными, но и в полной мере произвольными по отношению к населению страны

Основные компоненты содержания государственной социальной политики — это, конечно же, выработка и проведение в жизнь государственной стратегии социальной политики, определение государственных приоритетов социальной поли тики и направление всего процесса социальной политики в русло стратегии и приоритетов.

Для развития образования и здравоохраненияв 2006 году была начата реализацияприоритетных национальных проектов:

1. Национальный проект «Образование». Предполагает решение следующих задач: а) модернизация и компьютеризация учебных классов; б) повышение оплаты труда классным руководителям; в) повышение качества обучения, стимулирование инновационных проектов; г) поощрение молодых ученых; д) создание новых вузов

2. Здравоохранение: а) строительство центров высоких технологий, оснащение учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием, машинами скорой помощи; б) подготовка специалистов для медицинских учреждений; в) повышение заработной платы врачам первичной практики.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально-техническую базу системы здравоохранения. В системе здравоохранения РФ формируются государственно-муниципальный сектор здравоохранения и частный сектор здравоохранения.

В отношении спорта государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в РФ, поддерживает физкультурное движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;

2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;

4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;

7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;

8) организацию обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

· обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

· соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;

· обеспечение социальной защиты в области занятости;

· поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

· поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

· координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

· поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

· обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

· международное сотрудничество в решении проблем занятости.

2. Организация как социальная система. Типология орг-ий. Структура, функции, признаки орг-ии.

Субъект упр-я – физ-ое или юр-ое лицо, которое осущ-ет властное воздействие. В процессе упр-я лежат: властные полномочия субъекта упр-я, его организационно-распор-ые, экономические и морально-этические рычаги воздействия.

Объект упр-я – то, на что направлено властное воздействие объекта упр-я. Объектом упр-я могут быть физ-е и юр-е лица, соц-ые, соц-экон-ие сист. и процессы.

Основные функции упр-я: 1) целеполагание; 2) анализ; 3) прогнозирование; 4) планирование; 5) организация; 6) координация; 7) мотивация; 8) обучение; 9) учет и контроль; 10) коммуникация; 11) принятие решений.

Функция управления – ориентированность упр-ого воздействия на объект упр-я, упр-ю сист. Ф-ии упр-я выражают содержание упр-ого воздействия – сущность управленческих отношений. Функция управления подвержена логическому алгоритму, строгой последовательности регламентированных действий.

Задачи организации: 1. Обеспечение деятельности организации ресурсами (финансовыми, материальными, информационными, человеческими). 2. Утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними. 3. Формирование структуры организации с учетом размера предприятия, его целей, технологии, персонала.

Цель управления – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта. По своему содержанию явл идеальным, мысленно представляемым итогом устремлений, побуждающим к соц-эконо-ой деят-ти.

Модели социального управления: субординация, реординация, координация

Между участниками управленческого процесса в процессе практической деятельности устанавливаются отношения субординации, координации и реординации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления.

1) Субординация– это вид соц упр-я, при котором осущ-ся вертик-ое упорядочивание, а один из элементов играет роль ведущего, который определяет начало деят-ти всех остальных. Субординация - это вертикальная упорядоченность в системе, при которой один из элементов играет роль ведущего и определяет начало деятельности остальных, ведет к формированию иерархии. Отн-я субординации – это такие отн-я между субъектами упр-ой деят-ти, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом. Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных. Но чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала.

2) Координация- это горизонтальная упорядоченность в сист, при которой элементы хар-ся тождественностью. Например: отдел с отделами. Координация— это такой вид соц упр-я, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупп, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же соц общности или взаимодействие нескольких общностей хар-ся тождественностью, равновеликостью.

Координация — это система должностного взаимодействия сотрудников организации по горизонтали, которая регулируется определенными правовыми нормами. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации.

3) Реординация– это модель соц упр-я, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности др. или одних сторон, частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали. Реординация является постоянным спутником не только координации, но и субординации. Например, в России в настоящее время в системе гос упр-я все силовые министерства переподчинены президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя правительства.

ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

- они обладают целевой природой, поскольку создаются для реализации определенных целей и оцениваются через их достижение;

- ради достижения целей члены организации вынуждены распределяться по ролям и статусам. Социальная органи-зация дает возможность человеку удовлетворять свои потребности и интересы в тех пределах, которые устанавливаются социальным статусом, социальными ролями, предписанными человеку социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной организации;

-организации возникают на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Поэтому в социальных организациях имеют место различные горизонтальные структуры (например, различные цеха на заводе и т.п.);

- организация всегда строится по вертикальному (иерархическому) признаку, в котором четко выделяются управ-ляющая и управляемая подсистемы. Разнонаправленная деятельность горизонтальных структур вызывает необхо-димость управляющей системы. Иерархичность построения социальной организации обеспечивает достижение единства цели, придает ей устойчивость и эффективность.

Выделяются различные типы социальных организаций. Прежде всего, они подразделяются на формальные и нефор-мальные организации. Критерием этого разграничения служит степень формализованности существующих в них связей, взаимодействий и отношений.

Формальная организация - это ориентированная на достижение общеорганизационных целей, искусственно и жестко структурированная безличная система регуляции деловых взаимодействий, закрепленная в нормативных документах.

Так, американский социолог А. Этциони подразделяет организации на три основные группы:

- добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и т.п.);

- принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьма, психиатриче-ская лечебница и т.п.);

- утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (пред-приятия, фирмы, финансовые структуры и т.п.).

Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:

- деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и т.д.);

- общественные организации, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);

- промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.д.); -ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента.

- Правовое регулирование означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.

- Структурное регулирование означает способность решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.

- Ценностное регулирование заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей

- Межорганизационное регулирование означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе. Межорганизационное регулирование предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.

Билет 22


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.