Эмоционально-волевая сфера личности, ее регуляция. Понятие и причины стресса, его проф-ка. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмоционально-волевая сфера личности, ее регуляция. Понятие и причины стресса, его проф-ка.

2017-11-16 449
Эмоционально-волевая сфера личности, ее регуляция. Понятие и причины стресса, его проф-ка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека.

Классификация Б. Додонова, подразделяющая все эмоции на следующие группы:

• Альтруистические эмоции (желание помогать другим людям).

• Коммуникативные эмоции (возникающие при общении).

• Глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении).

• Праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности).

• Пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать).

• Романтические эмоции (стремление к необычному, новизне).

В. Леонтьев предложил выделять группы эмоций по источнику их происхождения:

• Эмоции, связанные с удовлетворением-неудовлетворением личных потребностей человека.

• Эмоции, возникающие в результате сравнения некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими же нормами, стандартами, правилами, убеждениями.

• Эмоции, возникающие в результате сравнения объекта с общественными правилами и нормами.

• Эмоции, возникающие в связи с чужимипотребностями.

• Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми.

• Эмоции, возникающие на основе презрения.

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения. Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Фундаментальные эмоции:

1. Интерес. 2. Радость 3. Удивление эмоц-я реакция на внезапно возникшие обсто-ва. 4. Страдание (горе) 5. Гнев — силь. отрица. эмоц. состоя., протекающее в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. 6. Отвращение —Отвращ.,как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку.7. Презрение — отриц. эмоц. состоян. возник. в отнош-х и порож-е рассоглас-м жизненных позиций. 8. Страх —о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. 9. Стыд 10. Вина — отриц. эмоц. состоян, выраж-ся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. Волевые процессы выполняют три основные функции:

• инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;

• стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;

• тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.

Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют целеустремленность самостоятельность; решительность; самооблад-ие.

Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры. В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так «как хочется», а так как «надо». Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.

Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки. Стресс — это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные. Стресс, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему. Основатель теории стресса, чешский ученый Ганс Селье, в ходе своих исследований пришел к выводу, что стрессом можно назвать неспецифическую защитную реакцию организма на неблагоприятные факторы, нарушающие его спокойное существование. В психологии различают следующие виды стресса:

• Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития.

• Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе. Причины стресса в науке принято называть стрессорами. Соответственно ученые выделяют три группы стрессоров. Первая – это неподвластные нам стрессоры. К ним относят: погоду, цены, инфляцию, привычки других людей, действия правительства, налоги. Вторая включает явления и события, которые мы добровольно превращаем в проблемы. К этой группе относятся все виды беспокойства о прошлых событиях, которые уже не в силах изменить, и о будущем. Третья – это стрессоры, которые нам подвластны. К ним относятся не конструктивные действия, неспособность планировать свое время, неумение определять приоритеты, некоторые трудности в межличностном взаимодействии. Прогулку на свеж.воздухе, введение дневника, дыхател.упражнения, расслабл.ванны.

2.Специфика технологий социальной работы в сфере образования.

Образование — один из самых старых социальных институтов, функции которого (экономические, политические, социальные, культурные) чрезвычайно разнообразны. Оно подготавливает и включает индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, подготавливает человека к жизни и труду. Сфера образования определяется рядом компонентов: во-первых, это функции образования; во-вторых, концепции образования, принятые в данное конкретное время; в-третьих, организационная структура и структура управления; в-четвертых, это инфраструктура сферы образования; в-пятых, это социальные группы, участвующие в процессе образования.

Система образования состоит из: дошколь-х образов-ых учреж-ий (детский сад); общеобраз-ые учре-я (школы); учреж-я высшего професс-ого образования (вузы); учрежд-я среднего специа-го образования (ПТУ); частные образов-ые учреж-ия (лицеи, колледжи, спецшколы); допо-ое образование (институты повышения квалификации). Образование рассм. как целостная система знаний человека о мире, подкрен-ая соотве-ими навыками в различных сферах активности; это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков; это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение. Социальные группы: дошкольники, ст.школьники, учащиеся училищ, студенты, учителя, родители школьников, сотрудники сферы образования. Функции: 1. Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей). 2. Социализация (привитие образцов поведения,социальных норм и ценностей). 3.Самоактуализация человека, реализация его творческого потенциала. 4. Приобретение знаний и навыков; 5. Подготовка квалифицированных специалистов. 6. Социально-экон-кая, связанная с формиро-ем и развитием интелле-ого, научно-технического и кадрового потенциала общества. СР в системе образ. ведут. соц.педагоги, психологи, учителя, работники специализ-ых учеб заведений. Объектом воздействия, становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения. Предмет: посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, с целью гармонизировать отношения в сфере образования и содействовать более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества. Особенности технологий СР в образов.:1.СР реализуются в различных образовательных учреждениях. 2. СР связан. с проблемы, не только проявляются в сфере образования, но и порождаются ею. Чтобы оценить специфику данных технологий, необходимо рассмотреть социальные проблемы сферы образования, которые можно разделить на несколько уровней. Уровни проблем системы:

1. Проблемы, порожденные самой системой образования (возр.требования общества к знаниям, к проф. подготовке, рост объема знаний, расшир-ся функции образования, усложнения обуч программ., утрачивается контроль над качеством усвоения знаний, интенсивная нагрузка может вызвать стрессовые состояния).

2. Соц.проблемы детей из неблагополучн.семей: нервные и психические расстройства, неадекватность реакций, агрессивность, зависимое поведение, неспособность к работе в школе или професс-ом учебном заведении, к взаим-ию с коллективом.

3. Проблемы, порожд. способами взаимодейст.сторон в образоват.процессе

Проблемы учеников:

1. в ходе образов.деят.(недостаточн.готовность к обучению, трудности в освоен.школьн.программ)

2. здоровье (физич. и психич.)

3. психофизиологическ.проблемы(отклонения развития, низкая работоспособность, коммуникативные проблемы)

4. соц-прав.(семейные проблемы, сложные жизненные условия, нарушение прав детей, насилие в семье)

Основные задачи СР в сфере образов.: Диагностическая; научно-методическая; психокоррекционная; социально-правовая; Консультац.; Соц.-аналитич.; Учебно-воспитат.; Просветитель.

Классификация технологий:

В зависим.от методики СР – социальная диагностика и профилактика, социальная адаптация, социальная

реабилитация, социальная коррекция и терапия, социальное консультирование.

Спец.классификац.:

1. Технол.работы с дошк. и мл.школьн.2. с подростками 3. с семьями школьн. 4. со школь.учителями 5. с учащимися и студент.6. профилакт. девиант повед. в сфере образ.

Цели социальной работы в школе:

- способ-ть устра-ию и преод-ию специи-их трудностей в процессе социа-ии школь-ов из социально неблаго-ых семей;

- способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;

- принимать участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Формы и методы школьной социальной работы:

- групповая работа со школьниками вне занятий;

- предложения по организации занятий (игровые уроки);

- творческое предст-ие в соци. жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

- работа с родителями, представление интересов родителей;

профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

- консультирование (работа с учителями в группах);


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.