Психологическая структура личности. Типология темперамента и его учет в социальной работе. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Психологическая структура личности. Типология темперамента и его учет в социальной работе.

2017-11-16 157
Психологическая структура личности. Типология темперамента и его учет в социальной работе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личность - это человек, взятый в системе его психических харак-к, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях. Это совокупность соц-значимых св-в и кач-в чел-а.

З. Фрейд: человек рассматривается не как существо разумное и сознательное, а как находящийся в состоянии непрерывного конфликта, истоки которых лежат в неосознанных, сексуальных и агрессивных побуждениях. Психика, личность человека состоит из 3-х уровней: “ОНО”, ”Я”, ”СВЕРХ-Я”.

А. Маслоу: подход к человеку, с точки зрения его высших проявлений: любви, творчества, духовных ценностей. Он представлял их как врожденные сущности человека, которые развиваются и проявляются под влиянием соц. условий: воспроизводство, среда, соц. положение. Этот процесс он назвал актуализацией, а реализацию высших духовных ценностей – самоактуализацией. Самоактуализация как способность присутствует у большинства людей, но только у немногих 3-5% она свершается как реализация способностей и талантов человека - самоактуализирующиеся личности. Структура личности - в нее включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, соц. установки. Потребность - испытываемая человеком нужда в чем-либо. Потребности по Маслоу: 1) физиологические (органические) потребности. 2) в безопасности и защите.3)в принадлежности и любви. 4) в уважении и самоуважении. 5) в самоактуализации. Важная характеристика личности – ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Под мотивом понимают побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Виды мотивов: эмоциональные (желания, хотения, влечения) и рациональные (стремления, интересы, идеалы, убеждения), осознанные (человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей) и неосознанные (человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его в деятельности; характеризуются установками и влечен-ми).

Э. Эриксон относится к числу тех последователей З. Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. Эриксон разработал концепцию развития личности на протяжении всей жизни человека — от рождения до старости. Он выделил, ставшие широко известными, 8 стадий стадии развития личности:

1 ст.— раннее младенчество (до 1 года). Основная альтернатива: базовое доверие или базовое недоверие к миру. Главную роль в жизни ребенка играет мать: кормит, ухаживает, ласкает. В результате у ребенка формируется «базовое доверие» к миру. Если мать тревожна, холодна, эгоистична, уделяет ребенку недостаточно внимания или если малыш воспитывается в детском доме, то у него формируется «базовое недоверие» к миру.

2 ст.— позднее младенчество (1−3 года). Основная альтернатива: автономия или стыд и сомнение. Ребенок начинает ползать, ходить, сидеть, одеваться, самостоятельно есть и пить, приучается к опрятности и т.д. Если слабости и неудачи ребенка игнорируются или осуждаются, тем более, если ребенка за что-то наказывают, у него формируется неуверенность в себе и стыд (обесценивание себя). При позитивном отношении со стороны ближайшего окружения у ребенка формируется автономия и чувство личной ценности, а также закладываются основы успешной деятельности в будущем.

3 ст.— раннее детство (3−6 лет). Основная альтернатива: инициативность или чувство вины. Ребенок много и охотно играет, при этом в стандартные действия вносит фантазию, творчество, личную инициативу и предприимчивость. Он тянется к сверстникам, и ролевая игра занимает все больше места в его жизни. От окружающих требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения и умений ребенка. Если этого не происходит, вместо инициативы формируется пассивность, а предприимчивость сменяется сомнением по поводу своей ценности, появляется чувства вины и стыда.

4 ст. — среднее детство (6−12 лет). Основная альтернатива: целеустремлённость и трудолюбие или чувство неполноценности. Ведущим видом деятельности для ребенка становится учеба. Ребенок овладевает новыми знаниями и навыками. Учеба в школе осознается как серьезная подготовка к взрослой жизни. В благоприятном случае у ребенка формируется целеполагание, позитивное отношение к труду и стремление к успеху, а также самодисциплина и умение взаимодействовать со сверстниками по определенным правилам. Если ребенка только ругают и наказывают за плохую учебу и непослушание, у него формируется чувство неполноценности, некомпетентности, а отношения со взрослыми принимают конфликтный характер.

5 ст. — отрочество и юность (12−20 лет). Осн. альтернатива: «Я»-идентичность или ролевая и личностная неопределенность. Это пора полового созревания и особого отношения к своей меняющейся внешности. Авторитетность родителей и учителей пересматривается и подвергается сомнению. Отношения со сверстниками активизируются и задают критерии личной оценки, переходящей в самооценку. Формируется ролевая и личностная определенность, идентичность «Я». Овладение различными ролями носит характер примерки («ролевой мораторий»): молодой человек или девушка как бы испытывает себя. Эффективность этого поиска во многом определяется признанием и поддержкой со стороны окружающих.

6 ст. — ранняя взрослость (20−25 лет). Осн. альтернатива: интимность и солидарность или изоляция. Это период обретения полной соц. самостоятельности. Помимо профессиональной компетентности формируются умения построения дружеских и интимных отношений. Особую актуальность приобретает поиск спутника жизни. Благоприятный исход данной стадии развития – установление психологической близости со значимыми другими, способность ощущать себя частью другого, овладение интимностью. Человек, обремененный прошлыми неудачами, обнаруживает повышенную самоозабоченность. Он способен только к поверхностным контактам, используя других как средство. У него нет опыта и желания думать о других вне связи со своими интересами. Крайний вариант неблагоприятного исхода — изоляция, одиночество.

7 ст. — средняя взрослость (25−65 лет). Основная альтернатива: продуктивность или застой. Реализация себя во всех сферах жизни: профессиональной, дружеском взаимодействии, супружестве, воспитании детей и заботе о собственных родителях. Благоприятное развитие личности воплощается в творческой самореализации во всех названных сферах, в продуктивности, в ответственности за происходящее. При неудачном варианте развития силы тратятся на достижение власти и потребление. Неспособность заботиться о других оборачивается ненасытной погоней за удовольствиями. В личностном плане — это застой и косность, чувство опустошения, бессмысленность жизни.

8 ст.— поздняя взрослость (65 лет и более). Основная альтернатива: цельность и интеграция «Я» или разочарование и отчаяние. Переосмысление собственной жизни и завершение «Я»-идентичности. Осознание уникальности собственной жизни и принятие ее такой, какая она есть. Достойное завершение жизни подобно подъему на вершину, с которой можно обозреть пройденный путь. Ощущение неслучайно и сполна прожитой жизни. В неблагоприятном варианте — отчаяние и разочарование, ощущение, что «жизнь прошла мимо», сожаление об упущенных возможностях и нереализованных делах.

Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека.

Виды темпераментов: Сангвиник – человек с заметной психической активностью, быстро отзывается на окружающие события, стремится к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой. Флегматик – человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи. Холерик – чел. очень энергичный, способный отдаться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональными вспышкам и резким сменам настроения. Меланхолик – человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.