Гос-ные (светские) и церковные (религиозные) практики в соц.работе: общее и особенное — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Гос-ные (светские) и церковные (религиозные) практики в соц.работе: общее и особенное

2017-11-16 161
Гос-ные (светские) и церковные (религиозные) практики в соц.работе: общее и особенное 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государство в современном обществе является генеральным субъектом социальной помощи и социальной защиты для нуждающихся групп населения. Учреждения социальной защиты, Пенсионного фонда, сферы занятости, переподготовки кадров - все они созданы и поддерживаются государством в качестве базовых в деле социальной защиты и реабилитации граждан, и роль их в этом деле продолжает возрастать. При этом другие социальные институты общества – церковь, профсоюзы, семья, находятся не в лучшем состоянии и не лучшим образом способны сегодня реализовывать социальную защищенность населения. Нельзя не заметить, что рост роли государства в деле социальной защиты наблюдается именно в связи с утратой этой роли другими традиционными институтами общества, в том числе церковью, вследствие их деформации.

Роль церкви во весь предыдущий период европейской и мировой истории (в том числе и в период досоветский России) всегда была значительна. Религиозная сплоченность и взаимопомощь всегда являлись отличительными свойствами церковной деятельности в европейской и российской истории. Но, начиная с Нового и далее Новейшего времени, социальная роль церкви, как и социальная роль религии, с неизменностью убывала в той же пропорции, что и уменьшались роль и влияние церкви и религии на сознание людей и жизнь стран и народов. Причина этих метаморфоз вполне определенна: становление буржуазных общественных отношений и капитализма на западе и в мире с неизбежностью вели к разрушению традиционных социальных институтов, социальных групп населения и становлению новой социально-классовой структуры общества и новой формы общественной идеологии.

Вопрос встал именно так: если не государство, то кто сможет смягчить негативные социальные последствия переходной, а затем и новой формы организации общественной жизни. И если не государство, то какой иной общественный институт сможет взять на себя ответственность за социальную стабильность и социальное будущее общества. Государство в некотором смысле было обречено на роль генерально ответственного субъекта за судьбы изменившегося общества. С другой стороны, именно в эпоху становления и развития капиталистического общества, становления и развития крупных городов с наибольшей силой проявили себя все основные социальные болезни человеческого общества.

На фоне распада, под воздействием капитализма и буржуазной идеологии, традиционных социальных институтов, только государство могло «поднять» столь важную и дорогостоящую политику как социальная. Но специфика государства как субъекта социальной политики во многом определяется его светским и унифицированным, не личностным характером. Для государства нуждающиеся в социальной защите люди - всего лишь обезличенный социальный объект, сфера обезличенного вкладывания капитала для воспроизводства населения, новой рабочей силы и т.д. То есть, для государства социальная политика - во многом политика прагматическая. На этом фоне ярким антиподом выглядят социальные практики церкви, как в предыдущий период, так и теперь основывающей свою социальную деятельность на конкретно личностном, экзистенциально ориентированном подходе.

Церковь, оперируя религиозным понятием души, в некотором смысле объективно обречена действовать глубоко личностно. Этому служат все церковные ритуалы (моления, исповеди, причащения и т.д.). Нельзя не отметить, что именно эти особенности социальной работы со временем вышли на первый план и в светских государственных учреждениях. Государство, заботясь о качестве социальной деятельности, вынуждено было перенять многие из церковных практик работы с человеком. Государство вынуждено было кроме прямой материально-ориентированной социальной помощи прийти к необходимости духовно-ориентированной социальной помощи. Именно с этим связана растущая сеть адресной социальной деятельности светского характера в виде социально-психологических, социально-педагогических служб помощи людям. Яркий пример здесь - службы психологического консультирования и телефоны доверия. Безусловно, эти заимствования только улучшили качество светской социальной деятельности. Но именно они все еще остаются ахиллесовой пятой современной государственной социальной защиты населения. Остро стоят вопросы квалифицированных кадров, современных средств психологической реабилитации испытавших экстремальные, кризисные, конфликтные ситуации людей.

Безусловно и то, что перспектива духовной социальной работы имеет максимальный уровень востребованности и все возрастающую роль в этой деятельности. От понятия «человек - это трудовой ресурс», государство постепенно все больше приходит к понятию «человек - это прежде всего духовный ресурс общества». Конечно, речь идет, прежде всего, о нуждах и перспективах отечественной социальной политики.

2.Профессионально-этические требования к специалисту социальной работы.

Аналитические – это умения анализир.давать целостную оценку соц.ситуации; вычленять в ней соц. пробл. выявлять ведущие факторы, влияющие на социальное самочувствие К; осуществлять ретроспективный анализ форм, методов, средств решения проблемы; намечать пути и способы решений проблемы; оценивать последствия посредством экстраполяции достигнутого состояния на перспективу. Прогностические - прогнозирование развития личности в социальном окружении и всего социума в целом). Проективные - определение конкрет. содерж. деятельности, направлен.на планируемый результат. Включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у К, учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-педагогической программы деятельности для К. Рефлексивные, предполага. самоанализ собственной деятельности СР-ка на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность К и решение его проблемы. Коммуникативные умения, предполаг. владение культурой межличностного общения и включающие: умение “слушать и слышать” К целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы; умение облегчить ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение К. Профессионально-нравственные качества социального работника: эмпатия (постижение эмоционального состояния, проникновение – “вчувствование” в переживания другого человека. Способность к эмпатии во многом определяется способностью СР поставить себя на место К.), доброжелательность — основа нравствен. культуры Ср, присутствует на всех этапах вза-имод. СР-ка с К. осуществляет необходимое руководство его действиями, тактично указывает на его ошибки и недостатки, помогает в решении трудных проблем или берет на себя заботу о клиенте полностью. Доброжелат. СР-ка - отражением и проявлением его любви к людям. Деликатность как качество СР-ка представляет собой вежливость и мягкость в общении с К. Открытость во взаимоотношениях СР-ка и К является основой для доверия и уважения в отношениях. Предусматривает полную осведомленность К относительно результатов совместных действий, объяснения причин неудач и планов относительно исправления ошибок и достижения поставленной целей..К оммуникабельность -с общения начин-ся знакомство с К, общением работа с ним заканчивается,от этого зависит в целом успех СР-ка он узнает о проблемах К, его надеждах и ожиданиях, в общении вырабатывает план совместных действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. могут открыться изменившиеся обстоятельства К, что позволит внести коррективы в работу, сделать ее более продуктивной. Мотивы и ценности СР-ка. долж. содействовать разв-ю благосостояния об-ва, посредством: - расширения личностных возможностей людей, семей; - активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения; - инициативы, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости. Профес.знания1. Знания о природе человека и его социальном окружении..2. Теорию и методы СР, включ. осознанные теорет.и практ. знания принципов и приемов, необходимых в практической работе 3. Специфические профе. навыки и умения (технологии СР). Профессиональные умения: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, коммуникативные; Прикладные. Уметь организовывать и проводить культурно-массовые мероприятия, спортивно-туристские игры и походы, уметь декламировать, дискутировать, поддерживать беседу и др. Организаторские. Уметь определять по внешним проявлениям, поступкам изменение психологического состояния К, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях; быстро принимать решения; искать наилучшую форму взаимодействия, варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей К; способность ориентироваться в изменяющихся условиях, перестраивать свое поведение, если в этом есть необходимость. Педагогическая СР-к у меть организовывать себя, управлять внутренним возбуждением, торможением адекватно ситуациям; заинтересовывать, слушать, вдохновлять и сдерживать К; владеть культурой речи, техникой, мимикой, жестами; уметь придавать лицу необходимые выражения, голосу — интонации; планировать педагогические воздействия, владеть искусством общения, управлять своим вниманием и вниманием К, по внешним признакам определять душевное состояние, определять чувство меры в педагогических воздействиях. Аналитич. Предрол. Теорет. анализ процессов, происход.в социуме и оказыв. негативное влияние на состояние и развитие К; анализ состояния К и окружающего его социума; вычленение проблемы К; анализ совместной деятельности по устранению проблемы. Саморегуляция — управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Билет 7


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.