Психология в структуре современных наук — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Психология в структуре современных наук

2017-11-16 689
Психология в структуре современных наук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на Место психологии как ядра системы наук о человеке. Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности. Связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития. Связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Психику и поведение человека невозможно по­нять без знания его природной и социальной сущ­ности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной сис­темы. Конкретно связь между психическими явле­ниями и деятельностью ЦНС рассматривается фи­зиологией высшей нервной деятельности. Связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивили­зации - орудия труда и знаковые системы.

Углубленному пониманию психики человека спо­собствует знание основ социологии. Об этом крас­норечиво свидетельствует бурное развитие соци­альной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентированного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психиче­ские явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивиду­альном развитии), в процессе его воспитания и об­разования. Отсюда понятна связь психологии чело­века с педагогикой. Главная связь между психоло­гией и педагогикой заключается в предмете иссле­дования этих наук. Психология изучает законы раз­вития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспита­ние, образование, обучение человека есть ни что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент - общность методов исследований педаго­гики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем. Как научная дисциплина педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик.

Наконец, принято считать (и не без оснований), что психология находится в родственных отношени­ях с философией, поскольку зародилась как осо­бая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентиру­ясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.

Психология занимает центральное место (со­гласно классификации наук академика А. Кедрова) не только как продукт всех других наук, но и как воз­можный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей мо­делью человекознания. Психологию следует рас­сматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практи­ческое применение приобретенных знаний.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.