Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

2017-11-16 589
Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет

Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

Коммуникация – эффективное опосредованное синхронное и диахронное взаимодействие между субъектами, обусловленное перемещением смысловой информации в идеальной или идеально-материальной форме.

Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения (например природа)

Предмет науки – это искусственно созданные, вырванные (для изучения) из объекта аспекты, характеристики, связи и отношения, определяющие сущность и содержание объекта.

Объект Т.К. – совокупность коммуникационных процессов в человеческом обществе

Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств

Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук

Предметное пространство Т.К. образуется в результате пересечения предметных областей классических (фундаментальных) наук.

Семиотика – наука о знаках

Онтология – часть философского знания, связанная с учением о бытие объекта (существует ли объект, и если да, то в какой форме).

Фундаментальные науки, складывающие предметное пространство Т.К.:

- Философия

- Комплекс лингвистических наук

- Искусствознание

- Психология

- Комплекс инженерных дисциплин

 

Билет

Основные методологические подходы в теории коммуникации.

Общенаучные:

- Диалектический метод. Явления в их связи и развитии.

- Метод анализа и синтеза

- Сравнительный метод

- Метод идеально-типической реконструкции социальной реальности

- Метод экстрополяции (составление прогнозов на основе развития прошлого)

- Методы сбора эмпирической информации

• Метод наблюдения

• Метод анализа документа

• Опросные методы

• Социальный эксперимент

Собственные специфические:

1 ) Процессно-информационный подход

обмен определенными кол-вами информации между субъектами.

Осн. категории:

- информация

- шумы, помехи

- кол-во и кач-во сведений

- эффективность взаимодействия

Социально-семиотический подход

процесс создания нового социального целого с помощью знакового взаимодействия

Осн. Категории:

- категория смысла

- знака

- понимания

- творчества

Билет

Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный под ход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

Общее понимание комм:

- Человеческое общение, контакты, связи между людьми

- Процесс передачи информации

- Связь, осуществляемая посредством техн устройств, средств сообщения.

- Общение, информационное взаимодействие между людьми

- Взаим-е, обмен сигналами между людьми и животными

- Связь между различными объектами, в т.ч. технич природой

- Каналы связи между различными объектами

- Пути и средства физического сообщения между пространственно разделенными объектами.

Дедуктивный подход – подход, связанный с выведением из понятия наиболее общих понятий и категорий данной науки.

Первый фундаментальный вопрос:

Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация?

Это всегда субъект-субъектное взаимодействие, где субъект – это живое существо, способное к автономному поведению (строгий подход)

Дополнительный вопрос: Минимальное кол-во субъектов, называемое коммуникацией? Один, если он отправил и получил свое же сообщение в разное время. Такая коммуникация называется субъектно-вырожденной.

 

Билет

Билет

Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.

Третий фундаментальный вопрос: Какой тип взаимодействия между субъектами является коммуникацией и какие х-кихар-ют комм.взаимодействие?

Характеристика:

1) субъект-субъектное взаимодействие

2) опосредованное субстанцией взаим-е

3) эффективное

4) синхронное и диахронное

 

S (источник) ->M (сообщение) ->R (получатель) ->E (эффект)

 

 

Билет

Билет

Понятие и типология коммуникативного действия. Примеры.

Коммуникативное действие – действие соц. субъекта (актора), связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения.

Критерии типологии:

• Характер включения психики субъекта (интенциональное /неинтенциональное)

• Тип сообщения (вербальное/невербальное)

Типы КДИ:

• Интенциональное вербальное

• Интенциональное невербальное

• Неинтенциональное вербальное

• Неинтенциональное невербальное

 

Типы КДП:

• Осознанное

• Неосознанное

8 билет
Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.

 

Коммуникативный акт – элементарная единица коммуникации, однократное завершенное взаимодействие

 

 

Столбец состоит из 2 4 8 по горизонтали и 1 2 по вертикали пополам.

1. Неинт. Неверб. Неосоз. Акт (любовь с первого взгляда)

2. Неинт. Верб. Неосоз. Акт (гипноз – слово со стороны)

3. Интенц. Неверб. Неосоз. Акт (осознанный жест – раскрытие ладоней)

4. Интенц. Верб. Неосоз. Акт (гипноз – слово во сне)

5. Неинтенц. Неверб. Сознат. Акт (случайный зевок)

6. Неинтенц. Верб. Сознат. Акт (перепутал имя)

7. Интен. Неверб. Созн. Акт (направленный зевок)

8. Интен. Верб. Созн. Акт (чтение лекции)

Билет

Билет

Билет

Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям. Примеры.

 

1. По типу сообщения:

- когнитивные (знания 90%)

- эмотивные (эмоции 30%)

- конативные (поведение 10%-побуждение к действию)

- содержательные (передают инф.)

- ритуальные (фактические – поддержание комм.не передают инф. – воинское приветствие)

2. По типу канала:

А.

- массовые

- организационные

- личностные

Б.

- вербальные

- невербальные

В.

- непосредственные

- опосредованные ( посредник или техника)

Г.

- внешние ( сми)

- внутренние ( каналы организации)

Д.

- горизонтальные (подчиненный – подчин.)

- вертикальные ( начальство – подчин.)

3. По эффекту:

А.

- отрицательный

- положительный

Б.

- конструктивный ( поддержание, усиление)

- деструктивные ( разрушение комм.)

Дополнительные критерии:

1. По предметной направленности:

- экономич

- политич

- соц

- культурн

2. По сфере:

- бытовые

- деловые(1 или 2 участника выполн. обязанности)

3. По характеру обратной связи:

- односторонние

- двусторонние

- транзакционные (равноценные)

4. По хар-рувзаимод. между источ. иполуч.:

- симметричный

- ассиметричный (взаимовыгодный обмен или нет)

 

 

Билет

Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов. Примеры.

 

Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения кач-ва коммуникации и потерю информации.

Шум источника + шум получателя = семантический. Семантический шум – это неправ. использование языка/иных символов (иностранцы), это субъективная интерпретация языковых или иных символов. Механический шум – шум канала, кот.связан с технич. потерями инф-ии из-за несовершенства канала, технич. проблем при кодировании и декодировании (модель Шеннона и Вивера).

 

Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.

Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.

 

Билет

Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

Коммуникация – эффективное опосредованное синхронное и диахронное взаимодействие между субъектами, обусловленное перемещением смысловой информации в идеальной или идеально-материальной форме.

Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения (например природа)

Предмет науки – это искусственно созданные, вырванные (для изучения) из объекта аспекты, характеристики, связи и отношения, определяющие сущность и содержание объекта.

Объект Т.К. – совокупность коммуникационных процессов в человеческом обществе

Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.