Профессиональная адаптация: задачи, виды, этапы профадаптации — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Профессиональная адаптация: задачи, виды, этапы профадаптации

2017-11-16 652
Профессиональная адаптация: задачи, виды, этапы профадаптации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Адаптация – это взаимное приспособления работника и организации, основывающиеся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных социальных и организационно условиях труда.

Цели адаптации:

- уменьшение стартовых издержек, то есть пока новый работник плохо знает свою работу он работает менее эффективно

- снижение озабоченности и неопределенности новой работы

-сокращение и текучесть рабочей силы

- развитие позитивного отношения к работе и удовлетворённости работы.

Виды адаптации:

1) Профессиональная адаптация освоение профессиональных знаний и навыков.

2) Психофизиологическая адаптация адаптироваться к режиму: -физические и психические нагрузки, - монотонность труда. – ритм труда. – удобства рабочего места

3) Социально-психологическая адаптация включение работника в систему традиций норм жизни ценностных ориентаций коллектива.

4) Организационно-административная адаптация – осознание своей роли в общем производственном процессе, готовность сотрудника и восприятию, и реализации нововведения

5) Экономическая адаптация знакомства работника с условиями оплаты труда и дополнительных стимулов

6) Санитарно-гигиеническая адаптация:

1. к санитарно-гигиеническим нормам

2. требованием техникой безопасности и сохранение здоровья
49. Методы профессионального обучения: на рабочем месте, вне рабочего места.

Отечественная и зарубежная практика профессионального обучения выработала широкий спектр методов, приемов, технологий, процедур, тренингов, форм профессиональной подготовки и переподготовки работников, повышения квалификации, освоения новых профессий, новой техники, программного обеспечения и др.

Методы обучения можно разделить на три группы.

1. Методы обучения на рабочем месте:

o демонстрация;

o наставничество;

o кураторство;

o рабочие ротации (ротация труда).

2. Методы обучения на рабочем месте или вне его:

o активное обучение;

o профессиональный инструктаж;

o задание для самостоятельной работы;

o разработка проекта;

o направленное чтение;

o обучение с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

o мультимедийное обучение.

3. Методы обучения вне рабочего места:

o лекция;

o диспут;

o обсуждение;

o анализ конкретных ситуаций;

o ролевые игры, моделирование;

o групповое задание;

o групповая динамика;

o тренинг уверенности в себе;

o дистанционное обучение.

Методы обучения на рабочем месте

Демонстрация - метод обучения, при котором преподаватель (тренер, мастер своего дела) показывает, рассказывает, как выполнять работу. Одновременно обучающемуся предлагается повторить действия преподавателя (например, при обучении езды на автомашине). Таким образом, в процессе обучения активно задействован обучающийся.

При всей своей простоте и распространенности данный метод не обеспечивает стройной системы обучения и может быть использован в качестве вспомогательного в совокупности с другими методами.

Наставничество - профессиональная подготовка молодых работников опытными квалифицированными специалистами. Широко применялось в прошлые годы и хорошо мотивировалось.

Кураторство (куратор - от лат.попечитель) - форма контроля со стороны специально отобранных людей за определенным видом деятельности или группой лиц (лицом), помогающих курируемым развиваться в своей профессии.

Рабочие ротации (планомерное приобретение опыта) - перемещение работника с одного рабочего места на другое, из одного отдела в другой, что позволяет обучающемуся приобретать дополнительные задания и навыки.

Ротация труда обеспечивает организации реальную гибкость в кадровом обеспечении за счет многопрофильной подготовки работников. Ротация может быть также использована для формирования кадрового резерва.

Методы обучения на рабочем месте или вне его

Активное обучение - метод погружения в реальные проблемные ситуации или реальную среду обитания (например, при изучении иностранных языков используется метод погружения в языковую среду).

Активное обучение имеет широкий набор методов. Важное место среди них занимает метод мозгового штурма (brainstorming), или мозговой атаки, - один из методов интеллектуально-креативной активизации человеческих ресурсов организации.

Технология мозгового штурма была разработана Алексом Осборном (США) в 1950-х гг. с целью стимулировать творческие начинания и генерирование идей. Метод основан на накапливании максимально доступного числа различных идей, спонтанно генерируемых всеми участниками процесса.

Мозговая атака (МЛ) основана на гипотезе о существовании среди большого числа идей нескольких полезных для решения возникшей конкретной проблемы. Поэтому целью мозговой атаки является выявление таких идей, способных решить данную проблему.

Методы этого типа относятся к числу наиболее эффективных приемов продуцирования новых идей, коллективного поиска нетрадиционных путей решения проблемы (известны также под названием коллективной генерации идей).

При проведении МА необходимо придерживаться определенных правил, суть которых сводится к следующему:

- чтобы достичь результата, необходимо создать атмосферу свободного мышления, возможности высказывания любых суждений, если они даже кажутся на первый взгляд абсурдными;

- не допускать критики;

- не прекращать обсуждать ни одну идею, высказывать как можно больше идей, продуцировать цепную реакцию идей;

- поощрять и вызывать ассоциативное мышление. Предлагаемая к обсуждению проблема должна быть метко сформулирована. На этой стороне дела следует остановиться более детально, поскольку от правильной постановки проблемы зависит и соответствующее ее решение.

Проблемы возникают и формулируются на основе проблемных ситуаций. В ходе проведения исследований развития науки, техники, производственных, технических, социально-экономических и других систем и процессов в природе и обществе обнаруживаются все новые и новые проблемные ситуации. Появление любого нового знания влечет за собой новые проблемные ситуации, происходит непрерывнаяпроблематизация полученных результатов исследований. Иначе говоря, новые знания порождают и новые проблемы.

Появляющиеся таким образом проблемные ситуации представляют собой противоречивое единство известного и неизвестного. Отсюда возникает необходимость в нахождении недостающих (непознанных) элементов, и по отношению к ним формулируются проблемы, требующие ответа на вопрос: что представляют собой эти элементы, каковы их природа, свойства, причины и т.д.?

Сформулированная таким образом проблема становится ядром проблемной ситуации, стягивающим к себе все известные компоненты. Проблемная ситуация чаще всего существует в виде противоречий между теми или иными элементами знания, существующим порядком вещей (отношений) и новыми требованиями (например, требования рабочих об изменении режима работы на конвейере, улучшении условий труда и т.д.). По все это свидетельствует лишь о наличии какого-то неблагополучия в системе отношений (знания) до тех пор, пока не будет четко сформулирована проблема, требующая решения (устранения противоречий).

Профессиональный инструктаж - метод обучения, представляющий собой сочетание рассказа и показа - объяснений и демонстрации. В процессе обучения используются видеоматериалы, схемы, диаграммы и другие наглядные пособия.

Задание для самостоятельной работы используется в качестве формы обучения для проверки знаний и их использования. Например, обучающемуся предлагается разработать бизнес-план на избранную тему или составить аналитический отчет по кадровому аудиту, проведенному в конкретной организации.

Разработка проекта - форма задания обучающемуся, при выполнении которого необходимо показать полученные знания и умение использовать их на практике, например в виде разработанной проектной документации.

Структура проектной документации в соответствии с Государственным стандартом приведена в табл. 4.3. При этом каждая из стадий проектной документации может содержать ноу-хау.

Таблица 4.3. Виды проектной документации

Наименование документа Содержание документа

Техническое предложение Вид проектной конструкторской документации, содержащей технико-экономическое обоснование целесообразности разработки изделия (продукта) и уточняющей требования к его изготовлению, полученные па основании анализа технического задания и проработки вариантов возможных технических решений изделия

Эскизный проект Вид проектной конструкторской документации на изделие (продукт), содержащей принципиальные конструкторские решения, дающей общее представление о конструкции и принципе работы изделия, определяющей его соответствие назначению и маркетинговые характеристики

Технический проект Вид проектной конструкторской документации на изделие, содержащей окончательные технические решения, дающей полное представление о конструкции разрабатываемого изделия и включающей данные, необходимые и достаточные для разработки рабочей конструкторской документации

Предварительный проект Технологическая документация, предназначенная для изготовления и испытания макета изделия и (или) его составных частей на основании конструкторской документации, выполненной на стадиях эскизного и технического проектирования

Разработка реального проекта требует высокого уровня обучения, и выполняются такие задания часто коллективом обучающихся.

Направленное чтение может быть полезным способом получения знаний при условии понимания обучающимися полезности рекомендованных книг, а также неотвратимости наказания за невыученный урок (непрочтенную книгу).

Обучение с использованием вычислительной техники и информационных технологий - это форма индивидуального обучения с использованием новых технологий в сфере образования. Иногда этот метод называется дистанционным обучением. При этом широко используются интерактивное видео, Интернет.

Интерактивное видео основано на слиянии двух технологий обучения: вычислительных технологий и видео, что в конечном счете дает высокий эффект. Интерактивное видео индивидуально, доступно в любом порядке.

Мультимедийное обучение - это комплексная организационная система, которая объединяет видеосредства, учебники, графики, фотографии, анимацию, в совокупности, создающие активную компьютерную программу. В подобных программах широко применяются различные подходы к обучению, усиливающие друг друга. Обучающиеся могут работать в режиме онлайн, что позволяет повышать концентрацию внимания и улучшить запоминание информации. Этот метод эффективен при проведении практических занятий, моделировании, обучении управлению людьми и регулировании межличностных отношений.

Этапы процесса аттестации.

Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.

Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:

разработку принципов и методики проведения аттестации;

издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);

подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);

подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).

Проведение аттестации:

аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;

аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;

анализируются результаты;

проводятся заседания аттестационной комиссии.

Подведение итогов аттестации:

анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;

подготовка рекомендаций по работе с персоналом;

утверждение результатов аттестации.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.