Специфика организации социальной работы в отделах профилактики правонарушений — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Специфика организации социальной работы в отделах профилактики правонарушений

2017-11-16 246
Специфика организации социальной работы в отделах профилактики правонарушений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направляемых на выявление условий и причин, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, а антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, их семьями, находящимися в социально опасном положении. Признаки социально опасного положения и трудной жизненной ситуации в текстах основных российских законов совпадают:

Целью профилактики является поиск и установление гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков. Несовершеннолетние являются наиболее криминальной категорией населения.

Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих:

- Выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей.

- Полноценной реализации воспитательных функций, здоровых в физическом и социальном отношении детей.

- Полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, организации их занятости полезной деятельности во внеучебное время. Защита детей от невнимания семьи, жестокости, насилия и негативных проявлений асоциальной среды должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом. Современная система профилактики безнадзорности осуществляется разноведомственными службами и учреждениями. Одной из важнейших задач государственного управления является четкое разделение функций и сфер профилактического влияния различных ведомств².

Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в эту систему входят службы и учреждения органов социальной защиты населения, органов управления образованием, органов здравоохранения, органов юстиции, органов и служб внутренних дел, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественные и коммерческие организации.

 

В основе деятельности всех этих разнопрофильных служб, учреждений и организаций лежат общие направления и принципы социально-воспитательной, профилактической работы с подростками

 

Прежде всего здесь идет речь о социально-педагогической совокупности форм и методов социальной и корекционной работы, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная воспитывающая среда.

 

Вопрос о возможностях исправления несовершеннолетних в условиях специальных учреждений закрытого типа вообще является очень сложным. Еще и сегодня в нашем обществе широко распространены представления об этих учреждениях, вызванные ассоциациями с понятиями «зоны», «зэков», непременной колючей проволокой и т.д. Соответственно, и основная функция этих учреждений воспринимается не как перевоспитание, а изоляция несовершеннолетних правонарушителей для предотвращения распространения девиантного поведения среди «нормальных» детей и подростков.

 

Сегодня такое представление постепенно начинает меняться, уступая место пониманию важности функции ресоциализации, или исправления несовершеннолетних правонарушителей и девиантов. Основой деятельности всех учреждений для девиантных подростков (как открытого, так и закрытого типа) сегодня является коррекционно-воспитательная составляющая.

 

Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех учреждений для детей с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность» [7; 101].

 

При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:

 

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.

 

2. Компенсаторная – формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

 

3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.

 

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения [7; 105].

 

Приемы коррекционно-воспитательного взаимодействия во всех учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, будь то социальный приют, социально-реабилитационный центр, открытое или закрытое специальное общеобразовательное учреждение, общие:

 

- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;

 

- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;

 

- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;

 

- демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.) [7; 111].

 

Следует, однако, отметить, что при проведении коррекционно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений закрытого типа, безусловно, существует своя специфика. Она заключается в следующем:

 

- она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;

 

- ее объектом являются подростки с повышенным индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

 

- часто она подспудно ассоциируется как суррогат или аналог исполнения уголовного наказания;

 

- иногда она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций, заимствованных из пенитенциарной системы и обусловленных менталитетом разделения «тюремного персонала» и «тюремного мира»;

 

- в идеале она никогда не прекращается с окончанием срока пребывания, так как бывший воспитанник нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;

 

- специалист, проводящий воспитательно-коррекционную работу, занимает объективно особое место, осуществляя миссию посредничества между философией социального контроля и враждебной ей философией девиации. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения в этих антагонистических отношениях

 

Коррекция девиантного поведения в условиях школы

В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно.

 

В условиях средней школы был создан ряд условий для повышения эффективности оказания индивидуальной помощи девиантному подростку с целью его социальной коррекции.

Социальная коррекция проводится рядом специалистов: психологи, классный руководитель, социальный работник, сам подросток.

 

Распечатка ЦВСНП

 

24 Особенности социальной работы с различными представителями маргинальных групп.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.