Условия и особенности формирования белорусского нации. Этническая территория. Национальный и социальный состав населения. Общность хозяйственной жизни. Национальное самосознание. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Условия и особенности формирования белорусского нации. Этническая территория. Национальный и социальный состав населения. Общность хозяйственной жизни. Национальное самосознание.

2017-11-16 223
Условия и особенности формирования белорусского нации. Этническая территория. Национальный и социальный состав населения. Общность хозяйственной жизни. Национальное самосознание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В связи с капиталистической модернизацией, которую переживала Российская империя во второй половине XIX - начале XX в., ускорился процесс формирования белорусской нации. Нация – это устойчивое исторически сложившееся сообщество людей, основанное на общности территории, социально-экономической и политической жизни, языка, культуры, самосознания.

Этническая территория белорусов в основном сформировалась еще в XIII-XVI вв. В конце XIX в. она входила в границы пяти губерний Российской империи: Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской. По переписи 1897 г. на этой территории проживало свыше 5 млн. белорусов.

В XIX в. хозяйство Беларуси втягивалось в рыночные связи, что способствовало формированию социальной структуры, характерной для буржуазного общества. Этот процесс имел ряд особенностей: 95 % белорусов жили в сельской местности и были связаны с сельским хозяйством. Доля белорусов-горожан, которые пользовались белорусским языком, составляла 14,5%. Промышленный пролетариат Беларуси был многонациональным. Торгово-промышленная буржуазия также характеризовалась многонациональностью. Собственно белорусская буржуазия и интеллигенция были немногочисленными и слабо организованными слоями общества. Слабость национальной буржуазии замедляла процесс формирования белорусской нации. Затрудняло консолидацию белорусской нации исторически сложившееся деление белорусов на православных и католиков.

Во второй половине XIX - начале XX в. шел процесс развития белорусского литературного языка. Его формирование происходило медленно из-за трудностей печатания и распространения белорусскоязычных произведений.

Национальное самосознание большей части народа длительное время оставалось на низком уровне. Наряду с этнонимом "белорус" продолжали существовать местные самоназвания (полешуки), самоидентификация по конфессиональному признаку (русские – православные, поляки – католики). В сельской местности жители часто называли себя "тутэйшими" («местными»).

Пробуждению национального самосознания белорусов способствовали публикации научных трудов об истории, культуре, языке белорусского народа, которые осуществляли талантливые ученые, работавшие на территории Беларуси (Е. Романов. П. Шейн. И. Носович, А. Сапунов и др.).

14. Образование, наука и культура Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ в. Начальные школы и среднее образование. Научное изучение этнографии и языка белорусского народа. Белорусский литература. Театр. Живопись.

Начальные школы и среднее образование. Потребности капиталистического развития обусловили дальнейшее реформирование системы образования. Школьная реформа 1864 г. сделала систему образования более доступной для низших слоев общества. В 1899 г. здесь насчитывалось свыше 6 тыс. народных и церковно-приходских школ. Кадры учителей для начальных школ готовили учительские семинарии в Молодечно (1864), Несвиже (1872), Свислочи (1876) и Полоцке и учительские институты (Витебск, Могилев, Минск). По переписи 1897 г. уровень грамотности населения Беларуси составлял 25,7 %. В городах действовали начальные школы повышенного типа городские училища.

Устав гимназий и прогимназий 1864 г. разделил средние учебные заведения на классические и реальные. Программа прогимназий соответствовала 4 классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповеданий, но существовала высокая плата за обучение. В классических гимназиях преобладали предметы гуманитарного цикла. Окончание гимназии давало право поступления в университеты. Более половины учащихся составляли дети мещан, купцов и крестьян.

Научное изучение этнографии и языка белорусского народа. Во второй половине XIX в. активизировалось изучение истории, языка. культуры белорусского народа представителями российских научных учреждений и местной интеллигенцией. Главным центром изучения белорусских губерний в 1867-1915 гг. стало Северо-западное отделение императорского Русского географического общества (Вильно). Его сотрудниками были этнографы П. Шейн. Ю. Крачковский, Е. Романов и др. И. Носович в 1870 г. в Петербурге издал "Словарь белорусского наречия". Историк А. Сапунов исследовал историю Витебщины.

На развитии науки в Беларуси отрицательно сказывалось отсутствие высших учебных заведений. Однако научные знания о Беларуси, преимущественно гуманитарные, продолжали развиваться в культурно-просветительских обществах, которых к 1914 г. насчитывалось более 50 (Витебская архивная комиссия, Северо-западный отдел Русского географического общества, Минское общество любителей природоведения, этнографии и археологии, Общество изучения Белорусского края в Могилеве и др.). Историю, этнографию, фольклор Беларуси изучали Е. Романов, Н. Никифоровский, М. Довнар-Запольский. М. Федоровский. Выдающийся филолог-языковед, этнограф, фольклорист Е. Карский в 1902-1922 гг. написал фундаментальный трехтомный труд "Белорусы", до сих пор не утративший научного значения.

Белорусский литература. Во второй половине XIX в. для белорусской литературы было характерно стремление показать этнокультурные особенности белорусов и самостоятельность белорусского языка. Творчество Ф. Богушевича (сборники "Дудка белорусская", и "Смык белорусский") было направлено на пробуждение гражданского и национального самосознания белорусского крестьянства. Народническое направление в белорусской литературе представляли А. Гуринович, Тетка (А. Пашкевич), Я. Лучина, Карусь Каганец (К. Костровицкий).

В начале XX в. значительно активизировалось развитие белорусской художественной литературы. Литературную деятельность начала А. Пашкевич (Тётка) сборниками "Хрэст на свободу" и "Скрыпка беларуская" (1906 г.). Высокого художественного уровня белорусская литература достигла в творчестве Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича. Я. Купала (И. Луцевич) в 1908 г. выпустил сборник "Жалейка", в 1910 г. "Гусляр", в 1913 г. "Шляхам жыцця". Я. Колас (К. Мицкевич) "Песнi-жальбы" (1910 г.). М. Богданович "Вянок" (1913 г.). Под воздействием событий революции 1905-1907 гг. в белорусской литературе впервые появился мотив борьбы народа за лучшую жизнь. Крупными достижениями драматургии Беларуси стали пьесы Я. Купалы "Павлинка " и "Расбросанное гнездо" (обе 1913г.).

Театр. В 1890 г. в Минске был открыт постоянный театр, создано Общество любителей искусств. Широкое распространение получили любительские театральные коллективы. Популярностью у простого народа пользовалась "батлейка".

В начале XX в. в Беларуси активизировался процесс перерастания любительского театра в профессиональный. Из самодеятельного театрального кружка (1907) вырос коллектив "Первой белорусской труппы" И. Буйницкого (1910), просуществовавший до 1913г. Широкое распространение получили любительские театрально-музыкальные кружки, которые ставили пьесы Я. Купалы, К. Каганца. Н. Крапивницкого, Э. Ожешко, А. Чехова.

Живопись. В изобразительном искусстве второй половины XIX в. основным стилем стаз реализм (Н. Силиванович, А. Горавский). В творчестве К. Альхимовича с очетаются поздний романтизм и реализм. Наиболее распространенными жанрами живописи были исторический, пейзажный, портретный, бытовой. В начале XX в. в изобразительном искусстве Беларуси утвердился реализм. В жанре пейзажа работали В. Белыницкий-Бируля, Ф. Рушчиц, С. Жуковский. Распространение получил реалистический портрет и бытовой жанр, которые занимали ведущее место в творчестве Ю. Пэна, Л. Альперовича. Я. Крюгера.

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.