В истории позитивизма принято выделять два периода. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

В истории позитивизма принято выделять два периода.

2017-11-16 167
В истории позитивизма принято выделять два периода. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Первый позитивизм - позитивистская философия первой половины XIX века. Крупнейшие представители этого направления - Джон Стюарт Милль (1806-1873), Огюст Конт (1798-1857), Герберт Спенсер (1820-1903). Последние два исследователя известны в основном благодаря их социологическим идеям; Милль получил известность благодаря своим разработкам в области методологии научного исследования.

2. В последней трети XIX века сформировался так называемый второй позитивизм, наиболее яркими представителями которого были австрийский физик и философ Эрнест Мах(1838-1916), немецкий фи­лософ Рихард Авенариус (1843-1896) и французский философ и математик Анри Пуанкаре (1854-1912).

Джон Стюарт Милль в работе «Система дедуктивной и индуктив­ной логики» попытался заложить основы методологии для всех наук. По мнению Милля, основой для всех наук должна стать индуктивная логика, которая анализирует данные опыта и на их основании формулирует свои выводы. При этом индуктивная логика должна стать основанием даже для таких дедуктивных (основанных на аксиомах) наук, как математика и логика.

Огюст Конт - французский философ и социолог, который заложил основы современной социологии и философии культуры. Влия­ние идей Конта не ограничивается сферой социологии: его значение очень важно для европейской культуры в целом, поскольку он, во-первых, предложил философское обоснование позитивизма, а во-вторых, внес важный вклад в философию культуры.

По мнению Конта, человеческое сознание проходит три фазы развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая и метафизическая стадии опирались на умозрительное знание, не подкрепляемое фактами и их анализом, которое невозможно ни опровергнуть, ни проверить. Этим двум стадиям Конт противопоставляет позитивную стадию, которая характеризуется активным ис­пользованием научных методов анализа. В общественной жизни ука­занным стадиям соответствуют три другие: примитивная, промежуточ­ная и научная. Между историей науки и историей общества, с точки зрения Конта, существует очень тесная связь, поскольку первичным фактором в существовании общества является духовное, умственное развитие. На него оказывают влияние раса, климат, а также средняя продолжительность жизни и связанный с ней прирост населения, кото­рые вместе приводят к разделению труда и обусловливают развитие интеллектуальной сферы.

Герберт Спенсер - еще один крупный представитель «первого позитивизма». Он стоял у истоков натуралистически ориентирован­ной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом». Идея о единстве законов, управляющих природой и человеком, под влияни­ем огромного скачка, который совершили в то время естественные науки, была очень распространена в XIX веке. Спенсер черпал идеи для своей теории в биологии, рассматривая общество как единый организм, аналогичный живому организму. Целостность общества обеспечивается его делением на две существующие в нем системы - внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер счи­тал, что развитие любого организма тесно связано с его приспособ­лением к среде, т.е., в случае с обществом, к природе, и предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следова­тельно, и его постоянное усложнение.

Эрнест Мах разработал оригинальную концепцию познания. По мнению Маха, в основе всех воспринимаемых человеком явле­ний лежат факты чувственного мира, которые, во-первых, всегда определенным образом связаны между собой, а во-вторых, свя­заны с чувствами и ощущениями. В памяти человека запечатлева­ются наиболее типичные и часто повторяющиеся сочетания; в силу этого они получают выражение и в языке. Такие совокупности, по Маху, и принято называть телами. Мах полагал, что ощущения вызы­вают не сами тела, а совокупности компонентов, из которых они состо­ят. При этом Мах не относил компоненты, из которых состоят тела, ни к психической, ни к физической сфере. Для него эти элементы носили характер посредников между психическим и физическим; следова­тельно, психика и физика - это лишь разные регистры изучения од­них и тех же феноменов. В этой идее выразилась полемика Маха о восходящему к Декарту представлении о дуалистической природе мира, включающего самостоятельно, независимо друг от друга суще­ствующие материальные и духовные субстанции. С точки зрения Маха, «Я» - это также совокупность связанных между собой чувств, ощу­щений, настроений и воспоминаний.

С точки зрения Маха, цель науки заключается в описании фак­тов чувственного восприятия. При этом Мах рассматривал такие понятия физики, как сила, пространство, время, масса, в качестве совокупности ощущений и связей между ними; описание этих категорий должно проводиться с учетом тех органов, которые их формируют.

Анри Пуанкаре известен, прежде всего, благодаря вкладу, кото­рый он внес в развитие таких дисциплин, как математическая физика, комбинаторная топология, небесная механика. Пуанкаре предвосхи­тил некоторые положения теории относительности. Однако философский вклад Пуанкаре связан главным образом с его разработками в сфере методологии науки. В частности, Пуанкаре высказал идею, что законы, которые формулирует наука, не имеют отношения к реальной действительности: они представляют собой соглашения (конвенции) между учеными, основное предназначение которых состоит в обеспечении удобной основы для описания явлений. Другими словами, полезность и ценность научной теории, согласно Пуанкаре, должны оцениваться не с точки зрения того, насколько полно и адекватно она отражает действительность, а с позиции удобства ее применения и целесообразности.

 

Философия марксизма

 

Марксизм - одно из наиболее влиятельных философских направлений XX века. Сформировавшись в XIX веке, наиболее полно он проявил себя в XX веке. Свое название марксизм получил в честь его основоположника, Карла Маркса (1818-1883).

Согласно Марксу, общество - это продукт взаимодействия от­дельных людей, совокупность тех связей и отношений, в которых находятся друг к другу отдельные люди. Отношения, в которые вступают люди в процессе общественного производства, имеют объективный характер, не зависящий от воли отдельного индивида; они отражают общие условия существования данного общества. При этом для Маркса предпосылкой возникновения общества являются экономи­ческие (производственные) потребности.

По мнению Маркса, господствующий в данный момент тип эко­номических отношений определяет структуру общества, характер социальных институтов и даже культуру. Экономика в этом случае рассматривается как базис, который включает в качестве обязательных элементов: 1) средства производства, т.е. орудия и материалы; 2) работника, т.е. лицо, которое производит товары или услуги - объект купли-продажи на рынке и средства извлечения выгоды; 3) владельца средств производства - того, кто присваивает продукт производства.

Эти три элемента присутствуют в любой экономике. Их своеобра­зие сводится к тому, в каких отношениях находятся эти элементы. Во-первых, работник может владеть средствами производства или не владеть ими. Это отношения владения. В этом случае работник и владелец средств производства объединяются в одном лице. Так бывает не всегда: в более распространенном случае владелец средств производства (например, землевладелец) не занимается производством (т.е. выращиванием пшеницы, овощей, фруктов и т.д.) - эту работу выполняют наемные рабочие.

Во-вторых, присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или на средства производства, или на труд, или на то и другое одновременно. В концеп­ции Маркса этот аспект получил название отношений собственности.

Надстройка - это социальные формы, которые детерминиру­ются базисом, т.е. семья, государство, идеология. Часто утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в концепции Маркса не так жестко. В частности, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, что проявляется в существовании у них своих законов развития, но и могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характер в значительной степени зависит от экономи­ческих интересов господствующего социального класса (например, капиталистов в капиталистическом обществе).

Изменения базиса, включающего производственные отноше­ния и производительные силы, приводит и к трансформации над­стройки. Дело в том, что, с точки зрения марксизма, основная задача надстройки состоит в обеспечении сохранности существующего положения вещей. Собственники средств производства в условиях дан­ной общественно-экономической формации обладают властью, как экономической, так и политической, а потому, не хотят отказываться от обладания добавочной стоимостью на производимые продукты. По этой причине они используют культуру, мораль, религию, философию, а также социальные институты для того, чтобы сохранить и поддержать свою власть.

Маркс выделил шесть общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинная формация, которая характеризуется отсутствием частной собственности на средства и результаты труда, которые принадлежат общине;

2) азиатский способ производства, представляющий собой тупи­ковую ветвь развития, присущий древним восточным обществам (Египет, Месопотамия, Китай) и основывающийся на ирригационном земледелии;

3) рабовладельческая формация, при которой возникает частная собственность на средства производства, причем основным таким средством являются рабы;

4) феодальная формация, которая характеризуется развитой частной собственностью на землю, принадлежащей особому классу собственников - феодалам. Работники в условиях данной формации обладают свободой, хотя и экономически зависят от собственни­ков земли. Кроме того, для феодальной формации свойственно высокое развитие ремесленничества, которое концентрируется в крупных городах;

5) капиталистическая формация, в которой основную роль играет промышленность, средства производства заметно усложняются, огромное развитие получают механизация труда и методы его рациональной организации, позволяющие увеличить производительность в десятки и сотни раз, а классом собственников становится буржуазия;

6) социалистическая (коммунистическая) формация, которая дол­жна характеризоваться отсутствием частной собственности, а точ­нее, государственной собственностью на средства производства. Рабочие в условиях коммунистической формации должны обладать полной свободой и экономической независимостью. Большое внимание в концепции Маркса уделяется переходу от капиталистической формации к новому, коммунистическому обществу. Маркс построил теорию, в соответствии с которой мировая история представала как движение от доклассового к классовому обществу, которое затем должно было трансформироваться в бесклассовое. При этом в капиталистическом обществе он видел последний этап, основанный на антагонистических отношениях.

В философии Маркса важную роль играет понятие «отчужде­ния». Его Маркс активно разрабатывал, начиная с самого начала своего творчества. Под отчуждением Маркс понимал отчужденность труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению, по принуждению другого человека.

По Марксу, отчуждение является типичной чертой капиталистического общества. Человек, по мнению Маркса, реализуется в труде; продукт труда, таким образом, представляет собой объективное проявление человека, уже не зависящее от его создателя, но несущее на себе его отпечаток. Таким образом, отчуждение - это психологическое состояние, которое переживает производящий класс (попросту выражаясь, работник) в условиях капиталистического способа производства.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.