Философия Николая Кузанского — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Философия Николая Кузанского

2017-11-16 124
Философия Николая Кузанского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В основе философской концепции Николая Кузанского лежал принцип совпадения противоположностей – ведущий прин­цип диалектики, который до него никто не формулировал. Приво­димые им примеры иллюстрируют, как одно явление переходит в дру­гое, а, следовательно, границы между ними оказываются условными. То, что для обоснования своих положений Кузанский прибегал к пара­доксам, не было случайным и противоречивым. С точки зрения фило­софской концепции Кузанского, между парадоксом и точным, истин­ным знанием как противоположностями нет противоречия. Кузанский отождествляет единое (единицу) с минимумом, а бесконечное - с максимумом. Так как единое не имеет противоположности, оно тож­дественно бесконечному, а, следовательно, минимум (единое) тожде­ствен максимуму (бесконечному).

Концепция Кузанского вступала в противоречие с положения­ми теизма, с точки зрения которого было очевидно, что единое, отож­дествляемое с богом, не может быть всем, т.е. сотворенным миром. В этом проявилась в целом пантеистическая направленность его учения.

Николай Кузанский существенно переосмыслил положения, лежа­щие в основе неоплатонизма. Если у Платона и его последователей единое определялось как противостоящее многому, то Николай Ку­занский отказался от такого противопоставления и поставил в основу своих идей утверждение «единое есть все». Другими словами, с точки зрения этого мыслителя единому ничто не противоположно.

Чтобы проиллюстрировать наиболее значимые положения своего учения, Кузанский обращается к математике. При увеличении радиуса круга до бесконечности круг постепенно превращается в бесконеч­ную прямую линию. Поскольку диаметр круга бесконечен и в то же время бесконечная прямая, они совпадают друг с другом. Кроме того, центр круга, т.е. определенная точка, также совпадает с кругом. Нако­нец, если обратиться к треугольнику, то при увеличении одной его стороны до бесконечности другие стороны также становятся беско­нечными; поскольку линия, образовавшаяся при увеличении радиуса круга до бесконечности, бесконечна, очевидно, что треугольник со­впадает с кругом.

 

 

Философия эпохи Реформации

 

Итогом эпохи Возрождения стала Реформация - широкое дви­жение, связанное с отказом принимать догматы католической цер­кви. Церковь, сосредоточившая в своих руках большую часть власти и фактически ставшая светской властью, была очень далека от народа, что не могло не породить недовольства.

С философской точки зрения Реформация не была особо про­грессивным явлением. И Лютер, и Кальвин были по своей сути сред­невековыми философами, которые во многом опирались на идеи Ав­густина Блаженного. Фактически их интересы ограничивались подры­вом влияния церкви и отказом от некоторых представлений и религиозных институтов (в частности, они отвергли идею чистилища, учение об ин­дульгенциях), а также внесли некоторые изменения в представления о загробной жизни.

Мартин Лютер (1483-1546) полагал, что люди могут обрести спа­сение только личной верой в бога. По мнению Лютера, которое кар­динально отличалось от мнения католической церкви, верующий достигает спасения души не потому, что выполняет церковные ритуалы, а лишь благодаря вере, которую он получает непосредственно от бога. Следствием этого убеждения было то, что автоматически сни­жался статус церковных служителей и церкви в целом; церковь с такой точки зрения не должна была играть существенной роли в жизни верующего. Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его основателя как самостоятельное общественно-религиозное движение Германии, отрицает сословие духовенства как наделен­ного благодатью посредника между богом и человеком.

Жан Кальвин (1509-1564), вступая в противоречие с догматами римско-католической церкви, утверждал, что Христос, таким образом, предопределил события, что все люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой (а человек верит потому, что предопределен к этому Всевышним), ни своими земными делами человек не может что-либо изменить в своей судьбе после ухода из жизни. Только избранным будет обеспечено спасение, тогда как осужденных ждет вечное страдание.

Кальвин существенно упростил порядок богослужения. В кальви­нистской церкви первичная религиозная община верующих приобретала значительные права, которые проявлялись в том, что она самостоятельно избирала себе помощника на ограниченный срок. Кроме того, кальвинисты стремились к тому, чтобы новая церковь определя­ла религиозные и общественные нравы людей, а светские власти в своей деятельности руководствовались церковными предписаниями.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.