Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-11-16 | 274 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Ньяя и вайшешика - две школы, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу.
Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т.д. Впрочем, их учение заметно отличалось от атомистических учений, созданных в Древней Греции. Дело в том, что вайшешики полагали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, т.е. моральный закон, который управляет миром.
Школа ньяя известна также созданием сложной логической системы. В ее основе лежало выделение семи категорий: субстанции, качества, деятельность, отношение общности, отношение особенности, отношение присущности и небытие. Основной целью логического учения школы ньяя была формулировка рекомендаций о правилах логических умозаключений.
Санкхья и йога - еще два близких течения индийской мысли. Различие между ними сводится в основном к тому, что сторонники школы санкхья интересовались в основном онтологическими вопросами и создали особую картину мира, тогда как сторонники школы йога больше занимались вопросами практической жизни. Представления этих школ практически тождественны; единственное значимое отличие состоит в том, что йога признавала наличие высшего персонифицированного существа, тогда как в школе санкхья его существование отрицалось.
Санкхья представляет собой дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити - с телом; впрочем, такое отождествление не совсем верно, поскольку все психические процессы сторонники данной школы относили к деятельности пракрити, т.е. материи. Пуруша полностью пассивен и не может действовать самостоятельно, тогда как пракрити деятельна, но не обладает сознанием. При этом на первых этапах развития этого учения пуруша мыслился как нечто единое, общее для всего мира, позднее представление об этом начале трансформировалось: пуруша стал рассматриваться как индивидуальное начало, т.е. человеческая душа, а, следовательно, из единого она превратилась во множественное. Пуруша и пракрити совершенно изолированы друг от друга, а связь между ними является иллюзией. Чтобы яснее продемонстрировать это, можно обратиться к использовавшемуся сторонниками этой школы образу кристалла. Если поместить прозрачный кристалл перед чем-то красным, то и кристалл покажется красным. Кристалл в этом случае подобен духу, который лишь кажется пропитанным телесным началом. Однако между ними нет никакой связи.
Сторонники школы санкхья описывали возникновение мира как взаимодействие между двумя началами. До начала космического цикла присущие пуруше три энергии (гуны) - радостная, страстная и невежественная - находятся в покое. Затем эти энергии начинают действовать, в результате чего возникает 24 основных элемента мира. При этом особое понимание психических процессов как проявлений пракрити, а не пуруши, находит свое выражение и здесь: к основным элементам сторонники школы санкхья относили не только материальные вещества, но и сознание, восприятие себя и чувства.
Как уже указывалось, школа йога на основе представлений, сформированных в школе санкхья, стремилась разработать практические принципы поведения человека. Спасение человека с точки зрения этих двух философских школ состоит в осознании того факта, что пуруши полностью не зависит от пракрити. И для того чтобы достигнуть спасения, сторонники школы йоги разработали особые практики, в основе которых лежали аскеза и медитация. При помощи этих практик человек должен достичь максимального успокоения, растворить свое индивидуальное бытие в мировом духе и тем самым обрести свободу от материального начала.
Миманса - учение, которое занималось проблемами герменевтики в связи с толкованием ведических текстов. Это учение разработало особую систему понимания, направленную на наиболее точное и глубокое понимание священных текстов. Веды сторонниками этой школы рассматриваются не как творение конкретных людей, а как божественное откровение; по этой причине возможность каких бы то ни было ошибок в них исключается.
Миманса представляет собой дуалистическое учение. Сторонники этой школы полагают, что реальными являются и душа, и тело человека. Сознание они отличают от души, поскольку оно возникает в душе лишь тогда, когда последняя соединяется с телом. Душа, не соединенная с телом (например, душа после смерти человека), содержит в себе сознание лишь потенциально, как возможность, которая не может реализоваться.
Сторонники школы миманса разработали особую теорию познания. По их мнению, любое познание опирается на шесть источников: восприятие, вывод, сравнение, словесное свидетельство, постулирование и невосприятие. Если первые пять источников познания в целом понятны для европейского человека, то шестой требует некоторых комментариев. Под невосприятием сторонники этой школы понимают отсутствие того, что ожидается. Например, входя в комнату, в которой мы уже были раньше, мы ожидаем увидеть определенные предметы, которые, по нашему мнению, должны там быть. И в том случае, если мы чего-то не обнаруживаем, сторонники данной школы говорят о «невосприятии».
Ведантой принято называть совокупность философских систем, которые интерпретируют представления, изложенные в Ведах.
Наиболее крупным представителем этой школы считается мыслитель Шанкара, живший в VIII веке до н. э. По его мнению, имеется лишь одно космическое начало; присутствующее в Ведах различие между брахманом и атманом представляет собой отражение различных аспектов этого начала: если брахман - это начало, взятое в его целостности, то атман - это начало, рассмотренное в связи с индивидуальностью, отдельным человеком. Между атманом и брахманом существует то же различие, что и между фрагментом пространства и пространством в целом. На основании этой идеи Шанкара приходит к выводу, что множественность вещей представляет собой иллюзию (майю), которая возникает в результате того, что человек не обладает подлинным знанием. Осознание единства атмана и брахмана - это цель познания и залог спасения.
Религию, признающую личного (персонифицированного) бога, Шанкара рассматривал как более низкую ступень познания. Религия, следовательно, несет в себе истину, однако в искаженном виде. Истинное же знание состоит в том, что не существует ни отдельного персонифицированного бога, ни отдельных личностей и сущностей.
Буддизм
Наиболее мощным движением, существующим до настоящего времени, является буддизм - учение, возникшее на северо-западе Индии в VI-V вв. до н. э. Это самая древняя из мировых религий. В настоящее время число ее сторонников достигло половины миллиарда человек. Ее основателем был индийский принц Сиддхартха Гаутама. В соответствии с преданием, он родился в 623 г. до н. э. в королевской семье. Согласно прекрасной легенде, религиозный путь Будды начался после того как он, выйдя из своего дворца, увидел калеку, старика, похоронную процессию и монаха. Благодаря увиденному, он узнал о том, что в мире существует страдание. Будда удалился от мира и спустя шесть лет достиг просветления, поняв, что ни аскетизм, ни гедонизм (стремление к жизненным удовольствиям) не гарантируют спасения.
В основе буддизма лежит представление о том, что мир есть страдание. Основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бесконечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, «жажды», т.е. от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от этой привязанности - недеяние. Любое действие человека еще больше втягивает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Следовательно, праведный человек должен освободиться от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отказу от привязанности к жизни, а потому человек оказывался «недоступным» для всех мирских несчастий и неприятностей - болезни, рождения, смерти, потерь.
Представление о мире как страдании находит выражение в четырех благородных истинах.
Первая истина - это истина страдания. С точки зрения буддизма, жизнь есть страдание. При этом как страдание рассматриваются не только болезни, старость, смерть, другие несчастья, но и такие (с точки зрения других культур) радостные моменты, как рождение, а также любые удовольствия.
Вторая истина - это истина о причинах страдания. Согласно буддизму, человек страдает из-за того, что в основе его деятельности лежат страсти. Боясь смерти, человек стремится сохранить свое я, и вера в бессмертную душу вселяет в него надежду на вечное существование. Но зачем стремиться к вечной жизни, если жизнь есть страдание? Другими словами, человек страдает лишь из-за того, что он постоянно стремится к чему-то.
Третья истина - это истина о прекращении страдания. Чтобы страдание прекратилось, человек должен отказаться от своих страстей и желаний.
Четвертая истина — это истина о пути прекращения страдания, предписывает буддисту верить в Будду и его учение, соблюдать моральные принципы (не лгать, не клеветать, не совершать дурных поступков) и сконцентрировать на единственно правильной цели - отказе от страстей.
Конечной целью на этом пути является нирвана, т.е. просветление. Находясь в этом состоянии, человек оказывается полностью свободным от своего тела и мучающих его страстей. При этом буддизм призывает людей избавиться не только от негативных страстей (например, от гнева, печали, жадности, злости), но и от страстей, которые, с точки зрения европейской культуры, оцениваются положительно (например, радость, любовь, привязанность к семье и друзьям).
Буддизм — это религиозно-философское направление, для которого в высшей степени характерен агностицизм - убеждение в непознаваемости мира. Сам Будда рассматривал вопросы о том, как и из чего возник мир и что он собой представляет, как пустые и бессмысленные. Мир в буддизме предстает как не имеющий на начала ни конца процесс рождения и гибели материальных и духовных сущностей. По сути, буддизм отрицает существование реального индивидуума, обладающего реальными личностными характеристиками.
Джайнизм
Джайнизм (от санскр. jaina- «победитель») - еще одно направление в древнеиндийской мысли, не опиравшееся на авторитет Вед и пользовавшееся большим влиянием. Его основателем был кшатрий Вардхамана или Джина Махавира, живший в VI веке до н. э.
В основе данного направления также лежит противопоставление между душой и телом. С точки зрения джайнизма, человек (как и другие одушевленные существа) обладает индивидуальной, отдельной от других душой. Помимо души существует неодушевленная материя, из которой состоит мир. С точки зрения философии джайнизма, в основе мира лежат четыре элемента: воздух, огонь, вода и земля.
Материя, по мнению джайнов, не может сформировать живой организм без участия души, которая, таким образом, рассматривается как организующее начало. Соответственно, признается, что душой обладают не только люди, но и животные, растения; отличия последних от человека состоят в том, что их души менее сознательны. Конкретное проявление этого - тот факт, что человек обладает пятью каналами восприятия мира и с этой точки зрения превосходит все остальные живые организмы. В частности, растения, с точки зрения джайнизма, получают информацию об окружающем мире только при помощи осязания, у животных имеются два, три или четыре канала восприятия.
Человек - обладающее наиболее развитой душой существо - может совершенствоваться. Однако для этого необходимо отказаться от своей материальной основы, освободить душу от уз материального. Это предполагает безграничную веру в учение джайнизма, соблюдение моральных норм (отказ от обмана, воровства, нанесения вреда живому), а также отказ от страстей и привязанности к чувственным вещам. С точки зрения джайнизма, любые страсти, владеющие человеком, приводят к тому, что он притягивает к себе частицы кармы и тем самым препятствует своей душе на пути в мир, населенный высшими существами. Следовательно, лишь отказ от страстей может стать причиной прерывания цепи телесных воплощений души.
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!