Ортодоксальные школы индийской философии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Ортодоксальные школы индийской философии

2017-11-16 274
Ортодоксальные школы индийской философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ньяя и вайшешика - две школы, которые возникли как самосто­ятельные, а впоследствии слились в одну школу.

Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их каче­ствами: температурой, вкусом, цветом и т.д. Впрочем, их учение замет­но отличалось от атомистических учений, созданных в Древней Гре­ции. Дело в том, что вайшешики полагали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, т.е. моральный закон, который управляет миром.

Школа ньяя известна также созданием сложной логической систе­мы. В ее основе лежало выделение семи категорий: субстанции, каче­ства, деятельность, отношение общности, отношение особенности, отно­шение присущности и небытие. Основной целью логического учения школы ньяя была формулировка рекомендаций о правилах логических умозаключений.

Санкхья и йога - еще два близких течения индийской мысли. Различие между ними сводится в основном к тому, что сторонники школы санкхья интересовались в основном онтологическими вопро­сами и создали особую картину мира, тогда как сторонники школы йога больше занимались вопросами практической жизни. Представ­ления этих школ практически тождественны; единственное значимое отличие состоит в том, что йога признавала наличие высшего персонифицированного существа, тогда как в школе санкхья его существо­вание отрицалось.

Санкхья представляет собой дуалистическое учение, в основе ко­торого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракри­ти). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити - с те­лом; впрочем, такое отождествление не совсем верно, поскольку все психические процессы сторонники данной школы относили к деятель­ности пракрити, т.е. материи. Пуруша полностью пассивен и не может действовать самостоятельно, тогда как пракрити деятельна, но не об­ладает сознанием. При этом на первых этапах развития этого учения пуруша мыслился как нечто единое, общее для всего мира, позднее представление об этом начале трансформировалось: пуруша стал рассматриваться как индивидуальное начало, т.е. человеческая душа, а, следовательно, из единого она превратилась во множественное. Пуруша и пракрити совершенно изолированы друг от друга, а связь между ними является иллюзией. Чтобы яснее продемонстрировать это, можно обратиться к использовавшемуся сторонниками этой школы образу кристалла. Если поместить прозрачный кристалл перед чем-то красным, то и кристалл покажется красным. Кристалл в этом слу­чае подобен духу, который лишь кажется пропитанным телесным на­чалом. Однако между ними нет никакой связи.

Сторонники школы санкхья описывали возникновение мира как взаимодействие между двумя началами. До начала космического цикла присущие пуруше три энергии (гуны) - радостная, страстная и невежественная - находятся в покое. Затем эти энергии начинают действовать, в результате чего возникает 24 основных элемента мира. При этом особое понимание психических процессов как проявлений пракрити, а не пуруши, находит свое выражение и здесь: к основным элементам сторонники школы санкхья относили не только материаль­ные вещества, но и сознание, восприятие себя и чувства.

Как уже указывалось, школа йога на основе представлений, сфор­мированных в школе санкхья, стремилась разработать практические принципы поведения человека. Спасение человека с точки зрения этих двух философских школ состоит в осознании того факта, что пуруши полностью не зависит от пракрити. И для того чтобы достигнуть спа­сения, сторонники школы йоги разработали особые практики, в основе которых лежали аскеза и медитация. При помощи этих практик чело­век должен достичь максимального успокоения, растворить свое ин­дивидуальное бытие в мировом духе и тем самым обрести свободу от материального начала.

Миманса - учение, которое занималось проблемами герменевти­ки в связи с толкованием ведических текстов. Это учение разработало особую систему понимания, направленную на наиболее точное и глубо­кое понимание священных текстов. Веды сторонниками этой школы рассматриваются не как творение конкретных людей, а как божествен­ное откровение; по этой причине возможность каких бы то ни было ошибок в них исключается.

Миманса представляет собой дуалистическое учение. Сторонники этой школы полагают, что реальными являются и душа, и тело челове­ка. Сознание они отличают от души, поскольку оно возникает в душе лишь тогда, когда последняя соединяется с телом. Душа, не соединен­ная с телом (например, душа после смерти человека), содержит в себе сознание лишь потенциально, как возможность, которая не может реа­лизоваться.

Сторонники школы миманса разработали особую теорию позна­ния. По их мнению, любое познание опирается на шесть источников: восприятие, вывод, сравнение, словесное свидетельство, постулирова­ние и невосприятие. Если первые пять источников познания в целом понятны для европейского человека, то шестой требует некоторых комментариев. Под невосприятием сторонники этой школы понимают отсутствие того, что ожидается. Например, входя в комнату, в которой мы уже были раньше, мы ожидаем увидеть определенные предметы, которые, по нашему мнению, должны там быть. И в том случае, если мы чего-то не обнаруживаем, сторонники данной школы говорят о «невосприятии».

Ведантой принято называть совокупность философских систем, которые интерпретируют представления, изложенные в Ведах.

Наиболее крупным представителем этой школы считается мысли­тель Шанкара, живший в VIII веке до н. э. По его мнению, имеется лишь одно космическое начало; присутствующее в Ведах различие между брахманом и атманом представляет собой отражение различ­ных аспектов этого начала: если брахман - это начало, взятое в его целостности, то атман - это начало, рассмотренное в связи с инди­видуальностью, отдельным человеком. Между атманом и брахманом существует то же различие, что и между фрагментом пространства и пространством в целом. На основании этой идеи Шанкара приходит к выводу, что множественность вещей представляет собой иллюзию (майю), которая возникает в результате того, что человек не обладает подлинным знанием. Осознание единства атмана и брахмана - это цель познания и залог спасения.

Религию, признающую личного (пер­сонифицированного) бога, Шанкара рассматривал как более низкую ступень познания. Религия, следовательно, несет в себе истину, однако в искаженном виде. Истинное же знание состоит в том, что не суще­ствует ни отдельного персонифицированного бога, ни отдельных лич­ностей и сущностей.

 

Буддизм

 

Наиболее мощным движением, существующим до настоящего вре­мени, является буддизм - учение, возникшее на северо-западе Индии в VI-V вв. до н. э. Это самая древняя из мировых религий. В настоя­щее время число ее сторонников достигло половины миллиарда че­ловек. Ее основателем был индийский принц Сиддхартха Гаутама. В соот­ветствии с преданием, он родился в 623 г. до н. э. в королевской семье. Согласно прекрасной легенде, религиозный путь Будды начал­ся после того как он, выйдя из своего дворца, увидел калеку, старика, похоронную процессию и монаха. Благодаря увиденному, он узнал о том, что в мире существует страдание. Будда удалился от мира и спу­стя шесть лет достиг просветления, поняв, что ни аскетизм, ни гедонизм (стремление к жизненным удовольствиям) не гарантируют спасения.

В основе буддизма лежит представление о том, что мир есть стра­дание. Основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бес­конечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, «жажды», т.е. от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от этой при­вязанности - недеяние. Любое действие человека еще больше втяги­вает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Сле­довательно, праведный человек должен освободиться от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отка­зу от привязанности к жизни, а потому человек оказывался «недо­ступным» для всех мирских несчастий и неприятностей - болезни, рождения, смерти, потерь.

Представление о мире как страдании находит выражение в четы­рех благородных истинах.

Первая истина - это истина страдания. С точки зрения буддизма, жизнь есть страдание. При этом как страда­ние рассматриваются не только болезни, старость, смерть, другие не­счастья, но и такие (с точки зрения других культур) радостные момен­ты, как рождение, а также любые удовольствия.

Вторая истина - это истина о причинах страдания. Согласно буддизму, человек страдает из-за того, что в основе его деятельности лежат страсти. Боясь смерти, человек стремится сохранить свое я, и вера в бессмертную душу вселяет в него надежду на вечное суще­ствование. Но зачем стремиться к вечной жизни, если жизнь есть стра­дание? Другими словами, человек страдает лишь из-за того, что он постоянно стремится к чему-то.

Третья истина - это истина о прекращении страдания. Чтобы страдание прекратилось, человек должен отказаться от своих страс­тей и желаний.

Четвертая истина — это истина о пути прекращения страдания, предписывает буддисту верить в Будду и его учение, соблюдать мо­ральные принципы (не лгать, не клеветать, не совершать дурных по­ступков) и сконцентрировать на единственно правильной цели - от­казе от страстей.

Конечной целью на этом пути является нирвана, т.е. просветление. Находясь в этом состоянии, человек оказывается полностью свобод­ным от своего тела и мучающих его страстей. При этом буддизм призывает людей избавиться не только от негативных страстей (на­пример, от гнева, печали, жадности, злости), но и от страстей, которые, с точки зрения европейской культуры, оцениваются положительно (на­пример, радость, любовь, привязанность к семье и друзьям).

Буддизм — это религиозно-философское направление, для кото­рого в высшей степени характерен агностицизм - убеждение в не­познаваемости мира. Сам Будда рассматривал вопросы о том, как и из чего возник мир и что он собой представляет, как пустые и бес­смысленные. Мир в буддизме предстает как не имеющий на начала ни конца процесс рождения и гибели материальных и духовных сущнос­тей. По сути, буддизм отрицает существование реального индивидуу­ма, обладающего реальными личностными характеристиками.

 

Джайнизм

Джайнизм (от санскр. jaina- «победитель») - еще одно направление в древнеиндийской мысли, не опиравшееся на авторитет Вед и пользовавшееся большим влиянием. Его основателем был кшатрий Вардхамана или Джина Махавира, живший в VI веке до н. э.

В основе данного направления также лежит противопоставление между душой и телом. С точки зрения джайнизма, человек (как и дру­гие одушевленные существа) обладает индивидуальной, отдельной от других душой. Помимо души существует неодушевленная материя, из которой состоит мир. С точки зрения философии джайнизма, в осно­ве мира лежат четыре элемента: воздух, огонь, вода и земля.

Материя, по мнению джайнов, не может сформировать живой орга­низм без участия души, которая, таким образом, рассматривается как организующее начало. Соответственно, признается, что душой обла­дают не только люди, но и животные, растения; отличия последних от человека состоят в том, что их души менее сознательны. Конкретное проявление этого - тот факт, что человек обладает пятью каналами восприятия мира и с этой точки зрения превосходит все остальные живые организмы. В частности, растения, с точки зрения джайнизма, получают информацию об окружающем мире только при помощи осязания, у животных имеются два, три или четыре канала восприятия.

Человек - обладающее наиболее развитой душой существо - может совершенствоваться. Однако для этого необходимо отказаться от своей материальной основы, освободить душу от уз материально­го. Это предполагает безграничную веру в учение джайнизма, соблю­дение моральных норм (отказ от обмана, воровства, нанесения вреда живому), а также отказ от страстей и привязанности к чувственным вещам. С точки зрения джайнизма, любые страсти, владеющие челове­ком, приводят к тому, что он притягивает к себе частицы кармы и тем самым препятствует своей душе на пути в мир, населенный высшими существами. Следовательно, лишь отказ от страстей может стать при­чиной прерывания цепи телесных воплощений души.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.