Ранняя философия Древней Индии. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Ранняя философия Древней Индии.

2017-11-16 177
Ранняя философия Древней Индии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В истории индийской философии принято выделять три периода:

1. ведический период, в который философские воззрения ещё не существовали отдельно от религиозных и мифологических;

2. классический период, продолжавшийся с V в. до н. э. вплоть до X в. н. э.; именно в этот период сформировались основные ортодоксальные и неортодоксальные философские школы;

3. постклассический период (с X в. по наши дни).

Основной религией Индии являлся брахманизм, вобравший в себя значительную часть верований и представлений местных религий.

Основы брахманизма изложены в Ведах (от санскр. «veda» - знание, учение) - древнейшем религиозном тексте, на основании которого можно восстановить особенности философских представлений древних индийцев. Датировать возникновение этого сборника можно приблизительно 1500 г. до н. э.

Хотя Веды не являются философским текстом, они стали источни­ком, отправной точкой для формирования философских идей Древней Индии. Веды представляют собой сборник культовых текстов (текстов, предназначенных для отправления культа), включающий четыре раздела:

Риг-веда - гимны, восхваляющие богов; этот раздел Вед был адресован в первую очередь котарам - жрецам, отвечающим за исполнение гимнов во время богослужения;

Сама-веда - песнопения, которые адресовались в первую очередь угдатарам, жрецам, которые отвечали за музыкальное сопровождение богослужений;

Яджур-веда - гимны, сопровождающие жертвоприношения, которой руководствовались ахварью - жрецы, обеспечивавшие обря­ды всем необходимым;

Атхарва-веда - заклинания; этот сборник адресовался главным образам брахманам, т.е. верховным жрецам, которые осуществля­ли общее руководство богослужениями.

Основой мира в Ведах считается единое, которое существует даже после того, как разделились бытие и небытие. Вот как в Ведах описывается состояние мира до разделения бытия и небытия (космогони­ческий гимн десятой мандалы «Ригведы»): «Не было тогда ни сущего, ни несущего, не было воздушного пространства и неба над ним. Кто держал мир в безопасности, кто окружал его границей? Где была глубокая бездна, где - море? Не было тогда ни смерти, ни бессмертия, не было ночи, не было видно дня. В этой первозданности веяло без ветра Единое, и кроме него не было никакого другого».

С точки зрения Вед изначально существовали только Ничто и тепловая энергия - тапас. Впоследствии из взаимодействия Ничто и тапаса родилось Единое, которое затем распалось на низ и верх, жен­ское и мужское; при этом женское и мужское противопоставлялись друг другу как вожделение и усилие, которые возникли из желания.

Впоследствии Веды были дополнены рядом текстов комментирующего характера. Прежде всего, следует упомянуть комментарии, которые получили название «брахманы», поскольку они были составлены верховными жрецами. В особую группу выделяются «Араньяки» - комментарии к Ведам, подготовленные лесными отшельниками; бук­вальное значение слова «араньяки» — «лесные».

Но наиболее значимыми среди них, в связи с формированием фи­лософских представлений, являются Упанишады (сокровенное зна­ние) - сборник, в котором излагаются основы учения о карме и пе­реселении душ. Авторами Упанишад были ученики, которые приходи­ли к лесным отшельникам и жили у них некоторое время. Упанишады не представляют собой изложения единого учения, скорее, они явля­ются несистематическим изложением достаточно разнородных идей и представлений.

В Упанишадах описывается атман - основа мира, одновремен­но и божественное начало, и безличный принцип. Атман – по сути, подобен Единому в Ведах. Это духовное начало любого инди­видуального существа, выражение сущности человека; то, что является для него внутренним, сущностным, определяющим (в противоположность внешнему и случайному). Атман одновременно и духовен, и материа­лен, хотя духовное начало в нем преобладает. Такие особенности атмана стали для некоторых европейских философов основанием, чтобы утверждать о сходстве между идеями Упанишад и идеалистической философией Платона.

Брахман - космическое духовное начало, безличный абсолют, ле­жащий в основе всего существующего, в любом явлении мира. Целью познания, с точки зрения Вед, является полное осознание того факта, что атман и брахман едины. С такой позиции атман как индивиду­альное начало в человеке оказывается частью мира, неразрывно с ним связанной.

Формирование философии в Индии было связано с нарастанием противостоя­ния брахманизму, опиравшемуся на племенные верования и обычаи, и сохранившему значительную часть ведического ритуала, который был зафиксирован в четырех Ведах, или самхитах, - сборниках, объединявших гимны, которые прославляли богов. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости считались представители высшей касты - брахманы. Впоследствии к каждой Веде был создан тест брахмана (описание или комментарий). Свое название брахманы получили от названия жрецов, кото­рые их создали.

Еще позже появились «араньяки» (буквально - «лесные книги», названные так из-за того, что они создавались отшельниками и предназначались для отшельников). Затем появились Упанишады, на­звание которых было образовано от словосочетания, которое мож­но перевести как «сидеть около ног учителя». Все вместе эти тексты назывались шрути (священное откровение).

Однако со временем племенные отношения разрушались, а кри­зис родовой морали привел к снижению авторитета жрецов и без­условности предписываемого ими ритуала. Первыми, кто осмелился выразить противостояние брахманам, стали аскеты, проповедники, ко­торых называли шраманами (буквально «совершающие усилия»). Они уходили в малонаселенные местности и там предавались аскезе и раз­мышлениям, направленным на осмысление предписаний ведийской религии.

Это произошло примерно в VI-V вв. до н. э. Именно этот период был отмечен распространением множества течений, критически на­строенных по отношению к брахманизму и стремившихся утвердить свое понимание Вед.

Первыми самостоятельными систематическими изложениями ин­дийской философии были сутры - сборники изречений и афориз­мов; их датировка до сих пор точно не установлена: одни исследова­тели полагают, что они были созданы в VII—VI вв. до н. э., другие утверждали, что их создали в первые века нашей эры.

Именно в это время сформировались два основных течения, в русле которых развивалась индийская философия: даршан, к которому отно­сятся веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, т.е. шко­лы, ориентировавшиеся на авторитет Вед, а также неортодоксальные течения, к которым относятся материалистическая чарвака, или локаята, джайнизм и буддизм.

В труде «Индийская философия», написанном С. Чаттерджи и Д. Датта, перечисляются следующие признаки, характеризующие ин­дийскую философию в целом:

1) практическая направленность философии, которая служит не празд­ной любознательности, а имеет целью совершенствование жизни человека;

2) источник философии - тревога за человека, которая проявляется в стремлении предостеречь человека от ошибок, которые ведут к страданию, хотя вся индийская философия буквально пропитана скепсисом и пессимизмом по этому поводу;

3) вера в «риту» - вечный нравственный миропорядок, существую­щий во вселенной;

4) понимание вселенной как арены для нравственных деяний;

5) представление о неведении как источнике всех страданий челове­ка, и представление о том, что лишь знание может быть условием спасения человека;

6) представление о длительном сознательном сосредоточении как источнике любого знания;

7) осознание необходимости самоконтроля и подчинения страстей разуму, которые рассматриваются как единственный путь к спа­сению;

8) вера в возможность освобождения.

В Индии существовало материалистическое философское направление, представленное школой чарвака (локаята). В учении этой школы можно обнаружить явные параллели учениям о первоначале, созданным в древнегреческой философии. Эта школа пережила яр­кий расцвет и пользовалась большой популярностью среди людей, однако впоследствии работы этой школы были уничтожены брахма­нами, и она утратила свое влияние.

Представители этой школы полагали, что мир произошел из перво­начала, которому присущи четыре «главные» сути: Воздух, Огонь, Вода и Земля, - из которых и состоит мир. С точки зрения школы чарвака, сознание представляет собой соединение четырех начал. Конечно, сами по себе эти начала сознанием не обладают, однако в результате их соединения возникает сознание как некое новое качество.

Школа чарвака в определенный период истории древнеиндийской мысли была очень влиятельной и противостояла буддизму. По мне­нию ее представителей, смысл жизни и мира заключался не в страда­нии, как это было в буддизме, а в счастье и удовольствиях. Эта школа не отрицала, что любое удовольствие связано со страданием, однако это не означало, что человек не способен свести страдания к мини­муму и наслаждаться жизнью.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.