Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2017-11-16 168
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина очень многообразно. Посреди большого наследия сатирика чуть ли не наибольшею популярностью пользуются его сказки. Они завлекают читателя собственной жизненной правдой, лукавым юмором, осуждением зла, несправедливости, тупости, предательства, трусости, лени, прославлением добра, благородства, разума, верности, мужества, трудолюбия, злой насмешкой над угнетателями, сочувствием и любовью к угнетённым.

крупная группа сказок великого писателя посвящена теме: люд и господствующие классы. Трагическое положение закабалённого, ограбленного и бесправного мужчины показано Щедриным в притче «Коняга».

основной герой произведения – Коняга, «обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый», который «день-деньской… из хомута не выходит». Благодаря ему растёт хлеб на необъятных полях Росси, но сам он не имеет права есть этот хлеб.Писатель говорит о народе с горечью и любовью: «Ходит Коняга от зари до зари, а впереди его идёт колышущееся чёрное пятно и тянет, и тянет за собой. Вот сейчас оно колышется перед ним, и сейчас ему, через дремоту, слышится крик: «Ну, милый! Ну, каторжный! Ну!»

С ненавистью и презрением нарисованы Щедриным виды «пустоплясов» – противников тружеников, с горячим сочувствием и любовью – виды мужчины и Коняги. Со страстной тоской писатель призывал то время, когда люд освободит себя и свою родину.

Вера в силы народа, в свободное будущее собственной родины ни на миг не покидала писателя. «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, как будто силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу их плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задачка: мужчине да Коняге», – писал Щедрин.

В притчах Щедрина мы встречаем традиционные сказочные виды зверей, птиц и рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в видах льва и орла он рисовал царей; в видах медведей, волков, коршунов, ястребов, щук – представителей высшей царской администрации; в видах зайцев и пескарей – трусливых обывателей. Образ Коняги в одноимённой притче – знак порабощенной родины и истерзанного угнетателями народа. «Целая масса живёт в нём, неумирающая, нерасчленимая и неистребимая».

Жизнь народа – непрерывный изнуряющий труд. Бремя невыносимой подневольной работы превращает труд в проклятие, в «ноющую боль», лишает жизнь радости. «Для всех поле – раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно – кабала… Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание».

Трудом Коняги живут «пустоплясы». Им нет никакого дела до народа, им нужен только его труд, нужна его жизнь, «способная выносить иго работы». «Пустоплясы» могут лишь вести праздную болтовню о причинах несокрушимости и бессмертия Коняги. Живучесть труженика они объясняют смирением и покорностью. Несокрушимость тем, что «он в себе жизнь духа и дух жизни носит!» Причину неуязвимости Коняги видят в том, «что он «настоящий труд» для себя нашёл». Четвёртый же «пустопляс» говорит: «Оттого нельзя Конягу догонять», что он «к собственной юдоли привычен и нуждается лишь в том, чтоб его постоянно взбадривали кнутом».

В творениях Салтыкова-Щедрина рассыпано множество «крупиц из копилки народной мудрости»: «бабушка надвое сказала», «стыд глаза не выест», «живёт богато, со двора покато: чего ни хвались, за всем в люди покатись». В анализируемой притче время от времени одним лишь подбором пословиц и поговорок писатель характеризует собственных героев: «Коняге – солома, Пустоплясу – овёс», «Дело профессионалы боится», «Плетью обуха не перешибёшь», «Словно у Христа за пазушкой».

В его творчестве просматривается сближение умопомрачительного элемента с фантастикой народных сказок. К этому приёму автор прибегал, когда испытывал цензурные затруднения. Одним из способов преобразования явлений жизни служит живоописание обыденных отрицательных, пошлых сторон при помощи приёмов гиперболы и фантастики. Показывая каторжную жизнь трудящихся, писатель скорбит о покорности народа, о смирении перед угнетателями. «Бьют его чем ни попадя, а он живёт, подкармливают его соломою, а он живёт. Хоть целое дерево об него обломай, а он всё жив», – говорит Сатирик о долготерпении Коняги.

Язык героев сказки замечательно дополняет их свойства. Пустопорожнее «каляканье» слышится в речах «пустоплясов». В пустословии коней-интеллигентов выражено их духовное убожество и низменные интересы. Тусклой, «нудной» речи «пустоплясов» («В нём от неизменной работы здравого смысла много накопилось… Здравый смысл – это нечто обыденное, до пошлости ясное, напоминающее математическую формулу») Щедрин противопоставляет красочную, меткую, бойкую, полную мысли и чувства речь людей из народа («Ну, милый, упирайся! Ну милый, вывози!» – подбадривает мужчина Конягу).

В авторском слове сатирика, то суровом и гневном, исполненном ненависти и презрения к угнетателям народа, то полной любви, тоски и горечи, когда он говорил о человеке-труженике, выражено большущее достояние идей и чувств великого революционно-демократического писателя.

По манере повествования «Коняга» представляет собою как бы лирический монолог. Первая философская часть – тревожные раздумья о будущем народа. Заключительные странички сказки – гневная сатира на идеологов общественного неравенства, на всех «пустоплясов», которые пробовали различными теориями оправдать и увековечить подневольное положение Коняги.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.