Развитие операций фонематического слуха — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Развитие операций фонематического слуха

2017-11-16 121
Развитие операций фонематического слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У учащихся с ЗПР

Согласно методике коррекционно-логопедической работы, предложенной н. И. Буковцовой и И. Н. Шапкиной [20], развитие фонематического слуха у учащихся с ЗПР осуществляется в следующей после­довательности:

- узнавание неречевых звуков;

- различение высоты, силы, тембра голоса (на материале одинаковых
слогов, слов, звукосочетаний);

- различение слов, близких по звуковому составу.

Работа по развитию фонематического слуха начинается с выработки у учащихся умения слушать и слышать звуки. Сначала внимание уча­щихся обращают на окружающие их звуки - звуки в классе (ход часов, шур­шание бумаги и т.д.), звуки в соседнем кабинете (разговор, шаги, игра на му­зыкальных инструментах), звуки на улице (шум машин, завывание ветра, гу­док тепловоза). Логопед объясняет учащимся, что живые и неживые предме­ты издают звуки. Развитию фонематического слуха, а именно узнаванию не­речевых звуков, способствует работа, например, с музыкальными инструмен­тами. Используются такие приемы:

1. Логопед нажимает на одну, две, три клавиши и спрашивает учащихся, сколько звуков они услышали.

2. Логопед последовательно нажимает на клавиши (первую, вторую или
третью), просит запомнить звучание. Затем снова нажимает на эти клавиши
и, одновременно, на правую педаль инструмента, которая увеличивает время
звучания звуков, просит объяснить разницу в звучании. Также отрабатывается упражнение с левой педалью, которая уменьшает время звучания звуков.

3. Игра «Отгадай, кто идет?». Логопед нажимает на клавиши, например,
«соль», «ля» субконтроктавы и спрашивает: «Как Вы думаете, кто так ходит,
какой зверь?» Учащиеся отвечают: «Медведь» и т.п.

4. Логопед нажимает на клавиши в определенной последовательности,
просит учащихся пропеть прослушанные звуки.

Развитие фонематического слуха происходит во всех видах деятельно­сти. Например, на уроках труда обращается внимание учащихся с ЗПР на их деятельность: «Когда звуки от резания ножницами тише: когда ими режут картон или когда - бумагу?» Ученикам необходимо объяснять такие понятия, как «громче - тише», «дальше - ближе», «выше - ниже». С этой целью ис­пользуются такие задания:

1. «Кто громче поет?» (прослушивание записи кваканья лягушек, жужжания пчел и т.д.).

2. «Кто прошел по коридору: взрослый или ребенок?» (ученики слушают шаги и определяют).

3. «Что рассыпалось?» (рассыпают всевозможные мелкие предметы:
пуговицы, кнопки, кубики и т.д., а учащиеся определяют).

Далее переходят к различению тембра голоса. Для этого используются следующие упражнения:

1. Ученик выходит к доске, поворачивается спиной к ребятам. Учащие­ся называют по очереди одинаковые слоги, слова, звукосочетания или пред­ложения. Ведущий должен определить, кто говорил.

2. Учащиеся по очереди называют одинаковые звуки, звукосочетания,
слова, которые логопед записывает на магнитофон. На следующем занятии
совместно разбирают, кто что произносил и т.д.

Важно упражнять учащихся в различении слов, близких по звуковому составу. Для этого используются частичные омонимы (О.С.Ахманова, 1966). Ученикам предлагается объяснить, чем отличаются слова: засолить (огурцы) - засалить (рукав), отварить (картофель) - отворить (дверь), запивать (моло­ком) - запевать (в хоре) и т.п. Данное задание выполняется с опорой на запись. Также целесообразно использовать слова, частично совпадающие по звучанию, типа: Австрия - Австралия.

Необходимо привлекать внимание учащихся к словам, отличающимся одной или двумя фонемами. Как правило, такие задания вызывают у учащих­ся большой интерес, например: «Измени в слове чайка первый звук так, что­бы у тебя получилось еще 8 новых слов (байка, зайка, лайка, майка, гайка, сайка, райка, шайка); или - измени в слове мал второй звук так, чтобы у тебя получилось еще 2 новых слова (мул, мыл)». При этом устанавливается разни­ца в звучании и значении слов. Дети приходят к выводу, что при изменении одного звука в слове меняется его значение. Работа по изменению звуков в словах проводится сначала с опорой на порядок следования букв в алфавите, затем - по представлению.

На данном этапе также уместно использовать слова-омографы (совпа­дающие по написанию). Например, замок - замок. В данном случае внима­ние будет обращено на ударность слога.

Работа по развитию фонематического восприятия (дифференциации фонем) включает два раздела: предварительный (работа над каждым из сме­шиваемых звуков); и раздел слуховой и произносительной дифференциации.

Первый раздел включает работу по уточнению слухового и произноси­тельного образа каждого из смешиваемых звуков. Уточнение артикуляции звуков проводится с опорой на зрительное, слуховое восприятие, кинестети­ческие, тактильные ощущения. Данный вид работы проводится на этапе уточнения акустико-артикуляционных характеристик звуков с использовани­ем пособий «Профиль артикуляции звука», «Схема определения характери­стик звуков».


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.