Перевод «сырых» баллов в стены — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Перевод «сырых» баллов в стены

2017-11-16 268
Перевод «сырых» баллов в стены 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шкалы                    
        2-3 4-5 6-7        
  0-1   3-4 5-6 7-9   11-12      
  1-1     4-5       9-10    
        3-4   6-7        
  0-1     4-5 6-7   9-10     13-14
  0-1   3-4   6-7          
          4-5   7-8      
      1-2 3-4 5-7 8-10 11-12      
        3-4   6-7        

 


ТЕСТ ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (“САМОАЛ”)1

Цель: определение уровня самоактуализации личности (данную методику также можно использовать для изучения поведенческого компонента самосознания).

Описание методики

Представление о том, что такое самоактуализация и как выглядит самоактуализирующаяся личность, сложилось на основе логического исследования особенностей жизни, цен­ностей и общения душевно здоровых, творческих и счастливых людей, проведенного А.Маслоу.

Теория самоактуализации А.Маслоу на законном основании входит в число наиболее популярных и влиятельнейших концепций современной психологии. Первую попытку измерить уровень самоактуализации предприняла ученица Маслоу Эверетт Шострем, опубликовавшая в 1963 году вопросник РОI (Регзопаl Оrientation Inventoгу). В него вошли две основные шкалы личностной ориентации: первая (временная), показывавшая, насколько человек может жить в настоящем, не откладывая это на будущее и не пы­таясь вернуться в прошлое, и вторая (опоры или поддержки), измеряющая способность личности опираться на се­бя, а не на ожидания или оценки других людей. Крометого, имелось 10 дополнительных шкал, измеряющих такие качества, как самоуважение, спонтанность, бытийные ценности, позитивность взглядов на человеческую природу и др.

Вопросник Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я.Гозманом, Ю.Е.Алешиной, М.В.Загикой и М.В.Кроз) и опубликован в 1987 году под названием "Самоактуализационный тест" (САТ). Ниже предлагается еще одна адаптация теста Р01, вопросник «САМОАЛ». Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем переходном обществе. Кроме того, существенным изменениям подверглась структура вопросник (типы шкал) и формулировки диагностических суждений. Первый вариант «САМОАЛ» создавался в 1993-1994 гг. Н.Ф.Калиной, в стандартизации и валидизации принимал участие психолог А.В.Лазукин.

 

Процедура проведения опроса и обработки результатов

 

Методика включает 100 парных утверждений, из которых в процессе опроса необходимо выбрать одно, распределенных по 11 шкалам, а также предполагает вычисление «общего показателя самоактуализации».

 

________________________________________________________________________________________________

 

1 А. Маслоу. Психология бытия. М., 1997. С. 293 – 301.


Ключ

Стремление к самоактуализации выражается следую­щими пунктами теста:

 

26Б 51Б 76А
27А 52А 77Б
28А 53А 78Б
29Б 54Б 79Б
30А 55Б 80А
31Б 56Б 81Б
32А 57Б 82Б
33Б 58А 83Б
34Б 59А 84А
10А 35А 60Б 85А
11А 36Б 61А 86А
12Б 37Б 62Б 87Б
13А 38Б 63Б 88А
14Б 39А 64Б 89Б
15А 40Б 65Б 90А
16Б 41А 66Б 91А
17Б 42А 67Б 92А
18А 43Б 68Б 93А
19Б 44А 69А 94А
20Б 45А 70Б 95А
21А 46Б 71Б 96Б
22Б 47А 72А 97Б
23Б 48А 73А 98Б
24Б 49Б 74Б 99А
25А 50Б 75А 100Б

Отдельные шкалы вопросника «САМОАЛ» представлены следующими пунктами:

1. Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 63б, 73а, 80а.

2. Ценности: 2 а, 16 б, 18 а, 25 а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б.

3. Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а, 76а, 82б, 86а.

4. Потребность в познании: 8б, 246, 29б, 33б, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б, 70б.

5. Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б.

6. Автономность: 5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а,44а, 56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а.

7. Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91 а, 92а, 94а.

8. Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а, 66б,79б, 93а.

9. Аутосимпатия: 6б, 14б, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б.

10. Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а.

11. Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а,46б, 48а, 65б, 99а.

Примечание: Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время, как остальные — по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию:

15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют -100%, а число набранных баллов составляет х%.

 

Описание шкал вопросника «САМОАЛ»

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколь­ко человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на "потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом. Вы­сокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни "здесь и теперь", спо­собных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат показыва­ют люди, невротически погруженные в прошлые пережи­вания, с завышенным стремлением к достижениям, мни­тельные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале сви­детельствует, что человек разделяет ценности самоактуа­лизирующейся личности, к числу которых А.Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания ма­нипулировать ими в своих интересах.

3. Взгляд на природу человека может быть положитель­ным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шка­ла описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретиро­ваться как устойчивое основание для искренних и гармо­ничных межличностных отношений, естественная симпа­тия и доверие к людям, честность, непредвзятость, добро­желательность.

4. Высокая потребность в познании характерна для са­моактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию — бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

5. Стремление к творчеству или креативность — нерпеменный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность и самоподдержка у Ф.Перлза. направляемость изнутри у Д.Рисмена, зрелость у К.Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однакоэтоне означает отчуждения и одиночества. В терминах Э.Фромма автономность — это позитивная "свобода для" в отличие от негативной "свободы от".

7. Спонтанность это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия

8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять со­бственные вкусы и оценки внешними социальными стан­дартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтан­ности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих — Д.Рисмен называл таких "ориентированными извне" в отличие от "ориентированных изнутри ".

9. Аутосимпатия — естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели име­ют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, служащая источ­ником устойчивой адекватной самооценки.

10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и добро­желательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень комму­никативных способностей личности или навыки эффек­тивного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людь­ми, необходимая основа синергической (см. выше) уста­новки личности.

11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способ­ностью к адекватному самовыражению в общении. Высо­кие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимо­действии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением — стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели харак­терны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Инструкция: Из двух вариантов утверждений выберите тот, который Вам больше нравится или лучше согласуется с Вашими представлениями, точнее отражает Ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по пер­вому побуждению.

 

1. а) Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас.

б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.

2. а) Я очень увлечен своим профессиональным делом.

б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь.

3. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чув­ствую себя ему обязанным.

б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувст­вую себя обязанным ему.

4. а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах.

б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.

5. а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации.

б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правиль­но мое поведение.

6. а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят компли­менты.

б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплимен­ты.

7. а) Способность к творчеству – человека природное свойство

б) Далеко не все люди одарены способностью к твор­честву.

8. а) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы сле­дить за новостями литературы и искусства.

б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.

9. а) Я часто принимаю рискованные решения.

б) Мне трудно принимать рискованные решения.

10. а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и неинтересным.

б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным.

11. а) Я люблю оставлять приятное "на потом".

б) Я не оставляю приятное "на потом".

12. а) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику.

б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне.

13. а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии.

б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, не­достижимо.

14. а) Не могу сказать, что я себе нравлюсь. б) Я себе нравлюсь.

15. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять.

б) Думаю, что без крайней необходимости людям до­верять не стоит.

16. а) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения.

б) Интересное, творческое содержание работы — са­мо по себе награда.

17. а) Довольно часто мне скучно.

б) Мне никогда не бывает скучно.

18. а) Я не стану отступать от своих принципов даже ра­ди полезных дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность.

б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ра­ди дел, за которые люди были бы мне благодарны.

19. а) Иногда мне трудно быть искренним.

б) Мне всегда удается быть искренним.

20. а) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нрав­люсь и окружающим.

б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

21. а) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обду­мать.

22. а) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне этого не удается.

23. а) Эгоизм — естественное свойство любого человека.

б) Большинству людей эгоизм не свойственен.

24. а) Если я не сразу нахожу ответ на вопрос,то могу от­ложить его на неопределенное время.

б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени.

25. а) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги.

б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной.

26. а) Я стараюсь поступать так, как ожидают окружаю­щие.

б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от ме­ня окружающие.

27. а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне единым целым.

б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с про­шлым или будущим.

28. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют.

29. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окру­жающих, люди часто бывают бестактны.

б) Стремление разобраться в окружающих, вполне естественно и оправдывает некоторуюбестактность.

30. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.

31. а) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю.

б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

32. а) Человек должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других.

б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.

33. а) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо приносят пользу.

б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие.

34. а) В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами — это гарантирует успех.

б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.

35. а) Люди редко раздражают меня. б) Люди часто меня раздражают.

36. а) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бытам многое изменил.

б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять.

37. а) Главное в жизни — приносить пользу и нравиться людям.

б) Главное в жизни — делать добро и служить истине.

38. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным.

б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным

39. а) Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию.

б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.

40. а) Я верю в себя, когда чувствую, что способен спра­виться с задачами, стоящими передо мной.

б) Я верю в себя даже тогда, когда неспособен спра­виться со своими проблемами.

41. а) Совершая поступки, люди руководствуются взаим­ными интересами.

б) По своей природе люди склонны заботиться лишь о собственных интересах.

42. а) Меня интересуют все новшества в моей професси­ональной сфере.

б) Я скептически отношусь к большинству нововведе­ний в своей профессиональной области.

43. а) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям.

б) Я полагаю, что творчество должно приносить чело­веку удовольствие.

44. а) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам.

б) Формируя свою точку зрения, я склонен прислуши­ваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.

45. а) Секс без любви не является ценностью.

б) Даже без любви секс — очень значимая ценность.

46. а) Я чувствую себя ответственным за настроение со­беседника.

б) Я не чувствую себя ответственным за это.

47. а) Я легко мирюсь со своими слабостями.

б) Смириться со своими слабостями мне нелегко.

48. а) Успех в общении зависит от того, насколько чело­век способен раскрыть себя другому.

б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки.

49. а) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.

б) Мое самоуважение не зависит от моих достижений

50. а) Большинство людей привыкли действовать по «линии наименьшего сопротивления».

б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны.

51. а) Узкая специализация необходима для настоящего ученого.

б) Углубление в узкую специализацию делаетчеловекаограниченным.

52. а) Очень важно, есть ли у человека в жизнирадость познания и творчества.

б) В жизни очень важно приносить пользу людям

53. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах. б) Я не люблю споров.

54. а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами в астрологическими прогнозами.

б) Подобные вещи меня не интересуют.

55. а) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи.

б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания.

56. а) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлениями.

б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным

57. а) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания контролировать чувства.

б) Главное назначение воли — подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека.

58. а) Я не стесняюсь своих слабостей перед другими.

б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

59. а) Человеку свойственно стремиться к новому.

б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости.

60. а) Я думаю, что неверно выражение "век живи – век учись".

б) Выражение "век живи — век учись" я считаю правильным.

61. а) Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве.

б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.

62. а) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен.

б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.

63. а) Меня огорчает, что значительная часть жизни про­ходит впустую.

б) Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую.

64. а) Одаренному человеку непростительно пренебре­гать своим долгом.

б) Талант и способности значат больше, чем долг.

65. а) Мне хорошо удается манипулировать людьми.

б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.

66. а) Я стараюсь избегать огорчений.

б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с воз­можными огорчениями.

67. а) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться.

б) Существует множество ситуаций, где я могу позво­лить себе дурачиться.

68. а) Критика в мой адрес снижает мою самооценку.

б) Критика практически не влияет на мою самооценку.

69. а) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли.

б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

70. а) Выбирая для себя занятие, человек должен учиты­вать его общественную значимость.

б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.

71. а) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области.

б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны.

72. а) Пожалуй, я могу сказать, что живу ощущением счастья.

б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.

73. а) Я думаю, что люди должны анализировать свою жизнь.

б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

74. а) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется.

б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков.

75. а) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

б) Я думаю, что у человека мало шансов прожитьсвоюжизнь, как хотелось бы.

76. а) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью добрый он или злой.

б) Обычно оценить человека очень легко.

77 а) Для творчества нужно очень много свободного времени.

б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества.

78. а) Обычно мне легко убедить собеседника своей правоте.

б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.

79. а) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко.

б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации

80. а) Я считаю себя творцом своего будущего.

б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.

81. а) Выражение "добро должно быть с кулаками» я считаю правильным.

б) Вряд ли верно выражение "добро должно быть кулаками".

82. а) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.

83. а) Иногда я боюсь быть самим собой.

б) Я никогда не боюсь быть самим собой.

84. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприят­ностях.

б) Время от времени я склонен возвращаться к воспо­минаниям о прошлых неудачах.

85. а) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто зна­чительное.

б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное.

86. а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.

87. а) Я стараюсь не быть "белой вороной".

б) Я позволяю себе быть "белой вороной".

88. а) В доверительной беседе люди обычно искренни.

б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.

89. а) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства.

б) Я никогда этого не стыжусь.

90. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, что­бы они это оценили.

б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю.

91. а) Я проявляю свое расположение к человеку незави­симо от того, взаимно ли оно.

б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно.

92. а) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять свое недовольство другими.

б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство.

93. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе.

б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку.

94. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства.

б) Думаю, что в открытом выражении чувств есть элемент несдержанности.

95. а) Я уверен в себе. б) Не могу сказать, что я уверен в себе.

96. а) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих отношений.

б) Достижение счастья — главная цель человеческих отношений.

97. а) Меня любят, потому что я этого заслуживаю

б) Меня любят, потому что я сам способен любить.

98. а) Неразделенная любовь способна сделать жизнь человека невыносимой.

б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни.

99. а) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному.

б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновна невнимательность собеседника.

100. а) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление.

б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле.

 

 


опросник т. лири “диагностика межличностных отношений” (дмо) адаптация Л.Н. собчик1

Цель: изучение когнитивного компонента самосознания.

Описание методики

Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, автор которой является последователем идей Салливэна. Теоретиче­ский подход Г. С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его пер­сонификация, то есть формирующая личность идентификация со «значи­мыми другими». В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осоз­нанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентифика­ции. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуа­лизированном в процессе взаимодействия с окружающими, американ­ский психолог Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих или 16-ти более дробных (не оправдавших себя на практике) вариантов межличностного взаимодействия.

Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, их количество составляет 128.

Тест был задуман как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования с помощью ММР1. В период работы над созданием адаптированного отечественного варианта теста была обна­ружена достоверная связь между типами интерперсонального поведе­ния, выделенными Лири, и определенными индивидуально-личностны­ми паттернами, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками.

В связи с этим правомерно считать метод ДМО вариан­том опросника, рассчитанного на субъективную самооценку испытуемо­го и оценку им значимых других.

Факторы метода интерперсональной диагно­стики обнаружили высокую корреляционную связь с ведущими типоло­гическими тенденциями. Сопоставление восьми октантов метода ДМО (каждый из которых выявляет определенный стиль межличностного взаимодействия индивида с окружающей средой) с системой координат, отражающей структуру индивидуально-личностной типологии, показало достоверность их сопряженности (г = 0,73).

 

1 Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб., 2002. С. 47 – 58.


Кроме того, данные, полученные с помощью метода ДМО, позволи­ли по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самокон­троля личности, а также значительно обогатили социально-психологиче­ское исследование малых групп, о чем будет подробно рассказано ниже.

Метод диагностики межличностных отношений отличается от ориги­нальной методики Т. Лири в основном интерпретационным подходом. Также была проведена работа по адаптации вербального стимульного материала методики. Разработан более удобный и быстрый способ реги­страции и подсчета данных, кроме того, значительно расширена сфера применения теста в контексте социометрического исследования.

Первые публикации по применению метода интерперсональной ди­агностики и его адаптированного варианта в нашей стране относятся к 1972 г была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах (Собчик Л. Н., 1972, 1974).

 

Процедура проведения опроса и обработки результатов

Опросник содержит 128 лаконичных характеристик, по которым ис­пытуемый сперва оценивает свое актуальное «Я» на момент обследова­ния. Каждая из этих характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрена специальная сет­ка — регистрационный лист, на котором номера от 1 до 128 размещены таким образом, чтобы дальнейший подсчет баллов по каждо­му из восьми октантов был максимально упрощен. Оценив себя по пунктам опросника, испытуемый должен на сетке зачеркнуть крестом номера, соответствующие тем чертам, которые он у себя обнаружил, оставляя незачеркнутыми остальные номера, соответствующие отсутст­вующим у испытуемого свойствам.

После того как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистра­ционного листа, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется Ключ, с помо­щью которого выделяются блоки по 16 номеров в каждом, формирую­щие 8 октантов.

I октант: вопросы 1 – 4, 33 – 36, 65 - 68, 97 – 100;

II октант: вопросы 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104;

III октант: вопросы 9 –12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108;

IV октант: вопросы 13 – 16, 45 –48, 77 – 80, 109 – 112;

V октант: вопросы 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 –116;

VI октант: вопросы 21 – 24, 53 –56, 85 –88, 117 –120;

VII октант: вопросы 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124;

VIII октант: вопросы 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

Количество зачеркнутых испытуемым номеров в каждом блоке вносится в таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант стиля межлично­стного поведения. Варианты эти таковы.

I. Властный-лидирующий. Умеренные показатели (до 8 баллов включительно) отражают уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя. При более высо­ких баллах (до 12 баллов) — нетерпимость к критике, переоценку.собственных возможностей, при баллах выше 12 — дидактический стиль высказываний, императивную потребность командовать другими, черты деспотизма.

II. Независимый-доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умерен­ных показателях в пределах 8-ми баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окру­жающими (9-12 баллов), с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе — выше 12.

III. Прямолинейный-агрессивный. В зависимости от степени выра­женности показателей этот октант отражает искренность, непосредствен­ность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).

IV. Недоверчивый-скептический. Для этого стиля межличностного поведения характерны реалистичность базы суждений и поступков, скеп­тицизм и неконформность (до 8 баллов), которые перерастают в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выражен­ной склонностью к критицизму, с недовольством другими и подозритель­ностью (при показателях 12-16 баллов).

V. Покорный-застенчивый. Отражает такие особенности межлич­ностного поведения как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких показателях — полная покор­ность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

VI. Зависимый-послушный. При умеренных показателях — по­требность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их призна­нии. При высоких показателях — сверхконформность, полная зависи­мость от мнения окружающих.

VII. Сотрудничающий-конвенциальный. Выявляет стиль межлич­ностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному со­трудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность степени выраженности данного стиля про­является компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением под­черкнуть свою причастность к интересам большинства.

VIII. Ответственный-великодушный. Этот вариант межличностно­го поведения проявляется выраженной готовностью помогать окружаю­щим, развитым чувством ответственности (до 8 баллов). Высокие баллы свидетельствуют о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоци­альности установок, подчеркнутом альтруизме.

Количественные показатели по каждому из октантов — от 0 до 16 — откладываются на соответствующей номеру октанта ординате, каждая из которых размечена дугами; расстояние между дугами равно четырем единицам (то есть, дуги пересекают ординаты в точках, соответствующих 4, 8, 12 и 16 баллам). На уровне, соответствующем полученным баллам по каждому октанту, проводится дуга. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того, как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается не­кое подобие «веера». Максимально заштрихованные ок­танты (то есть те, по которым баллы оказались высокими) соответству­ют преобладающему стилю поведения данного индивида в межличност­ных отношениях. Характеристики, не выходящиеза пределы 8-ми бал­лов, свойственны гармоничным личностям.

Показатели, превышающие 8 баллов (до 12), свидетельствуют об ак­центуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о выраженных трудностях социальной адап­тации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть резуль­татом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в пла­не их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.

Первые четыре типа межличностных отношений — I, II, III и IV — характеризуются преобладанием неконформных тенденций, из них III, IV — склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям, а I и II— большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собст­венной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Другие четыре октанта — V, VI, VII и VIII — дают противоположную картину: подчиняемость, неуверенность в себе и конформность (V и VI), склон­ность к компромиссам, конгруэнтность и ответственность в контактах с окружающими (VII и VIII).

Интерпретация данных ДМО в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степе­ни — на абсолютные величины. Приведенные ниже формулы, по мне­нию Т. Лири, позволяют вычислить индекс доминантности (вектор V):

V == I - V + 0,7 [(II + VIII) - (VI + IV)]

и индекс доброжелательности (вектор G):

G== VII- III + 0,7 [(VIII + VII) - (IV + II)].

Результат, отклоняющийся от 1.0 как в положительную, так и в отрица­тельную сторону выявляет преобладающие тенденции. Однако приме­нение формул обедняет интерпретацию отдельного исследования. Наш опыт показывает, что они более информативны при обобщении данных многочисленных исследований.

Инструкция: “Перед вами опро<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.