Сравнительно-сопоставительный анализ классификации акцентуированной личности (по К. Леонгарду) и классификации акцентуаций характера (по А. Е. Личко) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Сравнительно-сопоставительный анализ классификации акцентуированной личности (по К. Леонгарду) и классификации акцентуаций характера (по А. Е. Личко)

2017-11-16 1183
Сравнительно-сопоставительный анализ классификации акцентуированной личности (по К. Леонгарду) и классификации акцентуаций характера (по А. Е. Личко) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тип акцентуаций по К. Леонгарду Соответствие типов, по А. Е. Личко, классификации К. Леонгарда (по мнению А. Е. Личко) Анализ соответствия двух классификаций
Демонстративный   Истероидный   Истероидный  
Педантичный     Психастенический     Нет прямого соответ­ствия. Частично пси­хастенический и сенситивный. Не основ­ные элементы эпилептоидного.
Застревающий       Соответствия нет. Частично эпилепто- идный
Возбудимый   Эпилептоидный   Эпилептоидный (не полное соответствие)
Гипертимический   Гипертимный   Гипертимный  
Дистимический –––––   –––––  
Циклотимический     Циклоидный     Циклоидный. Частично лабильный  
Экзальтированный     Лабильный   Нет прямого соответ­ствия. Частично ла­бильный
Эмотивный   Лабильный   Не прямое соответст­вие — лабильный и сенситивный
Тевожныи   Сенситивный   Не прямое соответст­вие — сенситивный и психастенический  

 

 


Психодиагностический тест (ПДТ)

В. Мельникова, Л. Ямпольского1

Разработан Мельниковым В.М., Л. Т. Ямпольским. Данная методика представляет собой многомерный инструментарий, основанный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого и предназначен для изучения структуры личности в границах определенных факторов.

Описание. Методика относится к опросным методам исследования, со­стоит из 174 пунктов в виде утверждений типа: "Кое-кто на­строен против меня", "Я человек твердых убеждений и др.

Пункты опросника сгруппированы в 14 шкал.

Шкалы нижнего уровня, их 10, описывают: невротизм, психотизм, депрессию, со­вестливость, эстетическую впечатлительность, женственность, расторможенность, общую активность, робость (стеснительность), об­щительность.

Шкалы верхнего уровня характеризуют: психическую неурав­новешенность (группируются на базе 1, 2 и 3 шкал нижнего уров­ня), асоциальность (4 и 5 шкалы), интроверсию (6, 7 и 8 шкалы) и сензитивность (9 и 10 шкалы).

 

Краткая характеристика шкал теста

А. Шкалы нижнего уровня

1. Невротизм. Предназначена для измерения уровня невротизации. Содержательно фактор "невротизм" близок к понятию астенической личности в пограничной психиатрии и фиксирует уровень тревожности, возбудимости, впечатлительности, эмоцио­нальной зрелости. К характеристикам астенического типа подрост­ка относят: неуверенность в себе, нерешительность, неспособность преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебани­ям настроения. (В. В. Ковалев, 1979).

2. Психотизм. Шкала предназначена для измерения степени психи­ческой адекватности личности. Данная шкала фиксирует аутичность личности, которая характеризуется своеобразной отчужден­ностью от среды, замкнутостью, недоступностью для общения с другими. Психотическая личность находится в постоянном внут­реннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Такое хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т.п.

 

1 Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А., Аладьин А.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Мн., 1992. С. 24.


3. Депрессия. Шкала предназначена для измерения глубины субъективных переживаний, возникающих при снижении домини­рующего фона настроения. Под депрессией М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев понимают "угнетенное состояние, вызываемое тягостными событиями и переживаниями".

Содержательные утверждения, собранные в шкале "депрес­сия", отражают самооценку доминирующего фона настроения, идеи самообвинения субъективных трудностей в организации деятельности, низкой фрустрационной толерантности.

4. Совестливость. Предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Шкала фиксирует чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов.

5. Расторможенность. Измеряет степень сдержанности, со-циализированности поведения. Шкала фиксирует уровень соци­альной конфликтности, самоконтроль, импульсивность.

6. Общая активность. Предназначена для измерения общего уровня активности, энергичности и астеничности личности. Шка­лы аналогичного содержания имеются в большинстве тестов для исследования темперамента. Диагностирует лидерские способнос­ти подростков, поскольку высокая активность, как правило, сопро­вождается умением сплотить коллектив, правильно распределить обязанности. Таких людей хорошо слушаются, им подчиняются, с их требованиями считаются.

7. Робость, стеснительность. Предназначена для измерения робости, стеснительности, скованности в интерперсональных от­ношениях. Шкала фиксирует такие биполярные качества личнос­ти, как решительность — пассивность, уверенность — неуверенность, смелость — робость в межличностных отношениях. Данный фактор положительно коррелирует с успешностью выполнения дел, требующих тщательности, аккуратности, исполнительности, и от­рицательно — с деятельностью, требующей организаторских спо­собностей.

8. Общительность. Данная шкала направлена на измерение широты и интенсивности общения. Наши эксперименты зафикси­ровали положительную корреляционную связь между этой шкалой и социометрическим статусом в учебных группах ПТУ и школьных классах и отрицательную — в группах спец. ПТУ. Данный фактор измеряет богатство и яркость эмоциональных проявлений, естест­венность и непринужденность поведения, готовность к сотрудни­честву, чуткость отношения к людям.

9. Эстетическая впечатлительность. Шкала измеряет чувствительность к эстетическим и художественным ценностям. Вероятно, отмечает Л. Т. Ямпольский, — этот фактор может быть соотнесен с представлениями И. П. Павлова о "художественном" и "мыслительном" типах человеческой личности. В этом случае область высоких значений фактора будет соответствовать худо­жественному типу с чувственным, конкретно-образным мышле­нием, с выраженным восприятием действительности, а область низких значений — мыслительному типу с относительным пре­обладанием второй сигнальной системы, характеризующейся ги­пертрофией абстрактного мышления.

10. Женственность. Измеряет степень идентификации испы­туемого с женской ролью, предписываемой культурой и обществом. Шкала фиксирует склонность к волнениям, к самооценке и само­анализу, скромность в поведении, погруженность в личные проб­лемы. Однако фиксация погруженности в личные проблемы и переживания не несет невротической и инфантильной природы.

Б. Шкалы верхнего уровня

11. Психическая неуравновешенность. Предназначена для интегральной оценки психической устойчивости. Оценка по этой шкале является обобщением оценок по трем шкалам нижнего уров­ня: невротизм, психотизм, депрессия. Фактор "психическая неурав­новешенность" указывает на уровень дезадаптации, тревожности, потерю контроля над влечениями, оценивает уровень психической устойчивости и, как следствие, ровность, стабильность, последо­вательность и целенаправленность поведения.

12. Асоциальность. Оценивает социальную приспособлен­ность. Шкала сформировалась из вопросов двух шкал третьего уровня — "совестливость" и "расторможенность". Данная шкала была подвергнута экспертной проверке. Эксперты-учителя в школе, педагоги и мастера в профтехучилищах ранжировали учащихся по следующим признакам: дисциплинированность", "степень идентификации с социальными нормами", "совестливость". Ста­тический анализ (ранговая корреляция) зафиксировал тесную связь между результатами тестирования и оценками экспертов, что по­зволяет не согласиться с некоторыми утверждениями о том, что фактор "асоциальность" фактически не что иное, как шкала "лжи", особенно легко фальсифицируемая испытуемыми в ситуациях экс­пертизы. Можно предположить правомерность такого допущения для взрослой выборки (лицам старше 20 лет), а не для подрост­кового и юношеского возраста. Фактор "асоциальность" описывает "социопатическую личность", характеризующуюся трудностями социальной адаптации, негативным отношением к социальным требованиям, повторяющимися и труднокорригируемыми асо­циальными реакциями.

13. Интроверсия. Шкала измеряет степень социальной кон­тактности личности. Аналогичные по содержанию факторы имеют­ся в моделях личности Г. Айзенка и Р. Б. Кэттелла. В настоящем опроснике оценка по шкале "интроверсия" получена путем обоб­щения трех шкал нижнего уровня: "общая активность", "робость" и "общительность". Фактор "интроверсия" измеряет уровень актив­ности личности в коллективе, степень включенности в общест­венные виды деятельности.

14. Сензитивность. Шкала предназначена для измерения тонкости эмоциональных переживаний. Она является шкалой, обобщающей информацию от шкал нижнего уровня: "эстетической впечатлительности" и "женственности". Данная шкала фиксирует чувствительность, ранимость, артистичность, художественное вос­приятие окружающего, учтивость, вежливость, деликатность, эмо­циональную зрелость. Диагностирует широту интересов и духов­ные ценности.

Таким образом, все четыре фактора верхнего уровня выступа­ют как "воедино связанная совокупность внутренних условий", мо­дифицирующих социальное поведение индивида, т. е. реакция подростка на социальную ситуацию микросоциального окружения зависит от степени выраженности анализируемых черт личности.

Предъявление методики. Перед началом исследования испы­туемым (количество которых при групповом тестировании не должно превышать 25—30 человек) предоставляется возможность ознакомиться с текстом инструкции, самого опросника и бланка ответов (Приложение 2). Психолог должен ответить на все вопросы испытуемых, касающиеся процедуры обследования.

Обработка результатов. Обработка результатов производится с помощью ключей. Ответу, совпадающему с ключом, присваи­вается 1 "сырой" балл.

 

Ключ методики ПДТ

 

Название шкалы Группирование ответов по шкалам Максималь-ный балл
Шкалы верхнего уровня
1.1 Невротизм Верно: 2,3,4,31,32,33,34,61,32,91,92, 94,121,122,123,124,151,152,153,154,155 Неверно: 1,63,64,93  
1.2 Психотизм Верно: 5,6,7,8,36,37,38,65,66,67,68,95,96,97,98,125,126,127,128, 156,157,158,159 Неверно: 35  
1.3 Депрессия Верно: 9,10,12,39,40,41,42,69,70,71,7299,100,101,102,103,131,132, 133,160,162,163 Неверно: 11,161  
1.4 Совестливость Верно: 13,14,15,43,44,45,73,74,75,104,105,134,135,164,165  
1.5 Расторможенность Верно: 16,17,46,47,76,106,107,108,136,137,166,168 Неверно: 77,138,167  
1.6 Общая активность Верно: 18,19,48,50,78,79,80,108,109, 110,139,140,169170 Неверно: 49      
1.7 Робость Верно: 20,21,22,51,52,81,82,101,141, 142,143 Неверно: 53,83,111,113  
1.8 Общительность Верно: 23,24,25,53,54,84,85,86,114, Неверно: 55,115,116,144,146  
1.9 Эстетическая впечатли- тельность Верно: 26,28,56,57,58,87,88,89,117, 118,147,148,149 Неверно: 27,119  
1.10 Женственность Верно: 29,30,59,60,89,90,120,149,150 Неверно: 119  
Шкалы нижнего уровня
2.1 Психическая неуравновешен-ность Верно: 2,4,10,11,32,39,41,69,71,99,121124,151,153,154,155,162,173 Неверно: 161  
2.2 Асоциальность Верно: 16,17,106,107,166 Неверно: 13,15,43,44,45,73,77,136,165,  
2.3 Интроверсия Верно: 21,22,51,52,81,82,112,115,141,142,143 Неверно: 24,25,53,83,84,111,113,114,172  
2.4 Сензитивность Верно: 26,28,29,56,88,89,117,118,120,147,150,171 Неверно: 27,58,119  

 

Полученные "сырые" баллы преобразовываются в стандарт­ную форму путем перевода исходных тестовых оценок в 10-балль­ную равноинтервальную шкалу методом Р. Кэттелла (Приложе­ние 3). В таблице 1, в частности, приведены нормативные оценки, полученные в результате тестирования подростков 15—17 лет (объем выборки 1315 человек — школьников, учащихся ПТУ и спец. ПТУ).

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.