Разделы психологии и её взаимосвязь с другимии науками — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Разделы психологии и её взаимосвязь с другимии науками

2017-11-16 183
Разделы психологии и её взаимосвязь с другимии науками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

Психология – наука о психике, психической жизни и психической деятельности.

Психика - это субъективный образ объективного мира по словам В. Ленина.

Она существует от зачатия до смерти. Психология нужна, чтобы понять поведение других людей и с др.стороны, чтобы понимать себя.

Свойства психики:

- вторичность (по отношению к первичному материальному миру)

- субъективность (означает, что псих.образ идеален, сущ.только в сознании)

- субъектность (псих.образ принадлежит субъекту, личности)

- активность (психика – это не только образ, как картинка, но и активность, внутренняя деятельность по построению этого образа)

- пристрастность (подчеркивает обязательность в образе личных переживаний)

Психология – единственная наука, изучающая внутренний субъективный мир.

Объектом изучения психологии является человек и его психика, а предмет изучения психологии – психические свойства (характер, темперамент), псих.процессы (память, мышление, воображение, ощущение, восприятие) и псих.состояния (эмоции).

Задачи психологии:

- обнаружение фактов и максимально подробное их описание

-установление законов и закономерностей относительно обнаруженных фактов

- выявление механизмов реализации установленного закона

- практическое использование и внедрение результатов

 

РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИИ НАУКАМИ

Разделы психологии.

- общая психология (психика в максимально обобщенном смысле)

- социальная психология (взаимодействие индивида в группе и группы в целом)

- возрастная психология (исследует психику человека от зачатия до смерти)

- психология труда (изучает психику в условиях многообразной трудовой деятельности: психология управления, юридическая психология,

- психолингвистика – изучение речи,

- дифференциальная психология – всевозможные различия в психике людей,

- психофизиология,

- зоопсихология – психика животных,

- клиническая психология (патопсихология)

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.

Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов. Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновления устанавливается, гарантировало развитие способностей субъекта продуктивной интелектуальнои деятельности. Продуктивный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что создаются условия дляопережение реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитание. Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии с литературой, языкознания, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Психологические методы

Эмпирические методы психологии.

- наблюдение (целенаправленное восприятие и регистрация объектов), бывает включенное (человек яв-ся участником событий) и невключенное.

А также непосредственное (сами наблюдаем) и опосредованное.

Это метод, который дает много фактов.

- самонаблюдение (интроспекция)

- эксперимент (человек вмешивается в нее и создает взаимодействие ее в различных условиях)

- тест (краткое испытание, ограниченное временем).виды: личностные (наличие или отсутствие каких-то качеств), проективные (нарисовать что-нибудь), интеллекта, профессиональные (это все что может дать результат знаний, умений и навыков),

- опрос (устные – беседа, письменные – анкетирование),

- биографический метод,

- анализ продуктов деятельности

 

СОЗНАНИЕ

Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание - это результат творческого синтеза основных процессов психики:

- процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)

- активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.

Личность всегда характеризуется определенными психологическими особенностями.
К ним относятся потребности, интересы, идеалы и мировоззрение, политические убеждения, физические и умственные способности человека, его темперамент и характер. Психологические особенности личности исторически обусловлены. Они получили свое развитие в процессе общественно-трудовой деятельности и потому выражают общественную сущность человека, характеризуют те его черты, которые развились у человека, как члена общества; их нельзя рассматривать как продукт биологического развития человека.

Человек – принадлежность к биологическому.

Индивид подчеркивает биологическое начало в человеке.

Личность подчеркивает социальное в человеке. Личность – это человек живущий в обществе и общающийся с другими людьми с помощью языка. Индивидуальность подчеркивает различия одной личности от другой.

 

Отечественный подход.

Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие "личность". Вначале остановимся подробнее на взглядах отечественных психологов. Довольно подробный анализ черт психологической структуры личности дает Б.Г. Ананьев, особо выделяя при этом работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова, отмечая, что расхождения их"в толковании понятия структуры личности весьма характерны для современного состояния проблемы".

А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как:

- темперамент (структура природных свойств);

- направленности (система потребностей, интересов и идеалов);

- способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих"устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к бездействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности."Кроме того, он полагает, что"структура психической жизни личности"образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

В отличие от него, В.Н. Мясищев придерживался двупланового строения и функционирования психики – потенциального и процессуального. К потенциальному он относил такие качественные особенности личности: ум, талант, характер, способности; к процессам – деятельность, мышление переживание, причем их функционирование является всегда диалектическим единством, при котором"о потенциале можно судить по его реализации в процессе, сам же процесс внутренне определяется характером потенциала". В соответствии с его концепцией, единство личности характеризуется направленностью (доминирующими отношениями к тем или иным объектам), психическим уровнем развития, динамикой реакций личности (темперамент) и структурой личности, к которой относятся"...пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называется характером личности." Т.о., по словам Б.Г. Ананьева, с точки зрения В.Н. Мясищева структура личности"есть лишь одно из определений ее единства и целостности, то есть более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности."

Зарубежные теории. Богатая палитра взглядов на проблему "личности" и ее "структуры" в зарубежной психологии также исследовалась многими... Ограничимся кратким обзором только наиболее ярких представителей, интересных непосредственно для нашего исследования.

Так, например, взгляды видногоамериканского психолога Г. Мерфи (Murphy), представителябиосоциального подхода,подробноанализировал В.Н. Мясищев.

Кбиологическим составляющимличности Г. Мерфи относит:

-физиологические предрасположения,возникающие из наследственных и эмбриональных предрасположенностей;

-канализацию энергии как процесс,благодаря которому мотив или концентрация энергии находит путь к разрядке в поведении;

-условно-рефлекторные ответы,представляющие собой связи между внутренними условиями тканей и специфическими формами поведения;

-познавательныеилиперспективные навыкикак продукты двух предыдущих компонентов.

Ксоциальным составляющимон относит воздействующие на личность:

-систему сигналов,"обусловливающую" поведение;

-предписания и запреты,содействующие формированию личности;

-награды и наказания;

-нормы данного общества,которые организуют процессы восприятия и познания.

В теории З. Фрейдався человеческая психика делится насознательное, предсознательное и бессознательное. При этом структура личности состоит из трех систем –"Оно" (Id), "Я" (Ego) и "Сверх Я" (Super-Ego).Поскольку данная структура широко известна, мы не будем останавливаться на ней подробно. Напомним только, что аналогичные названия, используемые в соционике для обозначения отдельных функций в модели А обладают абсолютно иной семантикой.

Что же касается К.Г. Юнга,то, по словам Д.Я. Райгородского (см. Предисловие к двухтомной хрестоматии по психологии личности), понимание им феномена "личность""...столь многоаспектно, что невозможно в рамках предисловия, даже пунктирно наметить его концепцию, суть и смысл которой щедро "рассыпаны" в 20-ти томах его собрания сочинений."

Не останавливаясь на описании его тории психологических типов, которая, как известно, легла в основу соционики, отметим только попытку К.Г. Юнга построить графическую модель психики.

ПОТРЕБНОСТИ

Потре́бность — субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит.

- вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида,социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти.

Различают потребности:

по сферам деятельности:потребности труда, познания, общения, отдыха

по объекту потребностей:материальные, духовные, этические, эстетические и др.

по значимости:доминирующие/второстепенные, центральные/периферические

по временной устойчивости:устойчивые, ситуативные

по функциональной роли:естественные, обусловленные культурой

по субъекту потребностей:групповые, индивидуальные, коллективные, общественные

9)МОТИВАЦИЯ (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Свойства:

- предметность (потребность есть всегда в чем-то конкретном

- всегда осознана

- конкретна

- способоность к удовлетворению и последующему производству

- иерархичность

Потребности по маслоу: внизу физиологические потребности (писча, сон), затем потребности безопасности (жилище и соц-полит условия безопасного существования), затем общение, потом любовь, призание и уважение и последнее – это самоактуализация.

Направленность – мотивация, побуждения себя и других к определенной деятельности

Мотивировка – как человек объясняет причины своего действия

Функция мотива

- побудительная (побуждает к действию)

- направляющая (направляет, поддерживает)

- смыслообразующая

Мотив отвечает на вопрос «почему?», а смысл на «зачем?»

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

10) САМОСОЗНАНИЕ — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов,переживаний, действий.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

§ Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

§ К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

§ К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

§ Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

§ Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

§ Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

§ Оценка результатов своей деятельности.

Функции самосознания

§ Самопознание — получение информации о себе.

§ Эмоционально-ценностное отношение к себе.

§ Саморегуляция поведения.

Структуры самосознания:

1. По Уильяму Джеймсу:

*Чистое Я (осознание человеком себя в пространственно-временном континууме)

*Эмпирическое

**Материальное Я (всё то, что человек может назвать своим)

**Социальное Я (социальные роли, которые человек играет)

**Духовное Я (наши способности, совокупность того, что человек должен преобразовать)

2. Концепция Мухиной Валерии Сергеевны:

*Имя собственное

*Притязание на признание

*Половая идентификация

*Социальное время

*Социальное пространство (соц.взаимодействие)

3. Собирательная концепция самосознания:

*Когнитивный компонент (все представления человека о нем самом, т.е. это самосознание)

*Эмоционально-ценностный компонент (самооценка. Уровни: высокий, средний, низкий. Адекватная, неадекватная. Источники: другие люди(внешняя референция) и сам человек(внутр. референция). самоотношение)

*Поведенческий компонент (в нем включаются защитные механизмы психики с целью повысить или корректировать самооценку)

- Ложная уникальность (когда человеку кажется, что все достоинства есть только у него, а не у других)

- Ложный консенсус (позволяет считать, что все мои недостатки есть у других)

Труд, как вид деятельности.

Труд - это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов - материальных или идеальных.

Основные характеристики труда:

· Это целенаправленная деятельность.

· Труд носит предметный характер

· Труд носит орудийный характер

· Труд (как деятельность) материализуется в предмете труда.

· Труд носит общественный характер.

СПОСОБНОСТИ

Способности - это индивидуальные особенности личности, в результате которых при одном и том уровне знаний, умений и навыков одно дело у человека получается лучше другого.

Другое, более общее значение слова способность - осознанная возможность осуществить некоторое интеллектуальное или физическое действие.

Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности.

"У него способности к музыке, а не к математике". "Он не сможет освоить этот элемент, у него нет к этому способностей".

Виды способностей

Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.

Выделяют следующие виды способностей:

1. учебные и творческие

2. умственные и специальные

3. математические

4. конструктивно-технические

5. музыкальные

6. литературные

7. художественно- изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ

- это система динамических показателей психики, это биолог фундамент личности.

Сангвиник – обозначает кровь. Активные, подвижны. Сангвиник - живой и подвижный человек с богатыми и быстро сменяющими эмоциями (чаще позитивного круга), выразительной мимикой и быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него Более уравновешенный, чем холерик, не такой активный, не такой взрывной, более вдумчивый и рассчетливый. Например Кот Матроскин из Простоквашино. Обычно позитивен и довольно легко примиряется со своими неудачами и неприятностями. Сангвиник очень продуктивен в работе, особенно когда ему интересно. Если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик – холе – желчь. Нервные, эмоциональная неустойчивость. Самый живой, горячий, страстный, импульсивный и порывистый, быстро и ярко реагирующий. Холерик эмоционален, легко заводится, легко разводится и на смех и на слезы: неуравновешен. Холерик - вечный двигатель, непоседа, ему все время что-то где-то надо: куда-то спешить, чем-то заниматься.

Флегматик – спокойствие, медлительность, низкая переключаемость внимания, фегма – слизь. Флегматик невозмутим, непрошибаемо спокойный, даже ленивый, взрывов эмоций у него нет, эмоциональный фон спокойный, ровный, одинаковый. Внешне скуп на проявление эмоций и чувств, вывести из себя флегматика трудно. Флегматики медлительны и не блещут энергетикой, в отличие от холериков или хотя бы сангвиников. При этом флегматик - стабилен. Имеет устойчивые стремления и настроение, проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Меланхолик – черная желчь. Меланхолик малоактивен, астеничен, скорее тихий, склоннен к депрессиям и грусти, тоскует по чему-то своему. Слабая воля. Чаще печально улыбается, нежели смеется. Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, скорее интроверт, нежели экстраверт. Пьеро - образцовый меланхолик.

Экстраверт – открыт для общения. Экстраверт - это человек, обращенный вовне, открытый миру, направленный к людям. Один из признаков, по которому внешне можно отличить экстраверта от интроверта - взгляд, который смотрит прямо на собеседника, а не мимо и не в себя.

Интраверт – скрытный. Интроверт - человек, обращенный вовнутрь себя и интересующийся в первую очередь своим внутренним миром. Как правило, интровертами не рождаются, интровертами - становятся.

И все это по шкале Юнга.

Типы:

- астенический (высокий худой)

- атлетический тип (качок)

- китнический

Свойства нерв сист Зодиак темперамент
сила + (-)-> меланхолик
уравновешенность + (-)-> холерик
подвижность + (-)-> Флегматик

Если все +, то сангвиник;)

ХАРАКТЕР

Характер – совокупность устойчивых черт личности, проявляющихся в поведении и деятельности. Характер в соответствии с темпераментом меняется.

Группы черт характера:

- нравственные (честность и лживость)

- коммуникативность

- практичность (исполнительность)

- отношение к себе (чувство собственного достоинства, комплекс неполноценности)

- отношение к вещам (аккуратность, бережливость)

Основу характера составляют динамики, воля и привычки.

Динамика - это рисунок действий, прочерченный непроизвольной ситуативной мотивацией. Как отреагирует человек в ситуации нападения: растеряется и заплачет? Драпанет что есть мочи? Пойдет навстречу обидчику? В зависимости от сработавшей в человеке динамики люди по-разному определят его характер: "боец", "трус", "баба"...

Воля - способность собирать силы, чтобы добиваться своих целей. Человек волевой - человек с характером. Человек безвольный и человек бесхарактерный - практически синонимы.

Привычки - сложившиеся со временем шаблоны поведения, окостеневшие повороты живого характера. "Посеешь привычку - пожнешь характер"

ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятиесубъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Способность ощущения – это единственное явление организма, посредством которого внешний мир проникает в человеческое сознание.

Выделяют следующие основания классификации ощущений:

По расположению рецепторов: Экстероцептивные, Интероцептивные, Проприоцептивные

По ведущему анализатору: Сенсорные ощущения

По взаимодействию рецепторов с раздражителями: Контактные (зрение, слух, обоняние), Дистантные (вкус, тактильные ощущения, боль, температурные ощущения, вибрационные и кинестетические ощущения).

Ощущения делятся на:

- зрительные

- слуховые

- обонятельные

- вибрационные

- вкусовые

- кожные

- статистические (ощ. равновесия)

- интерацептивные (органические)

Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Свойства восприятия

· Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.

· Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

· Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

· Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.

· Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

· Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.

Факторы восприятия:

Внешние:

· Размер

· Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)

· Контрастность (противоречие с окружением)

· Движение

· Повторяемость

· Новизна и узнаваемость

Внутренние - Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту.

17) ВНИМАНИЕ — психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Или направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

Внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает внимание.

В психологии принято выделять следующие критерии внимания:

1. внешние реакции — моторные и вегетативные реакции, обеспечивающие условия для лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты;

2. сосредоточенность на выполнении определенной деятельности — состояние поглощенности субъекта предметом деятельности, отвлечения от побочных, не относящихся к нему условий и объектов;

3. увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности;

4. избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании на ограниченный круг внешних стимулов;

5. ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания.

18) ПАМЯТЬ — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию

§ по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

§ по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

§ по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

§ по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

§ по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

§ по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

§ по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

§ по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.[1]

Свойства памяти

§ Точность

§ Объём

§ Скорость процессов запоминания

§ Скорость процессов воспроизведения

§ Скорость процессов забывания

Процессы памяти

§ Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

§ Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

§ Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

§ Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

19) МЫШЛЕНИЕ –высшая форма познавательной деятельности человека, в которой происходит обобщенное отражение действительности, её связей и отношений. Посредством мышления человек познает мир и изменяет его. Или это

 

психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

Виды мышления

1. Теоретическое(направлено на познание)и Практическое(направлено не на познание)

2. Рациональное(аналитическое)(человек точно может объяснить свое решение) и Интуитивное(ч.не может объяснить свое решение)

3. Репродуктивное(использует стандарты и схемы для решения проблем) и Творческое(использует необычные способы решения)

Стадии развития мышления:

1. Наглядно-действенная (сущ.когда человек непосредственно воспринимает предмет и соверш. с ним опред. действия, т.е. происходит преобразование ситуации или предмета, оно формируется к3-м годам)

2. Наглядно-образная (здесь мышление опирается на образ предмета, человек воспринимает мир в образах, независимых от действия, формируется к школе – 6-7 лет)

3. Словесно-логическая (человек оперирует понятиями логическими конструкциями, форм.в подростковом возрасте, человек начинает овладевать логическими операциями:

* анализ – познать объект, разобрать его по частям

** сравнение – выделение различий

*** обобщение – объединение предметов по какому-либо признаку

**** абстрагирование – вычленение одного существенного признака объекта и отделение его от других несущественных признаков

***** конкретизация – обнаружение св-в общего к конкретным вещам)

Каждая новая стадия развития не сменяет собой предыдущую, а накладывается на нее.

«основополагающие типы» мышления:

· Аутистическое мышление.

· Реалистическое мышление

· Эгоцентрическоемышление

- Репродуктивное

Базовые мыслительные операции: Анализ; Синтез; Абстракция; Обобщение.

Формы мышления: Понятие; Умозаключение; Суждение; Рассуждение.

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Воображение –это процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки прошлого опыта. Или это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.

Виды:

*активное(создание образов, которые потом реализуются) и пассивное(стимулирует человека)

*непроизвольное(образы создаются при неполной работе сознания) и произвольное(преднамеренное создание, целеустремленный поиск цели)

*воссоздающее(создание образов, которые раньше были) и творческое(создание новых образов при минимальной опоре на прошлые образы)

*реалистическое и фантастическое

*мечта – создание сильно-желаемых объектов(функции: стимулирующая и компенсирующая)

Процессы воображения:

- гиперболизация(преувеличение или приуменьшение реально сущ.объектов)

- акцентирование(подчеркивание или утрирование реально сущ.объектов и частей)

- агглютинация(создание различных св-в объектов в необычном сочетании)

Творчество - деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. Психология творчества исследует процесс, психологический механизм протекания акта творчества.

Творческий процесс имеет несколько стадий:

1. Подготовка

2. Созревание идеи.

3. Вдохновение.

4. Развитие идеи.

21) РЕЧЬ — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая).

Виды и функции речи.

Речь выполняет определенные функции:

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.