Условия успешного воспитания детей в современной семье — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Условия успешного воспитания детей в современной семье

2017-11-16 161
Условия успешного воспитания детей в современной семье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выдающийся русский педагог XIX—XX века П.Ф. Лес-гафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «предельно нормальной личностью», следую­щим образом:

• Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, ли­шенный такой атмосферы не способен уважать своих близ­ких, сограждан, Родину, делать людям добро. Вместе с тем, педагог предупреждает, что слепая, неразумная материн­ская любовь делает человека безнравственным потребите­лем или честолюбивым карьеристом.

• Наличие высоконравственного воспитателя, который учит ребенка быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше, если эту роль выпол­няет мать, но это может быть и неродной воспитатель.

• Регулярный и радостный общественно-полезный труд. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам ими­тировать ее в игре, затем включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

• Исключение так называемых прибавочных раздражи­телей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азарт­ных игр и т.д. У ребенка, привыкшего испытывать такие раздражители, не вырабатывается способность к целе­устремленной деятельности.

• Гармоническое развитие всех способностей ребенка: слу­шание сказок, музыки и песен должно сменяться физи­ческими упражнениями, подвижными играми, работой в саду. Игры со сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы - рисованием, лепкой и т.д. Это объяс­няется тем, что никто не знает, в какой области деятель­ности может проявиться особый талант ребенка.

• Соблюдение принципа постепенности и последователь­ности. По мере роста и развития ребенка задания должны становиться все более сложными и трудными. Но они должны быть посильными, иначе ребенок потеряет к ним интерес, появится лень.

• Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Взрослые, которые любят ребенка и желают ему до­бра, должны строго контролировать каждый свой шаг, что­бы не послужить примером безнравственного поведения.

С точки зрения современной педагогики, для успеш­ного воспитания в семье необходимо обратить также внимание на следующие моменты:

• Взаимоотношения между супругами, культура их обще­ния - определяют общий психологический климат семьи. Взаимодействия супругов — это модели поведения, кото­рые осознанно или неосознанно перенимаются детьми.

• Контакт глаз между родителями и детьми — очень ва­жен не только для установления хорошего взаимопонима­ния, но и для удовлетворения эмоциональной потребно­сти ребенка. Было бы большой ошибкой использовать лишь только строгий взгляд.

• Физический контакт (поцелуи, объятия, прикосно­вения, поглаживания и пр.) - является эффективным способом укрепления психологического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, установления взаимоотношений.

• Пристальное внимание, позволяющее ребенку чувство­вать себя значимой личностью. Это возможно, когда его не только замечают, но и вникают в его проблемы, страхи и опасения, разделяют с ним радость, занимаются совмест­ными делами, играми.

• Дисциплина - последовательность требований, соот­ветствие требований возрасту, соответствие наказаний проступку.

 

57. Самообразование и его роль в личностном и профессиональном развитии личности.

Самообразование – процесс самосовершенствования личности, система личностных ценностей, приемов самосовершенствования, способов и возможностей свободного выбора ответственных решений в непрерывном образовании.

М. Князева определяет следующие функции самообразования:

- экстенсивная функция: накопление, приобретение новых знаний;

- ориентировочная функция: определение себя в образовательном пространстве, культуры города, своего места в обществе;

- компенсаторная функция: преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре;

- функция саморазвития: развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей.

- методологическая функция: формирование образа мира, своего места в мире;

- коммуникативная функция: установление связей между науками, специальностями, возрастом;

- сотворческая функция: доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества;

- функция омолаживания: преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте;

- психотерапевтическая функция: сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни;

- геронтологическая функция: поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.

Формирование потребности и умений самообразования осуществляется в процессе предметного обучения и умственного воспитания учащихся и связано в первую очередь с воспитанием культуры умственного труда (умение рационально организовать режим умственной работы, правильно планировать учебный труд, четко его организовать, рациональные приемы работы с литературой, самоконтроль и самооценка и др.).

Признаками сформированности культуры самообразования являются: устойчивая потребность в самостоятельном углублении знаний; умение разрабатывать программу самообразования; сформированность способов умственных действий; рефлексивные умения и т. д.

Источниками самообразования являются все компоненты культуры общества: разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, исследовательская и др.), наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, профессиональная деятельность по основной или сопутствующим специальностям; обучение на разных курсах, хобби и другие.

Факторами, побуждающими личность к самовоспитанию выступают (по И.Ф. Харламову): требования, которые общество предъявляет к человеку, социальные идеалы, моральные образцы, которые его привлекают; притязания личности на признание своего достойного места в коллективе сверстников; создание атмосферы состязательности в учебной и внеклассной работе; положительные примеры, вызывающие стремление подражать им, развиваться в той или иной сфере жизнедеятельности; дискуссии на морально-правовые темы. Мотивами самовоспитания могут быть: стремление достичь поставленной цели; желание не отстать от других; чей-либо пример, желание стать похожим на авторитетного человека, литературного героя; притязание на признание своего достойного места в среде сверстников и другие.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.