Сущность процесса воспитания, его принципы, формы и методы. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Сущность процесса воспитания, его принципы, формы и методы.

2017-11-16 226
Сущность процесса воспитания, его принципы, формы и методы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Общие закономерности воспитания:

1. Необходимость одновременной и взаимосвязанной, т. е. комплексной, организации различных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности. (Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Существуют различные виды деятельности: игровая, учебно-познавательная, общественно-политическая, художественно-эстетическая и др.).

2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. (С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между тем, какой он есть и каким он должен быть, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой).

3. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью.

4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их роста, помогать им добиваться радости успехов.

5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.

6. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

7. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, школы, семьи и общественности.

С учетом этих закономерностей должна осуществляться как учебная работа в школе, так и воспитание у учащихся личностных качеств.

В тесной взаимосвязи с закономерностями воспитания находятся принципы воспитательного процесса. Принципы воспитательного процесса - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Рассмотрим закономерности и связанные с ними принципы воспитания.

1. Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями.

Принцип общественной направленности воспитания.

Принцип субъектности (развитие способности ребенка осознавать свое «я»).

2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов.

Принцип единства воспитательных воздействий семьи, школы, коллектива, общественных организаций

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий

3. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития.

Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании.

Принцип гуманистической направленности воспитания.

Принцип опоры на положительное в человеке.

4. Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей.

Принцип деятельностного подхода в воспитании.

Принцип стимулирования активности личности.

Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Принцип вариативности деятельности, соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.

5. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия.

Принцип сотрудничества в воспитательных взаимодействиях («скрытый» характер воспитательных воздействий).

Принцип активизации нравственно-волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу.

6. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий.

Принцип целостного подхода в воспитании Принцип единства воспитания и обучения.

Принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности.

Принцип эстетизации детской жизни.

Классификация методов воспитания:

-методы обучения и внушения;

-методы упражнений в индивидуальной и групповой деятельности;

-методы оценки и стимулирования деятельности (поведения) воспитанников.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.