Место педагогики в системе наук о человеке, общекультурное значение педагогики. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Место педагогики в системе наук о человеке, общекультурное значение педагогики.

2017-11-16 465
Место педагогики в системе наук о человеке, общекультурное значение педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая деятельность - это особый вид соци­альной деятельности, направленный на воспитание чело века, на создание условий для развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педагогическое мастерство и даже искусство, где большое значение имеют индивидуальные качества педагога, его духовность, нравственность, интеллект, характер.

Основными видами педагогической деятельности являют­ся преподавательская и воспитательная работа. П реподавание и воспитание (в узком смысле слове)- две стороны учебно-воспитательного процесса. Невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния. Точно также про­цесс воспитания невозможен без элементов обучения. Основные стороны или функции педагогической дея­тельности:

• Диагностическая — связана с изучением воспитуемых, установлением уровня их развития, воспитанности.

• Ориентационно-прогностичесая — выражается в уме­ниях педагога определять конкретные цели и задачи сво­ей деятельности, прогнозировать ее результаты.

• Конструктивно-проектировочная — обеспечивает от­бор и организацию содержания учебно-воспитательного материала, а также проектирование не только своей дея­тельности, но и воспитанников.

• Информационно-объяснительная — связана с тем, что педагог выступает как источник научной, мировоззренче­ской, нравственно- эстетической и другой информации.

• Организаторская — связана с вовлечением воспитан­ников в намеченную учебно-воспитательную работу и сти­мулированием их деятельности посредством личного обая­ния педагога, его нравственной культуры, умением уста­навливать и поддерживать доброжелательные отношения с воспитанниками, побуждать их своим примером к актив­ной деятельности.

• Аналитико-оценочная — состоит в том, что педагог ана­лизирует ход обучения и воспитания, выявляя в них поло­жительные стороны и недостатки, сравнивает результаты с намеченными ранее целями и задачами, сопоставляет свою работу с опытом коллег.

• Исследовательски-творческая — присутствует в работе каждого вдумчивого педагога в силу большого разнообра­зия и неповторимости условий обучения и воспитания, а также в силу индивидуальных особенностей личности са­мого педагога.

В истории развития общества складывались разные па­радигмы (примеры, образцы, модели) образования и воспи­тания, имеющие не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность:

• Знаниевая парадигма — ориентирует образование и воспитание, главным образом, на усвоение знаний.

• Культурологическая парадигма — в большей степени ори­ентирует не на знания, а на освоение элементов культуры обучения, поведения и общения в различных социальных условиях.

• Технократическая парадигма - связана с преоблада­нием средств над целью образования, задач над смыслом образования, техники и технологии над гуманитарными ценностями.

• Гуманистическая парадигма — высшей ценностью здесь является не техника, а человек; основывается на гумани­стических моральных нормах, предполагающих сопере­живание, соучастие и сотрудничество.

• Педагогоцентристская парадигма - рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития личности, где ведущая роль отводится педагогу.

• Детоцентристская парадигма (альтернатива педаг 0) о центристской) - ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, на развитие их индивиду альных особенностей, способностей, интересов.

Педагогические знания способствуют практической под готовке личности к выполнению различных производст­венных, общественных и государственных обязанностей. Они дают представление о содержании и формах обучения (воспитания) в различных типах учебных заведений у нас и за рубежом. Дают представление о приемах воспитатель­ного воздействия на людей при сохранении взаимопони­мания и сотрудничества.

Изучение педагогики способствует развитию умений рефлексии (анализа) своей деятельности и формированию на этой основе потребностей к саморазвитию и самовос­питанию. Оно позволяет сознательно и планомерно орга­низовать свою личную, семейную и профессиональную жизнедеятельность, развивать свои способности, добиваться успеха в жизни.

 

39. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования.

Ключевые тенденции современной социокультурной си туации, которые определяют направления развития об разования в мире:

• Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во мно­гом повторять образ жизни своих родителей, то в совре­менных урбанизированных странах наблюдается значитель­но больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заме­тен и в образах жизни, и в мировоззрении, и в личностных принципах. И это приходится учитывать при разработках образовательных систем.

• Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, вклю­чающему обыденное сознание (здравый смысл), мифо­логическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности. И это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе.

• Изменение роли науки в обществе и смена научных па­радигм. Ранее содержание познания в большей мере опре­делялось объектом и в меньшей мере средствами, техноло­гиями познавательной деятельности. В настоящее время про­цесс познания предполагает взаимосвязь знаний об объекге не только со средствами познания, но и с ценностно-целе­выми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности.

• Рзвитие информационных технологий и мировой инфор­мационной системы. Их внедрение и развитие становится решающим условием модернизации не только производ­ства, но и других сфер общественной жизни, включая образование.

• Национально-культурная регионализация на фоне про­цессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний. В со­временном белорусском обществе эта тенденция проявля­ется в следующем:

а) необходимость дальнейшего социально-культурного развития белорусской нации, более активного утвержде­ния национальных ценностей, в том числе через систему образования;

б) необходимость обретения народом Беларуси но­ной профессиональной компетенции, новой технологи­ческой и общекультурной подготовки в соответствии с гребованиямиинтеграционных процессов с Россией и Европейским сообществом;

в) необходимость формирования умений жить в усло­виях открытого, динамичного общества с рыночными от­ношениями в экономике и демократией, то есть в условиях высокой степени неопределенности, автономного сущест­вования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких, за будущее нации и госу­дарства.

 

40. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования.

Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций:

Функция воспроизводства — направлена на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей.

Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом.

На практике эти функции всегда взаимосвязаны поскольку:

-Образование — это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими духовно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохранению и обогащению как национального, так и общечеловеческого культурного наследия.

-Образование — это средство социализации, становления и развития человека как личности. Благодаря образованию молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам морали и здорового образа жизни служит предпосылкой для формирования у молодых людей системы ценностей, благодаря чему они становятся сознательными гражданами страны.

-Образование — это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и самоутверждения. Оно способствует социальной селекции, то есть отбору и дифференциации молодежи не только по способностям, но и в соответствии с их интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Образование обеспечивает социальную мобильность людей, часто открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе.

-Образование — это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного потенциала для формирования тенденций научно-технического развития и перспектив дальнейшего совершенствования общества.

В соответствии с основными функциями образования различают 2 модели организации образования.

Образовательной функции социально-личностного вос­производства соответствует традиционная модель образо­вания, а функции развития — инновационная модель.

Традиционная модель (она же теоретическая, знаниевая и предметно-ориентированная) предполагает направленность педагогического процесса, прежде всего, на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков (ЗУНов). При этом в процессе обучения недостаточно представлены передача способов мышления, реализация разных типов деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, общение и т.п. Установка на формирование ЗУНов утвердилась в этой модели под влиянием технократизации педагогического сознания, а также в результате информа­ционно- объяснительного подхода к построению и реали-1ации содержания образования.

Инновационная модель (она же универсальная, способ-нос! пая и деятельностная) ориентирует педагогический процесс на развитие способности личности, на учет ин­дивидуальных особенностей учащихся путем их согласо­ванной или совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с целями образования. При ном важней­шей задачей обучения становится не ТОЛЬКО усвоение конкретной информации, но также овладение способа­ми мышления и деятельности, развитие способностей и творческого потенциала личности. Спосоореализации содержания образования в этой модели называется дея-тельностным подходом.

Деятельностный подход отвергает:

^ доминирование вербальных методов обучения;

^ догматические формы передачи «готового» учебнго материала;

^ монологичность и обезличенность словесного пре­подавания;

^ пассивность обучающихся;

Деятельностный подход предполагает:

^ активные (рефлексивно-деятельностные) формы и методы обучения;

^ развивающие (личностно-ориентированные) тех­нологии;

^ активность всех участников педагогического процесса;

^ усвоение обобщенных способов выполнения раз­личных видов деятельности.

Качество образования при деятельностном подходе оп­ределяется не уровнем сформированностиЗУНов, а разви­тием способностей и готовностью личности самостоятель­но добывать информацию, использовать полученные зна­ния для постановки и разрешения возникающих проблем, определения способов действий в новых ситуациях.

 

41. Основные направления модернизации образования в современном мире

Ключевые тенденции современной социокультурной ситуации, которые определяют направления развития образования в мире:

- смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло повторять образ жизни своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается значительно больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен и в образах жизни, в мировоззрении, и в личностных принципах. И это приходится учитывать при разработках образовательных систем.

- смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, включающему обыденное сознание (здравый смысл), мифологическое, религиозное, художественное и др.виды постижения реальности. И это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе.

- изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм. Ранее содержание познания в большей мере определялось объектом и в меньшей средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с ценностно-целевыми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности.

- развитие информационных технологий и мировой информационной системы. Их внедрение и развитие становится решающим условием модернизации не только производства, но и др. сфер общественной жизни, включая образование.

- национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний. В современном белорусском обществе эта тенденция проявляется в следующем:

А) необходимость дальнейшего социально-культурного развития белорусской нации, более активного утверждения национальных ценностей, в том числе через систему образования;

Б) необходимость обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологической и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционный процессов с Россией и Европейским сообществом;

В) необходимость формирования умений жить в условиях открытого, динамичного общества с рыночными отношениями в экономике и демократией.

 

42. Кодекс РБ об образовании: основы гос. политики в сфере образования

Кодекс Республики Беларусь об образовании – главный законодательный документ в области образования.

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основными языками обучения и воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь являются белорусскийи русский.

Образовательные учреждения осуществляют:

- дошкольное воспитание;

- общее среднее образование;

- внешкольное обучение и воспитание;

- профессионально-техническое образование;

- среднее специальное образование;

- высшее образование;

- подготовку научных и научно-педагогических кадров;

- повышение квалификации и переподготовку кадров.

Современное развитие национальной системы образова­ния обусловлено, прежде всего, преобразованиями в со­циальной и экономической структуре белорусского об­щества, изменениями в политической ориентации Рес­публики Беларусь.

«Основные направления развития национальной сис­темы образования», одобренные Советом Министров Республики Беларусь в 1999 году, определяют следующие цели и задачи ее реформирования:

• Образование, впитав духовное наследие народа Бе­ларуси, станет определяющим фактором формирования

свободной, духовно, интеллектуально и физически раз­витой личности.

• Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фак­тором совершенствования правового демократического го­сударства.

• Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.

Основные принципы реформирования всех звеньев на­циональной системы образования:

• доступность образования;

• равенство прав граждан на получение образования;

• единство образовательных и воспитательных задач;

• диверсификация (оптимальное разнообразие) об­разовательных учреждений;

• обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

• преемственность между уровнями и ступенями обра­зования;

• опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования;

• поэтапность проведения преобразований и их кор­ректировка с учетом достигнутых результатов;

• участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью.

 

43. Структура национальной системы образования и хар-ка его уровней.

Система образования включает в себя:

- систему дошкольного образования,

- систему общего среднего образования,

- систему профессионально-технического образования,

- систему среднего специального образования,

- систему высшего образования,

- систему послевузовского образования,

- систему дополнительного образования детей и молодежи,

- систему дополнительного образования взрослых,

- систему специального образования.

Единство и непрерывность системы образования обеспечиваются согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.

Целью дошкольного воспитания и обучения системы образования в Республике Беларусь является развитие естественного желания детей учиться, стремления познавать мир, способствование физическому и духовному развитию ребенка. Ведущая роль в дошкольном воспитании детей принадлежит семье. В детских дошкольных учреждениях республики обеспечивается воспитание детей через их приобщение к белорусскому языку, культуре, традициям белорусского народа, культур других национальных общностей республики. С учетом нужд семьи и общества создаются детские ясли, сады, ясли-сады с кратковременным, дневным, суточным пребыванием детей, детские учреждения семейного типа, а также учреждения интернатного типа различного профиля.

Общее среднее образование является основным звеном в системе непрерывного образования и имеет целью развитие разнообразных творческих способностей личности через овладение системой знаний из главных сфер жизни, освоение основных навыков умственного и физического труда, формирование эстетического вкуса, нравственных убеждений в сочетании с надлежащим уровнем физического развития.

Система общего среднего образования включает ступени: начальную (четырехлетнюю), базовую (девятилетнюю), среднюю (одиннадцатилетнюю), которые могут существовать отдельно или в составе базовой или средней школы. Каждый выпускник базовой (девятилетней) школы, изъявивший желание продолжать обучение в средней школе, зачисляется в десятый класс без ограничений. Образование начинается с шестилетнего или более позднего возраста с учетом медицинских показаний и согласия родителей. Обучение по программе первого класса может проводиться в детских садах.

Государство в лице своих соответствующих исполнительных органов определяет минимальный уровень требований к содержанию общего среднего образования, в том числе обязательный перечень учебных дисциплин и минимальный объем их преподавания.

Обучение в базовых и средних школах завершается выпускными экзаменами. По их результатам выпускники базовых школ получают свидетельство, а средних — аттестат. Выпускникам средних школ (гимназий, лицеев), продемонстрировавшим отличные знания, вместе с аттестатом вручаются золотые или серебряные медали, листы за успехи в изучении отдельных предметов.

Профессионально-техническое образование имеет целью подготовку рабочих кадров, приобретение гражданами трудовых и профессиональных умений в сочетании с общим образованием, духовным и физическим развитием. Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего среднего образования, на основе базового девятилетнего образования с одновременным получением общего среднего образования либо с получением только рабочей профессии. Граждане получают профессиональное образование в профессионально-технических училищах. Профессиональное обучение может осуществляться также в учебно-производственных комбинатах, центрах, в иных учебных заведениях либо непосредственно на производстве. Обучение завершается экзаменами, при успешной сдаче которых присваивается соответствующая квалификация и выдается документ установленного образца.

Среднее специальное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена: непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев производства, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определенного квалифицированного труда, требующего не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки. Среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах, колледжах и иных средних специальных учебных заведениях, в том числе соединенных с учебными заведениями иных типов (профессионально-техническими или высшими). Среднее специальное образование завершается выпускными квалификационными экзаменами с защитой дипломного проекта, иными формами итоговой аттестации учащихся. Лицам, успешно закончившим среднее специальное учебное заведение, присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом установленного образца.

Высшее образование имеет целью подготовку специалистов для производственной и социальной сферы, которые должны владеть глубокими общенаучными и специальными знаниями в сочетании с гуманитарной, социально-политической и экономической подготовкой, необходимыми практическими навыками в избранной области деятельности. Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионального или среднего специального образования в университетах, академиях, институтах и иных учебных заведениях. Для отбора и подготовки молодежи для обучения при высших учебных заведениях могут создаваться лицеи, колледжи, училища, подготовительные отделения и курсы, иные подразделения и учебные заведения.

Обучение в высших учебных заведениях заканчивается сдачей государственного экзамена по профилю специальности и (или) защитой дипломного проекта (дипломной работы). Лицам, успешно завершившим изучение установленного цикла дисциплин, по результатам аттестации может присваиваться степень бакалавра и выдаваться соответствующий документ. Лицам, успешно закончившим высшее учебное заведение, присваивается степень магистра и (или) соответствующая квалификация, выдается диплом установленного образца.

Повышение квалификации предусматривает углубление профессиональных знаний и навыков граждан в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, экономического и социального развития, а также с целью удовлетворения индивидуальных потребностей граждан в повышении своей профессиональной подготовки. Лицам, успешно прошедшим повышение квалификации или переподготовку, выдаются документы установленного образца.

 

44. Анализ состояния современной системы образования в РБ

Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира; обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения; воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.

В настоящее время усиливается направленность системы образования на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования. Ситуация, сложившаяся сейчас в системе образования РБ, оценивается как достаточно стабильная. Это объясняется тем, что: образование - это одна из социальных областей, которая функционирует достаточно стабильно; республика имеет достаточно высокие показатели по уровню образованности населения среди развитых стран (по итогам участия школьников, студентов в предметных международных олимпиадах и турнирах).

Тем не менее, в образовании все же существуют как позитивные, так и негативные тенденции развития.

Позитивные тенденции:

- гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

- вариативность и разноуровневое содержания образования, введение новых специальностей и специализаций учебных дисциплин;

- разработка новых образовательных стандартов, учебных планов, программ, учебно-методических комплексов по предметам;

- дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений;

- переход вузов на 2-ступеньчатую подготовку специалистов, отве-чающую международным требованиям;

- разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

- использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования (доход от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства).

Негативные тенденции:

- отрицательное влияние современной школы на здоровье (неспособность справиться с учебной программой, сложные и перегруженные программы и учебники, чрезмерная учебная нагрузка (40 - 42 ч. в неделю у старшеклассников);

- авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением, который порождает страх и напряжение, конфликтность; в силу этого затрудняется возможность полной самореализации, развитие умственных сил, способностей и дарований учащихся в полной мере;

- унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ;

- бюрократизм и формализм в системе образования, проявляющиеся в дидактоцентризме и предметоцентризме. Дидактоцентризм - превращение урока в центральное звено УВП школы, причем традиционного урока, что препятствует формированию личности школьника. Предметоцентризм - набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин носит информативный характер, слабо реализуются межпредметные связи;

- недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы;

- продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса;

- кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.

Наметился кризис дополнительного образования, особенно из-за низкого дохода большей части населения РБ. В условиях кризиса формируются негативные черты растущей личности.

 

45. Направления совершенствования высшего образования в РБ.

Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:

1) обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования;

2) обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями;

3) создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;

4) создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;

5) обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;

6) осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

7) осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;

8) обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;

9) обеспечение равенства белорусского и русского языков;

10) обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

 

46. Объективные и субъективные факторы развития личности, организацию развивающей образовательной среды.

К объективным факторам развития личности относятся: все предметы и явления окружающей действительности; преобразованная человеком природа; созданное человеком общество; культура в широком её понимании. А также: обучение и воспитание. К субъективным: наследственность; установки и ценности человека; индивидуальные психологические особенности (характер, способности, обучаемость, воспитуемость и т.д.). В целом можно выделить три основных фактора, влияющих на развитие человека: наследственность, среда, воспитание.

Влияние наследственности проявляется в степени и скорости развития человека на разных возрастных этапах. Влияние среды проявляется в особенностях усвоения типичных моделей поведения. Воспитание рассматривается как целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие воспитателя и воспитуемого, целью которого является развитие и формирование личности человека.

Развитие личности – это не только результат наследственности и целенаправленного воспитательского воздействия на нее со стороны семьи, школы и других общественных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, друзья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все пространство социальных влияний на формирующуюся личность, является социализация.

Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образовательно-воспитательных учреждениях Республики Беларусь призвана сосредоточиться на достижении следующих целей:

- формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, формирование соответствующего поведения;

- развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству;

- помощь в формировании «Я-концепции» личности в ее самореализации.

В современной педагогике существуют следующие подходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношенческий, личностно-ориентированный и другие. Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и организуется как система взаимосвязанных условий и факторов формирования личности. Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспитание. Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) считают, что само собой по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желательному результату. Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагогике. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развитие ее неповторимой индивидуальности.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.