Лекция 5. Конфликт как психологический феномен — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Лекция 5. Конфликт как психологический феномен

2017-11-16 229
Лекция 5. Конфликт как психологический феномен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тезисы лекции

1. Категории проблемного поля описания конфликтов содержат его структур­ные и динамические характеристики.

2. К структурным характеристикам конфликтов относят следующие его состав­ные компоненты: участники (стороны) конфликта, его условия (возникнове­ния и протекания), предмет (объект) конфликта, действия участников, исход (результат) конфликта.

3. Описание динамических характеристик конфликта предполагает рассмотре­ние развития конфликта и требует ответа на вопросы, что происходит в кон­фликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как происходит (регу­ляторы этих процессов).

4. В системе “наивного”, “естественного” знания прототип конфликта включа­ет в качестве составных компонентов представления об участниках конф­ликта, его контексте (внешней ситуации), его “начале” в виде исходного со­бытия, процессе конфликтного взаимодействия и его исходе.

5. Основные элементы конфликта в оценке специалистов и в оценке “простого человека” совпадают.

Исследования ситуации возникновения конфликтов

1. Конфликт относится к критическим жизненным ситуациям, которые пред­ставляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоя­тельства, образующие в восприятии человека сложную психологическую проблему, требующую своего разрешения.

1. Восприятие ситуаций представляет собой процесс, в котором на основе кате­горизации и интерпретации индивид создает “когнитивные соответствия” этих ситуаций.

2. При этом “ситуационные модели” по результатам исследова­ний скорее являются “личностно-окрашенными” образами “человека-в-ситу-ации”, чем самой этой ситуации,

4. “Определение ситуации” — это результат восприятия ситуации и ее интер­претации (“объяснения” на основе категоризации). В соответствии с теоре­мой У. Томаса, “если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям”. Следствием определения ситуации ста­новится поведение, которое человек строит в соответствии со своим “опреде­лением”, и эти субъективные представления о ситуации оказывают на него зачастую более сильное влияние, чем объективные ее характеристики.

5. Человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но “определяет” ее, одновременно “определяя” себя в этой ситуации, и тем самым он фактически сам создает, “конструирует” тот социальный мир, в котором живет.

6. Приложение теоремы Томаса к конфликтам означает, что если человек опре­деляет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом, так как в своих действиях в данной ситуации он основывается на этом определении, развивая конфликтное взаимодействие, выбирая соответствующие стратегии поведения, оценивая действия партнера и т. д.

7. Принципиальное значение в возникновении конфликта имеет то, будет ли актуальная ситуация восприниматься как конфликтная и произойдет ли пос­ле определения ситуации как конфликтной переход к конфликтному взаимо­действию.

8. Решающим фактором в оценке ситуации как конфликтной является, по мне­нию специалистов, воспринимаемая противоречивость/несовместимость це­лей, действий, мотивов. “Естественное” категориальное знание “простых лю­дей” опирается на признаки,созвучные научным представлениям.

9. Определение ситуации опирается на саму “определяемую” ситуацию, а так­же на существующие у субъекта когнитивные репрезентации ситуаций раз­ного типа. Определение ситуации детерминировано как внешней реальнос­тью, так и внутренним субъективным миром человека, однако сила влияния этих двух источников может различаться в разных ситуациях.

10. Чем более определенной является внешняя ситуация, тем более однотипные реакции она вызывает. Чем менее определенной является внешняя ситуа­ция, тем в большей степени в ее восприятии проявляются индивидуальные особенности участников.

11. В качестве объективных факторов, определяющих восприятие ситуации, вы­ступают особенности самой этой ситуации. Ситуация за счет своих соб­ственных характеристик может соответствовать общим представлениям о

конфликтах и, следовательно, определяться как конфликтная большим чис­лом людей.

12. Принадлежность человека к определенному социальному, культурному, про­фессиональному слою оказывает влияние на типичные стрессовые и конф­ликтные ситуации, с которыми он сталкивается.

13. Субъективное в определении ситуации как конфликтной связано с индивиду­альной склонностью человека к преимущественной оценке ситуаций в тех или иных понятиях. Восприятие ситуаций испытывает на себе влияние фак­торов возраста и пола. Влияние индивидуально-психологических особеннос­тей человека на восприятие ситуаций считается безусловным, но их конкрет­ное содержание остается не вполне ясным.

14. Люди отличаются друг от друга по степени проявления последовательности их личностных проявлений в различных социальных ситуациях. Ситуации различаются в зависимости от степени свободы индивидуальных различий в поведении, допускаемой этими ситуациями.

Рекомендованная литература: 1,4,11,13

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.