Предметная область педагогики в системе современного человекознания — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Предметная область педагогики в системе современного человекознания

2017-11-16 163
Предметная область педагогики в системе современного человекознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 «Естественные науки изучают в человеке как компоненте биогеосферы его природные параметры. Большинство социальных наук акцентируют в понятии человека как политического существа его общественные качества. Ряд наук и искусств исследуют персональное, неповторимое, особенное в каждой личности.

Педагогика же познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем. В его сущности, становлении, свойствах, деятельности.

Необходимость этого глобального подхода к объекту предопределена самой природой и целями педагогики. И осознается как возможность решения ее проблем.

Ведь педагогика — наука и искусство совершенствования личности. Личности как единства физического и духовного, унаследованного и приобретенного, биологического и социального, соматического и психического. Речь идет о взаимодействии человека воспитуемого и человека воспитывающего.

Чтобы ответить своему назначению и оправдать свое существование, педагогике приходится базироваться на достоверном знании о человеке. Знании, которое дают и науки и искусства, и религии и практика.

Этот запас сведений о вспомоществовании человеку при его втором, личностном рождении может быть результатом только всестороннего познания человека. Структуру процессов воспитания и обучения, различных средств и методов можно понять лишь в их отношении к структуре развития целостной природы человека.

Человек как воспитуемый и воспитатель есть одновременно и субъект, и объект педагогики. Не увязывая воедино природу своего объекта и своего предмета, педагогика не в силах выйти в конструктивную позицию — не может управлять изучаемыми процессами.»

[Педагогическая антропология: Учебное пособие / Автор-сост. Б. М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998. с. 13-14.]

1. Что позволяет Вам согласиться или не согласиться с тем, что педагогике приходится базироваться «на знании, которое дают и науки, и искусства, и религии, и практика»? Приведите примеры педагогического знания, имеющего своей основой искусство, религии?

2. Как Вы думаете, почему автор в определение объекта педагогики — человека — вводит его характеристики: «растущий, развивающийся»?

 

2.2 Антропологический подход в исследовании педагогических явлений и процессов начал свое активное развитие с работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

К. Д. Ушинский считал, что педагогика должна опираться на две группы наук, каждая из которых имеет своим объектом исследования человека, но в одном случае — человека как индивида, как особенного, — индивидуальность, в других — как представителя человеческого общества, как носителя свойств, общих для членов общества. Первые он относил к индивидуальной антропологии, поскольку они изучают человека в его особости, акцентируя внимание на физических, физиологических, душевных и духовных особенностях каждого. Другие науки (их позднее В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев отнесли к социальной антропологии) изучают человеческое общество и в нем — человека.

В зарубежной педагогике развитие идей К. Д. Ушинского связывают с именем Г. Ноля и его школы. В 1928 году в работе «Педагогическое человековедение» Г. Нолем были сформулированы принципы антропологического подхода в образовании человека, которые, по мысли автора, должны были синтезировать многообразие подходов к человеку и служить в качестве основы теории педагогической деятельности.

Последовательное осуществление антропологического подхода в педагогике привело «к значительному расширению круга традиционных понятий педагогики, включению в категориальный аппарат педагогической антропологии новых понятий, отражающих человеческую сущность и сферу личностных отношений. Назовем некоторые из них: «жизнь», «свобода», «смысл», «совесть», «достоинство», «творчество», «духовное планирование», «вера», «надежда», «событие», «встреча», «кризис», «пробуждение», «риск», «трагедия», «самостановление».

[Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. с. 28-31.]

1. Какие из перечисленных понятий, по-Вашему, нуждаются в специальном определении через известные «старые», сложившиеся педагогические понятия? Какие понятия сохранят изначальный общеупотребительный смысл, будучи использованы и в педагогике? В сочетании с какими понятиями педагогики Вы могли бы употребить перечисленные выше категории?

2. Означает ли развитие антропологического подхода в педагогике полное вытеснение информационного, деятельностного подходов. Ответ аргументируйте.

 

2.3 Выберите, пожалуйста, одно из суждений, которое, с Вашей точки зрения, в наибольшей степени подходит для того, чтобы на его основе было сформулировано более или менее строгое понятие ВОСПИТАНИЕ.

1. Воспитание — есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Бабанский Ю. К.).

2. Воспитание — это целенаправленный процесс формирования личности, ее социальных, психических и физических свойств (Коротяев Б. И.).

3. Воспитание есть духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и с самим собой (Сазонов В. П.)

4. Воспитание — это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей (Фромм Э.)

5. Воспитание — это жизненно необходимое питание для роста души, это питание правдой, надеждой, любовью через совместный труд, физическое, душевное и духовное сотрудничество (Амонашвили Ш. А.)

6. Воспитание это неизбежный конфликт, ибо оно есть принуждение к тому, что нужно, вопреки тому, что хочется (Алмазов Б. Н.).

 

1. Проанализируйте, пожалуйста, каждое из высказываний. Есть ли среди них такие, которые противоречат друг другу? Чем, по-Вашему, вызвано столь разное понимание одного и того же процесса разными авторами?

2. Как Вы думаете, так ли уж важно учителю иметь в своем сознании тот или иной образ воспитания? Имеет ли смысл постоянная работа по уточнению сущности этого понятия в педагогике лично для Вас?

3. С какой формулировкой понятия воспитание, по-вашему, скорее всего, согласятся учащиеся? Ответ мотивируйте.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.