Специальность 031801.65 (022200) – Религиоведение. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Специальность 031801.65 (022200) – Религиоведение.

2017-11-16 140
Специальность 031801.65 (022200) – Религиоведение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В. П. ЛЕГА

Учебно-методический комплекс

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

 

Специальность 031801.65 (022200) – Религиоведение.

Направление 031800.62 (522400) – Религиоведение

 

 

Москва

2006

Программа утверждена на заседании кафедры философии

 

«10» марта 2006 г.

 

Протокол от 10 марта 2006 г. № 3

 

Заведующий кафедрой доцент В.П. Лега, к. бог.

 

Автор программы доцент В.П. Лега, к. бог.

 

Рецензенты: доцент К.М.Антонов, к.ф.н.

Доцент Н.А.Ваганова, к.ф.н.

 

 


СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню
подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального
образования.

Курс «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ» разработан для студентов-религиоведов и при необходимости может использоваться для студентов и других специальностей. Программа курса составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 031801.65 (022200) «Религиоведение» и по направлению031800.62 (522400) «Религиоведение».

А. Цель курса - обеспечить студентов объективными знаниями о различных философских учениях и школах, истории их возникновения, взаимодействия друг с другом.

Курс предназначен для студентов, специализирующихся в области религиоведения, и ставит своей целью ознакомление их с основными моментами процесса развития философских знаний. Это предполагает:

— получение студентами серьезных знаний в области истории западной философии,

— достижение понимания особенностей и базовых предпосылок основных философских подходов и концепций;

— овладение методическими навыками самостоятельной работы с философскими текстами;

— выработка у студентов общего представления о месте и значении философии в истории человечества;

— понимание студентами отношения к философии различных религиозных учений, прежде всего христианства.

 

Б. Задачи курса:

— рассмотрение исторически сложившихся типов философской мысли в связи с общекультурным и религиозным контекстом их становления;

— раскрытие содержания основных философских понятий и концепций, «логики» связей и отношений между ними и их исторического развития;

— рассмотрение и анализ основных направлений и подходов в решении проблемы сущности философии;

— рассмотрение значения философии в истории человечества.

 

В. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Данный курс рассчитан на студентов, получающих степень бакалавра и специалиста религиоведения в православном вузе. Знание истории философии поможет сформировать у студентов целостное представление о процессе возникновения и развития философских знаний, о сути философии, о разнообразных философских школах и о месте философии в историческом развитии. Освоение знаний, предлагаемых данным курсом, способствует развитию умений и навыков философского анализа бытия и сознания человека, обоснованных и самостоятельных оценок явлений, относящихся к сфере философской мысли, в том числе в тех случаях, когда она так или иначе пересекается со сферой религиозной жизни человека. Данный курс коррелирует также с курсами истории религии, религиозной философии, философии средних веков, философии, патрологии, науки и религии, истории и теории мировой культуры и др.

 

Г. Требования к уровню освоения содержания курса:

Данные требования определяются государственным стандартом. Студент должен:

— знать основные философские школы, концепции и понятия, возникающие в ходе развития философии;

— иметь навыки философского анализа и работы с философскими текстами;

— уметь самостоятельно мыслить.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1. Темы курса:

I. Предмет философии и структура истории философии.

1. Предмет философии. История философии – объективный процесс развития философского знания.

2. Метод философии. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Изучение истории философии как метод изучения философии

 

II. Античная философия.

3. Происхождение античной философии.

4. Философия досократиков.

5. Классический период античной философии. Софисты и Сократ.

6. Философия Платона.

7. Философия Аристотеля.

8. Основные философские школы эллинизма.

9. Философия Плотина.

 

V. Философия Нового времени

21. Возникновение науки и философии Нового времени.

22. Рационализм в философии Нового времени.

23. Сенсуализм в философии Нового времени.

24. Философия эпохи Просвещения.

25. Философия И. Канта.

26. Немецкая классическая философия.

 

Тема 6. Философия Платона

Жизнь и произведения Платона. Критика сенсуализма и материализма в диалоге «Теэтет». Учение об идеях. Идея как сущность вещи, причина, истинное ее бытие. Мир идей и верховная идея Блага. Проблема зла. Диалектика идей. Знание как припоминание. Виды знания; рассудок, разум, вера. Доказательства бессмертия души. Теология, учение о сотворении мира. Учение о человеке; яростное, вожделеющее и разумное начала в душе. Идеальное государство. Этика, эстетика. Платоновское понимание справедливости как соответствия каждого своему назначению. Роль Платона в истории философии. Академия после Платона. Платонизм и христианство.

Тема 9. Философия Плотина.

Великий синтез античной философии: Плотин. «Эннеады». Доказательство существования умопостигаемого мира. Самопознание. Учение о трех ипостасях. Единство микро- и макрокосма. Единое: апофатическое и катафатическое описания. Божественный Ум: эманация и созерцание, мир идей. Душа и материя. Учение Плотина о человеке. Причины нисхождения души в тело. Бедственное положение человека в мире. Плотиновская теодицея. Мистический экстаз. Влияние Плотина на христианскую мысль первых веков. Отличие платонизма и плотинизма от христианского учения. Неоплатонизм: Порфирий, Ямвлих, Прокл.

Тема 29. Марксизм.

Связь атеизма К.Маркса с основными положениями его философии. Материалистический взгляд на природу и общество. Диалектический метод Маркса и Энгельса. Учение о революционном преобразовании общества. Особенности марксистского атеизма.

Тема 30. Неокантианство.

Неокантианство Марбургской школы: Г.Коген, Наторп, Кассирер. Философия как наука о науках. Исследование процесса познания исходя из самого познания. Баденская школа: Виндельбанд, Риккерт. Два вида наук: о природе и о культуре. Учение о ценностях и их отношении к действительности.

Тема 33. Феноменология.

Феноменология Э. Гуссерля. Критика психологизма в “Логических исследованиях”. Философия как строгая наука. Естественная и феноменологическая установка, феноменологическая редукция, эпохе, интенциональность сознания, ноэсис и ноэма. Пересмотр некоторых положений в “Кризисе европейских наук”: “жизненный мир” и его отношение к науке.

Тема 34. Экзистенциализм.

Экзистенциальная философия С.Кьеркегора. Критика рационалистической философии. Учение об истине. Три стадии на жизненном пути.

Источники экзистенциалистской философии. Религиозный (К.Ясперс, Г.Марсель) и атеистический (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю) экзистенциализм. Отношение к предыдущим философским учениям. Учение о бытии, ничто и сущем. Подлинное и неподлинное существование человека. Понятие экзистенции. Учение Хайдеггера об экзистенциалах. Экзистенциалистское понимание свободы. Послевоенная эволюция экзистенциализма.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Для студентов по специальности 031801.65 (022200) «Религиоведение»

№п/п   Наименование тем и разделов   ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа Промежуточный контроль
Лекции Семинары    
  Предмет философии и истории философии..          
  Античная философия, в т.ч.          
  Происхождение античной философии.          
  Философия досократиков.          
  Классический период античной философии. Софисты и Сократ.          
  Философия Платона.          
  Философия Аристотеля          
  Основные философские школы эллинизма.          
  Философия Плотина.          
  Средневековая философия, в т.ч.          
  Религиозная мысль первых веков          
  Философия блаж. Августина.          
  Философская мысль в V–VII вв.          
  Возникновение схоластики (IX—XII вв.).          
  Арабская философия в Средние Века          
  Латинский аверроизм. Философия Фомы Аквинского          
  Философия во Францисканском ордене          
  Философия эпохи Возрождения, в т.ч.         контрольная работа
  Основные течения философской мысли эпохи Возрождения. Гуманизм раннего Возрождения          
  Ренессансный неоплатонизм          
  Возрождение и Реформация          
  Натурфилософская мысль в эпоху Возрождения          
  Философия Нового Времени, в т.ч.          
  Возникновение науки и философии Нового времени          
  Рационализм в философии Нового времени          
  Сенсуализм в философии Нового времени          
  Философия эпохи Просвещения          
  Философия И. Канта          
  Немецкая классическая философия          
  Современная западная философия, в т.ч.          
  Сущность и основные черты современной западной философии          
  Позитивизм. Аналитическая философия          
  Марксизм          
  Неокантианство          
  Абсолютный идеализм          
  Философия жизни. Герменевтика          
  Феноменология          
  Экзистенциализм          
  Религиозная философия в XX веке          
  Психоанализ. Неомарксизм          
  ИТОГО:          
  Итоговый контроль Экзамен (1 и 3 семестр), зачет (2 семестр)

Для студентов по направлению 031800.62 (522400) «Религиоведение»

№п/п   Наименование тем и разделов   ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа Промежуточный контроль
Лекции Семинары    
  Предмет философии и истории философии          
  Античная философия          
  Происхождение античной философии.          
  Философия досократиков.          
  Классический период античной философии. Софисты и Сократ.          
  Философия Платона.          
  Философия Аристотеля          
  Основные философские школы эллинизма.          
  Философия Плотина.          
  Средневековая философия.          
  Религиозная мысль первых веков          
  Философия блаж. Августина.          
  Философская мысль в V–VII вв.          
  Возникновение схоластики (IX—XII вв.).          
  Арабская философия в Средние Века          
  Латинский аверроизм. Философия Фомы Аквинского          
  Философия во Францисканском ордене          
  Философия эпохи Возрождения         контрольная работа
  Основные течения философской мысли эпохи Возрождения. Гуманизм раннего Возрождения          
  Ренессансный неоплатонизм          
  Возрождение и Реформация          
  Натурфилософская мысль в эпоху Возрождения          
  Философия Нового Времени          
  Возникновение науки и философии Нового времени          
  Рационализм в философии Нового времени          
  Сенсуализм в философии Нового времени          
  Философия эпохи Просвещения          
  Философия И. Канта          
  Немецкая классическая философия          
  Современная западная философия          
  Сущность и основные черты современной западной философии          
  Позитивизм. Аналитическая философия          
  Марксизм          
  Неокантианство          
  Абсолютный идеализм          
  Философия жизни. Герменевтика          
  Феноменология          
  Экзистенциализм          
  Религиозная философия в XX веке          
  Психоанализ. Неомарксизм          
  ИТОГО:          
  Итоговый контроль Экзамен (4 и 6 семестр), зачет (5 семестр)

4. ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ "ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ"

Тема 1-2

Контрольные вопросы к занятию

1.Что отличает философию от науки и что объединяет их?

2.В чем сходство и различие философии и религии? Философии и искусства?

3.В чем достоинства изучения философии посредством изучения истории философии?

4.Почему богослову необходимо изучение философии?

Литература

Основная

Григорий Богослов, свт. Слова о богословии (1-е и 2-е) // Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х т. Сергив Посад, 1994, стр. 385-413 [1].

Дополнительная

Ахутин А.В. Дело философии// Ахутин А.В. Тяжба о бытии. Сборник философских работ. М., 1997. С.16-71.

Гурина М. Философия. М., 1998, с. 11-138.

Давыдова Г.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии, 1988, №2. С.40-53.

Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии, 1992, №12. С.14-21.

Лега В. П. Многообразие философских систем как сущностная черта философии // Вестник ПСТГУ. № 1:16. М., 2006.

Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С.57-71.

Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки, 1989, №6. С.52-62.

Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии, 1988, №8. С.118-125.

Ясперс К. Введение в философию. М., 2000.

Тема 6. Философия Платона

Контрольные вопросы

36. В чем суть критики Платоном сенсуализма?

37. Как Платон доказывает существование мира идей?

38. Почему Гуссерль назвал Платона первым научным философом?

39. Каково отношение Платона к учению Парменида о бытии?

40. Каковы особенности рационализма Платона?

41. Как Платон объясняет существование заблуждений?

42. Как Платон объясняет существование зла? Почему не может быть идеи зла?

43. Как Платон доказывает бессмертие души?

44. В чем отличие платоновского учения о сотворении мира от христианского.

45. В чем отличие платоновского учения о материи от демокритовского?

46. Какова связь учение Платона об идеях с его учением о государстве?

47. Как вы думаете, почему стражи могут стать философами, а ремесленники – нет?

48. Как можно оценить историческую роль учения Платона о государстве?

49. Дайте оценку платонизма с точки зрения христианского богословия.

Литература

Основная

Августин, блаж. О граде Божием VIII, 4-9. М., 1994. Т. 2. С. 7-19.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 112-129, 220-239, 137-166.

Платон. Теэтет 142a-187b // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 192-245.

Платон. Государство 439a – 443e, 504e – 517d, 608е – 612а, 614b – 621d // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 212-219, 286-298, 406-410, 413-420.

Платон. Государство 369b – 613e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 130-412.

Платон. Федр 244 a - 257c // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 152-166.

Платон. Парменид 126a - 137e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 346-360.

Платон. Менон 81a - 86b // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 588-596.

Платон. Федон 57a – 118a // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 7-80.

Платон. Тимей 24e – 25d, 27e – 57e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 429-461.

Платон. Федр 245c – 246a // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 154-155.

Дополнительная

Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.

Богдашевский Д. Учение Платона о знании // Труды Киевской Духовной Академии, 1897, т. 3.

Диллон Дж. Наследники Платона. Исследование истории Древней Академии (347–274 B.C.). СПб., 2005.

Лебедев Д. Платон о душе. Анализ диалога "Федон" с переводом текста разговора и объяснительными к переводу примечаниями // Платон: Pro et contra. СПб., 2001.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона. М., 1992.

Скворцов Н. Платон о знании в борьбе с сенсуализмом и рассудочным эмпиризмом. Анализ диалога "Фуэтет" // Платон: Pro et contra. СПб., 2001.

Соколов П. Как отцы Церкви первых пяти веков думали о философии вообще и особенно о философии Платона // Опыты упражнений воспитанников КДА. Киев, 1832. Т. 1. С. 303-381.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 582-625.

Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона // Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991. С. 463-532.

Burnet J. Platonism. Berkeley, Cal., 1928.

Dies A. Autour de Platon. 2 vols. Paris, 1927.

Irwin T. Plato's Ethics. Oxford, 1995

Irwin T. Plato's Moral Theory: The Early and Middle Dialogues. Oxford, 1977.

Lodge R.C. Plato’s Theory of Ethics. London, 1928.

Lutoslawski W. Origin and Growth of Plato’s Logic. London, 1905.

Plato 1: Metaphysics and Epistemology / Fine G., ed. Oxford University Press. 1999.

Plato 2: Ethics, Politics, Religion, and the Soul / Fine G., ed. Oxford University Press. 1999.

Solmsen F. Plato’s Theology. Ithaca, N.Y., 1942.

The Cambridge Companion to Plato / Kraut, Richard, ed. Cambridge, 1992.

Тема 9. Философия Плотина

Контрольные вопросы к занятию

69. Каковы исходные положения философии Плотина?

70. Как Плотин выстраивает свою иерархию ипостасей?

71. Как отцы Церкви относились к учению об эманации?

72. Как Плотин доказывает бессмертие души?

73. Как Плотин отвечает на вопрос: почему в мире существует зло?

74. В чем особенности учения Плотина о личности?

75. В чем отличие позднейшего неоплатонизма от философии Плотина?

Литература

Основная

Плотин. Эннеады I, 1; I, 8; IV, 7; V,1; IV,1; IV,2.

Порфирий. Жизнь Плотина// Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 427-440.

Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993. С. 9-149.

Дополнительная

Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991.

Лега В.П. Плотин, патристика и современность. М., 2001.

Рист Д.М. Плотин: путь к реальности. СПб., 2005.

Ситников А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001.

Armstrong A.H. Plotinus // The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Cambridge, 1967.

Armstrong A.H. The Architecture of the Intelligible Universe in the Philosophy of Plotinus. Cambridge, 1940.

Arnou R. Le desir de Dieu dans la philosophie de Plotin. Paris, 1921.

Gerson Lloyd P. Plotinus. Arguments of the Philosophers. London, 1994.

O'Meara D. Plotinus. An Introduction to the Enneads. Oxford, 1993.

Blumenthal H.J. Plotinus' Psychology. The Hague, 1971.

Hadot P. Plotin, Porphyre—etudes neoplatoniciennes. Paris, 1999.

Trouillard J. La purification plotinienne. Paris, 1955.

Wallis R.T. Neoplatonism. London, 1972.

Тема 25. Философия И. Канта

Контрольные вопросы к занятию

1. Как понимать слова Канта о пробуждении от «сладкого догматического сна»?

2. Как Кант понимает роль философии в ее отношении к науке?

3. Объясните суть основных понятий кантовской философии: вещь в себе, явление, трансцендентальный, синтетическое и аналитическое суждение, априорные формы.

4. В чем причина существования метафизики, по Канту?

5. Каков принцип кантовской классификации доказательств бытия Бога?

6. В чем ошибочность, по Канту, онтологического доказательства бытия Бога?

7. Охарактеризуйте основные понятия «Критики практического разума»: долг, максима, категорический императив, автономная и гетерономная этика.

8. Почему в «Критике практического разума» отсутствует раздел «Трансцендентальная эстетика»?

9. Изменяет ли сам себе Кант, предлагая доказательство бытия Бога в «Критике практического разума»?

10. Что такое постулаты практического разума? Какую роль они играют в этике Канта?

Литература

Основная

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 32-69, 358-364 (Введение; часть1, гл. 1-2; Отд. 2, гл. 3, разд. 4 (О невозможности онтологического доказательства бытия Бога)).

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Трактаты. СПб., 1996. С. 147-258.

Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. СПб., 1996. С. 259-424.

Дополнительная

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

Васильев В.В. Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий). М., 1998.

Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях // Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза. М., 2001. С. 145-228.

Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант-Гегель-Вл.Соловьев. М., 1997.

Нарский И.С. Кант. М., 1976.

Паульсен Ф. Кант, его жизнь и учение. СПб., 1905.

Скрипник А.П. Категорический императив И.Канта. М., 1978.

Ameriks K. Kant's Theory of Mind. Oxford, 1982.

Brittan G. Kant's Theory of Science. Princeton, 1978.

England F. E. Kant's Conception of God. New York, 1968.

Kohen H. Kants Begrundung der Ethik. B., 1910.

Michalson G. E. Kant and the Problem of God. Oxford, 1999.

Ross D. Kant's Ethical Theory. Oxford, 1954.

Simmel G. Kant. Munch., 1921.

The Cambridge Companion to Kant / Ed. Guyer, P. Cambridge, 1992.

Тема 29. Марксизм

Контрольные вопросы к занятию

1. Что такое «исторический материализм»?

2. Почему Маркс, упрекая предыдущих философов в системопостроении, сам сделал ту же ошибку?

3. Совместим ли марксизм с религией?

Литература

Основная

Ленин В.И. Карл Маркс // Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26.

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 401-418.

Дополнительная

Kolakowski L. Main Currents of Marxism (3 vols.). Oxford, 1978.

Lukes S. Marxism and Morality. Oxford, 1987.

Miller R. Analyzing Marx. Princeton NJ, 1984.

The Cambridge Companion to Marx / Ed.T. Carver. Bristol, 1992.

Тема 30. Неокантианство

Контрольные вопросы к занятию

1. Каковы причины возникновения неокантианства? Какие проблемы, с точки зрения неокантианцев, Кант не поставил или не решил?

Литература

Основная

Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. Сб. 5. СПб., 1913. С. 93-132.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре М., 1998. С. 44-128.

Дополнительная

Яковенко Б. Учение Риккерта о сущности философии // Вопросы философии и психологии. 1913, кн. 119.

Dussort H. L'Ecole de Marbourg. Paris, 1963.

Philonenko A. L'Ecole de Marbourg: Cohen-Natorp-Cassirer. Paris, 1989.

Тема 33. Феноменология

Контрольные вопросы к занятию

1. Почему, по Гуссерлю, позитивизм с его психологизмом антинаучен?

2. Охарактеризуйте основные понятия феноменологии: естественная и феноменологическая установка, феноменологическая редукция, эпохе, интенциональность сознания, ноэсис и ноэма.

3. Почему Гуссерль подверг критике науку, хотя она переживала период своего бурного развития?

Литература

Основная

Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос, 1911, кн.1.

Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1991. № 2. С. 6-30.

Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. Пролегомены к чистой логике. СПб.. 1995.

Дополнительная

Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999.

Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996.

Marbach E. Das Problem des Ich in der Phanomenologie Husserls. The Hague, 1974.

Stroker E. Husserl's Transcendental Phenomenology, Stanford, 1993.

The Cambridge Companion to Husserl / Ed. B. Smith, D. W. Smith. Irvine, Buffalo, 1995.

Тема 34. Экзистенциализм

Контрольные вопросы к занятию

1. В чем причина несогласия Кьеркегора с Гегелем?

2. В чем отличие экзистенциальной истины от научной?

3. Что такое «телеологическое устранение этического»?

4. Почему феноменология стала одним из источников экзистенциализма?

5. В чем причины популярности экзистенциализма в середине XX века?

6. Почему Хайдеггер отказывается от категорий в пользу экзистенциалов?

7. Как понимать фразу Сартра: «Человек обречен быть свободным»?

Литература

Основная

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 23-100.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 22-112.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Гибель богов. М., 1989. С. 319-344.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 192-220.

Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 16-27.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28-98 (1-я часть).

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 420-508.

Дополнительная

Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.

Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С.Кьеркегора. М., 1970.

Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры (критика философии М.Хайдеггера). М., 1963.

Современный экзистенциализм. М., 1966.

Типсина А.Н. Философия религии К.Ясперса. Критический анализ. Л., 1982.

Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 1992.

Hannay A. Kierkegaard. London, 1982.

The Cambridge Companion to Heidegger / Ed. Ch. Guignon. Vermont, 1993.

The Cambridge Companion to Kierkegaard / Ed. A. Hannay, G. D. Marino. Minnesota, Oslo, 1998.

The Cambridge Companion to Sartre / Ed. C. Howells. Oxford, 1992.

Widmer Ch. G. Marsel et le theisme existential. P., 1971.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ / ЗАЧЕТУ

1. Возникновение философии. Философия и мифология (Гомер, Гесиод, Орфей).

2. Милетская школа. Фалес

3. Милетская школа. Анаксимандр

4. Милетская школа. Анаксимен

5. Пифагор и пифагорейский союз.

6. Философия Гераклита.

7. Ксенофан и его учение о религии.

8. Элейская школа. Парменид.

9. Апории Зенона.

10. Эмпедокл.

11. Анаксагор.

12. Атомизм Демокрита.

13. Учение Демокрита о причинности. Теория познания.

14. Философия софистов.

15. Философия Сократа.

16. Сократические школы.

17. Критика Платоном сенсуализма в диалоге «Теэтет».

18. Учение Платона об идеях.

19. Гносеология Платона.

20. Учение Платона о душе.

21. Учение Платона о государстве. Этика.

22. Космология Платона.

23. Аристотелевская классификация наук.

24. Теология Аристотеля.

25. Учение Аристотеля о четырех причинах.

26. Физика и космология Аристотеля.

27. Психология и этика Аристотеля.

28. Философия Эпикура.

29. Стоицизм.

30. Античный скептицизм.

31. Плотин. Доказательство существования умопостигаемого мира.

32. Учение Плотина о трех ипостасях.

33. Учение Плотина о человеке.

34. Неоплатонизм. Порфирий, Ямвлих, Прокл.

35. Философия и богословие Филона Александрийского.

36. Христианские апологеты: Иустин Философ, Татиан. Климент Александрийский.

37. Философия Тертуллиана.

38. Платонизм Оригена.

39. Отношение Августина к различным античным философским школам.

40. Гносеология Августина.

41. Учение Августина о Боге как Истине и Бытии.

42. Учение Августина о времени.

43. Учение Августина о человеке; свобода и предопределение.

44. Полемика Августина с манихеями и пелагианами.

45. Этика Августина. Философия истории.

46. Апофатическое богословие Дионисия Ареопагита.

47. Иоанн Скот Эриугена. Учение о «четырех природах».

48. Начало схоластики. Беренгарий. Петр Дамиани.

49. Ансельм Кентерберийский: онтологическое доказательство бытия Бога.

50. Спор об универсалиях. Росцелин, Гильом из Шампо. Пьер Абеляр.

51. Шартрская школа.

52. Мистицизм Бернара Клервоского. Умеренный мистицизм Сен-Викторской школы.

53. Философия Аль-Фараби и Ибн-Сины.

54. Аль-Газали и его критика философии.

55. Философия Ибн-Рушда.

56. Латинский аверроизм. Сигер Брабантский.

57. Бонавентура: объединение мистицизма и рационализма.

58. «Естественная теология» Фомы Аквинского. Доказательства бытия Бога.

59. Категории аристотелевской метафизики в философии Фомы Аквинского

60. Роджер Бэкон и его отношение к философии и наукам.

61. Иоанн Дунс Скот. Отношение к метафизике Фомы Аквинского.

62. Номинализм Уильяма Оккама и его учение о двойственной истине. «Бритва Оккама».

63. Первые мыслители Ренессанса: Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Лоренцо Валла.

64. Платонизм Георгия Гемиста Плифона. Флорентийская платоновская академия: Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола.

65. «Ученое незнание» Николая Кузанского.

66. Политическая философия Никколо Макиавелли.

67. Гуманизм Эразма Роттердамского. Спор Эразма и Лютера по вопросу о свободе воли.

68. Скептицизм Мишеля Монтеня.

69. Пантеизм Джордано Бруно.

70. Френсис Бэкон: учение об идолах, возрождение наук.

71. Возникновение науки Нового времени: Галилео Галилей.

72. Философия Рене Декарта.

73. Паскаль как ученый, философ, христианин.

74. Философия Б.Спинозы. Учение о субстанции, модусах, атрибутах.

75. Учение о знании, языке и государстве Томаса Гоббса. Сенсуализм Джона Локка.

76. Монадология Лейбница.

77. Дж. Беркли. Номиналистическая критика материализма. Доказательство существования Бога.

78. Философия Д. Юма. Критика учений о субстанции. Гносеология, учение об ассоциации идей. Взгляд на причинность.

79. Французское просвещение. Периодизация и основные представители. Атеизм Ж.Мелье. Философский деизм Вольтера, его отношение к христианству.

80. Географический детерминизм Ш.Л.Монтескье.

81. Ж.-Ж. Руссо: учение об обществе и человеке, «общественный договор», отношение к религии.

82. Французские материалисты: Дидро, Ламетри, Гольбах.

83. «Критика чистого разума» И. Канта: задача, структура, основные понятия.

84. Трансцендентальная эстетика и аналитика Канта, учение об априорных формах чувственности и рассудка.

85. Трансцендентальная диалектика Канта: учение о душе, мире и Боге. Отношение к доказательствам бытия Бога.

86. «Критика практического разума»: категорический императив, постулаты практического разума. «Нравственное» доказательство бытия Бога.

87. Наукоучение Фихте.

88. Философия Ф.Шеллинга.

89. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Отношение к предыдущей философии. Диалектический принцип философствования.

90. Учение Гегеля о природе и обществе. «Философия духа»: субъективный, объективный и абсолютный дух.

91. Атеизм и материализм Л.Фейербаха.

92. Позитивизм О. Конта.

93. Эволюция позитивизма в XIX и XX веках. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм.

94. Марксизм. Связь атеизма Маркса с основными положениями его философии.

95. Неокантианство. Марбургская и баденская школы.

96. Ницше. Критика предшествующей философии и культуры. Декаданс, нигилизм, переоценка всех ценностей, воля к власти.

97. Дильтей: описательная психология как основа наук о духе, герменевтика.

98. «Творческая эволюция» А. Бергсона.

99. «Закат Европы» О. Шпенглера

100.Абсолютный идеализм Фр. Брэдли.

101.Феноменология Э. Гуссерля. Критика психологизма в «Логических исследованиях». Философия как строгая наука.

102.Экзистенциальная философия С.Кьеркегора.

103.Экзистенциализм. Учение о бытии, ничто и сущем. Подлинное и неподлинное существование человека.

104.Неотомизм.

105.Персонализм. Философская антропология.

106.З.Фрейд и психоанализ.

107.Неофрейдизм К.Г.Юнга. Экзистенциальный психоанализ Бинсвангера.

108.Критическая теория общества Франкфуртской школы.

 

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа №1 (а)

Спор Сократа с софистами.

Бонавентура: соединение рационализма и мистицизма.

Контрольная работа №1 (б)

Учение Аристотеля о четырех прич


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.