Лекция 2. Появление философии культуры в эпоху Нового времени. Культура и цивилизация. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Лекция 2. Появление философии культуры в эпоху Нового времени. Культура и цивилизация.

2017-11-16 283
Лекция 2. Появление философии культуры в эпоху Нового времени. Культура и цивилизация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Санкт-Петербургский филиал

Кафедра гуманитарных наук

Программа дисциплины

«Культурология»

 

Для направлений: 080100.62 – Экономика

080500.62 –Менеджмент,

030200.62 –Политология

040200.62 –Социология;

и специальностей :030501.65 –Юриспруденция

080504.65 – Государственное и муниципальное управление,

Курс 1 - 2

 

Автор: кандидат культурологии, доцент Ю.В. Иванова

 

 

Согласовано УМО ___________________________   «»200г.     Одобрено на заседании кафедры. Зав. кафедрой______________   «»200г.  
    Утверждено Советом Факультета _________________________________   Председатель _________________________________   «»200г.

 

Санкт-Петербург

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса составлена ст. преподавателем кафедры гуманитарных наук СПбФ ГУ-ВШЭ, кандидатом культурологии Ивановой Ю.В. В подготовке курса использовались методические разработки кафедры философии культуры и культурологии философского факультета СПбГУ.

Автор программы не ставила перед собой задачи охватить всю панораму мирового культурного исторического процесса, но стремилась выделить важнейшие темы, изучение которых необходимо в рамках Государственного образовательного стандарта по культурологии и будет способствовать развитию гуманитарной культуры студентов в сопряжении с их профессиональным образованием.

 

Место курса в профессиональной подготовке студента:

Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Настоящий курс разработан для тех слушателей, в чью профессиональную деятельность культурология войдет как одна из общеобразовательных дисциплин. Знания в области культурологии могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. В то же время, дисциплина «Культурология» может служить дополнением к общим курсам по истории, социологии и философии. Материал курса может послужить методологическим ориентиром для ряда специальных дисциплин: например, этикет, история культуры Петербурга, стили искусства, национальные школы менеджмента, стратегия и тактика ведения переговоров, менеджмент культуры.

Продолжительность курса и формы итоговой отчетности могут варьироваться в зависимости от факультета. Стандартная программа рассчитана на два модуля.

Для курса, рассчитанного на 14 часов лекционных занятий, в программе остаются темы № 3, 4, 9, 10; темы № 1 и 2, 5 и 6, 7 и 8 объединяются в рамках одной лекции длительностью 2 академических часа.

Для курса, рассчитанного на 20 часов лекционных занятий, в программе остаются темы № 1-10, на каждую из этих тем отводится по 2 академических часа во время лекционных занятий.

 

Программа рассчитана на студентов первого, второго и третьего курса. Исходный уровень знаний не подразумевает знакомства с той или иной конкретной дисциплиной, однако предполагается, что общие знания студента соответствуют выдвигаемым для выпускника старших классов общеобразовательной школы требованиям, в особенности в рамках дисциплин: история, история отечества, русская и зарубежная литература, мировая художественная культура, философия.

 

Цели и задачи курса:

· сформировать необходимые знания о культурологии, предмете, задачах и проблемах этой науки, ее теоретической и практической значимости;

· выявить основные концептуальные моменты теории культуры, рассмотреть наиболее влиятельные современные культурологические концепции;

· рассмотреть закономерности и особенности культурного развития в различные эпохи человеческой истории в различных регионах мира, выработать понимание своеобразия культур других народов;

· способствовать ориентированию будущих специалистов на самостоятельное осмысление проблем культуры.

 

Требования к уровню освоения дисциплины "Культурология".

Предполагается, что в результате работы в рамках курса «Культурология» учащийся:

· приобретет базовые знания в области теории культуры, овладеет базовыми понятиями культурологии; ознакомится с основными направлениями методологии современного культурологического анализа;

· сформирует понимание актуальных проблем развития современной культуры;

· сформирует представление о культуре как о социально-историческом феномене;

· сформирует представление о закономерностях развития мировых культур, а также о типологии классификации культур;

· приобретет основные знания об истории важнейших культур человечества;

· выработает умение выделения особенностей данной культуры, доминирующих в ней ценностей;

· сформирует понимание специфики межкультурной коммуникации, умение самостоятельной профессиональной деятельности в динамично изменяющемся мультикультурном социуме.

 

 

На экономическом факультете культурология читается студентам 1 курса и предполагает 42 аудиторных часа, из них 21 час лекций, 21 час семинарских занятий. На лекциях представляется теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами и дискуссии по актуальным проблемам теории, истории и современности различных культур мира. Возможно проведение одного семинарского занятия в виде экскурсии по залам одного из музеев Санкт-Петербурга. Во время изучения дисциплины «Культурология» студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. Самостоятельная работа по курсу предполагает изучение рекомендованной литературы, освоение тем для самостоятельного изучения, выполнение домашнего задания и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40%).

 

На факультете менеджмента курс читается для студентов 1 курса и предполагает 28 аудиторных часов, из них 14 часов лекций, 14 часов семинарских занятий (7 лекций и 7 семинаров; каждое занятие - 2 академических часа). На лекциях представляется теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами и дискуссии по актуальным проблемам теории, истории и современности различных культур мира. Возможно проведение одного семинарского занятия в виде экскурсии по залам одного из музеев Санкт-Петербурга. В течение семестра студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. В программе преподавания курса предусмотрена письменная контрольная работа в виде теста (по материалам лекционного и семинарского курсов). Самостоятельная работа в рамках чтения курса культурологии предполагает (кроме написания домашнего задания) также изучение рекомендованной литературы, освоение тем для самостоятельного изучения и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % - домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная. Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40%).

 

На факультете социологии курс «Культурология» читается студентам 1 курса. Изучение культурологии рассчитано на 36 аудиторных часов, из них 18 часов лекций, 18 часов семинарских занятий (по 9 лекций и семинаров; каждое занятие - 2 академических часа). На лекциях дается теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами, проведение дискуссий и рецензии студентов на домашние письменные работы своих коллег. Возможно проведение одного или двух семинарских занятий в виде экскурсии по залам музеев Санкт-Петербурга. В течение семестра студенты должны выполнить две самостоятельные письменные работы – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства и рецензию на домашнюю письменную работу одного из своих коллег-студентов. Самостоятельная работа по курсу предполагает освоение тем для самостоятельного изучения, изучение рекомендованной литературы, написание домашних письменных работ и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 20 % - домашнее задание, 20 % - письменная рецензия, 30 % - работа на семинарах, 20 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40%).

 

На юридическом факультете курс «Культурология» читается студентам 1 курса и предполагает 36 аудиторных часов, из них 18 часов лекций, 18 часов семинарских занятий (по 9 лекций и семинаров по 2 академических часа каждый). На лекциях преподаватель дает теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами, доклады студентов по различным темам и дискуссии по актуальным проблемам теории, истории и современности различных культур мира. Возможно проведение одного семинарского занятия в виде экскурсии по залам одного из музеев Санкт-Петербурга. Во время изучения дисциплины «Культурология» студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. Итоговый экзамен по итогам курса «Культурология» не предусмотрен в связи с тем, что оценка за курс является накопительной. Самостоятельная работа по курсу предполагает освоение тем для самостоятельного изучения, изучение рекомендованной литературы, написание домашней письменной работы и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40 %).

 

На отделении прикладной политологии курс культурологии читается студентам 1 курса и предполагает 36 аудиторных часов, из них 18 часов лекций, 18 часов семинарских занятий (по 9 лекций и семинаров; каждое занятие - 2 академических часа). На лекциях дается теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами, проведение дискуссий и устные рецензии студентов на домашние письменные работы своих коллег. Возможно проведение одного или двух семинарских занятий в виде экскурсий по залам музеев Санкт-Петербурга. В течение семестра студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу - домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. Самостоятельная работа по курсу предполагает изучение рекомендованной литературы, написание домашней письменной работы, освоение тем для самостоятельного изучения, подготовку к устной рецензии на домашнее задание коллег-политологов и к контрольной письменной работе. По окончанию курса «Культурология» не предусмотрен итоговый контроль, так как оценка является накопительной. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40 %)

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Схема лекций.

Лекция 1. Предмет и структура культурологии.

Культурология как сфера научного знания, изучающая культуру во всех ее проявлениях и формах существования. Многообразие дисциплин, предметом изучения которых является культура (археология, этнография, искусствознание, религиоведение, социология и т.д.) Отличие социологического и культурфилософского понимания культуры. Предмет философии культуры - культура в ее целостном бытии, функционировании и развитии. Теории происхождения и развития культуры. Культура как система опосредованных отношений человека к миру.

 

Вопросы и задания для проверки:

1. В чем специфика культурологического знания в сравнении с другими науками гуманитарного цикла?

2. Раскройте особенности социологического и культурфилософского понимания культуры.

3. Перечислите основные теории происхождения и развития культуры.

4. Дайте краткую характеристику каждой из теорий происхождения и развития культуры.

5. Какой смысл вы вкладываете в понимание культуры как «второй природы» человека?

 

Содержание семинарских занятий

(предлагаемые тексты и примерные вопросы для обсуждения).

 

Семинар 1.

Русская культура

Флоренский П.А. Иконостас. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

Вопросы:

1. Как глубинное мироощущение иконописи воплощается в специфических приемах и используемых материалах? Почему, согласно мысли П.А. Флоренского, живопись начинается с лика?

2. Каков символический смысл храма?

3.Что такое иконостас как архитектурное сооружение и как духовное явление?

4. В каком смысле икона может быть понята как напоминание? Как это связано с каноном написания икон?

5. Каково различие в художественных методах русской религиозной иконописи и западной живописи в XIV-XVI вв.?

 

Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

Вопросы:

1. Какие смыслы заключены в структуре православного храма? В чем различие в позициях Е.Н. Трубецкого и П.А. Флоренского (см. тексты к семинару №1)?

2. Что, по мнению, Е.Н. Трубецкого, являлось вплоть до XIX в. основным препятствием для восприятия древнерусской иконы как эстетического явления?

3. Каким образом икона взаимодействует с архитектурой храма?

4. Как образы древнерусской иконы связаны с целостным религиозным миросозерцанием русского народа?

Семинар 3.

Японская культура

Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. Глава 3.

Вопросы:

1. Какие основные принципы положены в основание мировоззрения и правовых норм в японской и американской культуре?

2. Как представления о подобающем месте для каждого сказывались и сказываются на системе общественных отношений в Японии?

3. Какое место «подобает» в японской семье мужу, жене и детям в зависимости от старшинства?

 

Возможные темы для сообщений студентов:

1. Японский стиль менеджмента

2. Кодекс чести самурая

3. Культура гейш

4. Особенности японской кухни

5. Искусство икебаны

6. Специфика японской литературы

 

Семинар 4.

Мусульманская культура

Коран. Суры 1, 2, 9, 12, 42, 65, 70, 89, 98, 103, 107, 112 // Коран. Любое издание.

Вопросы:

1. Как должен вести себя верующий в Аллаха, чтобы заслужить награду от своего Бога?

2. Какие взаимоотношения в семье санкционированы «Кораном»?

3. Как должен вести себя верующий в Аллаха по отношению к неверным (многобожникам)?

4. Какие параллели (в основных принципах вероучения или в сюжетах) существуют между Библией и Кораном?

 

Возможные темы для сообщений студентов:

    1. Пять "столпов ислама".
    2. Жизнь пророка Мухаммеда.
    3. Структура и культурный смысл мечети.
    4. Особенности исламского искусства.
    5. Положение женщины в исламской культуре

Семинар 5.

Искусство ХХ века

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб. - М.:ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2003. Или любое другое издание.

Вопросы:

1. В чем, согласно мысли Х. Ортеги-и-Гассета, разница между непопулярным и ненародным искусством? К какому разряду относится современное «актуальное» искусство?

2. Что такое для большинства людей эстетическое наслаждение? Как оно отличается от восприятия искусства представителями подготовленного меньшинства?

3. В чем заключается «дегуманизация искусства»? Как, по мнению автора, она проходила?

4. Каких представителей старого и нового искусства вы можете назвать (опираясь на текст Ортеги или самостоятельно)?

 

Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995. Отрывки.

Вопросы:

1. Какие значимые элементы интерьера выделяет Ж. Бодрийяр? Как в зависимости от взаимоотношений индивида с обществом меняется стиль домашней обстановки?

2. Автор считает, что «всем предметам обстановки ныне предъявляется обязательное требование культурности». В чем это проявляется внутри структуры современного дома и как обстояло дело ранее в традиционных буржуазных домах?

3. Как можно понять мысль Ж. Бодрийяра, что культурная оформленность вещей и в целом окружающей человека обстановки особенно важна для технической цивилизации? (Параграф «Окультуренность и цензура»).

4. Какими смыслами наделяются старинные, уникальные, фольклорные вещи?

 

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994.

Вопросы:

1. Что Р. Барт понимает под мифологией? Какие примеры современных мифов вы можете привести?

2. Какие аргументы приводит автор для подтверждения мысли, что наша цивилизация является цивилизацией письма?

3. В чем разница между Произведением и Текстом? Что подразумевает Р. Барт, говоря о смерти автора?

 

 

Семинар 7.

Игровая теория культуры

Хейзинга Й. Homo Ludens. Главы 1, 4, 12.

Вопросы и задания:

1. Разверните и прокомментируйте следующее ключевое высказывание Хейзинги: "истинная, чистая игра сама по себе выступает как основа и фактор культуры".

2. Каковы, по Хейзинге, основные свойства и особенности игры?

3. Каковы элементы игры, обнаруживаемые Хейзингой в праве? Каков культурный смысл этих элементов?

4. Каковы основные игровые элементы современной культуры?

5. Раскройте, по учению Хейзинги, связь современного спорта и игры.

 

 

Семинар 8.

Концепция «осевого времени»

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Ч.I.

Вопросы:

1.Каков смысл понятия «осевое время», значимость осевого времени для развития человечества?

2. В чем различие доистории и истории?

3. Какова, по Ясперсу, роль коммуникации в истории человечества?

4. Какую интерпретацию получает у Ясперса история христианства в контексте концепции осевого времени?

5. Каким образом в концепции осевого времени решается проблема единства человеческой истории?

 

Один или несколько семинаров могут проходить в виде занятий в залах музея (например, Государственного Эрмитажа). Студенты должны заранее подготовить сообщения (мини-экскурсии) по экспонатам выбранного музея. При проведении подобного занятия баллы начисляются за развернутые сообщения по каждому экспонату (по 1 баллу), достаточно подробная биография автора или характеристика художественного направления оцениваются дополнительным баллом.

 

Предполагаемая тематика сообщений для посещения Эрмитажа:

1. Предпосылки и этапы развития древнеегипетской культуры.

2. Значение древнейших цивилизаций Междуречья для мировой культуры.

3. Общая характеристика культуры Древней Греции.

4. Важнейшие достижения древнеримской культуры.

5. История художественных стилей в эпоху европейского средневековья.

6. Искусство итальянского Возрождения.

7. Северное Возрождение. Германия, Нидерланды.

8. Французская школа живописи.

9. Основные стили европейского искусства XVIII-XIX вв.

10. Культура и искусство в Европе рубежа XIX-ХХ вв.

 

 

Темы для самостоятельного изучения:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.

Культурология и история культуры.

Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Требования к написанию домашнего здания.

Письменное домашнее задание должно представлять описание и анализ произведения искусства (кроме художественной литературы) по выбору учащегося. В нем должны присутствовать следующие пять пунктов:

а) история создания или творческая биография автора,

б) описание произведения,

в) анализ произведения,

г) описание воздействия произведения на автора эссе,

д) сравнение его с другими произведениями того же автора, жанра или вида искусства.

В соответствии с этим выставляется оценка по 10-балльной шкале.

 

Примерные темы рефератов

1. Культурологическая теория П.А. Сорокина

2. Концепция "диалога культур" В.С. Библера

3. Учения о соотношении природы и социокультурной сферы (от античности до современности)

4. Антропологические проблемы культурологии: культура и человек

5. Проблема кризиса культуры

6. Проблема генезиса культуры и культурного прогресса в теориях представителей "франкфуртской школы"

7. Учение о культуре в модернизме рубежа XIX-ХХ вв.

8. Перспективы культуры в постиндустриальном обществе

9. Соотношение культуры и цивилизации в культурфилософских теориях

10. Проблема "Запад-Восток" в культурологии

11. Культура и ценности: аксиологический подход к пониманию культуры

12. Техника и индустриальные основы культуры

13. Концепция культуры информационного общества (Э. Тоффлер, Д. Белл, Ж. Эллюль)

14. Общество и культура: социальные детерминанты культурного процесса

15. Культура и религия: сакральное в культуре

16. Место религии в системе современной культуры

17. Миф в контексте современной культуры

18. Проблема взаимодействия культур

19. Язык и культура. Учение лингвистического релятивизма для понимания культуры

20. Этнос и нация. Этноцентризм и национализм.

21. Особенности русской культуры как культурно-исторического типа.

22. Культура мусульманского мира: духовные основания, структура, история, достижения.

23. Своеобразие античной культуры: возникновение, этапы развития, основные культурные категории, достижения.

24. Культура эпохи эллинизма: общая характеристика, особенности, духовные основания и достижения.

25. Европейское средневековье как тип культуры: характеристика, особенности, культурные категории, этапы развития.

26. Средневековая культура в работе Й. Хейзинги "Осень средневековья".

27. Культура эпохи Возрождения и ее место в культурной истории Европы.

28. Культура Нового времени: ее генезис, своеобразие, основные этапы, социокультурные варианты.

29. Проблема человека в постмодернизме.

30. Культура и искусство постмодернизма и постпостмодернизма

31. Воля и разум. Проблема желания.

32. Телесность как феномен культуры.

33. Специфика современного культурологического знания.

34. Соотношение и взаимодействие культурологии и истории культуры.

35. Динамика культуры.

36. Язык и символы культуры.

37. Межкультурные коммуникации в современном мире.

38. Культурная самоидентичность.

39. Место и роль России в мировой культуре.

40. Культура и личность.

41. Культура и природа.

Реферат оценивается по 10-балльной шкале в соответствии с рекомендованными УМО ГУ-ВШЭ критериями оценки.

 

 

Примерные темы вопросов для зачета

1. Предмет культурологии. Субъект культуры

2. Теории происхождения и развития культуры.

3. Культура как система взаимоотношений человека с окружающим миром.

4. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.

5. Культурология и история культуры.

6. Теоретическая и прикладная культурология.

7. Методы культурологических исследований.

8. Культурогенез и динамика культуры.

9. Представления о культуре в эпоху античности.

10. Представления о культуре в эпоху средневековья.

11. Представления о культуре в эпоху Возрождения.

12. Зарождение философии культуры в эпоху Нового времени.

13. Культура Нового времени как процесс "расколдовывания" мира: программа культивирования разума, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума.

14. Рационализм в философии и классицизм в различных видах искусств как доминанты европейской культуры XVII-XVIII вв.

15. Философское осознание культурно-исторического процесса. (Д. Вико "Основание Новой науки об общей природе наций").

16. Философия истории и теория цивилизации у французских просветителей.

17. Культура и цивилизация (происхождение терминов от латинских cultura и civilis, французская и немецкая традиции понимания этих терминов, определение цивилизации в концепции О. Шпенглера).

18. Морфология культуры.

19. Функции культуры.

20. Многообразие культур.

21. Этническая и национальная культура, этнические стереотипы.

22. Язык и символы культуры, культурные коды.

23. Культурная самоидентичность.

24. Локальные культуры.

25. Теория "культурно-исторических типов" Н.Я. Данилевского.

26. Морфология культуры О. Шпенглера: периодизация истории, жизненный цикл культур, закат Запада.

27. Теория "локальных цивилизаций" А.Дж. Тойнби.

28. Культура как деятельность в трудах К. Маркса.

29. Ф. Ницше: "переоценка ценностей" христианской культуры, аполлоновское и дионисийское начала в культуре, идея "вечного возвращения".

30. Категориальный аппарат экзистенциализма: страх, тошнота, абсурд, бунт, свобода.

31. К. Ясперс: концепция "осевого времени".

32. Концепция культуры как репрессивной инстанции у З. Фрейда: Оно, Я, Сверх-Я, Эрос и Танатос.

33. Коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга.

34. Гендерные аспекты психоаналитической культурологии у К. Хорни.

35. Интегральная теория культуры П.А. Сорокина.

36. Искусство и художественная культура.

37. В. Беньямин: изменение статуса произведения искусства в ХХ в., "аура" подлинника и отсутствие ауратичности у копий произведений искусства.

38. Биологические и социокультурные отличия человека от высших приматов.

39. Шумеро-вавилоно-ассирийская культура.

40. Древний Египет как транслятор ближневосточной традиции для древнегреческих мыслителей.

41. Этапы развития и важнейшие достижения древнегреческой культуры.

42. Значение культуры Древнего Рима для позднейших культур.

43. Общая характеристика культуры европейского средневековья.

44. Основные доминанты русской культуры.

45. Русское Просвещение XVIII в. как предысток классической культуры XIX в.

46. "Золотой век" русской культуры.

47. "Серебряный век" в России: культурный релятивизм.

48. Постмодернизм: сущность, истоки, перспективы и основные представители постмодернизма в искусстве.

49. Амбивалентные направления развития современной культуры: тенденции культурной универсализации, унификация информационной среды и вестернизация самобытных культур, сепаратизм и возрождение интереса к собственным национальным корням.

50. Культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира.

51. Межкультурные коммуникации.

52. Культурная модернизация.

53. "Мумификация" культурного многообразия в современном музее.

54. Репрессивность культурных механизмов.

55. Социальные институты культуры.

56. Типология культур: этническая и национальная, элитарная и массовая культуры, восточные и западные типы культур, специфические и "серединные" культуры.

57. Место и роль России в мировой культуре.

58. Культура и природа.

59. Культура и общество.

60. Культура и глобальные проблемы современности.

61. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

 

Контрольная работа

Контрольная работа представляет собой тест, состоящий из 20 вопросов трех типов (открытые, закрытые вопросы и задания на нахождение соответствия). К закрытым вопросам предлагается на выбор 4-6 вариантов ответа. Открытые вопросы требуют самостоятельно указать в ответе на такой вопрос те или иные художественные реалии, названия произведений искусства или персоналии (фамилии авторов).

Оценка за тест выставляется по 10-балльной системе (в зависимости от количества правильных ответов).

 

Пример закрытого вопроса:

 

Как в Древнем Риме понимали слово «cultura»? Это …

а) растения, выращенные человеком как результат обработки, улучшения

б) уровень развития человеческого общества

в) эталон, которому должен следовать каждый образованный человек

г) традиционные формы повседневного поведения римлян

(правильный ответ - а «растения, выращенные человеком как результат обработки, улучшения»)

 

Пример открытого вопроса:

 

Какой архитектурный стиль был распространен на территории Западной Европы в XII-XIV вв.?

(правильный ответ: «готический» или «готика»)

 

Пример вопроса на соответствие:

 

Соотнесите автора и название произведения

Фидий «Дорифор» (копьеносец)

Мирон «Диадумен» (юноша, завязывающий повязку)

Поликлет «Дискобол» (метатель диска)

статуя Зевса Олимпийского

статуя Афины Варвакейон

(правильные ответы: Фидий - статуя Зевса Олимпийского, статуя Афины Варвакейон; Мирон – «Дискобол»; Поликлет - «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша, завязывающий повязку).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Базовый учебник:

Кармин А.С. Культурология. Учебник. – СПб: Питер, 2006.

 

 

Основная литература (для обсуждения на семинарах):

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994.

2. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. Глава 3.

3. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - СПб.: Глаголъ, 1995. Главы 2,3,4,5.

5. Коран. Суры 1, 2, 9, 12, 42, 65, 70, 89, 98, 103, 107, 112 // Коран. Любое издание.

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб. - М.:ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2003

7. Топоров В.Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы" // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. - М., 1995.

8. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

9. Флоренский П.А. Иконостас. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

10. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента в культуре. - М., 1992.

11. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М., 1993.

12. Элиаде М. Священное и мирское

13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

 

 

Дополнительная литература:

1. Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1998.

2. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2 т. – СПб.: Университетская книга, 1998.

3. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь/ Рос. независимый институт. – М.: Республика, 2001.

4. Современный словарь-справочник: Античный мир. – М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000.

5. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. М., 1991.

6. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

7. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. – М.: Новое литературное обозрение, 1998.

8. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М., 1980.

9. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1988.

10. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры: В 2 кн. 2-е издание. – СПб.: Петрополис, 2003.

11. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

12. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

13. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга: Очерки истории. – СПб.: Издательство Михайлова, 2001.

14. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 1999.

15. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.. 1981.

16. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990.

17. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

18. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII -начало XIX века). 2-е изд. - СПб.: Искусство-СПб, 2002.

19. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. - СПб.: Искусство-СПб, 2002.

20. Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. - СПб.: Искусство-СПб, 2001.

21. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб.: Академический проект, 2002.

22. Милюков П.И. Очерки по истории русской культуры: В 2 ч. СПб., 1996.

23. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М.: Аграф, 2001.

24. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США. Сборник. /Ред. Гальцева Р.А. – М.: Университетская книга, 2000.

25. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М.: Республика, 2000.

26. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.. 1992.

27. Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. – СПб.: Алетейя, 1999.

28. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сб. - М.: Прогресс, 1996.

29. Уткин А. И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.

30. Философия культуры: становление и развитие. - СПб.: Лань, 1995.

31. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. – СПб.: Евразия, 1998.

32. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Будущее одной иллюзии. // Фрейд З. Избранное. Т.2. - М., 1990.

33. Фрейд З. Тотем и табу: Сборник. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.

34. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.

35. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3.

36. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003.

37. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

38. Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Апрель - Пресс, Издате


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.