Программа физического воспитания детей с нарушениями зрения. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Программа физического воспитания детей с нарушениями зрения.

2017-11-16 389
Программа физического воспитания детей с нарушениями зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья.

Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:

· Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений и др.);

· Коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;

· Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);

· Активизация и упражнение зрительной функции в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.

 

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.

В раздел общеразвивающих упражнений введены специальные занятия на развитие мелкой моторики рук и ног, формирование микроориентировки.

Определение физической нагрузки и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строится на основе рекомендаций врачей.

Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление

Содержание программы первого года обучения

Знакомить детей с разнообразными видами движений и создавать условия для их выполнения. Учить ходить и бегать свободно, естественно, координированными движениями рук и ног, не шаркая ногами не опуская головы; овладевать разными видами ходьбы и бега; энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением; ползать, лазать; сохранять равновесие; уверенно бросать и отталкивать предметы при катании, ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди. Учить принимать правильное исходное положение в прыжках, метании предметов, лазании, сохранять правильную осанку в ходьбе, беге, при выполнении упражнений в равновесии.

Приучать ориентироваться в пространстве (соблюдать заданное направление, действовать в соответствии со зрительными и звуковыми ориентирами).

Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и сходить; учить надевать и снимать лыжи, ставить их на место, ходить на лыжах с помощью взрослого.

Учить выполнять пропедевтические упражнения для овладения ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием, равновесием, ориентировкой в пространстве, координацией движений.

Учить выполнять движения глазами для развития зрительно-двигательной ориентации (прослеживание, сосредоточение).

Развивать координацию движений при выполнении общеразвивающих упражнений.

Приучать действовать совместно в общем для всех темпе. Учить строиться по одному, в шеренгу, круг; находить свое место при построении с использованием ориентиров.

Учить выполнять правила в подвижных играх.

 

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием коленей, по два (парами), взявшись за руки; ходьба в разных направлениях: по прямой (держась за шнур), по кругу (держась за обруч), врассыпную (за звуковым и зрительным ориентиром).

Упражнения для пропедевтики ходьбы: выполнять ходьбу вперед по дорожкам с размеченными стопами.

Ходьба по одному и друг за другом, держась за опору на уровне пояса ребенка, укрепленную вдоль стены (длина 5-6 м).

Ходьба по размеченному кругу, взявшись за руки, сосредоточив взор на ориентир, находящийся в центре круга на уровне глаз.

Ходьба по извилистой дорожке. Бег. Бег обычный, на носках, подгруппами и всей группой с одной стороны зала на другую, в разных направлениях по прямой дорожке (длина 5-6 м, дорожка окрашена в яркий цвет и расположена на контрастной поверхности), по извилистой дорожке (длина 5-6 м, поверхность дорожки светлая), по размеченному кругу змейкой (между предметами), врассыпную (за звуковым и зрительным ориентиром); бег с заданиями, бег с изменением темпа.

Бег. Упражнения для пропедевтики бега. Пробегать небольшое расстояние по одному в ограниченном пространстве (между цветными шнурами, расстояние 1 м). пробегать по одному по извилистой дорожке (ширина 25-30 см) в пределах 1-2 циклов. Пробегать в индивидуальном темпе по прямой дорожке (длина 5-6 м, ширина 25-30 см). пробегать небольшое расстояние за движущимся ориентиром, расположенным на уровне глаз ребенка, соблюдая интервал, сохраняя и меняя направление. Индивидуально выполнять бег с остановками у ориентира по сигналу.

Катание, бросание, ловля и метание. Катание мяча, шарика (размер соответственно зрительным возможностям детей) по наклонной плоскости, в воротца, бросание и ловля мяча.

Упражнения для пропедевтики катания, бросания, ловли, метания. Прокатывать шарики по наклонной плоскости с бортиками (высота 5-8 см, длина 50-70 см) сверху вниз, снизу вверх, прослеживая взором их действия. Катать мяч вдоль, прослеживая взором его движение. Прослеживать движения фиксированного мяча эластичным шнуром (вправо-влево, вперед-назад), мяч на уровне глаз. Катать мяч по прямой ограниченной плоскости (длина 1-2 м, ширина 30 см). Прокатывать шарики на микроплоскости (60*100 см), прослеживать действия предметов. Бросать мяч вверх и вниз, фиксированный эластичным шнуром, правой и левой рукой. Бросать предметы в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния, доступного для каждого ребенка.

Равновесие. Ходьба по прямой дорожке (шириной 25-30 см, длина 2-2,5 м), по доске, гимнастической скамейке; бревну, с использованием опоры, приставляя пятку одной ноги к носку другой, ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы (высота 10-15 см), по рейке лестницы, положенной на пол (5-6 пролетов), ходьба по наклонной доске (высота 20-25 см), с использованием опоры; медленное кружение в обе стороны вокруг опоры.

Упражнения для пропедевтики равновесия. Перешагивать через кирпич, положенный на пол, повторяя один цикл 2-3 раза.

Перешагивание через 2 кирпича, положенных на пол, начиная поочередно с правой и левой ноги.

Медленно кружиться вправо, влево вокруг гимнастической палки, держась за нее правой и левой рукой.

Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 5-6 м), между предметами, вокруг них, подлезание под предметы (высота 50 см), пролезание в обруч, перелезание через бревно, лазание по лесенке-стремянке, гимнастической лестнице (высота 1-1,5 м).

Упражнения для пропедевтики ползания, лазанья. Воспроизводить на микроплоскости ползание между предметами, вокруг них, используя объемные и плоскостные изображения предметов, прослеживать действия руки и предметов.

Выполнение ползания на четвереньках по ограниченной прямой дорожке (ширина 60-70 см, на 1-2 циклах).

Выполнять лазанье по наклонной гимнастической лестнице (угол наклона 20-30°).

Выполнять лазание по гимнастической лестнице (на 1-2 циклах) по размеченным меткам для ног и рук на рейках лестницы.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (по размеченной дорожке: длина 2-3 м, ширина30-40 см), из кружка в кружок (диаметр 80 см, расстояние между кружками индивидуально для каждого ребенка), вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см; вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через объемный шнур (диаметр8-10 см); через 4-6 объемных жгутов, расположенных параллельно (расстояние 25-30 см, диаметр 5-6 см); прыжки через предметы (высота 5 см); в длину с места на расстояние не менее 30-40 см.

Упражнения для пропедевтики прыжков. Подпрыгивать на двух ногах на месте вверх, держась за опору руками.

Доставать предмет, подвешенный на уровне поднятой руки ребенка.

Перепрыгивать объемный жгут, положенный на пол (диаметр 5-6 см), в направлении вперед.

Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия, ориентировки и точности движений. Определять название знакомых предметов, их изображений, расположенных на возможно далеком расстоянии, постепенно приближаясь до того расстояния, с которого можно четко видеть рассматриваемый объект.

Ходить в разных направлениях с использованием зрительных и звуковых ориентиров; ходить по кругу, держась за обруч, с открытыми и закрытыми глазами.

Находить по заданию, сигналу пространственные направления от себя: справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз.

Прослеживать взором движение предмета от одного объекта к другому на микроплоскости (движение имитируется учителем).

Прослеживать взором движение идущего ребенка в разных направлениях (по прямой, по кругу, между предметами, врассыпную).

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для шеи. Наклонять голову вперед, стараясь подбородком коснуться груди, вправо, влево из исходного положения стоя.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (поочередно и одновременно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, прослеживая взором, за спиной, над головой. Хлопать перед собой прямыми руками; согнутыми в локтях, момент хлопка прослеживать взором. Вытягивать руки вперед, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.

Упражнения для ног и ступней. Подниматься на носки, доставая рукой подвешенный предмет. Делать 2-3 приседания с опорой на стул и без нее; приседая вынося руки вперед, приседать обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя катать ступнями ног валик (диаметр 5-6 см) вперед и назад; захватывать ступнями мешочки с песком; идти по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставным шагом в сторону, вставая серединой ступни, с использованием опоры и без нее.

Упражнения для туловища. Передавать мяч друг другу (вперед и в сторону) из положения сидя и стоя. Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет сзади себя, повернуться и взять его), наклоняться, подтягивать ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги; двигать ногами имитируя езду на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: поворачиваться на спину и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.

 

УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ

Упражнения для рук. Развернуть ладони горизонтально перед собой, соединить их вместе, выставлять поочередно и одновременно ладони внешней и внутренней стороной, прослеживая движения взором; поднимать (поочередно и одновременно) руки вверх на уровне глаз, соединить ладони вместе, большими пальцами касаясь носа, следить глазами за движениями пальцев.

Упражнения для ног. Выставлять ногу на носок вперед, назад, в сторону; отводить ноги в стороны поочередно и одновременно из исходного положения сидя, лежа на спине, животе, не отрывая их от пола.

Упражнения для рук и ног. Выполнять одновременно движения руками и ногами из однонаправленных исходных положений (правую руку и правую ногу выносить одновременно вправо, левую руку и левую ногу – влево и др.).

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения для зрительно-двигательной ориентации. Отводить глаза вправо, влево, не поворачивая головы, из различных исходных положений; поднимать глаза вверх, опускать вниз, не поднимая головы.

Упражнения для снятия зрительного утомления. Крепко зажмурить глаза на 3-5'', затем открыть на 3-5''.

Быстро моргать глазами в течении30-60''. Ставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца (предмет, надетый на палец) и смотреть на него 3-5'', опустить руку (предмет). Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая, приблизить палец к глазам (смотреть 3-5''). Отводить правую руку в сторону, медленно передвигать палец согнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцами, затем слева направо. Прикладывать палец к носу, смотреть на него, убирать, снова смотреть на кончик носа. Смотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыть.

 

СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Катание на санках. Катать на санках друг друга, кататься с невысокой горки.

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.

Катание на велосипеде. Садиться на велосипед, сходить с него, кататься на трехколесном велосипеде при поддержке взрослых по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево.

Подготовка к плаванию. Приучать входить в воду, играть в воде с игрушками.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

К концу года дети должны уметь:

• Ходить прямо, не опуская головы, на шаркая ногами, сохраняя заданное направление по ориентирам; выполнять задание учителя: находить ориентир, остановиться, присесть, повернуться;

• Бегать сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием учителя;

• Сохранять равновесие при беге и ходьбе по ограниченной плоскости, перешагивание через предметы с использованием опор;

• Ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической лестнице произвольным способом; прыгать на двух ногах на месте, в длину с места на 30-40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч вниз об пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность, на расстояние 2,5-4 м;

• Прослеживать движения глазами, сосредотачивать взгляд на предметах, действиях.

Содержание программы второго года обучения

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на внешней стороне стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону по размеченным линиям и без них. Ходьба в колонне по одному, парами; ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой между предметами, врассыпную с использованием звуковых и зрительных ориентиров. Ходьба с выполнением задания для рук: на пояс, в сторону, за голову, перед грудью, под подбородком; ходьба в чередовании с бегом, с изменением направления, темпа, со сменой ведущего, по звуковым и зрительным сигналам.

Упражнения для пропедевтики ходьбы. Ходьба с изменением длины шага по дорожкам с размеченными стопами. Выполнять приставные шаги вправо, влево, держась за опору. Выполнять игровые задания в ограниченном пространстве: «Помоги матрешке пройти между пирамидами», «Прокати мяч между кеглями».

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в разных направлениях: по кругу, держась за шнур, змейкой (между расставленными предметами, 6-8 предметов); врассыпную; бег с заданиями: с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течении 1-1,5'. Бег на 40-60 м со средней скоростью, челночный бег 3 раза по 5 м; бег на скорость: 20 м примерно за 7-6' к концу года.

Упражнения для пропедевтики бега. Выполнять бег на месте, высоко поднимая колени, касаясь опоры.

Пробегать небольшое расстояние за движущимся ориентиром с разной скоростью.

Выполнять игровые задания в ограниченном пространстве: «Пробегая, не натолкнись на предмет», «не задень другого».

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой дорожке (ширина 25 см, длина 10 м), между предметами (высота 30 см), змейкой по размеченному пути, по горизонтальной и наклонной доске (угол наклона 15-20°), ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь на руках. Ползание на четвереньках опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, под палку (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание в обруч (высота 60 см), перелезание через бревно (диаметр 40-60 см), гимнастическую скамейку (высота 25-30 см). лазанье по гимнастической лестнице с пролета на пролет вправо и влево.

Упражнения для пропедевтики ползания и лазанья. Ползание на четвереньках в ограниченном пространстве (2*2 м) по прямой, между предметами, змейкой.

Подлезание под веревку (высота индивидуально для каждого) правым или левым боком вперед без опоры на руки, ориентируясь на лучше видящий глаз.

Пролезание с одного пролета на другой (вправо и влево) в объеме 1-2 циклов.

Лазанье по наклонной гимнастической лестнице (угол наклона устанавливается в соответствии с физической подготовленностью детей).

Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (15-20 прыжков 2 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед на расстояние до 3 м (из круга в круг), прыжки с поворотом кругом, поворачиваясь вокруг гимнастической палки, с опорой на нее; на одной ноге, держась за опору, к концу года без нее. Прыжки вверх с места с касанием звучащего предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка на 10-15 см. прыжки через 4-5 параллельных дорожек (ширина 10-15 см). Прыжки через 2-3 предмета высотой 5-10 см. Прыжки с высоты 20-25 см, держась за опору и без нее, в длину с места (не менее 60 см). Прыжки через короткую скакалку (не менее 2-3 раз подряд).

Упражнения для пропедевтики прыжков. Выполнять прыжки на месте на двух ногах, опираясь руками о спинку стула.

Выполнять прыжки вокруг обруча вправо и влево (обруч на уровне пояса ребенка).

Имитировать прыжки со скакалкой. Прослеживать действия вращающейся скакалки. Воспроизводить удар скакалки о пол прыжком вверх на двух ногах. Выполнять прыжки на правой и левой ноге.

Бросание, ловля, метание. Катание мячей, обручей друг другу по ограниченному пространству (по коридору – длина 2 м, ширина 70-50 см), не касаясь барьера. Бросание мяча друг другу снизу; перебрасывание мяча двумя руками через препятствия (высота 1 м, с расстояния 1,5 -2 м). бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (3-4 раза подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3-6 м) в горизонтальную цель (с расстояния 1,5-2 м) правой и левой рукой; в вертикальную цель (высота центра мишени на уровне глаз детей с расстояния 1-1,5 м), размер мишени подбирается индивидуально для детей соответственно зрительными возможностями.

Упражнения для пропедевтикибросания, ловли, метания. Катание шариков, колец по узкой дорожке (ширина 30 см, длина 1 м), прослеживание движения взором.

Бросание мяча, фиксированного эластичным шнуром, друг другу снизу, из-за головы и ловля его с расстояния 1-1,5 м.

Бросание мяча вверх в обруч (диаметр 1м), о землю в круг (диаметр 60 см) двумя руками несколько раз подряд.

Бросание фиксированного мяча от себя без ловли его руками.

Прослеживание взором за попаданием предметов для метания на микроплоскости в горизонтальную цель с расстояния 50-70 см, в вертикальную цель с расстояния 40-50 см.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Катание на санках с горки. Подниматься с санками в гору. Тормозить ногой при спуске. Скольжение по ледяным дорожкам.

Ходьба на лыжах. Двигаться переменным шагом, переступать на месте влево и вправо. Взбираться ступающим шагом на горку, убирать лыжи на место, надевать и снимать их. Учить ходить на лыжах.

Катание на велосипеде. На трех – и двухколесном по прямой, делать повороты, тормозить.

Подготовка к плаванию. Сидя на мелком месте, лежа на животе, делать движения ногами вверх-вниз. Погружаться в воду до подбородка, опускать в воду лицо, выдыхать в воду. Плавать с надувными жилетами.

Игры в воде. «Цапли», «Карусель в воде», «Игры с мячом», «Покажи пятки», «Катание на матрасиках, кругах».

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Для рук и плечевого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх и опускать. Сжимать и разжимать кисти, вытягивать пальцы. Руки за голову, распрямлять плечи. Упражнения с палками, обручем.

Для ног. Подниматься на носки и стоять. Выставлять поочередно ноги вперед, на носки, на пятку. Приседать, отводя руки вперед, в стороны. Сгибать ноги в коленях, оттягивать носки, сгибать стопу. Собирать пальцами ног веревку, мелкие камешки. Переступать приставными шагами в сторону.

Для туловища. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, отводя в стороны. Наклоны вперед, в стороны, назад. Сидя, лежа выполнять движения руками, ногами, головой в разные стороны. Упражнения с мячом лежа, сидя.

 

Содержание программы третьего года обучения

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Ходьба. Ходьба обычная на носках (руки за голову, голова прямая), на наружных сторонах стопы, ходьба с высоким подниманием колена, перекатом с пятки на носок, приставным шагом в правую и левую стороны. Ходьба в колонне по одному, по два, по три вдоль границ зала с поворотом, с выполнением различных заданий, ориентировкой на звуковые и зрительные сигналы.

Упражнения для пропедевтики ходьбы. Ходьба приставным шагом в правую и левую стороны по размеченным дорожкам.

Ходьба перекатом с пятки на носок по заранее размеченным стопам.

Ходьба на месте с высоким подниманием бедра, касаясь коленом веревки.

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом, в колонне по одному, по два; змейкой между расставленными в одну линию предметами, врассыпную. Непрерывный бег в медленном темпе в течении 1-1,5'. Бег в среднем темпе на 80-100 м (1-2 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5,5-6 (к концу года).

Упражнения для пропедевтики бега. Бег на месте с высоким подниманием бедра, касаясь коленом веревки.

Бег мелким и широким шагом по размеченным линиям.

 

Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между предметами, в чередовании с ходьбой, бегом с переползанием через препятствия, ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м), по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд (3-4), пролезание в обруч, лазанье по гимнастической лестнице (высота 2,5 м) перелезание с одного пролета на другой.

Упражнения для пропедевтики. Ползание на четвереньках к неподвижному предмету, сосредоточивая на нем свой взор, ползание за двигающимся предметом, прослеживая его движения взором в ограниченном пространстве (2*2 м) по прямой, между предметами, змейкой.

Лазанье по наклонной гимнастической лестнице (угол наклона 30-60°).

Пролезание между рейками гимнастической лестницы.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (20-30 прыжков 2-3 раза) в чередовании с ходьбой разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, ноги вместе), продвигаясь вперед на 2-3 м. прыжки на одной ноге на месте и продвигаясь вперед, в высоту с места прямо и боком (в сторону лучше видящего глаза) через 5-6 предметов поочередно через каждый (высота 15-20 см). прыжки на мягкое покрытие (контрастное по цвету с полом).

Прыжки с высоты 25-30 см в заранее обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 70-75 см), в длину с разбега (80-90 см), в высоту с разбега (25-30 см). прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скалку.

Упражнения для пропедевтики. Прыжки на двух ногах по размеченной дорожке (расстояние 2-3 м).

Прыжки на одной ноге на месте и продвигаясь вперед с использованием опоры для рук.

Прыжки через 5-6 предметов (высота 15-20 см) боком, держась при необходимости за опору.

Прослеживание взором за вращением короткой и длинной скакалки.

Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 5-8 раз подряд), одной рукой не менее 3-4 раз, бросание мяча вверх и ловля его двумя руками с хлопками.

Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из различных исходных положений с расстояния не менее 2 м, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, отскоком от земли).

Отбивание мяча на месте, продвигаясь вперед шагом (на расстояние 5-6 м), прокатывание набивных мячей по размеченному пути по прямой, между предметами. Метание предметов на дальность (4-8 м) в горизонтальную и вертикальную цели (центр мишени на уровне глаз детей) с расстояния 2-3 м.

Упражнения для пропедевтики. Перекладывание мяча из одной руки в другую с открытыми и закрытыми глазами.

Прокатывание набивного мяча по ограниченному пространству.

Перебрасывание фиксированного эластичным шнуром мяча из одной руки в другую.

Отбивание мяча, фиксированного эластичным шнуром, без касания его земли.

Продвижение с мячом вперед по размеченному пути (3-4 м).

Бросание мяча вверх с забрасыванием его в обруч.

Равновесие. Ходьба по ограниченной поверхности приставным шагом, приставляя пятку одной ноги к носку другой (прямо, по кругу, зигзагообразно). Ходьба по наклонной доске прямо и боком (наклон доски устанавливается в зависимости от физической подготовленности детей). Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через набивные мячи, приседая на середине, держась рукой за опору. Ходьба по гимнастической скамейке прямо и боком с мешочком песка на голове. Сохранение равновесия, стоя на гимнастической скамейке на носках; сохранение равновесия после бега и прыжков; стоя на одной ноге, другая прижата к колену опорной ноги, руки на поясе. Кружение парами, держась за руки.

Упражнения для пропедевтики. Сохранение равновесия, стоя у стены и отступив на шаг от нее.

Сохранение равновесия, стоя на одной ноге, используя опору для рук (со стороны опорной ноги).

Переступание вправо, влево по узкой рейке гимнастической скамейки с использованием опоры для рук (ширина 10-15 см).

Переступание по веревке вправо и влево (диаметр 5-3 см) с использованием опоры для рук.

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для головы и шеи. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа, из упора на коленях. Повороты головы вправо, влево; вращение головы из исходных положений: стоя, сидя, лежа в упоре на руки.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки вниз, руки за голову. Поднимать руки вперед (вверх со сцепленными в «замок» пальцами), кисти повернуты тыльной стороной внутрь; поднимать руки вверх и назад попеременно и одновременно. Поднимать и опускать кисти, сжимать и разжимать пальцы рук одновременно и поочередно.

Упражнения для ног и ступней. Переступать на месте, не отрывая от опоры носки ног. Приседать с каждым разом все ниже и ниже, опираясь руками о спинку стула, поднимая руки вверх, вперед, заложив за спину. Поднимать прямые ноги из положения сидя на полу, на гимнастической скамейке с опорой на руки (к концу года без опоры), лежа (руки свободно, за голову). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их; перекладывать предметы с места на место пальцами ног, составлять фигурку; собирать ногами веревку, шнур; катать ступнями ног палку. Переступать приставным шагом, в сторону на носках, опираясь пятками ног о палку, руками держась за опору и без нее.

Упражнения для туловища. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены (касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами, пятками), перед зеркалом, зрительно контролируя движения. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне пояса. Наклоняться вперед, стоя лицо к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положения руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в сторону из исходного положения сидя; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ноги к груди (группироваться).

 

УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ

Упражнения для рук. Поочередно сгибать пальцы, движения каждого пальца сопровождать глазами. Противопоставлять большой палец всем остальным начиная с мизинца, при участии зрительного контроля и без него; отводить поочередно и одновременно руки в стороны, вперед, ставя ладони в различное исходное положение (горизонтально, вертикально, внешней и внутренней стороной).

Упражнения для ног. Касаться носком одной ноги пятки другой; выставлять поочередно ноги вперед, в сторону, назад.

Упражнения для рук и ног. Выполнять одновременные движения рук и ног из разнонаправленных исходных положений (правая рука вверх, левая нога в сторону; левая рука в сторону, правая нога вперед; правая рука вверх, левая нога назад; левая рука вверх, правая нога в сторону).

Упражнения для зрительно – двигательной ориентации. Совершать глазами движения в различных направлениях из различных исходных положений. Переводить взгляд с одного предмета на другой; фиксировать взглядом движения частей тела – рук (кисти, пальцы), ног (стопа, голень, колено); прослеживать взором перемещение движущихся предметов, расположенных на уровне глаз.

Упражнения для снятия зрительного утомления. Ставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть 3-5'' на конец пальца переводить взгляд на предмет на то же время, повторяя несколько раз. Прикладывать палец к носу, смотреть на него, убирать, снова смотреть на кончик носа 3-5''. Смотреть вдаль 3-5''.

Упражнения для совершенствования центрального и периферического зрения. Для тренировки центрального зрения выключается периферическое зрение: на глаза надеваются очки, изготовленные из бумаги в виде трубочки, вследствие чего ребенок видит только предметы, расположенные в поле центрального зрения, а для совершенствования периферического зрения применяются очки, выключающие центральное зрение (в центр стекол устанавливается наклейка, вследствие чего ребенок видит только предметы, находящиеся вне поля центрального зрения).

Ходьба в ограниченном пространстве. Бег в ограниченном пространстве. Выполнения ОРУ на точность с предметами и без предметов.

 

СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Катание на санках. Катать друг друга, кататься с горки по двое. Скольжение. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.

Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. Подниматься в горку «лесенкой» и спускаться с нее. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию (1-2 км). Участвовать в играх: «Кто первый повернется?», «Догонялки», «Достать флажок».

Катание на велосипеде. Кататься на двухколесном велосипеде с поддержкой взрослого по прямой, выполнять повороты направо и налево. К концу года кататься самостоятельно.

Плавание. Двигать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками в воде. Плавать с надувным кругом.

Участвовать в играх в воде: «Фонтан», «Коробочка», «Поймай воду», «Волны на море».

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

К обучению спортивным играм дети допускаются по заключению врача – офтальмолога.

Городки. Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение. Выбивать городки с полукона (1,5 – 2 м) и с конца (4-5 м).

Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу, двумя руками от груди, вести мяч правой и левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть только в паре с воспитателем.

Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов. Закатывать мяч в лунки, ограничения, ворота. Передавать мяч друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз.

Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

Игры проводятся на снегу.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

К концу года дети должны уметь:

· Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление, темп;

· Лазать по гимнастической лестнице (высотой 2,5 м) с изменением угла наклона до вертикального;

· Прыгать в обозначенное место с высоты 25-30 см;

· Прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в длину с места не менее (70-75 см), с разбега (не менее 80-90 см) в высоту с разбега (не менее 25-30 см); прыгать через короткую и длинную скакалки;

· Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 4-8 м, в вертикальную и горизонтальную цели с расстояния 2-3 м; бросать мяч верх, о землю и ловить его двумя руками, отбивать мяч одной рукой на месте не менее 5-8 раз каждой рукой, в ходьбе на расстояние 5 м;

· Сохранять устойчивое положение тела при выполнении упражнений на ограниченной площади опоры;

· Перестраиваться в колонну по три, четыре, равняться, размыкаться в колонне, шеренге, выполнять повороты направо, налево, кругом;

· Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние 1-2 км; ухаживать за лыжами;

· Участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей; держаться на воде с кругом.

 

Содержание программы четвертого года обучения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках с разным положением рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед, гимнастическим шагом, ходьба в полуприседе. Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений.

Упражнения для пропедевтики. Ходьба на пятках, на наружной стороне стоп с использованием опоры; ходьба в колонне по одному, по два, по три, по четыре по зрительным и звуковым ориентирам; ходьба но кругу, по прямой с поворотами, с использованием звуко­вых сигналов.

Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено (бедро), мелким и широким шагом. Бег в колонне по одному, по два на раз­ных исходных положений, в разных направлениях (кроме встречно­го бега), с различными заданиями. Бег со скакалкой, с мячом, по доске и в чередовании с ходьбой, с изменением темпа. Непрерывный бег 2–3 мин. Бег со средней скоростью 80–120 м (1–2 раза) в че­редовании с ходьбой; челночный бег 3–5 раз по 10 м. Бег на ско­рость 30 м примерно за 8–7 с к концу года.

Упражнения для пропедевтики. Бег в разных направлениях поразмеченным дорожкам. Бег в колонне по одному, по два, ориенти­руясь на звуковой сигнал. Бег на месте в разном темпе.

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по гимнастиче­ской скамейке, по бревну, ползание на животе и на спине по гимна­стической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными способами; подлезание под гимнасти­ческую скамейку, под несколькими гимнастическими палками, вы­сота 40–50 см. Лазанье


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.