Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений следователя, прокурора — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений следователя, прокурора

2017-11-16 408
Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений следователя, прокурора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факторы выбора профессии

Отмечают восемь основных факторов, определяющих выбор профессии:

позиция старших, семьи:

 

Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

позиция сверстников:

 

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;

позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

 

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;

личные профессиональные и жизненные планы:

 

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

способности и их проявления:

 

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

притязание на общественное признание;

 

 

информированность о той или иной профессиональной деятельности;

склонности.

 

Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы

 

 

Выбор популярной профессии

 

В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий. Правильный выбор профессионального будущего для юноши или девушки является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

 

Определение профессии включает в себя прежде всего:

кем быть;

к какой социальной группе принадлежать;

какой стиль жизни выбрать;

какие цели определить для себя в будущем.

 

 

Став взрослее, мы понимаем важность разных профессий и то, что чем более популярна профессия среди людей, тем больше усилий надо приложить, чтобы ее достигнуть. Теперь можно начинать задумываться о своих способностях, прислушиваться к своим внутренним склонностям и интересам. Конечно, здесь можно столкнуться с определенными сложностями, вызванными самооценкой, самовосприятием собственных особенностей. Трудным для каждого человека оказывается правильное осознание собственных интересов и возможностей, т. е. того, что на субъективном уровне четко связано с положительными переживаниями, достаточно ярко положительно окрашено.

Для правильного, адекватного выбора профессии юноше или девушке приходится проделать большую внутреннюю работу:

необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);

узнать и принять требования избираемой профессии;

осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.

 

 

Несмотря на важность наличия при выборе профессии индивидуальных способностей, в реальности большое значение имеют и другие факторы и условия. Например, очень важными оказываются ответы на вопросы: "Кто должен сделать последний и решающий выбор?" и "Кто несет ответственность, если выбор сделан неверно?". Несомненно, основная ответственность ложится на того, кто выбирает профессию. Чтобы не совершить ошибку, положившись полностью на мнение окружающих, молодые люди должны сами проявить высокую активность в приобретении информации о своей будущей профессии. Если не быть любознательным и целеустремленным в мире профессий, то неправильный шаг неизбежен. Только высокая активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор.

Решение проблемы выбора профессии возможно только при ее комплексном рассмотрении. В жизни человек не раз сталкивается с тем, что ему советуют выбрать профессию, к которой не лежит душа, или отговаривают от того, к чему она так стремится. С другой стороны, неправильно выбранная профессия, пусть даже и очень престижная, не приносит человеку счастья, не дает возможности реализовать себя. В его жизни нередко возникают внутренние сомнения, переживания из-за нереализованных способностей.

 

Обучение и труд должны нести удовлетворение от преодоления трудностей и достижения цели, радость формирования себя как профессионала. Когда требования профессии и возможности человека совпадают, то профессиональный путь не столь тернист, а приоритетами в деятельности становятся мотивы творчества. И тогда в мире появляется личность, раздвигающая горизонты своей отрасли, определяющая пути развития конкретной сферы общественной практики на многие десятилетия вперед, и просто счастливый человек.

 

Таким образом, слишком рано принятое решение, вызванное стремлением подражать кому-нибудь, желанием стать известным, как герои фильмов или книг, но не поддержанное реальными возможностями и рациональным расчетом, может стать источником разочарований, последующих сложностей как в профессиональной, так и в личностной сферах.

 

У каждого человека всегда имеется круг людей, с мнением которых он обычно считается, среди которых формирует свои мысли и черпает ценностные ориентации. Таких людей в психологии называют референтными, или значимыми, так как их идеалы полностью совпадают и являются вашими идеалами, интересы - вашими интересами. Именно они чаще всего становятся советчиками в выборе даже тех профессий, о которых у вас достаточно смутные представления. При выборе профессии необходимо серьезно относиться к сведениям, полученным от разных людей, и ориентироваться на мнение представителей "своей" "референтной" группы. Чем шире круг вашего общения, чем больше друзей, тем больше информации о разных профессиях будет поступать и тем проще будет определить свое призвание.

 

Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания. При выборе профессии важно обратиться к профессиограмме и пройти тест на профориентацию

 

 

Про каждую профессию Вы найдете следующую информацию: краткую историю профессии; ее профессиограмму; доминирующие виды деятельности; способности, личностные качества, интересы и склонности необходимые для професии; области применения профессиональных знаний;

 

Профессия юрист

 

История профессии юрист

Первыми основоположниками права как отрасли стали древние философы: Сократ, Аристотель, Платон. Большой вклад в развитие законотворчества внесла религия. Именно 12 библейских заповедей легли в основу создания законов.

 

 

Первыми юристами были жрецы (понтифы), которые толковали закон. На протяжении многих веков человечество совершенствовало свои межличностные и международные отношения, и поэтому право должно было прогрессировать вместе со временем и охватывать все сферы человеческой деятельности.

 

Сейчас право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и представляет собой самостоятельную отрасль знаний. А деятельность юристов приобретает все большее и большее значение в жизнедеятельности людей.

 

Профессиограмма юрист Наименование профессии юрист

Доминирующий способ мышления адаптация - формализация

Область базовых знаний №1 и их уровень общественные науки, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень право, юридические науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область право, юриспруденция

Межличностное взаимодействие частое по типу "рядом"

Доминирующий интерес предпринимательский

Дополнительный интерес социальный

Условия работы в помещении, сидячий

 

Узнай, какая профессия подходит тебе

 

Доминирующие виды деятельности профессии юрист:

консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);

изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;

составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;

толкование законов;

контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);

осуществление методического руководства правовой работы на предприятии;

создание архива судебных и арбитражных дел;

участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);

обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;

изучение правовой практики зарубежных коллег;

правовая пропаганда;

участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

 

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности юриста:

Профессиограмма адвоката

http://www.yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/deont/43.php

 

Адвокат (от лат. "advocatio" -призывать на помощь) - юрист, который оказывает юридическую помощь гражданам и организациям и защищает их интересы путем консультаций, судебной защиты и представительства. Адвокатская работа всегда "балансирует" на переломе человеческих проблем, страстей и конфликтов. Адвокат (в идеале) -бескорыстный защитник справедливости. Судьи и прокуроры опираются на власть. Адвокат только сам на себя, свою совесть и свой талант и, безусловно, на закон, на доскональное знание его тонкостей.

 

Адвокатура - добровольное профессиональное общественное объединение, призванное оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам, консультировать по правовым проблемам, составлять жалобы, справки, заявления и другие документы правового характера, представительствовать в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам по административным правонарушениям, участвовать в предварительном следствии в суде по уголовным делам в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст.1Закона Украины "Об адвокатуре").

 

Адвокатские объединения действуют на основах добровольности, самоуправления, коллегиальности и гласности в соответствии с законами и уставами адвокатских объединений. Регистрация адвокатских объединений проводится в Министерстве юстиции Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Адвокатские объединения письменно сообщают местные органы власти о своей регистрации, а адвокаты - о получении свидетельства оправе заниматься адвокатской деятельностью.

 

Виды адвокатской деятельности:

 

1.консультации и разъяснения по правовым вопросам, дача устных и письменных справок относительно законодательства;

 

2.составление заявлений, жалоб и иных документов правового характера;

 

3.удостоверение копий документов в делах, которые они ведут;

 

4.испольнение обязанностей согласно Уголовно-Процессуального Кодекса (УПК) в процессе дознания и предварительного следствия;

 

5.представительство в суде, других государственных органах, перед гражданами и юридическими лицами;

 

6.оказание юридической помощи предприятиям, учреждениям, организациям;

 

7.осуществление правового обеспечения предпринимательской и внешнеэкономической деятельности граждан и юридических лиц.

 

Кроме того, адвокат может вести арбитражные дела, принимать участие как представитель истца, ответчика, третьих лиц, вести пропаганду законодательства среди населения.

 

Адвокатом может быть гражданин Украины, который имеет высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста или помощника адвоката не менее двух лет, сдал квалификационный экзамен, получил свидетельство о праве заниматься адвокатской деятельностью, принят Присягу адвоката Украины. Исключается работа адвоката по совместительству в суде, прокуратуре, государственном нотариате, органах внутренних дел и службы безопасности, государственном управлении. Адвокатом не может быть лицо, имеющее судимость.

 

Социальный аспект деятельности адвоката определяется его гуманным назначением, возложенным на него обществом, -осуществлять правовую защиту обвиняемого для достижения справедливого разрешения конфликта между личностью и обществом, руководствуясь принципом презумпции невиновности. Помимо этого, адвокат еще является консультантом, а значит, он должен грамотно вести прием граждан и быть компетентным в вопросах, которые их волнуют. Многие сравнивают адвокатскую профессию с актерской. Общие черты, несомненно, присутствуют. Однако разница между правдой жизни и правдой образа колоссальна. Актер должен достоверно изобразить президента, шахтера, космонавта. Задача адвоката - детально разобраться в том, как работает президент, космонавт, шахтер и т.д.

 

Адвокат:

 

рассматривает материалы дела под углом зрения подзащитного(доверителя, клиента);

 

с первой встречи с подзащитным (до судебного разбирательства) выступает как звено, которое связывает правонарушителя сообществом: до первого допроса подозреваемого или обвиняемого имеет с ним свидание с глазу - на глаз, а после первого допроса - без ограничений их количества и продолжительности;

 

обладает умением видеть в совершившем преступление человеке положительные черты, прогнозировать его будущее поведение как социально полезное;

 

проводит право воспитательную работу среди населения, способствует предупреждению правонарушений.

 

Организационный аспект деятельности адвоката выражается в:

 

подготовке к процессу (составление плана, продумывание линии защиты) на основе знания личности подзащитного, его психологии, мотивов преступления, причин и условий, ему способствующих;

 

умении корректировать план по ходу выявления новых обстоятельств, находить среди большого числа доказательств такие, которые оправдывали бы его подзащитного или смягчали его вину. Адвокат оценивает доказательства, обосновывает доказанность или не доказанность соответствующих фактов, возможность применения соответствующих правовых норм;

 

использовании в судебном процессе приемов и методов, выработанных адвокатской практикой и профессиональным опытом. Начальная часть речи адвоката, так же как и заключительная ее часть, должны отличаться категоричностью и лаконизмом. Далее обосновывается доказанность (или недоказанность) фактов, входящих в предмет доказывания, устанавливается их достоверность (истинность) и их доказательственная сила;

 

наличии собственного мнения и умении его отстаивать, проявлять самостоятельность, настойчивость и решительность.

 

Реконструктивный (конструкционный) аспект деятельности адвоката можно представить в виде трёх стадий:

 

составление общей концепции (реализуются такие качества как память, мышление, воображение);

 

разработка тактики защиты (реализуются те же качества, что и на первой стадии);

 

проведение защиты (реализуются, кроме указанных, качества коммуникативного аспекта деятельности).

 

Коммуникативный аспект деятельности адвоката состоит в:

 

психологическом контакте с подзащитным, возникающим до защиты;

 

психологическом контакте с составом суда и с иными участниками судебного процесса (реализуется через качества адвоката как судебного оратора);

 

сохранении адвокатской тайны, установленной законом для нормального отправления правосудия и ограждения доверительности отношений между адвокатом и его клиентом.

 

Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

 

Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

 

Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются*.

 

____________________________________________________________________________

 

* См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, с. 137.

 

Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

Социальная деятельность. Она охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя ИТУ и т. д. как организаторов борьбы с преступностью на Порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения*. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов. оперативных работников, воспитателей ИТУ.

 

____________________________________________________________________________

 

*См.: Дулов А.В. Судебная психология. С. 88.

Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи.

Удостоверительная деятельность - приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т. д.).

 

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.

 

Автор согласен с В.Л. Васильевым и А.Р. Ратиновым, что анализ профессиограммы работника юридического труда следует начать с профессии следователя, поскольку деятельность следователя дает возможность выявить психические закономерности, в той или иной мере характерные для юридической деятельности вообще*.

 

____________________________________________________________________________

 

*См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 138-158; Ратинов А.Р. Судебная психо­логия для следователей. М., 1967; Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983.

 

Цель следственной деятельности - это правовая охрана основных социальных ценностей личности, общества и государства, установление истины при расследовании правонарушений, предание виновных в нарушении закона суду.

 

Профессионально-психологические особенности личности следователя обусловлены социально-политическими, нравственными и психологическими особенностями следственной деятельности.

 

Наличие властных полномочий является одним из самых существенных психологических факторов межличностного взаимодействия следователя с другими участниками уголовного процесса. Эти полномочия иногда могут создавать иллюзию обвинительной направленности деятельности следователя, а в отдельных случаях вызвать соответствующую профессиональную деформацию. Следует отметить, однако, что функция следователя не обвинение и не защита, а поиск истины в процессе расследования посредством полного, объективного и всестороннего исследования обстоятельств дела.

 

Раскрытие и расследование преступлений осуществляются путем отыскания, собирания, закрепления, проверки, оценки, доказательств и обоснования ими выводов и решений по делу. Как считает В.Л. Васильев, в основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности следователя имеет особое значение на первом этапе расследования и заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступления и т. п.), которая дает следователю возможность с достоверностью представить событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. В решении этих задач, безусловно, велика роль личностных факторов следователя, его профессиональный и жизненный опыт.

 

Язык и речь, т. е. коммуникативная сторона деятельности - главные инструменты в следственной работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На допросах нередко решается судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области психологии и тактики допроса, его профессиональное мастерство.

 

Формула «чтобы уметь - надо знать» точно передает соотношение знаний и умений следователя. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической деятельности. Доведенное до известной степени совершенства умение становится свойством человека - умелостью.

 

Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость - стержневое качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения.

 

Полученная следователем в результате поисковой и коммуникативной деятельности информация в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: постановления, протоколы и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью.

 

Следователь выступает и как организатор расследования: принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей. Практическая работа постоянно требует от него собранности, точности и организованности.

 

Реконструктивная сторона деятельности следователя проявляется в переработке информации и принятии решений. Следователь в настоящее время должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и т. д. От следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура.

 

В структуре профессиограммы следователя имеется еще социальная сторона, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлениями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия направляются на выяснение причин и условий и принятия мер к их ликвидации.

 

Работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безрезультатными.

 

Криминалистическая наблюдательность - при осмотре места происшествия - это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение было максимально эффективным, до начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная инфор­мация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, однако она тем не менее дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося.

 

Поисковая деятельность в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков следователя, обеспечивающих выделение именно тех объектов, которые являются носителями криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступного события) по следам, оставленным в настоящем. Поисковая дея­тельность реализует стремление следователя к раскрытию преступления.

 

Для следователя должно быть характерно умение организовать поступление нужной информации, правильно систематизировать и анализировать нее, отбрасывая ненужное.

 

Наблюдательность необходима при любом следственном действии. С помощью нее отыскивается дополнительная информация, она помогает в исследовании проблемной ситуации, будь то осмотр места происшествия или допрос свидетеля. Как отмечает К.К. Платонов, наблюдательность является свойством личности, как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на малозначимом фоне*. Наблюдательность проявляется не только при изучении внешности людей, но и при взаимодействии следователя с изучаемым человеком. Для следователя важны прежде всего такие компоненты изучаемого человека, которые говорят о его облике, поведении, внутреннем мире и наиболее значимы для следствия по делу. Кроме того, наблюдательность выражается в умении подмечать и внешние проявления внутреннего мира людей, в особенности проникать в их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать психологические мотивы действий и поступков. Психологическая наблюдательность в сочетании с практическим опытом следователя и его знаниями является тем ключом, который открывает «душу» подозреваемого, свидетеля.

 

____________________________________________________________________________

 

*См.: Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981, с.74

 

Предопределяет успех наблюдения в конечном счете интеллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдения и использует его результаты. Наблюдение как психический процесс и форма деятельности вырабатывает интеллектуальное качество - профессиональную наблюдательность, которая становится чертой личности следователя*.

 

____________________________________________________________________________

 

*См.: Ратинов А.Р. Судебная психологии для следователей., С. 90

 

Для раскрытия преступления и установления истины недостаточно простой регистрации фактов. Чтобы использовать факты в качестве доказательств, нужно найти им правильное объяснение, установить их причину, выявить все связи с расследуемым событием. Правильное доказательство есть не что иное, как правильное установление связей между явлениями; неправильное доказательство измышляет мнимые связи, а неспособность к доказательству обычно есть результат незнания этих связей и неумения их распознать*.

 

_____________________________________________________________________________ * См.: Блонский П.П. Психология доказывания и ее особенности у детей. Вопросы психологии, 1964, № 3, с. 53.

 

Таким образом, наблюдательность следователя имеет по преимуществу объяснительный характер. Именно это обеспечивает проникновение в сущность наблюдаемого явления, познание его всех юридически значимых свойств. Такую наблюдательность можно назвать проницательностью - качеством, которое очень важно для следователя.

 

Психологическая наблюдательность - необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для следователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех следственных действий, где источником доказательственной информации выступают люди и выбор оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими особенностями. Психологическая наблюдательность необходима следователю и при проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками расследуемого дела. Например, умение диагносцировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов*.

 

_____________________________________________________________________________ * Ратинов А.Р. Судебная психология дли следователей. С. 92.

 

Следует учитывать и еще один аспект психологической наблюдательности, очень важный для следственного работника. Нужно уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок.

 

Наблюдательность - не природный дар, она формируется жизненной практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуждается в повседневной тренировке.

 

При анализе различных уровней следственной деятельности, образующих ее структуру, выделяется коммуникативная сторона. Исследование ее структуры, познание психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального регулирования дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне. Коммуникативный аспект в деятельности следователя является одним из доминирующих, так как он, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.

 

Рассматривая допрос как беседу и взаимодействие двух людей, в силу правового регулирования их деятельности можно определить особенности ролевой позиции каждого собеседника. Успешное взаимодействие следователя и допрашиваемого зависит от психологического контакта между ними. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные параметры беседы, применяют те или иные тактические приемы в зависимости от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.

 

Важнейшая проблема психологии допроса - проблема регулирования отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Здесь правильное решение зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Каждый задаваемый следователем вопрос должен быть предельно ясным. В то же время следователь обязан уточнить услышанное, устраняя недомолвки и двусмысленности.

 

Участие защитника в следственных действиях может не только помогать, но и создать для следователя затруднения, например, помешать установлению психологического контакта следователя с допрашиваемым. Однако в любом случае успех работы как следователя, так и защитника во многом определяется правильными, нормальными их взаимоотношениями*.

 

_____________________________________________________________________________ *

 

См.: Батищева Л., Леви А. Тактика следственных действий при участии защитника. Законность. М., 1993, № 12. с. 6.

 

Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе добытой следователем информации в новую, преимущественно письменную форму. Следователь получает исходную информацию в виде конкретных образов (обыск, осмотр и др.), устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (документы, протоколы и т. д.). Всю полученную информацию следователь после ее анализа и отбора в результате удостоверительной деятельности фиксирует в специальных, предусмотренных законом формах: постановлениях, протоколах и т. п. В последнее время в следствии активно применяются средства фиксации показаний: машинопись, магнитофонная запись, иногда - стенография. Эти средства, повышая культуру следователя, одновременно требуют от него более высокого мастерства и специальных технических навыков при проведении допроса. При осмотре местности в плохих погодных условиях (дождь, ветер, мороз) удобно применять диктофон. Показатель культуры в работе следователя - умение организовать рабочий день так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром. Специфика следственной работы создает своеобразные аспекты утомления и отдыха. Следователь должен отдыхать активно, совершать прогулки на свежем воздухе, в лесу, работать в саду и огороде, увлекаться туризмом, охотой, рыбной ловлей и т. п.

 

Следователь должен уметь быстро сплотить и организовать в коллектив всех людей, которые ввиду стечения обстоятельств попали в орбиту следствия, определить каждому свое место, подчинив их всех своей воле.

 

Мало следователей обладают такими организаторскими способностями и их необходимо приобретать в процессе практической работы.

 

В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона лидером при взаимодействии задействованных в следствии лиц является следователь. Он наделен правом давать поручения, обязательные для исполнения органами дознания; следователь определяет потребность <


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.