Методологические аспекты этнических (национальных) проблем регионального развития — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методологические аспекты этнических (национальных) проблем регионального развития

2017-11-16 441
Методологические аспекты этнических (национальных) проблем регионального развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 6. национальные и религиозные аспекты регионального Развития

 

  1. Методологические аспекты этнических (национальных) проблем регионального развития
  2. Особенности национальной политики в России в современный период
  3. Региональные аспекты национальной политики. Особенности религиозной ситуации в России

 

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Глава II. Религиозные объединения

Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Статья 7. Религиозная группа

1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

2. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. О свободе совести и о религиозных объединениях. Федеральный закон от 26.09.1997 г. – Рос. газета, 01.10.97.

3. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учеб. Пособие. – М.: «Тесса», Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2000.

4. Медведев Н. Национальная политика России. – М., 1993.

5. Морозова Т. Г., Шишов С. С., Поляк Г. Б. и др. Региональная экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.

6. Основы региональной экономики: Учеб. пособие / под ред. В. И. Бутова. – М., Ростов н/Д, 2000.

7. Региональная экономика: Учеб. пособие / под ред. М. В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Рос. эконом. академия, 2002.

8. Регионоведение: Учебник для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

 

Тема 6. национальные и религиозные аспекты регионального Развития

 

  1. Методологические аспекты этнических (национальных) проблем регионального развития
  2. Особенности национальной политики в России в современный период
  3. Региональные аспекты национальной политики. Особенности религиозной ситуации в России

 

Методологические аспекты этнических (национальных) проблем регионального развития

Сохранение и развитие России как федеративного государства во многом зависит от эффективной национальной политики, реализуемой в стране.

Существование полностью суверенной РФ началось в условиях, когда еще не сформировался государственный аппарат, фактически не было нового (рыночного) механизма хозяйствования, способного обеспечить эффективное управление в условиях развала административно-хозяйственной системы управления экономикой и практически ликвидации прежних хозяйствен­ных связей.

В основе сепаратистских тенденций внутри России, которые особенно ярко проявились в 1991 — 1992 гг., лежало стремление субъектов РФ самостоятельно распоряжаться своим природноресурсный потенциалом, социально-экономическим комплексом, получить большую свободу, в значительной степени уменьшить зависимость (и не только экономическую) от центра.

Согласно самоидентификации, в РФ проживает 176 этносов различной численности.

Рис.1. Структура этноссферы.

Этносы представляют собой исторически сложившиеся на определенных территориях устойчивые совокупности людей, обладающих единым языком, некоторыми общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), фиксированным в самосознании (этнониме). Исторически самый ранний тип этноса — племя. В настоящее время в мире племена в их «классическом» виде встречаются редко: только самые отсталые и малочисленные этнические общности обладают сейчас особенностями, присущими настоящим племенам, в основном кочевые и полукочевые народы.

В процессе разложения первобытнообщинного строя общность интересов племен способствовала их объединению в союзы. Этот процесс сопровождался развитием межплеменных хозяйственных и культурных связей, что привело к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей связями территориальными. Так родилась новая форма этносов — народность, предшествующая нации, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.

С развитием капиталистических отношений, усилением социально-экономических и культурных связей ликвидируется присущая народностям хозяйственная разобщенность, происходит превращение их в нации. То есть присущие народностям признаки приобретают новые качества: нации характеризуются устойчивой общностью территории, экономики и культуры, общим языком, общими чертами национального характера, более четким (чем у народностей) этническим самосознанием..

Разумеется, трехчленное деление этносов (племя — народность — нация) не может отразить всего многообразия существующих на земном шаре форм этнических общностей. И речь идет не только о том, что в мире насчитывается около 4 тысяч этносов, но и ввиду наличия, во-первых, переходных этнических групп (к ним относятся иммигранты, а также их потомки, частично подвергшиеся ассимиляции) и, во-вторых, потому что одна и та же совокупность людей может входить одновременно в состав нескольких этнических общностей различных таксономических уровней.

Отметим еще несколько понятий, связанных с этнической характеристикой населения мира. Это — «субэтносы», которые представляют собой обособленные части народности или нации, в быту и культуре которых наблюдается ряд особенностей, например, свои диалекты или говоры, специфику в религиозном отношении, в материальной и духовной культуре. Существуют так называемые «метаэтнические» общности. Они объединяют несколько народов, у которых появились элементы общего самосознания, основанного на этногенетической близости, а также на продолжительном культурном взаимодействии: славянские, романские, монгольские и другие народы.

Рис.2 Этносы и суперэтносы

Среди процессов этнического объединения различают консолидацию, ассимиляцию и межэтническую интеграцию. Но часто этнические процессы протекают одновременно и носят сложный характер.

Консолидация – это объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели и интересы.

Ассимиляция – (лат. Assimilatio — уподобление) в социологии и этнографии — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Ассимиляция может носить как добровольный характер — увлечение другой более развитой или привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т.п.; так и принудительный (насильственный) характер — завоевание, численное истребление, вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых проявлений.

Межэтническая интеграция (от лат. integratio - восстановление, восполнение) это вид этнических процессов, заключающийся в экономическом, социальном и др. взаимодействии уже сложившихся этносов обычно в рамках многонациональных государств, что ведёт к постепенному сближению и слиянию этносов в сфере культуры и по другим этническим параметрам. Развитие процессов межэтнической интеграции в капиталистических странах тормозится национальными и классовыми противоречиями.

Одной из актуальных задач современной региональной науки является разработка теоретических и методологических подходов к проблемам управления национальными процессами. Сегодня не только в России, но и во многих зарубежных многонациональных государствах остро встал вопрос о соотношениях национализма и демократизма. По мнению профессора университета штата Айова Викки Л. Хесли, национализм зиждется на принципе самоопределения; в равной степени демократия основывается на принципе народного суверенитета. «Следовательно, — заключает американский ученый, — демократия подразумевает право на самоопределение. Таким образом, идеи национализма и демократии теоретически и практически связаны во взаимодополняющий и все же нелегкий союз».

Некоторые философы доказывают, замечает В. Л. Хесли, что демократию лучше всего строить на культурно однородной основе, когда границы государств в основном совпадают с границами национальностей; другие же утверждают, что комбинация различных наций в одном государстве является едва ли не необходимым условием цивилизованной жизни.

Однако, подчеркивает Хесли, национализм как идеология имеет две стороны. С одной стороны, это положительная историческая сила, обеспечившая политическую основу демократической формы правления, а с другой — национализм явил миру геноцид, претензии на этническую исключительность, принудительную ассимиляцию и многие другие негативные черты группового самоутверждения. «Национализм как идеология имеет много вариантов, возникающих в зависимости от места и времени».

В 80—90-х гг. в России, в других многонациональных государствах развернулись широкие дискуссии по национальному вопросу. Особенно острыми они были вокруг понятий «нация» и «народность», вокруг прав наций на самоопределение, проблем управления национальными процессами. Известно, что термин «нация» в трактовке документов ООН имеет значение «государственная общность». Отсюда нередки высказывания ученых о том, что термином «нация» следует пользоваться в значении политической и гражданской общности, что необходимо пересмотреть понятие нации в пользу гражданского, а не этнического содержания. С другой стороны, многие государствоведы отстаивают прежние представления о нации как высшей форме этнической общности, сложившейся в период становления капитализма на основе экономических связей, единства языка, культуры, территории. Сторонники этой позиции считают, что сохранение национальной государственности есть демократический способ решения национального вопроса.

Сторонники этнонационализма считают, что нации несправедливо поделены на две категории: «элитные» нации и «второсортные». Последние, представляющие собой этническое меньшинство в многонациональных государствах, дескать, лишены прав и возможностей непосредственно участвовать в жизни международного сообщества. В этой связи в качестве примера можно привести высказывания одного из идеологов татарского национализма Р. Хакимова, который писал: «Международное сообщество живет с иллюзией, что мир состоит из государств, в то время как в действительности он состоит из народов... Существует около 5000 этносов, но только 180 из них имеют международно признанную государственность. Народы разделены на несколько сортов, а это несправедливо».

Здесь надо заметить, что объективное положение этнических групп действительно неодинаково в различных регионах России. Но речь необходимо вести не об особых политических правах, не о стремлении ряда регионов РФ (в основном республик) стать субъектами международного права, что не соответствует принци­пам федерализма, а о различиях в уровнях занятости, доходов, обеспеченности социальными услугами.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.