Классный час « Создание школы успеха. Школа, в которой мне хотелось бы учиться» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Классный час « Создание школы успеха. Школа, в которой мне хотелось бы учиться»

2017-11-16 432
Классный час « Создание школы успеха. Школа, в которой мне хотелось бы учиться» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классный час «Создание школы успеха. Школа, в которой мне хотелось бы учиться»

Цель: формировать ответственность, желание быть полезным своей школе.

Задачи:

Вызвать интерес к осознанию себя частью своей школы.

Формировать отношение к своей школе и желание сделать ее лучше.

Предполагаемый результат:

Преодоление скептического отношения к своей школе, формирование активной жизненной позиции, гордости за свою школу. (Слайд №1)

Ход проведения

Вступительное слово классного руководителя.

-Добрый день дорогие ребята, педагоги! Хочу предложить вам разделиться на две группы, согласно цветовой гамме жетонов. Таким образом, у нас образовались две команды №1 и №2. Придумайте, пожалуйста, названия своим командам.

- Ребята, что по-вашему значит слово успех? (слайд №2)

Успех – выполнение, достижение цели.

Ситуация успеха - проживание субъектом своих личностных достижений в контексте истории его персональной жизнедеятельности. Она всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с результатами вчерашних усилий с позиций завтрашних перспектив личности.

– Кого вы можете назвать успешным человеком? (Слайд№3)

- А как стать успешным человеком?

-Могу ли я стать успешным? Что я должен для этого сделать? Изменить себя? Изменить мир, в котором я живу?

2. Задание №1. Нарисовать зайца.

(Художника вывести из аудитории, в это время раздать листочки с записанными фразами).

- Как ты думаешь, твой рисунок понравился ребятам?

- Что ты чувствовал, когда начал рисовать?

- Чувствуешь ли ты себя сейчас успешным?

- Что тебе помогло почувствовать успех?

-Ребята помогли?

- Успех мы оцениваем по внутренним ощущениям и реакции окружающих.

Вывод: окружающие люди могут сопутствовать созданию успеха, помогать в достижении целей.

(слайды №№ 4-12)

Задание №3. Ассоциации.

-Какие ассоциации возникают у вас при слове «успех»?

Нарисуйте, пожалуйста, и подпишите слова.

Защита своих рисунков.

Задание №4. Через тернии к звездам.

Защита рисунков.

- Какие трудности могут возникнуть на пути к успеху?

Вывод. (Слайд №13).

-Что мешает на пути к успеху?

- Чтобы человек стал успешным, должны быть созданы условия для получения знаний.

(Слайд №14).

Вывод. Успех мы создаем сами. Каждый из нас может быть успешным и путь к успеху он выстраивает сам. Преграды, встречаемые на пути должны преодолевать вы настойчиво, целеустремленно. (Слайд №15).

Задание №2.

Учащимся предлагается подготовить проект новой школы – школы 21 века.

Обязательные пункты проекта:

Месторасположение и внешний вид здания школы.

Предметы, изучаемые в новой школе.

Учителя, работающие в школе будущего.

Выпускник школы будущего.

Защита проектов.

Рефлексия.

Это совсем не трудно, попробуй еще раз.

Если даже не получиться, ничего страшного, мы поищем другой способ.

Мы же рядом, мы всегда готовы помочь.

Нам это очень важно, потому что ты наш друг, и мы переживаем за тебя.

У тебя такой талантливой непременно получиться хорошо.

Здесь вероятно главное участие. Не переживай!

Только ты можешь это сделать.

Именно на тебя у нас была надежда.

Особенно хорошо тебе удалось нарисовать уши.

Задачи урока.

Дидактические (образовательные):

- формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

- формирование умений сравнивать образы музыкальных произведений с образами произведений изобразительного искусства;

побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.

Развивающие:

развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений и произведений изобразительного ряда;

развивать наглядно-образное мышление;

развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи.

Воспитательные:

воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству;

воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование урока:

репродукции картин: А.Васнецов «Богатыри», М.Врубель «Лебедь», И.Левитан «Вечерний звон»;

интерактивная доска,

таблица «Говорим о музыке», тексты песен, тексты стихов: К.Бальмонта, Ф.Тютчева,

- Е.Поплянова «Начинается урок» (ноты);

- Г.Струве «Музыка» (ноты);

- фрагменты из музыкальных произведений: Римского-Корсаков «Три чуда»,

А.Бородин «Богатырская симфония», Русская народная песня «Вечерний звон» (аудиозапись);

- С.Прокофьев Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (аудиозапись);

Трубачёв «Журавли» (ноты);

Видеоматериал.

 

Ход урока.

 

Всех звуков и цветов соотношенья,

А так же способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Г.Гессе.

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие: песня Е.Попляновой «Начинается урок».

 

V. Итог урока.

У. Вспомним всё содержание нашего урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и изобразительного искусства?

Д. Тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека.

-А теперь выделим особенности «жизни» живописи и музыки.

Я выделила особенности жизни живописи, а вам предлагаю сделать то же применительно к музыке.

Музыка Живопись

 

Слышимое; живёт во времени; устремлено к отображению внутреннего мира. Зримое; неподвижно, статично; обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний.

- Не зря, композитор и критик, А.Н. Серов называл музыку «языком души», Л.Толстой - «стенографией чувств», а В.Шекспир - «Это область чувств и настроений, это – в звуках выраженная жизнь души».

Свой 8-й сонет В.Шекспир посвятил музыке.

Ты - музыка, но звукам музыкальным

Ты внемлешь с непонятною тоской.

Зачем же любишь то, что так печально,

Встречаешь муку с радостью такой?

Где тайная причина этой муки?

Не потому ли грустью ты объят,

Что стройно согласованные звуки

Упрёком одиночеству звучат?

Прислушайся, как дружественно струны

Вступают в строй и голос подают,-

Как будто мать, отец и отрок юный

В счастливом единении поют.

Нам говорит согласье струн в концерте,

Что одинокий путь подобен смерти.

(перевод С.Маршака).

Друзья или соперники музыка и живопись?

- Так смогли ли мы увидеть музыку? Услышать живопись?

VI. Оценивание учащихся.

VII. Д/з: а) нарисовать рисунок к песне «Журавли»;

б) составить кроссворд на тему: «Музыка и изобразительное искусство»;

VIII. Наш урок подходит к завершению.

Список используемой литературы:

1. Учебник «Музыка» 5 класс. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М. Просвещение, 2006.

2. Рабочая тетрадь «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2009г.

3.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс», М., Просвещение, 2001г.

4.Фонохрестоматия для 5 класса М., Просвещение, 2009 г.

5. «Уроки музыки 5-6 классы», методическое пособие для учителя.

Авторы - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М. Просвещение, 2007г.

6.Дмитриева Л.Г., 3.Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие.- М.:.Академ А, 1998.

7.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.

8.Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие, - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 96 с.

9. Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке.- Тверь. Тверской государственный университет, 2007.

10.Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

 

История

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

- Давайте повнимательнее рассмотрим элементы, которые украшают Киевский собор.

Слайд 9

-Да, украшает их орнамент. Давайте вспомним, а что такое орнамент?

Ответ детей.

Орнаменты — это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

^ Учитель ИЗО:

-А какие виды орнаментов вам уже известны?

Слайд с картинками видов орнаментов.

По своим мотивам орнамент может быть:
- геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;
- меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
- растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды.


^ Учитель музыки:

Слайд 10

- Все это великолепие уже в XX веке навеяло композитору Валерию Григорьевичу Кикте прекрасные, яркие образы, которые он воплотил в Концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей под купола храма в Бесконечность.


^ Краткое сообщение о композиторе учащегося с презентацией.

Слайд 11

Примерная информация.

^ Валерий Григорьевич Кикта́ (р. 22 октября 1941 в поселке Владимировка Волновахского р-на Донецкой области Украина) —композитор, профессор консерватории. В 1960 году окончил Московское хоровое училище, в 1965 г. — композиторское отделение Московской консерватории. В 1967—1993 годах ведущий музыкальный редактор издательства «Советский композитор». С 1968 года — член Союза композиторов СССР, с 1989 г. — член правления Союза композиторов Москвы и председатель комиссии музыкального театра Союза композиторов Москвы, с 2006 г. — секретарь Союза композиторов России. С 1989 г. — член редакционной коллегии журнала «Балет».Выступал на Мировом конгрессе арфистов в Женеве на тему «Музыка для арфы в России» (2002).С 2004 г. — председатель Русского хорового общества (Москва).Автор сочинений различных жанров — В. Г. Киктой написано 11балетов («Дубровский», «Владимир-креститель» и др.), симфонические произведения («Украинские колядки, щедривки и веснянки», «Фрески Св. Софии Киевской»), оратории и кантаты, инструментальные концерты, хоровые произведения, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества и другие. Вокальный цикл на стихи А.Пушкина " Пробуждение".

- Итак, мы знакомимся с его симфоническим произведением «Фрески Софии Киевской» написал он ее в честь 1000 –летия крещения Руси.

И мы продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора. Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного скрепляет музыкальная тема, которая является путеводителем в симфонии, которая как рефрен повторяется в них несколько раз.

Проведём маленькое исследование. Рассмотрите рисунки у вас на столе.

- Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл?

- Объясните ход своих мыслей.

^ Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом).

- Послушайте фреску с которой начинается симфония.


^ Слушание фрагмента


- Попробуйте дать ему название?(орнамент) Какие ощущения вас охватили когда вы слушали «Орнамент»?

- Как вы думаете, почему композитор назвал эту часть произведения «Орнаментом?»

- С каким жанром русского музыкального фольклора имеет сходство эта тема?

- Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор в этой теме? (гусли)


Слайд 12


Такое жанровое сходство с русским фольклором не случайны – так композитор отражает эпоху Древней Руси: «Орнамент» - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль – сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте»…

В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название.

Слайд 13

 

1.
Орнамент 1

2.
Зверь нападает на всадника

3.
Орнамент 2

4.
Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5.
Михайловский Придел

6.
Борьба Ряженых

7.
Музыкант

8.
Скоморохи

9.
Орнамент 3

 

Учитель ИЗО:

- Откройте учебник Музыка 6 класс на 60 стр., перед нами живописная фреска «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».

Слайд 14

Учитель музыки:

- Четвертая часть концертной симфонии носит название «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»


- Вы уже знаете, что такое фреска (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Во время прослушивания фрагмента вам необходимо определить общие черты музыки и ИЗО.

- У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности.

(раздаточные, тестовые справочные материалы)

 

МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Мелодия – поступенная, скачкообразная Линия – прямая, ломаная
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. Колорит – ясный, мерцающий, яркий.
Форма – рондо, вариация, двухчастная Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба
МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Мелодия – поступенная, скачкообразная Линия – прямая, ломаная
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. Колорит – ясный, мерцающий, яркий.
Форма – рондо, вариация, двухчастная Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

^ Учитель ИЗО:

- У вас в таблице одной из характеристик живописной выразительности является – калорит.

- Давайте вспомним, что такое колорит?

Слайд 15

Колорит изображения (отлат.

color — краска, цвет) — общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

^ Учитель музыки:

- Одной из характеристик музыкальной выразительности является форма и среди указанных форм это рондо.

Слайд 16

Рондо - музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами: A B A C A... А - главная тема - рефрен.

Двухчастная Форма рондо

А В A + B + A + C + A, где А – рефрен, ВС – эпизоды

IV. Самостоятельная работа учащихся в парах (2мин).

- Работаем в парах один из вас – художник, определяет, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, другой – музыкант, находит в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяете его.

Слайд 17

Проверьте друг друга, музыканты проверят художников, а художники проверят музыкантов и поставьте количество правильных ответов…

^ Правильный вариант ответов

Слайд 18
Мелодия – поступенная Линия – прямая
Тембр – арфа, скрипка-тремоло Колорит – мерцающий
Форма – вариация Композиция – расположение частей повторное
Развитие музыки – динамическое, темповое Развитие худ. идеи – приближение

 

- Давайте проанализируем музыку:

Слайд 19


1.
Как вы считаете, где происходит действие, запечатленное на этой фреске?

2.
Что свидетельствует об этом?

3.
Как вы считаете, в изображении девушек будущих королевы Франции, Норвегии, Венгрии больше фантастичности, сказочности или реальности?

4.
Какими чертами наделена музыкальная фреска? Найдите эти черты на стенах нашего кабинета.


^ Слова на стенах кабинета:

трепетность,

изящность,

загадочность,

тревожность,

взволнованность,

восторженность,

страсть,

грусть,

смятение,

вдохновение,

меланхолия,

мрачность,

грозность,

праздничность,

радость.


^ Учитель музыки:

- Попробуйте дать название следующей фреске

Слайд 20

звучит фреска «Скоморохи»

- Какие, на ваш взгляд, элементы музыкальной речи здесь проявляются ярче всего?

(бряцанье струнных инструментов, безостановочное движение, перезвон бубенцов, балалаечный и свирельный наигрыш)

- Какое название вы дали бы этой музыке? О чем, на ваш взгляд она рассказывает?

(«Скоморохи»)


Слайд 20


(Слушание части полностью, ответы на поставленные вопросы).



- Вспомните, кто такие скоморохи? За что этих людей так любили на Руси?

Слайд 21

(Вокально-театрализованная разминка 4 мин.)

- Давайте попробуем отправиться в наше прошлое и примерим на себя скоморошье ремесло. А поможет нам в этом русская народная песня «Пришли скоморохи» (ансамбль Русь изначальная». Прослушайте…

^ Слайд 21(гиперссылка видео песни со словами)

- работа с текстом на экране; (слова песни проговариваются)

- разучивание мелодической линии;

- исполнение с театрализацией: (раздаются инструменты, колпаки, рубахи).

- Перевоплощаемся, а по окончанию этого выступления, мы с вами выберем лучшего скомороха- певца, скомороха-музыканта, скомороха- танцора.

-Победителям вручаются медали: «Скомороха- певца», «Скомороха-музыканта», «Скомороха- танцора».

Слайд 22

-Внимание звучит следующая фреска («Музыкант»)

- Догадались, какое название имеет эта фреска? («Музыкант»)

^ Учитель ИЗО:

Слайд 23

- Попробуйте изобразить, какая фреска была перед глазами композитора во время ее написания, украсьте эту фреску соответствующим орнаментом. Таким образов вы выполните свой собственный мини-проект.

(Учащиеся рисуют эскизы фресок с орнаментом- мини проект фрески)

^ V. Самостоятельная работа учащихся под музыку «Музыкант»

ХОД УРОКА

КЛАСС

Учитель: Калистратова З.Н.

 

 

 

Уч.г.

 

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения.

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения.

Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи.

Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные

цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

—культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

—углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

—воспитание художественного вкуса;

—приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

· развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

· реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

· оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

Выпускники научатся:

аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

Дата: 22.12.10

Класс: 7

Цели урока:

раскрыть содержание творчества В.Г. Перова,

показать взаимосвязь отражения запросов общественной жизни и искусства и активного вторжения искусства в общественную жизнь.

 

Задачи:

добиться понимания учащимися содержания основных работ В.Г. Перова.;

на примере основных произведений показать сложный период перехода от старой традиционной живописи к новой диктуемой, развивающейся

способствовать формированию у учащихся гражданской позиции на примере полотен В.Г. Перова

 

Оборудование:

3 видеофрагмента: - “Третьяков” (30 сек.)

репродукции картин: "Проповедь на селе" (1861), "Сельский крестный ход на пасхе" (1861) и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862), "Тройки"(1866), "Утопленница"(1867).

 

Ход урока

Художественная деятельность Перова, продолжавшаяся двадцать пять лет, приходится на третью четверть XIX века. Важнейшие исторические события здесь - Крымская война, окончившаяся военно-политическим поражением царского самодержавия, и отмена крепостного права.

Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 (4 января 1834) года. Он был внебрачным сыном барона Г.К.Криденера, просвещенного и передового для своего времени человека. Прозвище Перов, которое впоследствии стало официальной фамилией художника, было дано ему в детстве за необыкновенные успехи в каллиграфии. Известно, что интерес к искусству у него пробудился очень рано. Уже в 1846 году он занимался в частной художественной школе А.В.Ступина в Арзамасе, где обнаружил незаурядные способности.

С 1853 по 1860 год он учился в Московском училище живописи и ваяния, которое было в то время самым прогрессивным художественным учебным заведением в России и наиболее демократическим по составу учеников. В русском искусстве этого времени, и в частности в Московском училище, шла напряженная и непримиримая, хотя внешне и не явно выраженная борьба творческих направлений. Уходили в прошлое не отвечающие современности академический классицизм и псевдоромантизм поздних эпигонов К.П.Брюллова. Поэтому мало что могли дать будущим художникам их учителя - холодный "классик" М.И.Скотти или восторженный брюлловец А.Н.Мокрицкий. Значительно ближе молодому поколению была система С.К.Зарянко, в прошлом ученика А.Г.Венецианова, основанная на внимательном изучении натуры. Однако подлинным учителем художников, ставших зачинателями нового направления русской живописи - критического реализма, - стала сама пореформенная российская действительность. Их ближайшим предшественником справедливо считается "Гоголь русской живописи" - П.А.Федотов. В его небольших жанровых полотнах мир на первый взгляд кажется даже красивее, чем он есть на самом деле. Однако проницательный художник, искренне любуясь красотой мира, проникал взором сквозь привлекательную оболочку, стирал наружную позолоту, беспощадно обнажал подлинное лицо современной ему жизни.

Перов открыл для себя еще один источник вдохновения - русский фольклор, постоянный интерес к которому сохранил затем на долгие годы.

К началу 60-х годов Перов уже окончательно обрел свою жизненную и творческую позицию. Лучшие произведения этих лет: картины "Проповедь на селе" (1861), "Сельский крестный ход на пасхе" (1861) и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862) выдвинули его на роль ведущего русского жанриста-обличителя.

Однако уже на этом этапе творчества Перов явно не укладывался в традиционные границы бытового жанра, но превращал его в жанр социальный. Отсюда естественным было его стремление к созданию картины, основанной на широком обобщении жизненного материала. Таким произведением стал исполненный еще в 1861 году "Сельский крестный ход на пасхе". Здесь и смелые выпады против православной церкви и духовенства, и показ нищеты и бездуховности жизни русской деревни. Давая удивительно меткие характеристики каждому персонажу, Перов рисует картину, особенно безотрадную еще и потому, что проецирует изображенную им сцену на пейзаж, хмурый, унылый, скорее осенний, нежели весенний по краскам и настроению. Образ природы стал носителем человеческих чувств самого художника, неотделимых от его гражданской позиции. Нестройное шествие пьяных участников крестного хода по грязной деревенской улице - плачевный финал торжественной процессии, посвященной пасхе. Перов превратил неприглядный эпизод в емкий, обобщенный образ современной ему России. Видимо, друзья и недруги художника хорошо поняли истинный смысл этого произведения. Не случайно же против него ополчились цензура, церковь и официальная критика, и картину убрали с выставки. И тем более знаменательно, что это "безнравственное" полотно приобрел молодой тогда еще коллекционер Третьяков, выразив таким образом отношение прогрессивных кругов общества к обличительному направлению в целом. В этой связи художник В.Г.Худяков писал Третьякову, что Перову "вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий" (монастырь, печально знаменитый тем, что туда ссылали, в частности, за серьезные преступления против религии и церкви).

Поэтичностью и задушевностью трактовки русской природы Перов в этой картине во многом предвосхищал пейзажи Саврасова. В своих воспоминаниях о Перове Нестеров писал: "Все бытовое" в его картинах было необходимой ему внешней, возможно, реальной оболочкой "внутренней" драмы, кроющейся в недрах, в глубинах изображаемого им быта". Эта внутренняя драма, показанная уже в "Проводах покойника", по-разному раскрывалась в произведениях второй половины 60-х годов: безысходна доля не ведающих детства маленьких героев "Тройки" ("Ученики-мастеровые везут воду", 1866), безрадостно будущее юной гувернантки, оказавшейся, как в плену, в страшном мире "темного царства" ("Приезд гувернантки в купеческий дом", 1866), движимая отчаянием, покончила с собой молодая женщина ("Утопленница", 1867). Причины внутренних драм коренились в самой жизни, не раз сталкивавшей художника с героями его будущих произведений. Их образы позднее возникали на страницах перовских рассказов. В коротенькой новелле "Тетушка Марья" (1875) он повествует о печальной судьбе мальчика Васи, изображенного в центре "Тройки". В рассказе "На натуре. Фанни под № 30" он писал о том, как в поисках натуры наткнулся в морге на труп падшей женщины, котору


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.