Тема 20. Развитие социальной психологии в Америке в ХХ столетии. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 20. Развитие социальной психологии в Америке в ХХ столетии.

2017-11-16 576
Тема 20. Развитие социальной психологии в Америке в ХХ столетии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекции – 2 часа

Семинары – 2 часа

Содержание темы. Прикладной характер социальной психологии в Америке и ее «заземленность». М.Шериф, К.Шериф «Основы социальной психологии». Усиление позиций прагматизма и позитивизма. Теория поля К.Левина. Теории среднего ранга. Теория фрустрации-агрессии Миллера и Доларда. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Теория конкуренции и кооперации Дойча. Теория социальной власти Картрайта и Френча. Идеи Ф.Олпорта превращение социальной психологии в экспериментальную науку.

Семинар 1

1.Развитие социальной психологии в Америке в первой половине 20 века.

2.Теории групповых процессов (динамическая теория функционирования группы В.Байона; теория развития группы В.Бенниса и Г.Шепарда).

3.Теория конкуренции и кооперации Дойча.

4.Теория социальной власти Картрайта и Френча.

5.Основные теории лидерства в американской социальной психологии.

Методические указания. В США в 20 веке, особенно в 20-30-е г.г. и после ΙΙМВ, социальная психология получила бурное развитие. Как и в конце 19 века, развитие экспериментальной психологии в Америке пошло наиболее быстрыми темпами, так и в 20 веке, экономический рост в США стимулировал развитие ряда наук и использовал их данные. Это в полной мере можно отнести и к социальной психологии. В то время, когда в Советском Союзе запрещали развитие экспериментальной психологии, американские ученые, наоборот, приступили к активному изучению социально-психологических факторов, влияющих на развитие личности, динамики психологии малой группы, явлений лидерства и многого другого. Как следствие, вся современная социальная психология по своим содержательным характеристикам была в основном разработана в США. В нашей стране социальная психология получает право на существование и развитие лишь в 60-70-е г.г. 20 века.

Вопросы для подготовки к сдаче зачета и экзамена

 

1.Общая характеристика истории психологии как отрасли психологической науки. Место истории психологии в системе психологического знания.

2.Анализ теоретико-методологических основ и познавательных средств исто­рии психологии. Специфика источников историко-психологического знания.

3.Методологическое и мировоззренческое значение историко-психологической науки в формировании психолога. Особенности исследования психологических проблем методами историко-психологической науки.

4.Место психологического знания в древних культурах месопотамской, египетской, индийской и китайской цивилизаций. Значение религиозной ми­фологии в отражении душевных явлений человека.

5.Формирование естествен­нонаучных предпосылок развития психологической мысли Древнего Востока.

6.Взгляды древних мыслителей на высшие психические процес­сы человека. Психологические идеи Конфуция.

7.Основные концепции души в античной психологии.

8.Познавательные процессы, проблемы чувств, эмоций, воли и характера в теориях античных мыслителей.

9.Психологические воззрения Платона и Аристотеля.

10.Содержание вклада античных врачей в формирование научных представлений о психике человека, их методы и естественнонаучные достижения.

11.Со­цио-культурные и научные предпосылки, характерные черты развития психо­логической мысли Арабского Востока и Западной Европы.

12.Психологические взгляды в средневековой Европе.

13.Формирование научных основ эмпирической и рационалистской психологии.

14.Постановка проблемы соотношения сознательного и бессознательного.

15.Сущность и значение сенсуалистических и субъективно-идеалистичес­ких концепций Дж.Беркли для становления ассоциативной психологии.

16.Обоснование материалистического подхода к человеческой психике, социальной обусловленности сознания и поведения людей.

17.Содержание психофизиологических открытий, их значение для формирования естественнонаучных основ психологической науки.

18.Материалистическая направленность социально-психологических кон­цепций выдающихся представителей французского Просвещения Ж.Мелье, Ш.Монтескье, Вольтера, Ж.Руссо.

19.Психологические идеи И.Канта.

20. Психологические взгляды Г.Гегеля.

21.Христианско-психологическая проблематика уче­ния Л.Фейербаха.

22.Содержание психологических взглядов Ф.Ницше, А.Шопен­гауэра и С.Кьеркегора.

23.Содержание эволюционных естественнонаучных концепций XIX века и их роль в становлении психологии как науки.

24. Система психо­логических понятий эволюционной теории. Определение предметов психоло­гии и физиологии.

25. Программа В.Вундта о физиологическом изучении сознания. Особенности интроспективного метода.

26."Психология актов сознания" по Фp.Бpентано.

27.Основные центры экспериментальной работы и их направленность.

28.Научные предпосылки возникновения дифференциальной пси­хологии.

29."Стpуктуpная школа" Э.Титченеpа.

30.Особенности психологических взглядов средневековой Руси.

31.Зарождение материалистического направления в русской психологии XVIII века.

32.Новое представление о психике и задачах психологии как науки в трудах И.М.Се­ченова.

33.Развитие идей И.М.Сеченова в научном творчестве И.П.Павлова. Создание учения о высшей нервной деятельности.

34.Результаты психологических исследований Н.Н.Ланге.

35.Развитие объектив­ности психологической науки в деятельности В.М.Бехтерева.

36.Разработка "характерологии" А.Ф.Лазурским.

37.Психологические идеи Г.И.Россолимо.

38.Концепция "логицизма" А.И.Введенского.

39.Истоки гуманизма в отечественной психологии.

40.Содержание психологи­ческих взглядов "революционеров-демократов" XIX века.

41.Гуманистические традиции в российской психологии в начале XX ве­ка. Судьба гуманистического направления в СССР.

42.Содержание и значение исследовательской и организационной деятель­ности Н.Я.Грота.

43.Особенности психологических взглядов Л.М.Лопатина, М.М.Троицкого, Н.О.Лосского, Г.Г.Шпета, С.Л.Франка.

44.Особенности психологических воззрений Г.И.Челпанова.

45.Роль и место рос­сийской психологической мысли XIX - начала XX столетия в развитии мировой психологической науки.

46.Естественнонаучные и теоретические основы формирования российской психологии.

47.Результаты научной деятельности И.П.Павлова и В.М.Бехтере­ва.

48.Педология и рефлексология в СССР.

49.Учение о доминанте А.А.Ухтомско­го.

50.Научный путь К.Н.Корнилова.

51.Психологические взгляды П.П.Блонского.

52. Становление школы Л.С. Выготского и ее эволюция.

53.Психологические идеи М.Я.Басова и М.М.Бахтина.

54. Психологические концепции С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и Б.Г.Ананьева.

55.Разработка психологических проблем Б.М.Тепловым, Д.Н.Узнадзе и П.Я. Гальпериным.

56.Место отечественной психологии в системе гуманитарного знания: он­тологические, гносеологические и дидактические аспекты.

57.Перспективы теории и системного анализа в психологии.

58.Исследования сознания и личности в России.

59.Проб­лема технократического мышления.

60.Основные концепции предметного поля психологического знания.

61.Современные центры и школы в отечественной психологии. Отрасли отечественной психологической науки.

62.Содержание теоретической и практической деятельности З.Фрейда.

63.Объяснение развития и структуры личности в психоанализе.

64.Толкование сознания и психических проявлений в психоанализе.

65.Формирование аналитической психологии К.Юнга.

66.Индивидуальная психология А.Адлера в эволюции психоанализа.

67.Причины возникновения бихевиоризма.

68.Значение работ Э.Торндайка в формировании би­хевиоризма.

69.Психологические взгляды Дж.Уотсона, Б. Скиннера.

70.Становление теоретических и экс­периментальных основ бихевиоризма.

71.Становление гештальтпсихологии, формирование ее теоретико-методо­логических основ.

72.Психологические взгляды М.Вертгеймера.

73.Особенности психологических концепций В.Келера и К.Коффки.

74.Анализ путей развития основных школ психологии.

75. Понимающая психо­логия В.Дильтея и ее эволюция.

76.Создание теории интеллекта Ж.Пиаже.

77.Современные направления психоанализа.

78.Научные взгляды К.Хорни и Э.Фромма.

79.Возникновение когнитивной психологии.

80.Образование гуманистического направления в психологии.

81.Содержание психологических идей К.Роджерса, А.Маслоу и В.Франкла.

82.Особенности трансперсональной психологии.

83.Направленность и методологические позиции исследований психологических проблем в школах социальной идентичности, социальных представлений, социальной ситуации, межгрупповых и кросс-культурных отношений, фредо-марксизма, этогеники и др.

84.Характеристика современных концепций психотерапии (психоаналитической, психосинтетической, бихевиоральной, когнитивно-эмоциональной, гуманистической, гештальт-терапии, логотерапии, холотропной и др.).

85.Направленность, методологические основания основных психокоррекционно-развивающих практик в современной психологии (индивидуальный и групповой психотренинг, психологическое консультирование и др.).

86.Особенности современного развития политической, экономической, педагогической юридической и других прикладных отраслей психологии.

87.Вклад в психологию Спенсера

88.Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область психологического знания.

89.Особенности развития социальной психологии в России.

90.Значение теории «психологического поля» Левина для современной психологии личности

91.Проблема обучения в теории Пиаже- достоинства и недостатки

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. – М.: Аспект-пресс, 2006.

2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса//Соч., Т.1.-М., 2004.

3. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. 2008г

4. История психологии: Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - М., 2003.

6. Константинов В. В. /История психологии: учебное пособие. –

ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007 – 144 с.

7. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. - М., 2003.

8.Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 8-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,

2008. - 544 с.

9. Петровский А.В., Ярошевскии М.Г. История психологии. - М., 2008.

10. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н.Шихи, Э.Чепман, У.Конрой. – М., 2005.

11. Рыжов Б. Н..История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное издательство, Типография Воениздата. 2005.

13. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии.- Спб., 2008.

12. Ярошевский М.Г, История психологии. - М., 2007.

14. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии.- М., 2006.

15. Якунин В.А. История психологии. - СПб., 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней / Перевод с англ. М., 2004.

2. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 2007.

3. Великие мыслители Запада. М., 2009.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 2007. Т. 2, 3.

5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. Учебник. -М., 2008.

6. Зинченко В.П., Моргунов В.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 2005.

7. История зарубежной психологии. Тексты. М., 2006.

8. История педагогики и современность. Хрестоматия. Л., 2006.

9. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М., 2006.

10. Начала христианской психологии. М., 2005.

11. Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. М., 2005.

12. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 2006.

13. Рубинштейн С.Л. История русской научной психологии // Основы общей психологии. М., 2004.

14. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 2005.

15. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу “Введение в психологию”. М., 2004.

16. Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Избранные труды. М.. 2007.

17. Философский энциклопедический словарь. М., 2008.

18. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 2008.

19. Хрестоматия по психологии. М., 2007.

20. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2008.

21. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 2008.

22. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 2008.

 

Учебно-методические материалы подготовлены профессором кафедры психологии Лебедевым И.Б.

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры психологии № протокол от ___ _______________2011г.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.