Портретная живопись Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Портретная живопись Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

2017-11-15 1749
Портретная живопись Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Расцвет русского портрета связан с творчеством Федора Степановича Рокотова (1735/36–1808).

В 70-е он и создал некий портрет-тип:

!обычно погрудное изображение. Фигура повернута к зрителю в 3 /4, объемы создаются сложнейшей светотеневой лепкой, тонко сгармонизированными тонами. Модель почти не комментируется сложными атрибутами, антураж не играет никакой роли, иногда вовсе отсутствует.

Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Люди в поздних портретах Рокотова становятся более привлекательными в своей интеллектуальности и одухотворенности.

В “Портрете Майкова ” (1765г.) художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.

Портрет А. П. Струйской (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют «Русская Джоконда». Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них. Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.

Следующий женский портрет «Неизвестная в розовом платье». Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

Вся яркая творческая жизнь художника была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию.

Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи.

На рубеже 70–80-х годов под воздействием новых эстетических воззрений становятся заметны новые качества рокотовской манеры. Выражениям лиц становится характерна непроницаемость, сдержанность душевные переживания, светская выдержка. Композиция становится все наряднее, праздничнее. Она также повернута в 3 /4, но осанка горделивая, поза статичная. Бант или букет украшают платье, усиливая этим впечатление праздничности. Фактура сглаженная, почти эмалевая. Лицо лишено уже дружественности, теплоты, характерной для портретов 70-х годов.

С 80-х годов можно говорить о «рокотовском женском типе»: гордо поднятая голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная улыбка – все это неизбежно приводит к некоторой потере конкретности.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735– 1822) –

Портрет А.Ф.Кокоринова

Он уверенно расположился в роскошно обставленном кабинете и горделивым жестом указывает на план здания спроектированной им Академии

*В традиционной композиции парадного портрета (в праздничном одеянии)

портрет П.А. Демидова (1773).

*Тем же величественным жестом «указует» на горшок с цветами.

* Его поза – обычная для парадного портрета, но одет он в халат, на голове колпак, опирается он на лейку, весь его вид не соответствует традиционной схеме репрезентативного портрета, а главное, ей не соответствует выражение лица: это не светская маска, на нем нет ни тени самодовольства, сословной горделивости.

* проявляется поразительное чувство формы, пространственной глубины, материальности, но еще более акцентирована пластическая лепка.

В 70-е годы Левицкий создает целую серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – «смолянок».

(Левицкий не задумывал их как нечто цельное и писал несколько лет (1772–1776)

*Девочки разных возрастов изображены просто позирующими (самые маленькие – Давыдова и Ржевская), танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальной сцене (Хованская и Хрущева), музицирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова). Эта единый художественный ансамбль, объединенный одним светлым чувством радости бытия и общим декоративным строем.

*В некоторых портретах изображение на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа, изображающего парковую природу. Мастер и не скрывает, что его фигуры в двойном портрете Хованской и Хрущевой или в портрете Борщовой прямо поставлены на маленькую сценическую площадку.

*Цельности колорита Левицкий достигает изысканной гармонией отдельных цветов, просвечиванием одного цвета из-под другого. Цветом лепится объем. Основной колористический аккорд – сочетание жемчужных и серых оттенков с теплым розовым, с зеленовато-серым

!Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни.

*«Смолянки» – это парадные портреты;

Портрет М.А. Дьяковой

*будущей жены архитектора Н.А. Львова.

*портрет камерный, интимный.

* характеристики Левицкого всегда конкретно ясны, но это не лишает образы большой поэтичности, что и видно в портрете Дьяковой.

*здесь ощутимо как бы участие художника в душевной жизни модели, трогательно-бережное отношение к этой расцветающей жизни, «сопереживание».

80-е годы – годы наибольшей славы Левицкого. В его камерных портретах заметно берет верх трезвое, объективное отношение к модели. Характеристика индивидуальности становится более обобщенной, в ней подчеркиваются типичные черты.

Портрет «Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия» (1783)

*императрица представлена «первой гражданкой отечества», служительницей законов.

*Аллегорический язык портрета –дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки – символ сна (так и она сжигает себя на алтаре служения отечеству), над нею –статуя Правосудия, у ног – орел, символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн – корабль как символ морской державы.

*Интенсивность цвета с преобладанием холодных локальных тонов, скульптурность форм, подчеркнутая пластичность, четкое деление на планы – все это черты уже зрелого классицизма.

Жизнь Левицкого была длинной, и творчество его многообразно. Он оставил большой след в русском искусстве и как прекрасный педагог.

Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825).

В 90-е годы мастер создает портреты, в которых в полной мере выражены черты нового направления в искусстве – сентиментализма!.

Портрет O.K. Филипповой, жены помощника архитектора Воронихина

*изображена в утреннем платье с небрежно распущенными волосами, с розой в руке, на фоне паркового пейзажа.

*интерес к тонким «чувствованиям», к передаче душевных состояний, к частной жизни человека, мечтающего или просто отдыхающего и находящегося в единении с природой.

!Все «сентиментальные» портреты Боровиковского – это изображения модели в простых нарядах, иногда в соломенных шляпках, с яблоком или цветком в руке.

Лучшим в этом ряду является портрет М.И. Лопухиной.

*образ восемнадцатилетней Лопухиной кажется напоенным тишиной и томностью.

* Горделивая небрежность и изящество позы, своенравное выражение задумчивого лица

* в основном голубого и зеленого, на перетекании одного тона в другой, строящих форму, на тончайших светотеневых градациях, из которых слагается гармоническая соподчиненность всех частей,

* В итоге возникает совершенно чарующий образ, высокоодухотворенный, как бы слитый с природой.

Новые эстетические взгляды эпохи проявились в полной мере даже в портрете императрицы (1795). Теперь это изображение обыкновенной женщины в шлафроке и чепце на прогулке в Царскосельском парке. Портрет этот имел большой успех и позже.

Боровиковскому принадлежат и многочисленные парадные, в основном мужские, портреты (А. Б. Куракина, ок. 1802, ГТГ; Павла, 1800, в которых он умеет сочетать неизбежную для такого жанра условность композиции с правдивой характеристикой модели.

Рубеж XVIII–XIX вв. – время наивысшей славы Боровиковского. Классицизм достигает своих высот, и в портретах Боровиковского этого времени наблюдается стремление к большей определенности характеристик, строгой пластичности, почти скульптурности форм;

Если двойной портрет сестер Гагариных (1802) представляет девочек с нотами и гитарой. Культ трогательной дружбы, семейного очага, крепких родственных уз, близкий и идеалам сентиментализма, приобретает теперь некоторый оттенок декларативности и демонстративности

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.