Тема № 7 - Философия Нового времени — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема № 7 - Философия Нового времени

2017-11-16 316
Тема № 7 - Философия Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема № 7 - Философия Нового времени

Социокультурные предпосылки и специфика новоевропейской философии

В истории Западной Европы Новое время – это XVII и XVIII вв. – период, когда произошло становление классической философии. К основным социокультурным предпосылкам формирования новоевропейской философии в XVII в. относятся:

- разложение феодального строя, первые буржуазные революции и развитие в европейских странах капиталистических отношений;

- становление мануфактурного производства и возрастание потребности в точных научных знаниях о природных процессах и явлениях со стороны промышленности;

- революция в естествознании («коперниканская революция» в астрономии - переход к гелиоцентризму, обоснование Галилеем экспериментального метода исследования природы, создание Ньютоном основ классической механики, разработка дифференциального и интегрального исчисления для математического описания физической реальности и т.п.).

 

В этот период религия утратила свою былую монополию в духовной жизни общества, уступив ее науке. В общественном сознании произошел мировоззренческий переворот, в результате которого сформировался новый тип миропонимания, характерными чертами которого являлись:

 

- механистическая картина мироздания, в рамках которой все процессы и явления объяснялись в соответствии с естественнонаучными законами (законами механической формы движения материи, сформулированными И.Ньютоном);

- деизмпредставления о Боге как о «Великом Механике», который некогда сотворил гигантский механизм Вселенной, но в ход природных процессов более не вмешивается; поскольку Бог деистов миром больше не управлял, возросла роль науки и ученых, способных объяснить различные природные процессы, выявить их естественные причины и предложить методы управления ими.

 

На формирование и характер новоевропейской философии повлияли два процесса, изменившие ее взаимоотношения с религией и наукой. С одной стороны, это начавшийся еще в эпоху Возрождения, процесс освобождения философии от теологической проблематики. С другой стороны, это процесс выделения из натурфилософии (которая в прошлом была нерасчлененной областью философских научных концепции) отдельных научных дисциплин - механики, физики, астрономии, химии и т.д. Указанные факторы коренным образом изменили предмет и проблематику философии Нового времени: мыслители сосредоточились, прежде всего, на гносеологических и логико-методологических проблемах (источник познания, соотношение чувственного, опытного и рационального в процессе познания, проблема метода научного познания, проблема истины и т.п.).

При решении этих вопросов в новоевропейской гносеологии возникли такие направления как эмпиризм, рационализм и сенсуализм, противоборство которых проходит через всю философию Нового времени.

 

Представители новоевропейского эмпиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс и др.) были сторонниками опытно - экспериментальных наук (физики,химии, ботаники, зоологии и пр.), которые в тот период находились на стадии сбора и обобщения первичного фактического материала. Поэтому эмпирики объявили главным методом научного познания индукцию - восхождение мысли от частного к общему.

 

Рационалисты (Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.) были математиками, приверженцами теоретического естествознания. Они абсолютизировали логическое мышление и дедуктивный метод построения научной теории: от «врожденных» общих идей – к выводам частного характера.

Сенсуализм возник как критическая реакция на учение рационализма о «врожденных идеях», утверждая, что «нет ничего в разуме, чего не было бы чувствах» (Дж.Локк). Признание опытного характера происхождения знаний сближает сенсуализм с эмпиризмом.

Вопросы для самоконтроля

Назовите основные социокультурные предпосылки философии Нового времени. В чем её специфика?

 

В чем суть спора между рационализмом и сенсуализмом? Назовите основных представителей этих направлений.

Как в новоевропейской философии решалась проблема метода научного познания (на примере Ф.Бэкона и Р.Декарта)?

Кто из мыслителей данного периода развивал концепцию «общественного договора»? В чем её суть?

 

Кто был основателем субъективного идеализма и гносеологического скептицизма? Изложите кратко суть этих концепций.

 

 

Тема № 7 - Философия Нового времени


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.