Эффективность взаимодействия в команде — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эффективность взаимодействия в команде

2017-11-16 390
Эффективность взаимодействия в команде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(общая продолжительность 8 часов)

Цель: Сформировать навыки эффективного ролевого распределения и взаимодействия в команде

Задачи:

1. Определить к какой роли предрасположен каждый член команды;

2. Отработать навык распределения ролей в команде;

3. Осознать свои сильные стороны, которые можно использовать в команде;

4. Отработать навык эффективного взаимодействия в команде;

5. Выявить ожидания команды от лидера;

Оборудование: Бланк методики «Групповые роли», платки, влажные салфетки, игрушечные пистолеты, ножи, красная шапочка (3 шт), карточки с названием животных, непрозрачные мешки, длинные до 20 м. нетолстые веревки, секундомер, список утверждений, флипчарт, планшетки, листы А4, карандаши.

 

Упражнение 1 «Приветствие на сегодняшний день»

Цель: Создать доброжелательную атмосферу.

Продолжительность: 10 минут

Оборудование: нет

Ход упражнения:

- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Упражнение 2 «Оркестр»

Цель: постепенно подвести к теме о функциональных ролях в команде. Получить навык работы в команде.

Продолжительность: 10 минут

Оборудование: нет

Ход упражнения:

Каждый участник выбирает какой-либо предмет, издающий звук.

Кто-то выбирается на роль дирижера оркестра. Дирижёр вырабатывает знаки, необходимые для управления оркестром.

Задача – сыграть какое-нибудь музыкальное произведение.

Обратная связь: Понравился ли Вам «Оркестр»? Каково была Ваша роль в данном оркестре? Получилась ли эта мелодия, если бы каждый издавал только один звук?

Заполнение методики «Групповые роли»

Цель: выяснить предрасположенность каждого члена команды к определенной функциональной роли.

Продолжительность: 40 минут

Оборудование: Ручки, бланк для заполнения, бланк с вопросами.

Обработка: 10 минут

Обсуждение результатов (30 минут): Характеристика ролей в команде

I – председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный, нуждается в высокомотивированной группе.

II – формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминируюший экстраверт, нуждается в компетентной умелой группе. I и II – два противоположных подхода к общему управлению группой.

III – генератор идей. Функции: источник идеи; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV – оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V – организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.

VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII – исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII – завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Вопросы для обсуждения: Согласны ли Вы с полученными результатами, с чем Вы не согласны?

Упражнение 3 «Красная шапочка»

Цель: смоделировать командное взаимодействие при решении творческой задачи.

Продолжительность: 50 минут

Оборудование: атрибуты для фильмов: красная шапочка, нож игрушечный, красная краска, влажные салфетки, платки, игрушечные пистолеты.

Ход упражнения:

Группа делится на три подгруппы и получает инструкцию:

«На фестивале "Сказочный лес" различные кинофирмы представляют свои версии фильмов, снятых по мотивам сказки "Красная шапочка". В конкурсе участвуют три киностудии.

Первая – американская киностудия, поставившая фильм ужасов со всеми сопутствующими кошмарами.

Вторая – французская, она представляет мелодраму. Нежную, романтическую историю с драматическими событиями, но со счастливым финалом.

Третья фирма – из Италии – предлагает детективный вариант "Красной шапочки ". В этом фильме не обошлось без мафии, стрельбы и неутомимой журналистки в красном берете.

(Возможны варианты: индийская киностудия – мелодрама с песнями, танцами, морем слез и неожиданными родственными связями. Российская – сатирическая или бытовая комедия с пьянством, воровством и т.д.)

У вас есть 30 минут для подготовки и 5 минут для демонстрации своей киноленты».

Вопросы для обсуждения:

Какие роли Вы выполняли при подготовке к фильму? Кто назначал актеров?

Каким образом распределялись роли в фильме? Соответствовали ли Ваши роли в подготовке фильма и полученными результатами по методике «Групповые роли»?

 

Упражнение 4 «Витязь на распутье»

Цель: отработать умение убеждать других людей

Продолжительность: 30 минут

Оборудование: листы, ручки

Ход упражнения

Loading...

Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца. Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет. Вопросы для обсуждения: Какие доводы Вам показались наиболее убедительны? Почему эта группа была более убедительна? Зависело ли Ваше решение от того, кто именно убеждал Вас?   С 13.00 до 14.00 Перерыв Упражнение 5 «Пиратский бриг» Цель: показать параметры взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата. Продолжительность: 30 минут Оборудование: Карточки с ролями: Капитан, Старший помощник, Штурман, Боцман-подхалим, Матрос –шут, Матрос-марионетка, Кочегар, Юнга. Ход упражнения: 1.Капитан - вправе обрывать речь любого. 2.Старший помощник - вправе обрывать речь любого, кроме капитана. 3.Штурман - кроме капитана и старшего омощника. 4.Боцман-подхалим - всех, кроме первых трех. 5.Матрос-шут - всех, кроме капитана. 6.Матрос-марионетка - всех, кроме капитана и кочегара. 7.Кочегар - всех, кроме капитана и старшего помощника. 8.Юнга - его обрывают все, он - никого. Вы команда пиратского брига.
  • Участники путем жеребьевки разбирают роли
Вы отправляетесь на дело и ваша задача договориться о том, как будете грабить испанский галеон с золотом, и кому и как будет распределяться добыча. Придерживайтесь рамок вашей роли. Нарушивший правила, переводится в юнги. Юнга, нарушивший правила, выбрасывается за борт. Вопросы для обсуждения: Было ли Вам комфортно в своей роли? Почему Вы испытывали дискомфорт? Может ли это быть связано с какими-то Вашими личностными качествами? С кем Вам было наиболее комфортно взаимодействовать?   Упражнение 6 «Гладим животное» Цель: Расслабить участников, создать доброжелательную атмосферу, отдохнуть Продолжительность: 15 минут Оборудование: карточки с названием животного: Хомячок (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д), кошка, змея (она опутывается вокруг вашей шеи), слон, жираф Ход упражнения Все учащиеся получают задания на листочках. Нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь должны главным образом работать руки, ладони. Предлагается «погладить» животного, который написан на карточке. Задача всей группы – угадать животное. Упражнение 7 «Кот в мешке» Цель: Показать участникам, каким образом в процессе задачи происходит распределение и смена ролей в группе, а также отработка навыка взаимодействия с партнерами без слов. Продолжительность: 50 минут Оборудование: стулья, непрозрачные мешки, нетолстая, длинная веревка до 20 м., секундомер Ход упражнения:  

Группа разбивается на две части, подгруппы рассаживаются в разных углах помещения, перед каждой ставится стул с непрозрачным мешком на нем. В мешке лежит специально запутанная нетолстая, длинная веревка. Ведущий жестко вводит следующее правило:

«В течение всего упражнения участникам запрещается общаться с другими при помощи слов или жестов».

Также ведущий предупреждает участников – «в этой игре побеждает та подгруппа, которая выполнит задание быстрее».

Затем дается инструкция:

«По моему сигналу вы должны открыть мешок и привести его содержимое в надлежащий вид».

Как только обе подгруппы выполнят задание, то есть достанут клубок, распутают его и смотают либо кольцами, либо клубком (возможны и другие варианты), дается следующая инструкция:

«Вы должны с помощью веревки выложить какой-либо символ, букву, цифру, знак. Разрезать веревку нельзя».

Упражнение считается завершенным, когда обе команды окончат работу.

Вопросы для обсуждения:

За счет чего победила одна из подгрупп?

Как участники чувствовали себя, когда вынуждены были взаимодействовать в условиях ограничения каналов связи?

Что в таких условиях выходит на первый план?

Как в процессе работы распределялись роли в команде и менялись ли они по ходу игры?

Почему некоторые члены команд не участвовали в работе?

Прослеживалась ли в действиях команд какая-либо стратегия?

Упражнение 8 «Командный тотем»

Цель: осознание своих сильных сторон и команды в целом.

Продолжительность: 25 минут

Оборудование: флипчарт, маркеры.

Ход упражнения:

Раздать каждому участнику по листу флип-чарта.

«Сейчас, каждый член команды должен нарисовать то, что наилучшим образом представляет его. Также, на листе нужно перечислить сильные стороны и навыки, которые вы вносите в команду. На работу 10 минут и работа эта индивидуальная».

Когда участники закончат, они по одному будут выходить и презентовать себя. Листы, после каждого выступления нужно будет навешивать один на другой, таким образом в финале получится командный тотем.

Вопросы для обсуждения:

Где могут пригодиться эти навыки в Вашей работе?

Какие качества являются взаимодополняющими?

 

Перерыв 20 минут

Упражнение 9 «Командное лидерство»

Цель: выявить взгляды команды на лидерство, ожидания от лидера

Продолжительность: 30 минут

Оборудование: Список утверждений.

Ход упражнения:

Инструкция: Прочтите каждое утверждение. Не советуясь ни с кем, укажите, согласны вы (С) с ним или не согласны (Н). Затем уже всей командой обсудите каждое утверждение и примите решение, согласны вы или нет с каждым из утверждений. Не спешите и постарайтесь понять точку зрения каждого человека. Если ваша команда не сможет прийти к соглашению, вы можете изменить формулировку утверждения для того, чтобы достичь такого соглашения.

  • () 1. Эффективные лидеры консультируются с членами команды для сбора информации, чтобы принять решение.
  • () 2. Лидеры должны привлекать членов команды ко всем решениям, влияющим на последних.
  • () 3. Лидеры должны принять на себя всю ответственность за решения команды.
  • () 4. Лидеры не должны конфликтовать с членами команды на глазах у других ее членов.
  • () 5. Основная задача лидеров состоит в создании такой атмосферы, когда все члены команды могут спокойно выражать свои чувства и мнение.
  • () 6. Лидер должен относиться к другим членам команды как к равным и соответственно взаимодействовать с ними.
  • () 7. Лидер должен стараться помочь членам команды реализовать их потенциал, даже если это может привести к ситуации, когда один член команды будет «лучше» другого.
  • () 8. Лидер прежде всего несет ответственность за определение направления деятельности команды и за следование выбранному курсу.
  • () 9. Самая высокая эффективность бывает у команды, в которой меньше всего разногласий между ее членами.
  • () 10. Лидер представляет собой «модель» эффективного участия в работе команды для других ее членов.
  • () 11. Бывают ситуации, когда лидер должен использовать автократические методы, чтобы обеспечить эффективную деятельность команды.
  • () 12. Бывают ситуации, когда лидер должен игнорировать чувства члена команды, чтобы принять решение.
  • () 13. Лидер должен дружественно, но твердо применять власть, чтобы эффективно управлять своей командой.
  • () 14. Когда лидер старается сделать все от него зависящее, члены команды не должны критиковать эти усилия.
  • ()15. Иногда лидер должен поручить выполнение какого-либо задания одному человеку, а не всей команде.

Вопросы для обсуждения:

Какие функции выполняет лидер в группе?

Каким образом взаимодействует члены и лидер команды?

В каких ситуациях лидер необходим, а в каких нет?

 

Упражнение 10 «Путаница»

Цель: Определение четких и ясных признаков лидерского поведения, осознание лидерских качеств, освоить активный стиль общения.

Продолжительность: 60 минут

Оборудование: нет

Ход упражнения:

Группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука

другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.

Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом.

В ходе игры тренер ведет две роли:

  • поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;
  • стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования. Напоминает о том, что время игры ограничено, нагнетает напряжение и творческий запал.

Вопросы для обсуждения:

Какие впечатления получили участники игры?

Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению?

 

Упражнение 11 «Подведение итогов дня»

Цель: Соединить в единое целое впечатления от проведенного дня.

Продолжительность: 15 минут

Оборудование: планшетки, листы А4, карандаши

Ход упражнения:

Loading...

Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д. После чего они зачитывают полученный список прилагательных.  

 

 

День 3


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.