Другие способы семантизации термина — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Другие способы семантизации термина

2017-11-16 294
Другие способы семантизации термина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помимо собственно дефиниций, существуют и другие способы определения значения (семантизации) термина:

1. Описание устройства, структуры и т. д. (Пирамидой называется многогранник, который состоит из плоского многоугольникаоснования пирамиды, точки, не лежащей в плоскости основания,вершины пирамиды и всех отрезков, соединяющих вершину пирамиды с точками основания; Аквалангснаряжение водолаза, представляющее собой запас сжатого воздуха, накаченного в прочные стальные баллоны).

2. Описание основных свойств (Просо имеет соцветие-метелку. Стебли проса не только кустятся, но и ветвятся. Просо – крупяная культура. Ее называют пшеном. Просо – теплолюбивая культура и хорошо переносит засуху).

3. Указание на использование, применение обозначенного предмета (Генератор – устройство, преобразующее энергию того или иного вида в электрическую энергию; Компас – прибор для определения сторон горизонта).

4. Описание процесса, обозначенного термином (Зондирование – введение резиновой трубки зонда в полость желудка и двенадцатиперстной кишки для получения желудочного и кишечного соков; Пикировка – отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью колышка, напоминающего пику).

5. Приведение синонимов, антонимов, словообразовательных связей термина.

6. Формульное описание (Объем тела – v = mρ, где mмасса, ρплотность; Число Авогадро – Na = 6,02. 1028 моль-1). Нередкоформульное описание сочетается с вербальной (словесной) дефиницией. Более всего этохарактерно для химических терминов.

7. Рисунки, чертежи, диаграммы, графики и т. п.

 

 

à Приведение дефиниций обсуждаемых научных понятий – необходимый компонент любой научной работы. Поскольку в науке нередко существуют разные научные школы, подходы, научные концепции, то один и тот же термин (понятие) может иметь разные дефиниции (определения). Поэтому в студенческой работе рекомендуется начинать обсуждение теоретических проблем с приведения тех дефиниций основных рассматриваемых понятий, на которые автор собирается опираться в ходе исследования.

Вводя каждый новый термин (понятие) в текст работы, также желательно приводить его дефиницию или использовать другие способы определения данного научного понятия.

 

 

2.1.5. Глагольно-именные обороты, синонимичные отдельным
словам

Для научных текстов характерно употребление глагольно-именных оборотов (с предлогом или без предлога), расчлененно называющих действие: иметь значение (значить, означать), вносить коррективы (корректировать), прийти в соприкосновение (соприкоснуться / соприкасаться), иметь отличие (отличаться), оказывать воздействие (воздействовать), иметь сходство (походить на что…), оказывать влияние (влиять), дать характеристику (охарактеризовать), дать подтверждение (подтвердить), подвергнуться распаду (распасться), выпасть в осадок (осесть), иметь место (иметься), подвести итоги (подытожить) и др.

 

à Распространенной ошибкой в студенческих работах является использование слов с разговорной стилистической окраской, которые неуместны в научном стиле (ребята), и оценочных слов, которые ничего не прибавляют к раскрытию фактического содержания вопроса и противоречат требованию точности и абстрактности научного стиля (замечательно, потрясающе, здорово и т. п.).

К типичным лексическим ошибкам относится смешение похожих, но не одинаковых по значению слов (паронимов): драматичныйдраматический, поэтичныйпоэтический, экологичныйэкологический, экономияэкономика и т. п. Правильность употребления таких слов желательно проверить по словарю.

Морфология

Морфологические особенности научного текста связаны со свойствами отдельных частей речи. В наибольшей степени они проявляются в сфере имен существительных, имен прилагательных, местоимений, глаголов и глагольных форм.

 

Имя существительное

Для научного стиля характерно употребление формы множественного числа существительных, которые в общелитературных текстах употребляются только в форме единственного числа (масла, резины, полыни, кислоты, стали, климаты, длины, частоты, величины, глины, соли, температуры, пески и т. п.).

С другой стороны, существительные единственного числа могут употребляться для обозначения целого ряда предметов, при этом они приобретают обобщенный характер: Дополнениевторостепенный член предложения; Ель относится к отряду хвойных; Глаз является органом зрения и т. п. Названия растений, животных, рыб, птиц используются в естественнонаучных текстах почти исключительно в форме множественного числа.

Имя прилагательное

Для научного текстахарактерноупотребление кратких прилагательных для обозначения не временного признака (как в общелитературном языке), а постоянного: Третичные алкоголи изомерны; Клетки бедны протоплазмой; Газ легок; Белкисложны и т. п.

Имя числительное

Основные трудности при использовании числительных состоят в правильном оформлении разных форм числительных.

 

Местоимение

В научных текстах практически не употребляются личные местоимения 1-го и 2-го лица (я, мы, ты, вы). Исключение составляет так называемое авторское мы (Мы выбрали эту тему потому, что …; Мы рассматриваем…; Мы доказываем…; Мы считаем… и т. п.) и мы совокупности, как бы объединяющееавтора и того, к кому он обращается(Мы возьмем…; Мы рассмотрим…; Мы докажем…; Мы видим…).

 

à Типичной ошибкой студенческих работ является использование в научном тексте личного местоимения я ( Я рассмотрела…, Я доказал, Я считаю). Такие конструкциидолжны быть заменены конструкциями с местоимением мы или пассивным оборотом (Мы рассмотрели …, Нами рассмотрено …).

 

Для научных текстов весьма характерны местоимения, перешедшие в этот разряд слов из прилагательных и причастий: данный, известный, соответствующий, определенный и т. п.

Глагол

Широко используются формы настоящего времени глаголов для обозначения постоянного признака: Углерод составляет самую важную часть растения; Масло хорошо растворяется в алкоголе; Кислоты проводят электричество; Тридцать делится на два; Волга впадает в Каспийское море и т. п.

В научных текстах преобладают глаголы в форме 3-го лица (действует, считается, спрягается, понимают, происходи т и т. п.). Формы 2-го лица практически не используются. Форма 1-го лица употребляется редко и только во множественном числе. Такие формы часто используются без местоимения (Возьмем немного азотной кислоты…; Получим…; Рассмотрим этот факт подробнее…; Докажем, что …).

Союзы и союзные слова

Союзы и союзные слова используются для указания связей между элементами предложения и текста в целом. В научных текстах наиболее распространены такие средства связи, которые указывают на причинно-следственные, условные, уступительные, сопоставительные и подобные отношения, т. е. помогают выявить логику научного изложения (если…, то; поскольку…, постольку; потому; поэтому, в связи с тем, что…; откуда, отсюда, из чего, из этого следует, вытекает и т. п.); … хотя и…, но…; для того, чтобы…; несмотря на то, что...; как…, так и; не только, …но и; не столько…, сколько; если не…, то и др.

 

Предлоги

В научных текстах регулярно используются производные предлоги (в течение, в продолжение, в результате, по причине, в соответствии с …, в отличие от…, в связи с…, по отношению к… и др.). Нужно запомнить, какого падежа они требуют: благодаря чему ( не чего), согласно чему ( не чего), вопреки чему, вследствие чего, ввиду чего, (см. также с. 34-35).

 

Синтаксис

 

Общей особенностью синтаксиса научных текстов является то, что в них союзные предложения преобладают над бессоюзными, так как именно с помощью союзов отношения между частями предложения выражаются однозначно.

 

2.3.1. Согласование определения и определяемого слова

В научных текстах часто используются определения, которые служат для характеристики объекта. При этом существует проблема выбора правильной формы определения в зависимости от формы определяемого слова.

Приведем типичные примеры правильного согласования определения и определяемого слова (полужирным шрифтом выделены согласуемые слова):

1) вещество оксид серебра, рассмотренное в предыдущем параграфе…;

2) известный профессор В.А. Белошапкова, но профессор В.А. Белошапкова, известная трудами по синтаксису …;

3) два русск их писателя, три построенн ых предложения; но построенн ые три предложения;

4) две написанн ых главы / две написанн ые главы (при сущ. ж.р.);

5) изменяем ые существительное и прилагательное; поставленн ые цель и задачи; для изменяем ого существительного или прилагательного;

6) синтетический и аналитический подход ы; ни тот, ни другой вариант; первый и второй аргумент.

 

à Типичная ошибка встречается при использовании сложных предложений с придаточными определительными, присоединяемыми к главному предложению словом который, например:

Аналогичные результаты были получены в ходе эксперимента, которые подтвердили первоначальную гипотезу.

При правильном построении таких предложений слово который должно примыкать к определяемому слову, например:

Аналогичные результаты, которые были получены в ходе эксперимента, подтвердили первоначальную гипотезу.

Пассивные конструкции

Для синтаксиса научных текстов характерно широкое использование страдательных (пассивных конструкций): Нами было отмечено…; Нами показано…. Эти конструкции характеризуются тем, что в них на первый план выдвигается само действие, а не его производитель.

Распространены конструкции с возвратно-безличными формами глаголов: Нам представляется…; Нам казалось ….

Типичны для научного текста предложения с модальными словами (можно, нужно, надо, нельзя и др.) и инфинитивом, с безличными глаголами и словами категории состояния: Не нужно думать, что…; Можно предположить…; Принято считать….

à Подобные конструкции необходимы для придания изложению большей логичности, связности, демонстрации авторского отношения к описываемому вопросу.

Вводные слова и предложения

В научных текстах в первую очередь используются те вводные слова, которые характеризуют:

1) порядок следования частей (во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом, следовательно, стало быть и т. п.);

2) отношение автора к достоверности сообщаемого (по-видимому, вероятно, возможно, может быть, по предположению, безусловно, без всякого сомнения и т. п.);

3) источник рассматриваемого положения (согласно теории…, как утверждает…, как сказано в…, как отметил …, по нашему мнению, по мнению…, по …) и т. п.

В роли вводного в научных текстах широко используется слово далее, указывающее на логику мыслительного процесса.

 

à Использование вводных слов и предложений, как и пассивных конструкций, является одним из эффективных средств демонстрации логики рассуждения и выражения авторской позиции.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.