Периодизация развития личности по З. Фрейду — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Периодизация развития личности по З. Фрейду

2017-11-15 677
Периодизация развития личности по З. Фрейду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа — это тугой узел, который невозможно развязать, и 3. Фрейд — первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.

Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психоло­гических фактов, которые стали основой психологичес­кой системы. Два открытия 3. Фрейда — открытие бес­сознательного и открытие сексуального начала — состав­ляют основу теоретической концепции психоанализа.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сво­дятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3.Фрейд считал, что этот опыт оказы­вает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Невротические расстройства взрослых определяются детскими переживаниями.

В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней. Первоначально эта схема и была приложена к объ­яснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.

бессоз­нательное предсознательное сознательное
Источ­ником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, З.Фрейд считал бессознательное, насы­щенное сексуальной энергией. Фрейд обозначил ее термином «либидо». Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, кото­рые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые со­держатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вы­званного необходимостью подавлять сексуальные влече­ния.

Если делать акцент на бессознательности, то ребенок рассматривается как «бессознательный травматик». Травма рождения порождает страх смерти (резервуар тревоги), постепенно изменяющийся с возрастом, с получением других травм. Травма отнятия от груди, ревность к отцу и другим членам семьи, все это бессознательно, но чувствительно, особенно в острые моменты жизни. Осознав, можно многое преодолеть.

Нужно рассматривать ребенка как жертву внешних обстоятельств. У ребенка есть влечения к исполнению желаний, к удовольствию. Теория развития влечений: ребенок следует своим влечениям, а взрослый должен быть их хозяином (ребенок им подчиняется, а взрослый может ими владеть и управлять, т.е. здоровый человек может осуществить часть желаний, но часть желаний никогда не сможет осуществиться – должна подавляться, а больной невротик находится в тисках своих желаний).

Позднее в работах ««Я» и «Оно»», «По ту сторону удовольствия» 3. Фрейд предложил иную модель челове­ческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: «Оно» (ид), «Я» (эго) и «Сверх-Я» (супер-эго).

 

«Оно» -сексуальная энергия, телесные удовольствия «Я» -сознательная часть личности, на принципе реальности «Сверх-Я» -нормы и принципы общества
Наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи ирра­циональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия — первичному принципу человеческой жизни. «Оно» как биологическое начало «содержит страсти», иррационально и аморально. Побуждения, исходящие из «Оно», требуют немедленного и полного удовлетворения. Вторая инстанция «Я» принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Ориентируется «Я» на ограничения, налагае­мые внешним миром, и подчиняется принципу реальности. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора в возможности выполнения наших («оно») желаний. Если «Я» примет решение или со­вершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то оно испытает наказание в виде чувства вины, уко­ров совести.  

 

Жить по принципу реальности — значит знать, что кроме собственных потребностей существует внешний мир, и ждать, когда в нем создадутся необходимые условия для удовлетворения потребностей, терпеть отсрочку этого удов­летворения. Выход либидозной энергии тормозится, осуще­ствляется медленно и постепенно или направляется в дру­гое русло, приемлемое при сложившихся обстоятельствах.

Если «Оно» является воплощением страстей и влечений, то «Я» — разума и рассудительности. Однако, как подчерки­вает 3. Фрейд, «по отношению к «Оно» «Я» подобно всадни­ку, который должен обуздать превосходящую силу лоша­ди... Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает обыкновенно волю «Оно» в действие, как буд­то бы это было его собственной волей».

Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыно­симое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, субли­мация, реактивное образование. Эти механизмы действуют, начиная с фалической стадии (с 3 лет).

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания в бессознательное чувств, мыслей и стремлений к действию (смерть близеого человека).

Проекция — перенос на другое лицо своих аффек­тивных переживаний любви или ненависти (ребенок считает виновным в своем поведении не себя, а кого-то другого).

Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведе­ния или мышления (при рождении второго ребенка в семье, старший начинает вести себя как маленький, чтобы привлечь внимание родителей).

Сублимация — один из механизмов, благодаря которому запретная энергия пере­носится в виды деятельности, приемлемой для индивида и общества, в котором он живет.(испытав неудовлетворение, переносит энергию на действия, болагоприятные для окружающих и самого ребенка. Обиделся – ушел убираться в своей комнате).

Реактивное образование – чувства с одним знаком проявляются как чувства с другим. (Кого любишь, но не получаешь удовлетворения, начинаешь ненавидеть).

Структура личности, включающая три инстанции, форми­руется в онтогенезе постепенно. Рождаясь, ребенок имеет только «Оно» и живет по принципу удовольствия. Сталкиваясь с огра­ничениями и запретами, исходящими от окружающих его людей, ребенок развивается как личность — у него появляют­ся «Я» и «Сверх-Я». Таким образом, с одной стороны, человек с самого начала жизни находится в антагонистических отноше­ниях с обществом, общество давит на него, с другой сторо­ны, без этого давления невозможен личностный рост.

Сексуальные влечения, по 3. Фрейду, носят амбива­лентный характер. Существуют инстинкты жизни и смер­ти, следовательно, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции. «+» Эрос, бог любви «-» Танагог, бог смерти. Закон биполярности в развитии: в каждом явлении есть «+» и «-».

Личность, по 3. Фрейду — это взаимодействие вза­имно побуждающих и сдерживающих сил. В психоана­лизе изучаются природа этих сил и структуры, в соот­ветствии с которыми это взаимодействие осущес­твляется. Энергией жизненных поступков является энергия либидо (от лат. «желать», «хотеть»), которая находит разрядку в сексуальном поведении.

Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуаль­ность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ре­бенка — это ласки, прикосновения, поглаживания те­ла, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другие, без чего невозможна жизнь и что каждый мла­денец постоянно в той или иной мере получает от ма­тери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

В соответствии со своей сексуальной теорией психи­ки 3. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к влечению к удовольствиям как источнику развития, к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной энергии. При этом происходит дифференциация структур человеческой личности.

Динамика личности определяется действием инстинктов, действий, вызывающих телесное удовольствие. Структура влечений состоят из четырех компонентов:

· побуждение (потребность);

· цель (достигнутое удовлетворение);

· объект, с помощью которого цель может быть достиг­нута (для маленького ребенка – кормящая мать);

· орган тела, в котором побуждение возникает (эрогенная зона).

Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последова­тельность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии — это стадии гинеса психиче­ского течения жизни ребенка. В них отражено развитие инстанций «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними.

 

Возраст Стадия Эрогенная зона Какая потребность как удовлетворяется (либидонозные действия) Удовлетворяющий объект, органичения и формирующаяся инстанция Формирующиеся черты личности
до 1 года оральная стадия сли­зистая рта (ор) и губ В первом сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты «Оно»: ребенок иногда сосет в отсутствие пищи и даже со­сет свой большой палец. Эту стадию Фрейд называет аутоэротичной. Все желания удовлетворяются телом – сон, еда, тепло Во втором полугодии хочет еще и укусить грудь матери В первом полугодии «Оно» удовлетворяется матерью – первичный нарцисцизм Поскольку абсолютно все жела­ния младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознатель­ного, инстинктивного начала личности «Оно», в конце ста­дии появляется вторая инстанция — «Я». Принцип удовольствия вступает в конфликт с принципом реальности. Ребенок выделяет объект удовольствия. Как установить контакт с ним и иметь его? Ненасытность, жадность, требователь­ность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.
1—3 года анальная стадия слизистая оболочка кишечника, органы выделения На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сек­суальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Ребенок очень серьезно относится к своему внутреннему органическому содержимому. Гордо показывает содержимое горшка. Ребенок научается сдерживать свои побуждения. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развивается «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно», оп­ределяющим становится принцип реальности.. «Я» ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и дей­ствительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некото­рые запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном за­ложены авторитеты, влияние родителей и взрослых лю­дей, которые играют очень важную роль в качестве вос­питателей в жизни ребенка. скрытность, агрессивность; упрямство, накопительство, аккуратность, опрятность, пунктуальность; экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества — следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объ­ектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.
3—5 лет Фаллическая стадия (Эдипова) гениталии Характеризует высшую ступень детской сексуальности. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испыты­вать сексуальную привязанность к взрослым людям, маль­чики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комп­лекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и ин­тенсивного формирования «Сверх-Я». К концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформирова­ны и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль играет инстанция «Я».Она сохраняет па­мять прошлого, действует на осно-ве реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороть­ся на два фронта: против разрушительных принципов «Оно» и одновременно против. строгости «Сверх-Я». В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внеш­них опасностях. В этой борьбе механизмами защиты «Я» становятся вытеснение и сублимация.   По 3. Фрейду, са­мые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет; именно в это время формируются главные структуры личности, и зарождаются такие черты как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мыш­ление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.  
5—12 лет Латентная стадия Нет органа. Важнее эмоции и интеллектуальные удовольствия. Характеризуется сни­жением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо пере­носится на освоение общечеловеческого опыта, закреп­ленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношенийсо сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Сексуальное развитие ребенка как бы временно преры­вается. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются.   Детские сексуальные пе реживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.  
с 12 лет (до 18) Генитальная стадия Объединяются все эрогенные зоны, Появляется стремление к нормальному сексуальному об­щению, но это невозможно. Биологическое начало — «Оно» — усиливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты – аскетизм и интеллектуализация. Победа над собой – удовольствие для подростка. Спорт, закаливание, создание для себя трудных условий, их преодоление. В умственном плане переживает свои мечты и влечения. Однако осуществление нормального сексуального общения затруд­нено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или дру­гой из предыдущих стадий развития со всеми их особен­ностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть «эдипов комплекс», который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола.   Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллек­туализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.

Во второй половине оральной стадии, у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

Внутриутробное существование человека, по 3. Фрей­ду, в противоположность большинству животных, отно­сительно укорочено; на свет он появляется менее подго­товленным, чем они. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация «Я» и «Оно», повышаются опасности со стороны внешне­го мира и чрезмерно вырастает значение объекта, кото­рый один может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную внутриутробную жизнь. И этот объект — мать. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по пер­вому требованию удовлетворять все желания младенца, при наилучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Та­ким образом, в начале жизни различение между внутрен­ним и внешним, согласно взглядам 3. Фрейда, достигает­ся не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека. Возрастное развитие, его стадии, по 3. Фрейду, связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стиму­ляция которых вызывает удовольствие (отсюда — своеоб­разные названия возрастных этапов).

С появлением зубов, к сосанию добавляется укус, который придает дей­ствию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По 3. Фрейду, у новорожденного нет «Я». Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его «Оно». Инстанция «Я» — часть «Оно», модифицированного под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции «Я» связано с принципом «удовлетворение — отсутствие удовлетворения». Как только что отмечалось, первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испы­тывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть прежде всего отсутствие наслажде­ния. На этой стадии не существует еще инстанции «Сверх-Я», и «Я» ребенка находится в постоянном кон­фликте с «Оно»., Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы «замораживает» определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточного удовлетворе­ния своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.

Эти идеи 3. Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной воз­расту генетической задачи. Если она не решается, то ре­бенку гораздо труднее решать задачи следующего воз­растного периода. Лекции 25…

 

Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по 3. Фрейду, происходит с помощью механизма субли­мации, а развитие, которое происходит посредством ме­ханизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.

Описаны два наиболее ярких типа характера, форми­рующихся на этой стадии: психическая гомосексуаль­ность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомо­сексуальность не всегда рассматривают как грубое поло­вое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товари­щеской привязанностью, дружбой, общественной дея­тельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера — нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.

 

В чем же секрет огромного влияния 3. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней? Во-первых, это динамическая концепция развития, во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. По словам современных американских психологов Уотсона и Г. Лидгрена, З.Фрейд был впереди своего века и, подобно Ч.Дар­вину, разрушил узкие, ригидные границы здравого смыс­ла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.

«Необычайное развитие учения 3. Фрейда, — мы не ошибемся, если назовем этот успех необычайным, — пи­сал современник 3. Фрейда, Освальд Бюмке, — стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, по-ви­димому, так мало знала о действительных душевных переживаниях, что желающему узнать что-нибудь о «душевной жизни» подавала камень вместо хлеба». «Старая «мозаичная» экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жиз­ни и мало занималась их функциональным единством в реальной человеческой личности; она почти не из­учала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики», — писал А.Р. Лурия.

 

Л.С. Выготский так оценивает историю психоанали­за: «Идеи психоанализа родились из частных открытий в области неврозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемости ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности... Постепенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтиче­ского воздействия,.. было перенесено на ряд соседних областей — на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию... Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии:.. психологию искусства, этническую психологию... Сексуальность превратилась в метафизический принцип... Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского,.. - все это переодетый и за­маскированный пол, секс и ничего больше».

Л.С. Выготский показал полезное и ценное, что есть в психоанализе, и то, что в нем лишнее и вредное. Так, он писал: «Найденное Фрейдом решение... я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения». В России такие люди были: И.Д. Ер­маков, С.Н. Шпильрейн,В.Г. Шмидт и другие.

Лекции 30, Обухова 86 (Фрейд для госов)

10. 11.Проблема интеллектуального развития в концепции Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода. Факты Пиаже и их объяснение.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.