Учитель: Сергеева Лариса Ивановна — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Учитель: Сергеева Лариса Ивановна

2017-11-18 216
Учитель: Сергеева Лариса Ивановна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа

По литературе

В 5 классе

На 2010-2011 учебный год

Учитель: Сергеева Лариса Ивановна

Пояснительная запискА

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и учебника «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. В. Я. Коровина - М.: «Просвещение», 2010 г.».

 

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

 

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

· отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

· освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЯТЫЙ КЛАСС

Введение 1ч.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из литературы XIX века 49ч.

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности). Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений).

Из литературы XX века 29ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятель­ности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие пред­ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рас­сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи­сателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Примечание


Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:

К. – коммуникативная компетенция;

И.-К. – информационно-коммуникативная компетенция;

Я. – языковедческая (языковая и лингвистическая);

КУЛЬТ. – культуроведческая компетенция;

Р. – рефлексивная компетенция.


№ п/п Система уроков Дидактическая модель обучения Педагогические средства, формы Вид деятельности учащихся Планируемый результат и уровень освоения Информационно-методическое обеспечение РК Дом. задание Дата проведения
Тема Цель план факт
                       
 
  Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах Объяснительно-иллюстративная Рассказ, работа с книгой, опорные записи Групповая: вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки. Индивидуальная: написать рассказ по пословице Базовый: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии (И.-К.). Продвинутый уровень: Создание связного текста на необходимую тему (Я.) Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Методические советы. (М.: Просвещение, 2001)   C.5-6 3.09.  
Устное народное творчество
  Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. Чувашские пословицы и загадки Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности загадок и считалок Репродуктивная Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.). Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.) В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество. (Л.: Просвещение, 1983) Чувашские пословицы и загадки c. 8, придумать загадку, считалку, нарисовать иллюстрацию 6.09.  
  4-5 Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика Расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Показать способы построения народной сказки Поисковая Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.). Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.) Афанасьев. Народные русские сказки Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс Чувашские народные сказки Подг. пересказ, ответить на вопросы 7.09.   10.09.   13.09.  
6-7 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Си­стема образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки. Совершенствовать навыки пересказа и речи Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.). Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.) Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Кн. для учителя. (М., 2002)   Подг. Пересказ, выполнить задание на с. 39, инд. задания 14.09.     17.09.  
  Сказки о животных. «Журавль. и цапля». Народное представление о справедливости. Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках Показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках, развивать навыки пересказа, монологической речи Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций Групповая: вспомнить любимые сказки Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.). Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс Чувашские бытовые сказки и сказки о животных С. 42-44, отв. на вопросы, нарисовать иллюстрации 20.09  
  УВЧ Сказки народов мира. Чувашские народные сказки Поддерживать интерес учащихся к сказкам народов мира, развивать навыки пересказа, анализа текста Поисковая Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.). Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.) Афанасьев. Народные русские сказки. Сказки народов мира Чувашские народные сказки Читать русские народные сказки 21.09  
  Р. р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках» Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы “Русские народные сказки” Урок-путешествие Проблемные задания. Детские иллюстрации. Выставка книг Работа по группам: творческое чтение, задания Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.). Продвинутый: использовать приобретенные знания для создания своих сказок (Р., Я.) Е. Мордес. Искать, пробовать, обучать. 2002   Написать сочинение 24.09  
Из древнерусской литературы
11-12 Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи Познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи Объяснительно-иллюстративная Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации А. Иванова Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов Базовый: знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы (И.-К.). Продвинутый: знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений (Р., Я.) Энциклопедия для детей. Т. 9. (М.: Аванта+, 1998)   Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Обогащаем устную речь». С.50 27.09     28.09  
Из русской литературы XVIII века
  В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы Познакомить с детством, юностью и литературной деятельностью М.В. Ломоносова, дать понятие о вкладе Ломоносова в науку и литературу, показать юмористический характер стихотворения, дать понятие о родах и жанрах литературы Объяснительно-иллюстративная Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Работа по группам: творческое чтение, задания Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.). Продвинутый: иметь понятие о родах и жанрах литературы (Р., Я.) Портрет Ломоносова, репродукции мозаик, сборники стихов   Отв. на вопросы 1.10.  
  Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) Познакомить с истоками басенного жанра Проблемное изложение Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями Базовый: познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века (К.). Продвинутый: знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена. (И.-К.) Сборники басен Крылова, иллюстрации, презентация Басни чувашских писателей Читать о Крылове, отв. на вопросы 4.10.  
Русская литература XIX века
  И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Понятие об аллегории и морали Дать понятие о басне. Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова Проблемное изложение Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации к басням Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями Базовый: знатьспецифику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль (Л.-К.). Продвинутый: владеть навыком объяснения смысла морали (Я., Р.) Углубленный: уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях (КУЛЬТ.) Сборники басен Крылова, иллюстрации, презентация   Подг. инсценир. басни, отв. на вопросы 5.10.  
  И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали Рецептивная: творческая:; поисковая: Рецептивная: Устное словесное рисование, инсценирование, комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; исследователь- ская: анализ текста, сопос- тавление с басней Эзопа «Ворон и Лисица» Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями Понимать,что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов; знатьтворческую историю басни, понимать ее драма Русский язык: словарная работа (невежа, невежда). ИЗО:иллюстрации художников Г. Куприянова, Е.Рачева:»: ИЗО: иллюстрация художника А. Лаптева.   Выразительное чтение басен (одну из них наизусть); нарисовать иллюстрации к басне; 8.10.  
  Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни Художественные особенности басни: при- сутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц Продуктивная, творческая: Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен Индивидуальная: выразительное чтение Знать художественные особенности басни; уметьна основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр Русский язык: словарная работа (мораль, алле-гория, басня, тип речи повествование)   Создание басни (черновой вариант), Оформить басню письменно 11.10.  
  УВЧ Басни И. А. Крылова                 12.10.  
  В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки Познакомить с творчеством писателя, понятием “литературная сказка” Объяснительно-иллюстративная Беседа, работа с книгой, иллюстрации Индивидуальная: выразительное чтение сказки Базовый: знатьотличие литературной сказки от народной (К.). Продвинутый: знать и уметь приводить примеры антитезы (И.-К., Я.) Презентация     15.10.  
20-21 В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады Познакомить с жанром баллады Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая Рассказ, беседа, проблемные задания Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций Базовый: знать особенности жанра баллады (К.). Продвинутый: уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского (Я.). Углубленный: уметь определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными (И.-К.) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс   Подг. выразительное чтение баллады, выучить отрывок наизусть 18.10. 19.10.  
  А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Совершенствовать навыки выразительного чтения Репродуктивный Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов Групповая: сообщения о детских и лицейских годах А. С. Пушкина. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть пролога Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” (Л.-К.). Продвинутый: знать содержание и понимать идею поэмы “Руслан и Людмила” (Я.) Учебный в/ф “Мой Пушкин”. Отрывок из х/ф “Руслан и Людмила”   Подг. выразит. чтение 22.10.  
  23-25   А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки   Рассказать об истоках рождения пушкинской сказки, выявить систему образов сказки, развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа Базовый: знать содержание сказки   Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского Индивидуальная: уметь сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского Русский язык: словарная работа Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс     Подг. выразительное чтение, выучить отрывок наизусть, отв. на вопросы (с.109-110)   25.10.   26.10.  
        Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Р. р. Обучение домашнему сочинению по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина Уточнить и систематизировать знания по сказкам А. С. Пушкина Исследовательская Самостоятельное планирование и проведение исследования Индивидуальная: раскрыть одну из тем: – Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок). – В чем превосходство царевны над царицей? – Что помогло Елисею в поисках невесты?   Базовый: обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.). Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.) Сборники литературных и народных сказок Мультимедийная презентация   Написать сочинение 29.10.     8.11.  
  Тестирование Контроль знаний учащихся Репродуктивный Самостоятельн

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.